ВНИМАНИЕ! Домен elegos.ru закрыт. Наш сайт перенаправлен на адрес
https://oleg-pogudin.elegos.su (изменение в адресе .RU на .SU). Потребуется заново авторизоваться. При проблемах пишите на e-mail администрации infolab@list.ru
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
Память Свт. Игнатия (Брянчанинова)
Юрий_ЕрмолаевДата: Среда, 13.05.2009, 19:12 | Сообщение # 1
Учредитель клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 723
Статус: Offline
13 мая - день памяти Свт. Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского (1807-1867)

Тропарь, глас 8 (память 30 апреля/13 мая):

Православия поборниче, покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, / архиереев богодухновенное украшение, / монашествующих славо и похвало, / писаньми твоими вся ны уцеломудрил еси, / цевнице духовная, Игнатие богомудре, / моли Слова Христа Бога, Егоже носил еси в сердце твоем, / даровати нам прежде конца покаяние.



Из жизнеописаний

Святитель Игнатий (Брянчанинов Димитрий Александрович) родился 5 февраля 1807 г. в с.Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии в родовом имении. Его отец, Александр Семенович, принадлежал к старинной дворянской фамилии, родоначальником которой согласно семейному преданию являлся боярин Михаил Бренко, оруженосец великого князя Димитрия Донского. Мать, София Афанасьевна, была образованной интеллигентной женщиной, которая, рано выйдя замуж, всецело посвятила себя семье. Очень способный и не по годам серьезный отрок Димитрий получил прекрасное домашнее воспитание, а затем продолжил учебу в столице. В 1826 г. он окончил Петербургское Главное инженерное училище в чине инженер-прапорщика.

Будучи принят во многих великосветских домах, юный Брянчанинов был везде любимым чтецом и декламатором, а своими литературно-поэтическими дарованиями он приобрел благосклонное внимание А.С.Пушкина, И.А.Крылова, К.Н.Батюшкова и Н.И.Гнедича. Но не к мирским развлечениям, а к молитве, пребыванию в храме Божием и аскетическим трудам стремился юноша. Под руководством иноков Валаамского подворья и Александро-Невской лавры он начал читать творения Святых Отцов, которые укрепили в нем желание посвятить себя монастырской жизни. И несмотря на препятствия со стороны родителей, начальства и самого Императора Николая I, он отказался от блестящей светской карьеры, уготованной ему происхождением, образованием и личными способностями. Уже в 1827 г., уволившись от воинской службы по состоянию здоровья, юный искатель истинного монашества начал свое странствие по российским монастырям.

Желая найти место, удобное для иноческих подвигов, он отправился в Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии к будущему знаменитому Оптинскому старцу иеромонаху Леониду; затем около 4-х лет проходил различные послушания в Площанской пустыни Орловской губернии, в Оптиной Введенской пустыни, в Кирилло-Новоезерском монастыре, в Семигородной пустыни и Глушицком Дионисиевом монастыре. Годы, проведенные в различных монастырях, физические и моральные испытания обогатили его духовной мудростью, укрепили его преданность воле Божией.

В 1831 г. в кафедральном Воскресенском соборе г.Вологды послушник Димитрий был пострижен в монашество с наречением имени Игнатий, в честь священномученика Игнатия Богоносца. Затем он был рукоположен во иеромонаха и назначен строителем Пельшемского Лопотова монастыря. В 1833 г. он был возведен в сан игумена, а уже в начале следующего года — в сан архимандрита. В 1834-1857 гг. архимандрит Игнатий — настоятель Свято-Троицкой Сергиевой пустыни Санкт-Петербургской епархии, одновременно с 1838 г. — благочинный всех епархиальных монастырей. В сильно запущенной обители ему пришлось заново перестраивать храмы, корпуса, заводить сельское хозяйство; он упорядочил богослужение, создал прекрасный хор. Из уважения к настоятелю в повышении музыкальной культуры братского хора принимали участие такие известные церковные и светские композиторы и дирижеры, как П.И.Турчанинов, М.И.Глинка, А.Ф.Львов. Имя архимандрита Игнатия знали во всех слоях общества. Он встречался или переписывался со многими известными духовными и светскими лицами, в числе которых — Оптинский старец прп. Макарий, свт. Феофан Затворник, свт. Филарет Московский, писатель Н.В.Гоголь, адмирал Нахимов, художник К.П.Брюллов, другие деятели культуры, Церкви и государства. Всего известно более 800 писем, в которых с особенной живостью раскрываются такие качества его души, как необычайная благостность, духовная рассудительность, глубокое и правильное понимание жизни.

