ВНИМАНИЕ! Домен elegos.ru закрыт. Наш сайт перенаправлен на адрес
https://oleg-pogudin.elegos.su (изменение в адресе .RU на .SU). Потребуется заново авторизоваться. При проблемах пишите на e-mail администрации infolab@list.ru
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
Праздник перенесения мощей Александра Невского
Наталья_КДата: Воскресенье, 13.09.2015, 09:26 | Сообщение # 1
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2256
Статус: Offline
Этому празднику посвящено несколько материалов.

Сюжет о новой книге на телеканале "Союз".

http://tv-soyuz.ru/peredac....nevskiy

В 1710 году по указу императора Петра Первого в Санкт-Петербурге начала создаваться Александро-Невская Лавра. И самым выдающимся событием в первый период ее истории стало перенесение в обитель мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира, где святые мощи почивали со времени их прославления. Произошло это знаменательное событие в 1724 году. Святыня прибыла в северную столицу 30 августа (по старому стилю), в память о чем в церковный календарь был введен новый праздник – перенесение мощей святого князя Александра Невского. Этот праздник мы и отмечаем сегодня, и по этому случаю предлагаем вашему вниманию книгу, которая вышла в свет в Издательстве Общество сохранения литературного наследия и называется - «Святой благоверный великий князь Александр Невский». ***

Эта книга рассказывает о выдающейся роли святого благоверного великого князя Александра Невского в крайне сложный и трагический для древней Руси период - начало татарского нашествия, время перенесе­ния центра государственной жизни с юга на север - переход Киевской Руси к Суздальской. Перед читателем раскроются детство, юность и зрелые годы Александра Невского, его внешний и внутренний облик - замечательные черты истинного защитника своей родины, государственного мужа, воина и державного правителя. Книга наполнена описаниями боевых походов Александра Невского со своим войском против врагов древней Руси и его заслугами перед русским людьми последующих поколений.

Предваряет сей труд небольшое историческое введение. Как отмечает автор, княжение Св. Александра Невского совпало с одним из самых значительных моментов русской истории. При нём произошло окон­чательное разрушение Киевской Руси, бывшей до тех пор государствен­ным центром России. При нём окончательно обособилась Суздальская Русь, а Рос­сия сделалась улусом татарского царства. И в нём самом уже начало, первое предвозвестие возвышающейся великодержавной Московской Руси, — той России, которая, восприняв духовное наследие Киева, медленным и тяжким трудом взрастила его под татарским игом и, объединённая под гнётом единой внешней силы, вышла из глухого лесного угла к широким историческим горизонтам.

Момент завоевания Руси татарами был поистине трагическим. Перед лицом татар Россия, как единство, как государственная сила, перестала существовать. Она была сильна только сво­им внутренним богатством. Её внешняя риза была разодрана. Св. Александру Невскому пришлось творить эту ризу внешнего единства под ударами с востока и с запада. Закончили дело объединения Руси лишь его потомки. Но он заложил первый камень; сам стал живым основоположным камнем новой, возродившейся из развалин России. Вся жизнь святого князя была отдана России. Подходить к нему можно лишь через историю, через рассмотрение его эпохи и сто­явших перед ним исторических задач. Поэтому прежде чем читатели перейдут к описанию личной жизни князя, они познакомятся с кратким историческим обзором предшествующих ему княжений и постепенного складывания тех сил, среди которых ему пришлось управлять Русью.

Напомним вкратце основные моменты жизни святого князя. Он родился 30 мая 1219 года в семье великого князя Ярослава Всеволодовича и был его вторым сыном. Уже в 11 лет начался длительный период княжения Александра Ярославича в Новгороде. 1237 г. - начало татаро-монгольского нашествия, ужасные последствия которого несомненно оставили глубокий след в душе молодого князя. Три года спустя татаро-монголы разгромили Киев, нем­цы захватили Псков, а шведское войско напало на Новгород. 14 июля 1240 г. на Неве новгородцы под водитель­ством князя Александра разбили шведов. А 5 апреля 1242 г. свершилась битва на Чудском озе­ре, получившая название Ледового побоища, где русские воины разгромили немецких рыцарей.

