Духовник
| |
Надежда | Дата: Среда, 13.05.2009, 00:21 | Сообщение # 1 |
Группа: Удаленные
| Те, у кого есть духовник! Поделитесь, пожалуйста, если можете, как вы его обрели. Я имею ввиду, это сложилось, как будто, само собой, или вы просились в духовные чада? У нас в храме 9 священников, кроме настоятеля . На исповедь попадаю к разным священникам. Это, честно говоря, расслабляет. Потому что по немощи человеческой грехи, бывает, повторяются. Удержаться же от повторного совершения греха, по-моему, легче, когда знаешь, что каяться в нём будешь перед тем же священником, что и в прошлый раз. Понятно, что упал - вставай, снова упал - снова вставай, и так - до конца дней, но меньше, наверное, падений будет, когда есть духовный отец. Внутренний голос, правда, говорит, что все должно как-то само устроиться, и напрямик проситься в духовные чада не надо.
|
|
| |
Юрий_Ермолаев | Дата: Среда, 13.05.2009, 17:08 | Сообщение # 2 |
Учредитель клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 723
Статус: Offline
| Надежда, я выскажу сугубо свое личное мнение, может быть, не общепринятое, но оно основано на многолетних наблюдениях за нашей приходской действительностью... Вообще-то, "проситься в духовные чада", не собираясь принимать монашество и вести в дальнейшем строгую жизнь, всецело посвященную Богу - это, на мой взгляд, граничит с какими-то ролевыми играми, в которые втягиваются многие прихожане - а с ними и батюшки. Для мирян этого не рекомендовал никто из серьезных духоносных отцов. Вот Свт. Игнатий (Брянчанинов), например, которого трудно заподозрить в незнании аскетики, духовной жизни и способов духовного руководства, прямо предостерегал от того, чтобы мирянам слишком сближаться с лицами духовного звания. "Говори на исповеди духовнику только грехи свои, и довольно" - писал он. Сейчас стало модным исповедь у батюшек (нередко - при всем их пастырском опыте - все же не готовых глубоко вникать во все личные проблемы каждого приходящего человека и брать на себя ответственность за их решение) превращать в нечто напоминающее сеанс психоанализа. С подробным разбором психологических моментов своей жизни, а нередко и чисто бытовых вопросов. При этом люди, практикующие подобное, искренне убеждены, что именно они ведут настоящую духовную жизнь, "слушаются" во всем своего "духовного отца" и т.п. - прямо по образцу отношений между древними подвижниками, аввами-пустынниками, и их учениками. Не стоит себя обманывать: современный человек в подавляющем большинстве случаев не способен к этому. Причем не способны обе стороны - и прихожане, и священники. Первые по своему образу жизни и отдаленности от храма, от духовника, не имеют возможности упражняться в непрерывном совершенном отсечении своей воли, послушании, исповедании не только грехов, но и самих помыслов, да и не готовы к подобным отношениям. Вторые чаще всего не имеют ни достаточного собственного опыта борьбы со страстями, чтобы помочь другим, ни даже времени, чтобы как-то это практически устроить. Да и не является подобный стиль духовной жизни обязательным или нужным всем. Кто чувствует настоящее призвание к чему-то подобному, рано или поздно решится отречься от мира, всех мирских интересов, дел, обязанностей, хлопот, от семейной жизни, своего имущества, самой своей воли - и будет стремиться к монашеству. Хотя даже и в монастырях в наше время нелегко обрести подлинное духовное руководство, но все же надо понимать: в полном смысле слова отношения "духовный отец - духовные чада" в принципе возможны ТОЛЬКО в монашестве. Мирянам же совершенно достаточно участия в общих церковных службах и таинствах, если они искренне стараются исполнять заповеди жизни христианина в отношениях со всеми людьми. Исповедь мирянина предназначена не для обстоятельных разговоров со священником, и тем более, не для попыток взвалить на себя несвойственное мирскому человеку "послушничество" (ну несерьезно ведь: 99% всех поступков ежеминутно совершаем по своей воле, а за остальным - бежим к батюшке "благословляться"...) Если внимательно послушать молитву священника перед исповедью, или почитать требник, то обнаружатся такие слова: "Азъ же только свидетель есмь..." - говорит