В пустыни отец Игнатий совмещал почти несовместимые должности: он был для братии монастыря прекрасным настоятелем, умелым администратором и в то же время глубоко чувствующим пастырем-духовником, обладавшим особым свойством видеть состояние души пасомых. Служение живым словом было его основным занятием, которому он отдавал все свои силы. Несмотря на обилие обязанностей, он в душе всегда оставался аскетом; умел при любых внешних условиях жизни сохранять внутреннюю сосредоточенность, непрестанно совершать Иисусову молитву. В Сергиевой пустыни святитель, несмотря на крайнюю занятость, написал и значительную часть своих замечательных духовных произведений — «Аскетические опыты» (первые 3 тома сочинений).

В 1857 г. в Казанском соборе Санкт-Петербурга архимандрит Игнатий был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского и в 1858 г. занял пустующую кафедру в г.Ставрополе. Совершая архипастырское окормление недавно открытой и весьма неустроенной епархии, владыка Игнатий своим мудрым управлением, неустанной проповедью и миротворческой деятельностью среди воинственного кавказского населения возделал добрую духовную почву и посеял семена истинного благочестия и христианского подвига, хотя увидеть плоды рук своих ему не довелось. Из пастырских наставлений епископа Игнатия, произнесенных на Кавказе, составлен 4-й том его сочинений — «Аскетическая проповедь». Но уже в 1861 г. из-за тяжких болезней владыка удалился на покой в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии, где и жил до своей блаженной кончины, последовавшей в 1867 г. Здесь епископ Игнатий написал «Приношение современному монашеству» и «Отечник» (5-й и 6-й т.т. сочинений), а также сам подготовил к печати свои труды, за исключением последнего тома, не увидевшего свет при жизни автора.

По свидетельствам очевидцев, отпевание усопшего старца, совершенное по Пасхальному чину, скорее походило на торжество, чем на прощание; на погребении присутствовало около 5 тыс. человек. Впоследствии были отмечены посмертные явления епископа Игнатия своим духовным чадам, сопровождавшиеся неописуемым светом и дивным тысячеголосным небесным пением; слова этих ангельских песнопений были записаны и сохранены, после канонизации они стали тропарем святителю.

Духовные сочинения святителя Игнатия — это не плод размышлений богослова-теоретика, а живой опыт деятельного подвижника, созидавшего свою духовную жизнь на основе Священного Писания и нравственного аскетического Предания Православной Церкви. Творения святителя имеют печать благодатной помазанности. В них излагается учение Святых Отцов о христианской жизни, примененное к требованиям современности, и в этом — их важная особенность и достоинство. Богословское наследие святителя Игнатия было принято современными ему читателями с большой любовью и благодарностью. И в настоящее время он является одним из лучших духовных руководителей, примером того, как в жизненном водовороте человек может сохранить верность Христу, возгревая постоянно в сердце своем огонь любви и преданности Богу. Святитель Игнатий уже ясно видел тот процесс апостасии (отступления от истинного богопочитания) и духовного разложения, который сегодня усугубился до крайней степени. Поэтому деятельное познание духовного наследия многоопытного подвижника так важно в наше время.

За свою подвижническую жизнь, за многочисленные аскетические сочинения и наставнические письма преосвященный Игнатий уже вскоре после кончины удостоился молитвенного народного почитания, в том числе и за пределами России. А в 1000-летний юбилей Крещения Руси, в 1988 г. святитель Игнатий был торжественно прославлен в сонме святых. Он канонизирован за святость жизни, которая раскрывается в его творениях, написанных в духе подлинного православного святоотеческого Предания. Честные мощи его перенесены в Ярославский Толгский монастырь для благоговейного почитания.