И так на протяжении всей недолгой 44-летней жизни – непрестанное служение Богу и Святому Отечеству. 23 ноября 1263 г. – Александр Невский скончался на обратном пути из Орды, куда он ездил по поводу восстания народа против татар и избиения бас­каков - сборщиков дани. Почти через шесть веков после смерти св. Александра по окончании шведской войны Пётр Великий в ознаменование Невской битвы, происходившей на месте основанной им столицы, построил Александро-Невскую лавру и велел перенести в неё мощи святого князя. В 1723 году крестный ход, несший мощи, вышел из Владимира в Нов­город по дороге, много раз пройденной Св. Александром при его жизни. В Новгороде рака была поставлена на ладью и двину­лась вниз по течению Волхова к Ладоге. На Неве ладью встретил Пётр Великий. Мощи были перенесены на галеру. На руле сидел сам Император, а на веслах его сановни­ки и сенаторы. Члены Св. Синода во главе с новгородским архиепископом Феодосием встретили крестный ход у ворот лавры. В годовой день заключения мира со шведа­ми — 30 августа 1724 года — мощи были внесены в храм и переложены в новую се­ребряную раку.

Церковное прославление - это зримое прославление и установление по­читания уже прославленных Богом угодни­ков, внесение в церковные святцы тех, кто своей жизнью в Боге уже внесён в святцы небесные. Не все угодники и подвижники торжествующей небесной Церкви прослав­лены земной Церковью. Многие из них пре­будут непрославленными до конца века. Зримо прославляются те святые, на про­славление которых есть особые указания. Церковь прославляет святых на основании особых признаков, вследствие явного ука­зания на то Божией воли, которая почти во всех случаях канонизации проявляется или в чудесах у гроба, или нетлении мощей. Поэтому канонизации всегда предшеству­ет тщательная проверка записей о чудесах. Чудеса у гроба — это как бы печать и сви­детельство святости, уже достигнутой всей жизнью угодника.

То, что Св. Александр достиг святости, которая была явлена чудом при погре­бении, своим княжеским служением, было осознано ещё летописцем, описавшим его погребение: «Тако бо Бог прослави угодни­ка своего, иже много тружеся за землю Рус­скую... и за всю землю Русскую живот свой полагая за православное христианство». Завет Св. Александра говорит, что защита ро­дины и труд для неё, если он совершается во имя Бога, есть исполнение Божией воли. В нём и через него мы видим благословение мирского и государственного пути и прия­тие жизни. Его жизненный путь не есть от­вержение аскетических, монашеских путей, но лишь свидетельство многообразия пу­тей спасения в зависимости от личного дара и призвания, как и свидетельство того, что среди этих путей есть и путь служения го­сударству.

Св. Александр шёл путём мирского служения, через все его трудности, через все иску­шения и грехи, связанные с миром, но он в сонме праведных, в едином духе с теми, кто достиг святости подвижничеством в пу­стыне. Пример его жизни говорит, что по­стоянное памятование о Боге подвигло его не на бездействие и не на забвение России, но что, наоборот, именно в вере и церкви он черпал силу для своего государственно­го труда. Пример его жизни говорит далее, что только самоотвержение и жертвенный подвиг отдачи себя своему служению могут принести подлинные плоды, что и мирское делание требует подвижничества. Наконец, он говорит, что не противоречит Писанию и не уклоняется от учения Церкви стремле­ние созидать свою страну на вечных исти­нах церковного учения. Его пример зовёт к бодрости, к ясности, к простоте духа, к под­линному реализму в жизни духовной и зем­ной, к неустанной твёрдости, к непоколеби­мой вере.

*** Эта книга посвящена 750-летию со дня кончины свя­того благоверного великого князя Александра Невского и 300-летию основания Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Впервые данный труд издавался в Париже в 1927 году в издательстве «YMCA-Press». В 1993 году был переиздан в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а в 1999 году вышел в издательстве ХПБФ «Преображение» с приложением в серии «Русские святые и подвижники». Этой книгой издательство «ОСЛН» повторяет издание 1999 года и возобновляет серию «Русские святые и подвижники». Автор книги - Николай Андреевич Клепинин был репрессирован и расстрелян в 1941 году, в 1956 году реабилитирован.



Очень симпатичный сайт с подробными рассказами об Александре Невском.

http://www.abc-people.com/shop/alexander_nevsky.htm

Празднование вчера в Санкт-Петербурге.

http://www.patriarchia.ru/db/text/4216787.html

12 сентября 2015 г. 21:25
День перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского отметили в Санкт-Петербурге 12 сентября 2015 года.



Праздник начался с Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, которую возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии.

Его Высокопреосвященству сослужили наместник Лавры епископ Кронштадтский Назарий, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, а также секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинные и настоятели петербургских храмов, священники Санкт-Петербургской епархии.

За богослужением молились настоятельницы монастырей Санкт-Петербургской митрополии.

После богослужения владыка Назарий пригласил верующих продолжить празднество, посетив фестиваль колокольного искусства «Невские звоны», который состоится в Лавре 13 сентября.