батюшка, подчеркивая, что исповедуемся мы Богу, а не человеку. Священник лишь присутствует при этом событии, при необходимости - помогает, и читает о кающемся разрешительную молитву. Исповедь одинаково действительна и действенна у ЛЮБОГО священника, если только он принадлежит к Православной Церкви и не находится под церковным судом или запрещением. И для того, чтобы прихожане не искажали смысл исповеди, не приучали себя "ходить к определенному батюшке" (потому что нашли в нем какой-то чисто душевный отклик к себе - но вовсе не духовную пользу!), при подготовке к исповеди не учитывали, кому они будут что-то о себе говорить (а как он отнесется? а как бы мне получше сформулировать именно для него?) - я считаю, даже полезно время от времени приходить на службу в разные храмы, исповедоваться у разных священников, привыкнуть не бояться незнакомых и установленных ими местных "порядков". Наша Церковь едина, в духовном отношении таинства одинаковы везде. А наши душевно-плотские стремления к некоему комфорту во время исповеди на самом деле не являются сколько-нибудь ценными для нас. На исповеди мы ведь просто НАЗЫВАЕМ свои грехи, и все. Священник молится, чтобы мы были от них избавлены. Остальное (и главное) делает Господь. Хорошо, если священник нам помогает или дает советы на будущее - но это вовсе не обязательно. Смысл и ценность исповеди не в этом. Даже если он ни слова не скажет, кроме разрешительной молитвы, мы не получим меньше пользы, чем если бы он нас часами просвещал и наставлял. Хороший совет можно иногда получить и у мирянина или простого монаха, особенно пожилого годами и опытного в церковной жизни. А совершить абсолютно законную исповедь может и вчера рукоположенный юноша, которому еще нечего сказать людям, либо его слова не стоит пока принимать слишком всерьез, в лучшем случае они - из тех же книг, что можно прочесть и самим... Так что, по моему личному мнению (повторяю, оно не общепринятое), нет никакой необходимости проситься в духовные чада, страдать от отсутствия духовного отца, бегать между духовниками и выбирать, кто "лучше"... Если кому действительно нужен духовный руководитель, можно молиться, чтобы Господь его Сам послал. У Него есть для этого способы, которых мы не знаем. Или открыл, как самим найти. Или вразумил, как у нас обстоит с потребностью в духовном отце на самом деле. Еще: неправильно рассчитывать, что Quote (Надежда) Удержаться же от повторного совершения греха, по-моему, легче, когда знаешь, что каяться в нём будешь перед тем же священником, что и в прошлый раз. Это рассуждение основано на том, что Вы предполагаете, будто батюшка помнит все Ваши прошлые грехи и Вам совестно, что Вы их ему повторяете опять. Но это неправильно сразу по двум причинам: чисто бытовой и духовной. Первая заключается в том, что у священника исповедуются сотни разных людей, и запоминать все их грехи и кто сколько раз в чем каялся ему несколько затруднительно... А вторая еще серьезнее: по самому смыслу исповеди прощенный грех вообще уничтожается из нашего мира, его больше не существует. Нигде и ни в каком виде! Если Вы или священник о нем продолжаете помнить, значит, что-то не в порядке с самой исповедью, что-то неправильно. Или Вы сами не до конца верите в возможности исповеди - а тогда и она не действует в полной мере (может, потому и грехи повторяются). Есть древняя притча об этом, очень выразительная, могу как-нибудь поискать...
|
|
| |
Инга | Дата: Среда, 13.05.2009, 19:49 | Сообщение # 3 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 12
Статус: Offline
| Юрий,Ваше мнение заставило меня задуматься. Два года назад я сменила место жительства и особенно тяжело переносила то,что пришлось покинуть храм,в котором я крестилась и в который каждое воскресение шла с радостью.Священник там -один,и всех постоянных прихожан знал в лицо. И вот теперь мне очень сложно-сложно определиться с храмом(хотя в Москве их великое множество ),сложно заставить себя пойти на исповедь. Но Вы правы,что "полезно время от времени приходить на службу в разные храмы, исповедоваться у разных священников, привыкнуть не бояться незнакомых и установленных ими местных "порядков". Хотя это и очень трудно.