Прикрепления: 4965019.jpg (48.9 Kb)
 
Юрий_ЕрмолаевДата: Среда, 13.05.2009, 19:17 | Сообщение # 2
Учредитель клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 723
Статус: Offline

Образцы духовной поэзии святителя Игнатия

К земному страннику

О путешественник земной! проснись от сна:
Твоя сума грехов, одних грехов полна;
Ты погружен, как в сон глубокий, в нераденье.
Престань напрасно жизнь — бесценный дар — мотать!
Не то придет к тебе внезапно смерть — как тать...
А в вечности вратах — ужасно пробужденье!

15 декабря 1848 г.
(ГПБ, Ф. 1, 1520, с. 280, 282)

Совет душе моей

Какой подам душе совет,
Когда Христос — от Света Свет,
Советует скорбей терпенье,
Чтоб в горнее достичь селенье!

Плотская сласть, земная честь
И тленного богатства лесть,
Пленяющие человека,
Пребудут ли при нем в век века?
Приходит смерть: ее коса
Лицеприятия не знает;
Равно под нею упадет
Власть, сила, гений и краса.
Бедняк забвенный — вот лежит
Близ богача или героя,
И червь, во тьме могильной роя,
Главу надменного смирит!
Душа, душа! Прими совет!
Вне стезь Его спасенья нет!
Укрась себя постом, слезами,
Молитвой, многими скорбями.
В святый Божественный Чертог,
В светлейшую обитель Рая
Ты вступишь, радуясь, играя!
Там ждет тебя с наградой — Бог!

(ГПБ, Ф. 1, 1520, с. 87-88)

Жалоба

Для страждущей души моей
Искал я на земли врачей,
Искал я помощи, отрады:
Моим болезням были рады.

Надежда тщетна на друзей
Моих минувших счастья дней:
Они со мною пировали —
И отдаль встали в дни печали.
Не утушит тоски вино!
Напрасно сердцу утешенье
Искать среди самозабвенья:
Грустней пробудится оно.
И в развлеченьи нет отрады!
Нет прочной в нем тоске преграды:
Еще веселья слышен шум.
А грусть, как ночь, туманит ум.
Испытан я судьбой, врагами,
Изранен многими стрелами:
Пытали клеветой меня.
Предательством был мучен я.
И долго, долго я томился...
Но наконец сквозь толщу туч,
Сквозь мрак суждений мира луч,
Луч света радостный пробился.
Прозрел я, ожил. Оживленный,
Святою верой просвещенный,
Спокойно совершаю путь,
Которым к вечности идут.

(ГПБ, Ф. 1, 1520, с. 280, 282)

«Убили сердце...»

Здесь все мне враждебно, все смерти тлетворным дыханием дышит:
Пронзительный ветер, тяжелые воды, пары из болота,
Измены погоды и вечно пасмурно-грозящее небо.
Как бледен луч солнечный, Бельта повитый туманом и мглою!
Не греет он, — жжет!.. Не люблю, не люблю я сиянья без жизни!
Сражен я недугом, окован как цепью, к одру им прикован,
Им в келлии заперт. Затворник невольный, влачу дни ко гробу.
А сердце мое?.. Ах! убили его!.. Оно жило доселе,
Страданьями жило, но жило. Теперь — тишина в нем могилы.
Его отверзал я с любовью и верой, открытой всем ближним.
Вонзили мне в сердце кинжалы; и были кинжалы наградой
За дружбу, за слово прямое, за жизнь, принесенную в жертву!..
Уйду я, убитый, уйду от людей я в безвестность пустыни!..
Я вижу, что людям приятно и нужно: им нужны лесть, подлость,
Тщеславие, чуждое истинной славы. Забыли, что слава — от Бога,
От совести чистой. Но Бог им не нужен, и совесть — им бремя;
Не нужны им в слуги наперсники правды с общественной пользы желаньем:
Им нужны рабы — орудья их воли развратной...
Уйду от людей и в глубокой пустыне предамся рыданьям:
Там в пищу мне будут лишь стоны, и слезы — напитком.
Оплачу себя, мое сердце убитое, мiр, в зло погруженный, —
И сниду в могилу печальный, в надежде отрады на небе.