В главный праздник обители отмечается также 225-летие освящения Свято-Троицкого собора. «Значение поступка императора Петра Первого, который перенес мощи святого князя из Владимира в Петербург, символично: он одновременно прорубил "окно в Европу", но не забыл поставить городу великого воина — защитника и покровителя, благодаря которому Санкт-Петербург остается православным городом», — сказал наместник.

Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе возглавил архиепископ Петергофский Амвросий в сослужении епископа Царскосельского Маркелла, епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, настоятеля протоиерея Павла Красноцветова, духовенства Санкт-Петербурга.

После богослужения в Казанском кафедральном соборе по Невскому проспекту к Александро-Невской лавре в третий раз в новейшей истории России прошел крестный ход. В нем приняли участие духовенство митрополии, представители приходов города и области, городского правительства, Законодательного собрания, общественных организаций, учащиеся духовных школ, члены православных братств, верующие горожане. Во главе шествия по главной магистрали города была пронесена чудотворная Казанская икона Божией Матери. По данным полиции, в крестном ходе приняло участие 100 тысяч человек.

В полдень из Свято-Троицкого собора Лавры вышел малый крестный ход с мощами святого Александра Невского. Два молитвенных шествия встретились на площади, носящей имя великого полководца и защитника Руси.

Торжества продолжились на площади перед Лаврой у памятника святому Александру Невскому. Митрополит Варсонофий возглавил праздничный молебен и поздравил горожан с днем памяти небесного покровителя северной столицы.

По словам правящего архиерея Санкт-Петербургской епархии, великий князь соединял в себе качества истинного христианина — беззаветное служение народу и личную святость. «Когда мы размышляем о делах минувших лет, приходим к одному чувству — благодарности Богу за Его великие милости к роду человеческому. Страна наша пережила много тяжелых времен, когда от внутренних раздоров и нападений соседних врагов она подвергалась опасности потерять самостоятельность, раздробиться на мелкие части и подчиниться иноплеменникам. Было время, когда наше Отечество долгие десятилетия страдало под монголо-татарским игом, а значительную часть своей территории должно было уступить захватчикам с Запада. Милосердный Господь никогда не оставлял нас Своей милостью и в самые тяжелые времена посылал мудрых и мужественных правителей, твердо и самоотверженно стоявших на страже рубежей нашего Отечества и с помощью Божией направлявших его к миру, единению и славе. Одной из таких выдающихся личностей является прославляемый ныне Церковью и Отечеством нашим святой благоверный великий князь Александр Невский», — сказал архипастырь.

Горожан и гостей города также приветствовал губернатор Георгий Полтавченко. Глава региона отметил, что крестный ход объединил людей разных возрастов и профессий любовью к Отечеству, своему городу и его великому покровителю, который гармонично сочетал в себе великого воина, мудрого дипломата и справедливого правителя. «Недаром его в древности называли "Солнце земли русской". А уже в новейшей истории мы, россияне, избрали его символом имени России, и это неслучайно, потому что весь жизненный пусть святого Александра Невского — это путь служения Отечеству, православной вере и народу», — сказал губернатор. Он выразил уверенность, что у Санкт-Петербурга — светлое будущее, «потому что с нами наш небесный покровитель и защитник».

Председатель Заксобрания Вячеслав Макаров подчеркнул, что великий князь воевал не просто с врагами, которые приходили и с востока, и с запада. «Он воевал за наш генетический код, за нашу православную веру, за национальное сознание русских, за то, что мы сейчас называем великим русским миром. Александр Невский умел объединять, умел делать все, чтобы во главе всего всегда стояла высочайшая нравственность, высочайшая духовность... Бог не в силе, а в правде — какие могучие слова! И как они актуальны сегодня!», — сказал В. Марков, по словам которого Санкт-Петербург должен быть великим православным городом.

К монументу великому полководцу и святому были возложены цветы от правительства и парламента города. Учащиеся православных гимназий и школ, носящихся имя святого, преподнесли цветы ветеранам — кавалерам ордена Александра Невского. Праздник завершился маршем роты почетного караула штаба Западного военного округа. По площади также прошествовали курсанты военных учебных заведений.

Прямую трансляцию торжеств вел телеканал «Санкт-Петербург». Петербуржцы и гости города могли также наблюдать за происходящим на четырех экранах, установленных на площади Александра Невского.