|
|
| |
Юрий_Ермолаев | Дата: Среда, 13.05.2009, 20:42 | Сообщение # 4 |
Учредитель клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 723
Статус: Offline
| Инга, я понимаю, что это тяжело, и не выступаю совсем уж против привязанности к храму, общине, священнику... На первых порах это бывает необходимо и очень помогает. Но не стоит оставаться в этом состоянии навсегда, это только этап. В Церкви мы должны привязываться не к людям, зданиям, иконам, а в конечном счете - ко Христу. Вот ведь в чем цель, а все остальное - только средства. К сожалению, многие этого не понимают, и вся "церковность" для них заключается именно в привычности "своей" общины, "своего" батюшки и т.п. Так и формируется немножко сектантский образ жизни. Надо все же осознавать, что за пределами любого отдельно взятого храма есть еще огромная Православная Церковь, с тысячами других храмов и монастырей, священнослужителей, миллионами прихожан, самыми разными местными обычаями и традициями. И притом - единая в вере и таинствах. Умом люди, может, и понимают это, но поступают так, как будто Церковь - только там, где им все привычно и понятно: вот, служит хорошо знающий меня батюшка, а прислуживает в алтаре вообще сын родственников, дочка поет в хоре, а моя соседка стоит за прилавком, да и свечницы - тоже старые знакомые... И поэтому я буду делать все так, как у нас "принято". Только ведь человек таким образом не приобретает ничего бОльшего, чем в любых других обычных человеческих сообществах. Те же внутригрупповые отношения, те же местные авторитеты, ритуалы и обычаи. А в Церкви самое главное - не это. Потому что в Церкви есть то, чего нет больше нигде в нашем мире. И если мы хотим приобрести это сокровище, то постепенно должны перестать придавать значение всему второстепенному (оно становится пройденным этапом), и стремиться к наибольшему. На этот счет есть ведь даже евангельские притчи, о горчичном зерне, например, и другие. Нам один известный питерский батюшка иногда повторял такую старую историю (привожу в моем вольном пересказе). Некий священник, когда его слишком доставали стремящиеся в "духовные чада", говорил им: - Что вы ко мне постоянно обращаетесь, я самый худший из священников! - Да что вы! - удивлялись "чада", - наоборот, вы лучше всех, мы хотим только к вам! - Да нет же. Я ведь даже сам не спасусь. И на Страшном Суде вы все будете моими обвинителями. - Как? - восклицали "чада", - ни в коем случае! Мы все будем молиться только за вас! - Вот то-то и оно. Меня Господь спросит: "Ты к кому должен был их привести? Ко Мне. А к кому привел? К себе! Ну и что ты можешь им дать? Вечную жизнь?"
|
|
| |
Инга | Дата: Среда, 13.05.2009, 21:48 | Сообщение # 5 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 12
Статус: Offline
| Юрий,Вы правы,на первых порах привязанность к общине,священнику нужна-это как-то дисциплинирует.Мне это помогло в том,что я стала регулярно посещать храм,принимать участие в таинствах. Но теперь у меня поневоле должен начаться второй этап-нужно лишь постараться следовать далее. Вроде бы все так просто,и в то же время так сложно.
|
|
| |
Надежда | Дата: Четверг, 14.05.2009, 23:16 | Сообщение # 6 |
Группа: Удаленные
| Большое спасибо за то, что нашли время для ответа, Юрий! Если можно так выразиться, мне ваши ответы в этой теме очень по душе пришлись. Не совсем поняла или совсем не поняла только вот это место: Quote (Юрий_Ермолаев) А вторая еще серьезнее: по самому смыслу исповеди прощенный грех вообще уничтожается из нашего мира, его больше не существует. Нигде и ни в каком виде! Если Вы или священник о нем продолжаете помнить, значит, что-то не в порядке с самой исповедью, что-то неправильно. Или Вы сами не до конца верите в возможности исповеди - а тогда и она не действует в полной мере (может, потому и грехи повторяются). Если бы вместо слов "помнить о грехе" были слова "думать о грехе" (после исповеди), тогда я согласна. По-моему, если не ПОМНИТЬ свои грехи (ну, по крайней мере, серьезные), то тогда велика вероятность их снова совершить. Сейчас не вспомню, у кого прочитала, и точно не изложу запавшие в память слова. Смысл был в том, что нужно до конца дней своих помнить все, что ты сделал плохого людям, и забывать все, что ты сделал им хорошего. Но, наоборот, помнить все, что люди сделали тебе хорошего, и забыть все, что они сделали тебе плохого. Когда я писала о повторном совершении греха, то это касалось таких моментов, например, как нерегулярное исполнение домашних вечерних правил, рассеянность на богослужении, гордыню, тщеславие, осуждение, раздражение, пустословие. Пока у меня не получается ни дня прожить, чтобы удалось избежать чего-нибудь из перечисленного выше. Подозреваю, что это я из-за умственной перегрузки (у нас сейчас большой объем работы на предприятии) что-то не уловила. Ну, скоро этот период пройдет, и голова буде свежей .
|
|
| |
|