Прикрепления: 5749103.jpg (89.1 Kb)
 
Юрий_ЕрмолаевДата: Среда, 13.05.2009, 19:20 | Сообщение # 3
Учредитель клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 723
Статус: Offline

Икона Свт. Игнатия с житием в Приморской Сергиевой пустыни (Стрельна)

Еще из духовных произведений святителя Игнатия

Молитва преследуемого человеками

Благодарю Тебя, Господь и Бог мой, за все совершившееся надо мною! Благодарю Тебя за все скорби и искушения, которые посылал Ты мне для очищения оскверненных грехами, для исцеления изъязвленных грехами, моих души и тела!

Помилуй и спаси те орудия, которые Ты употреблял для моего врачевания: тех людей, которые наносили мне оскорбления. Благослови их в этом и будущем веке! Вмени им в добродетели то, что они делали для меня! Назначь им из вечных Твоих сокровищ обильные награды.

Что ж я приносил Тебе? Какие благоугодные жертвы? — Я приносил одни грехи, одни нарушения Твоих Божественнейших заповеданий. Прости, меня, Господи, прости виновного пред Тобою и пред человеками! Прости безответного! Даруй мне увериться и искренне сознаться, что я грешник! Даруй мне отвергнуть лукавые оправдания! Даруй мне покаяние! Даруй мне сокрушение сердца! Даруй мне кротость и смирение! Даруй любовь к ближним, любовь непорочную, одинаковую ко всем, и утешающим и оскорбляющим меня! Даруй мне терпение во всех скорбях моих! Умертви меня для мiра! Отъими от меня мою греховную волю, и насади в сердце мое Твою святую волю, да творю ее единую и делами, и словами и помышлениями, и чувствованиями моими.

Тебе за все подобает слава! Тебе единому принадлежит слава! Мое единственное достояние — стыдение лица и молчание уст. Предстоя страшному суду Твоему в убогой молитве моей, не обретаю в себе ни единого доброго дела, ни единого достоинства, и предстою, лишь объятый отовсюду бесчисленным множеством грехов моих, как бы густым облаком и мглою, с единым утешением в душе моей: с упованием на неограниченную милость и благость Твою. Аминь.

(Собрание соч., Аскетические опыты, т. I).

Состояние духовенства и мирян того времени

(Письмо Преосвященному Леониду, епископу Дмитровскому)

Преосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! С сердечною радостию и благодарностию прочитал я письмо Ваше от 25-го мая, письмо уже Епископа, и пожелал Вам из глубины души моей, всею полнотою моего желания, истинных и вечных благ и даров, свойственных истинным рабам и ученикам Христовым. Благодарю Вас и за святую икону, которая будет мне постоянно напоминать о Вас. Не прерывайте любви Вашей ко мне: я странствую по пути земной жизни весьма одиноко.

Ныне очень трудно найти истинного слугу Божия, хотя по наружности никакое время не обиловало так в слугах Божиих, как обилует наше время, провозглашающее о своей положительности (1 Сол. 5, 3). Есть много ведущих Бога и угодных Богу по свидетельству человеческому, но трудно найти засвидетельствованного Богом Боговедца и Богочтеца. Свидетельство Божие ясно, как солнце, но мiр слеп и не видит свидетельства Божия; не видя свидетельства Божия, он заменяет свидетельство Божие свидетельством своим и мнит удовлетворяться. Как хорошо поступали наши древние Отцы Церкви Православной! Они, обучившись наукам человеческим, воспринимали на себя иго Христово и на поприще самоотвержения, под руководством Креста Христова, научались Божественной Премудрости, и соделывалась для них человеческая ученость уничиженною рабою, которую они употребляли в услужение Божественной Премудрости для преподавания этой Премудрости своим ближним.

Книжник, научившийся Царствию Небесному, может износить из себя и ветхое и новое, покорив ветхое новому и приспособив к нему; а ненаучившийся, очевидно, может износить только одно ветхое, которое есть смерть и вражда на Бога, которое производит и на ближних свойственное себе впечатление, хотя бы и говорило им о Боге, хотя бы и чесало слух души, возбуждая в ней тончайшее прелюбодейное движение страстей, признаваемое многими за действие благодати. Спаси нас, Господи! Гибнем от себя, возлюбив собственные свои учения и отвергнув или мало ценя учение, ниспосланное нам Богом.