12 сентября — особый день в истории истории Санкт-Петербурга. Это дата Ништадтского мира (1721). В 1724 году, желая увековечить победу в Северной войне, основатель города на Неве император Петр I велел перенести сюда из Владимира мощи святого. Позже, по указу императрицы Екатерины II, день перенесения мощей Александра Невского стал общероссийским праздником. До 1917 года в северной столице он был выходным, совершался крестный ход от Исаакиевского собора по главной городской магистрали до Александро-Невской лавры.

Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru

Интервью епископа Назария "Петербургскому дневнику".

Епископ Назарий: День перенесения мощей Александра Невского – один из главных для Петербурга

Епископ Кронштадтский, викарий Санкт-Петербургской Епархии Назарий (Лавриненко), Елена Куршук, Петербургский Дневник

11.09.2015

В Петербурге 12 сентября отметят один из главных праздников осени - день перенесения мощей святого князя Александра Невского. О роли события в истории нашего города рассказывает наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий.

"Петербургский дневник": Владыка, почему именно день 12 сентября стал петербургским общегородским праздником?

Епископ Кронштадский Назарий: Этот праздник - возрождение исторической даты, установленной еще XVIII в. Все императоры поддерживали ежегодное праздничное событие, прервавшееся лишь в советское время. День перенесения мощей святого князя Александра Невского - один из главных для самого Петербурга, поскольку святыня, перенесенная сюда Петром I, была символически заложена в основание молодой столицы через несколько лет после ее основания. Этот факт позволяет нам и сегодня называть праздник государственно-церковным, а не сугубо церковным - указ Петра I о праздновании 12 сентября дня памяти небесного покровителя Петербурга придал торжествам статус общегородских. Таким образом, у святого Александ­ра Невского два главных дня поминовения. В церковной традиции основной, конечно же, день преставления святого князя - 6 декабря, а 12‑е мы отмечаем не только в храме, но вместе со всем городом.

"Петербургский дневник": Как начался процесс возрождения этого праздника? Насколько сложным это было в современном Петербурге?

Епископ Кронштадский Назарий: Возрождение праздника состоялось еще в сентябре 2002 г. - тогда идею поддержали ветеранские организации, правительство города. Конечно, делясь с общественностью идеей о возрождении шествия, я понимал, что мы столкнемся с трудностями разного рода. Трудностями не с точки зрения противодействия со стороны атеистов или борьбы против церкви, а с той точки зрения, что Невский пр. - главная артерия города. У нас самих было много вопросов - как сделать так, чтобы ход не создал напряжений и не­удобств?

Я очень благодарен руководству города: идея была поддержана сразу, но на ее грамотную совмест­ную реализацию ушло время. Только взвесив все за и против, тщательно подготовившись в 2013 г. к 300‑летнему юбилею Александро-Невской лавры, было решено возобновить общегородское шествие в день перенесения мощей святого князя. Тогда мы не помышляли о том, что ежегодный праздник будет проходить в таком масштабе. Только посмот­рев на результаты, на тысячи людей, принявших в нем участие, мы поняли, что это действительно не­обходимо. К чести ГАИ, МВД, все прошло просто прекрасно.

"Петербургский дневник": Этот праздник не только церковный, но и городской. Как церковь относится к тому, что в нем принимают участие невоцерковленные люди?

Епископ Кронштадский Назарий: Разумеется, мы ни от кого не требуем справки о крещении. Мы убеждены, что в этом шествии может принять участие каждый. Конечно, основу будут составлять прихожане храмов, церковные люди. Но к шествию могут примкнуть и те, кому дорога история, кто любит свой город, ратует за то, чтобы добрые традиции были восстановлены.

Если человек пришел только ради того, чтобы почувствовать единение, почувствовать, что он не один, - это прекрасно. Даже некоторые мусульмане говорили мне о том, как хорошо они себя чувствовали в шествии, как ощущали его мощную силу.

У праздника есть девиз - "Вера. Традиции. Единство". Вера касается церковных людей или тех, кто на пути к церкви. Традиция касается тех, кто изучает и любит историю. Единство - для всех, оно является основой нашей государственности. Личное дело каждого - остаться на молебен или нет. Ведь количество участников крестного хода - это не точный подсчет: сколько стартовало от Казанского собора и сколько финишировало в конце. Это те, кто хотя бы какое‑то время прошел вместе с нами по своим, личным причинам и получил то, что хотел - спокойствие в душе, уверенность, силы.

"Петербургский дневник": В чем отличие современного празднования от торжеств середины XVIII в.? Какие люди сегодня идут в молитвенном шествии, что ими руководит?

Епископ Кронштадский Назарий: Отличие, конечно, в самих людях - это и горожане старшего возраста, и молодежь, которая только приобщается к нашим традициям. Есть и еще одно отличие - во главе крестного хода не будут идти представители царской фамилии, как это было до революции. Я знаю, что некоторые члены правительства Петербурга по собственному желанию в свой выходной пройдут с нами, и на пл. Александра Невского нас будут встречать представители руководства города.

Важно помнить, что день крестного хода - еще и день тишины перед единым днем голосования. Мы тщательно следим за тем, чтобы участием в крестном ходе не воспользовались какие‑то маргинальные группы, политические активисты. Я обратился к органам внутренних дел, чтобы совместными усилиями мы предотвратили возможные нарушения. В этот день люди должны спокойно поду­мать. Может быть, это не случайно - участие в таких мероприятиях, как молитвенное шествие, заставляет человека обратить внимание на то общество, в котором он живет. Мы не ставим такую цель, но участие в празднике может стимулировать людей пойти на выборы и проголосовать за тех, кто будет представлять их интересы в государстве.

"Петербургский дневник": В последнее время много говорят о возрождении духовности, строятся храмы, обретают жизнь забытые традиции. Как вы ощущаете этот процесс в Петербурге?

Епископ Кронштадский Назарий: Духовность - отношение человека к Богу, независимо от того, православный ли он, католик, буддист и так далее. К возрождению духовности я бы не стал относить строительство храмов само по себе. От этого уровень духовности не изменится. Он изменится тогда, когда эти храмы наполнят люди, когда они услышат там что‑то о своей душе, об отношении к друг другу, к Богу.

Так же можно сказать и о праздниках. Если человек соблюдает традиции, но ничего не знает о Боге, он просто повторяет то, что когда‑то делали предки. Я думаю, что возрождением исторических праздников, основанных еще нашими императорами, Петербургу необходимо показать, что это город прежде всего православный. Он строился как столица Российской православной империи.

Безусловно, у нас прекрасные межрелигиозные отношения, много мероприятий, которые мы проводим вместе, как братья. Но нам, православным христианам, нужно хотя бы в какие‑то дни объединиться и показать, что мы вместе, ни в коем случае не с точки зрения превосходства, а по‑братски.

На первый крестный ход после перерыва люди смотрели даже с некоторым удивлением - неужели это так много православных идет? Оказывается, много. Но мы не очень любим шуметь, редко собираемся все вместе где‑то кроме храма. Важно свидетельствовать свою веру не только по большим праздникам, но помнить, что православие должно быть нашей жизнью каждый день, каждую минуту.

Традиция праздновать день перенесения мощей святого Александра Невского зародилась в первые годы существования Петербурга. В 1721 г. Петр I после продолжительной войны со шведами заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить особенным событием, которое объединило бы жителей Санкт-Петербурга на века. Царь принимает решение о перенесении мощей благоверного князя Александра Невского - защитника рубежей России и покровителя воинов - из Владимира в новую молодую столицу. Утром 12 сентября 1724 г. флот в полном составе пошел вверх по Неве навстречу галере с мощами великого воина. Император перешел на нее и сам встал у руля, сановники сели за весла. Под пушечный салют оглушающий колокольный звон честные мощи князя-победителя были встречены на берегу Невы и перенесены в Александро-Невскую лавру.

Текст: Елена Куршук
Фото: пресс-центр Александро-Невской лавры

http://www.spbdnevnik.ru/news....y-gorod

Видео в этом году почему-то мало - с телеканала "Санкт-Петербург".

http://topspb.tv/news/news84210/
Прикрепления: 4934855.jpg (25.1 Kb) · 4989125.jpg (39.7 Kb)


"каждый выбирает для себя тот голос, который скажет вдруг «ему, и никому другому» что-то неотвратимо важное для его личного бытия". (Ким Смирнов)

Сообщение отредактировал Наталья_К - Воскресенье, 13.09.2015, 09:48
 
Александра_МДата: Воскресенье, 13.09.2015, 19:44 | Сообщение # 2
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 137
Статус: Offline

Спасибо за интересную информацию.
Прикрепления: 4319614.jpg (233.6 Kb)


" Когда б не Бог, зовущий всех нас в Детство,
Кто выжил бы без смысла и Любви..."
( иеромонах Роман ( Матюшин ))


Сообщение отредактировал Александра_М - Воскресенье, 13.09.2015, 20:14
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Стелла
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | Нина_Данова | НинаПодгорнова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | scoreapyfreence | Evgeniakana | Наталья_Гончарова | Мариша | Маятская_Светлана | Romma | Василий_Рузаков | Елена_З | Мария_Егоровa | Владимир_
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2024Используются технологии uCoz