В настоящее время совершаю путешествие по западной половине моей Епархии, по Черноморию, не так растленному, как другие места. Но и сюда проникло Европейское просвещение с блудом своим, а о казенных крестьянах и говорить нечего. Чиновники у них голые и голодные, кончили курс в разных университетах, веруют, кажется, в одни деньги; на корне зла вырастают все ветви зла. Что из этого будет? — По всей вероятности такие, кончившие курс в университетах, вскорости сделаются правителями и руководителями всего простого народа. Вот Вам результаты, весьма скромно высказанные, практических взглядов на русскую землю.

Поручая себя снова Вашей Отеческой и братской любви, прося Ваших Святых молитв, с чувствами отличного уважения и совершенной преданности имею честь быть Вашего Преосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца покорнейшим послушником.

Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский. Тамань.
Ок. 1858 г. (Из собрания писем, составленного игуменом Марком (Лозинским) в 1967 г.: письмо 14).

Прикрепления: 8161219.jpg (195.9 Kb)
 
Лера_ГородоваДата: Пятница, 03.06.2016, 16:52 | Сообщение # 4
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1
Статус: Offline
Без безчестий - нам не спастись.

В церкви, когда найдете нужным сесть, садитесь, потому что Бог внимает не тому, кто сидит или стоит, а тому, чей ум устремлен к Нему с должным благоговением. Стремление к Богу, благоговение пред Богом и страх Божий приобретаются вниманием к себе.

Вера ослабляется упованием на свой разум, неискренностию и самолюбием.

Возненавидь ненавистную Богу праздность, возлюби возлюбленный Богу труд, но души твоей не расслабляй пустою заботливостью, всегда бесполезною и излишнею.

Все поступки наши по отношению к ближнему, и добрые и злые, Господь будет судить, как бы они были сделаны относительно Его Самого.

Господь являет милость Свою к рабам Своим не в земном благополучии, а в земных скорбях.

Грехи, по-видимому ничтожные, но пренебрегаемые, не врачуемые покаянием, приводят к грехам, более тяжким, а от невнимательной жизни зарождается в сердце гордость.

Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку: то ты – в горестном самообольщении.

Жизнь наша коротка. Что в ней ни приобретешь – все должно оставить при входе в вечность. Одно благо, которое пойдет с нами туда: любовь к Богу и любовь ради Бога к ближнему.

Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного Врача — Евангелие.

Исполнение заповедей Спасителя – единственный признак любви к Богу, принимаемый Спасителем.

Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог.

Когда не можете сохраниться от шумнаго общества, то старайтесь сохраниться от многословия и излишних шуток, а когда и от сего не сохранитесь, то умывайтесь в покаянии.

Кроме пути покаяния нет другой стези, возвращающей ко спасению.

Кто нарушил верность Богу впадением в грех, — восстанови эту верность, докажи ее борьбою с грехом, свержением с себя чрез победу цепей, тех цепей, которыми оковывает грех своих пленников, которые удерживают пленников греха в насильственной работе ему.

Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно: тот этим самым отвергает истолкование его святыми Отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом; тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание.

На ближних сильнее действует молитва о них, нежели слово к ним: потому что молитва вводит в действие Самого всесильного Бога, и Бог творит с созданием Своим все, что Ему благоугодно.

Не гоняйся за количеством молитвословий, а за качеством их, то есть чтоб они произносимы были со вниманием и страхом Божиим.

Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся; Он, Премилосердый, и на не просящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу.

Молитва — причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть.

Новоначальным должно заниматься молитвою понемногу, но часто, чтоб сохранить вкус к молитве и не произвести в уме утомления, от которого происходит оставление молитвы.

другие цитаты - http://брянчанинов.рф/citaty.shtml
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Елена_Фёдорова | Стелла | Тамара_Капунина | scoreapyfreence
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | Нина_Данова | НинаПодгорнова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | Evgeniakana | Наталья_Гончарова | Мариша | Маятская_Светлана | Romma | Василий_Рузаков | Елена_З | Мария_Егоровa | Владимир_ | Анастасия_П
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2024Используются технологии uCoz