КУВАКА – ЖИВАЯ ВОДА РОССИИ
«Вода из источника "Кувака" не только превосходна в физическомъ отношенiи, но безупречна въ химическомъ, санитарном и во всъхъ другихъ отношенияхъ, являясь водой кристаллически прозрачной, абсолютно бъзцветной, без малейшего запаха, съ приятным освъжающим вкусомъ, лишенной какихъ-либо бактерiй и съ минимальнымъ, для лучшихъ питьевыхъ водъ, минеральнымъ составомъ».
«Горный журнал» № 7, 1915 год.
http://kuvaka.ru/
История
http://kuvaka.ru/istoriya.html
Исстари славился в районе села Куваки Гремучий Ключ. На откосе холма стоял бревенчатый сруб над родником, круглый год бивший сильной струей из каменистого грунта. Над истоком помещалась икона Божьей Матери Живоносного источника. Перед ней теплилась лампада. Сбоку была приделана кружечка для сбора, и висел ковшик на цепочке. Помолиться на икону и испить воды, считавшейся целебной, приходили со всех сторон путники.
В 1843 году кувакцы построили церковь во имя Святой Великомученицы Варвары – покровительницы источников и Святого Чудотворца Николая.
До сих пор сохранилась церковно-приходская книга села Кувака, где нет ни одной записи о смерти «по болезни».
Вода «Кувака» поистине святая. За долгие годы люди, жившие в селе, не болели желудочно-кишечными заболеваниями.
«Кувака» – в мордовском языке мокша, «долгий», «длинный». Мордва до ХVII века занималась в нашей местности земледелием и скотоводством, заселяя берега рек и источников. Русские пришли сюда в начале XVII века. А в 1717 году подверглись нападению нагайцев во время Большого Кубанского Погрома.
В начале XVII века селом Кувака владели А.М. и И.М. Голицыны – соратники Петра I. Затем Долгоруковы из III ветви знаменитого дворянского рода. Одними из самых влиятельных хозяев сёл Каменка и Кувака были Владимир Андреевич Долгоруков (1810-1896 г.г.) – московский генерал-губернатор. Затем село Кувака унаследовали его дочь, Варвара Владимировна, её муж, Николай Васильевич Воейков и их сын Владимир Николаевич Воейков (1868- п.1936 г.г)
В 1913 году Владимир Николаевич Воейков, владелец села Кувака, с помощью горного инженера Дрейера сооружает каптаж, состоящий из двух подземных штолен, приемной и водоспускной камер и 21 грифона, соединяющихся с разливной камерой двумя водопроводными магистралями.
Гениальность каптажа заключается в том, что 7 источников соединены в одну систему и водосброс самотеком поступает на завод для разлива этой чудесной, экологически чистой, столовой воды.
Медицинские и экологические заключения на протяжении 90 лет существования завода делались ежегодно. «Кувака» была признана безукоризненно чистой, прозрачной столовой водой.
Владимир Николаевич Воейков 2-й, род. 1868-1947
Из дворян Тамбовской губернии. В 1882 г. определен в Пажеский корпус; в 1885 г. переведен в младший специальный класс; в следующем году произведен в старшие камер-пажи. В августе 1887 г. выпущен корнетом в Кавалергардский полк; с 1889 по 1892 г. заведовал полковою хлебопекарней; в 1891 г. произведен поручиком и командиром полкового обоза.
В 1894 г. В. Н. Воейков командирован в качестве ординарца ген.-адъютанта Креммера за границу с извещением о восшествии на престол императора Николая II. С1895 по 1897 г. заведовал полковой школою солдатских детей; в январе 1896 г. был назначен ктитором полковой церкви.
В 1898 г. произведен штабс-ротмистром, затем назначен заведовать полковой учебной командою. С июля 1900 по август 1905 г. в чине ротмистра командовал лейб-эскадроном. В 1902 г. получил благословение Святейшего Синода. В июне 1904 г. объявлена высочайшая благодарность Их Величеств за исполнение возложенного поручения по заготовлению для воинов действующей на Дальнем Востоке армии подарков от имени императрицы Александры Федоровны.
В ноябре 1905 г. В. Н. Воейков назначен заведовать в полку хозяйством и произведен полковником. Состоял председателем распорядительного комитета особой комиссии Красного Креста по размещению больных и раненых воинов; за полезные труды по этой деятельности ему объявлено в 1906 г. монаршее благоволение и в 1907 г. высочайшая благодарность.
11 августа 1907 г. В. Н. Воейков получил в свое командование лб.-гв. Гусарский полк. (В.Н.Воейков известен тем, что являлся последним дворцовым комендантом Николая II (с дек. 1913 г.). После 1917 г. эмигрировал из страны. Автор мемуаров «С царем и без царя». Гельсингфорс, 1936. (В 1995 г. эта книга, представляющая большой интерес для современного читателя, была опубликована в Военном издательстве.)
Воейковы – русский дворянский род, происходящий, по преданию, от Терновского владельца, приехавшего в Москву в 1384 г., Воейко Войтегова сына, во святом крещении Прокопия, и имевшего двоих сыновей: Михаила и Степана, бывших, как и отец, боярами при московском великом князе. В XVI и XVII веках. Воейковы были воеводами, думными дворянами, послами, стряпчими, стольниками. Из них более известны: Иван Васильевич ; Андрей Матвеевич, победитель царя Кучума, думный дворянин, убитый в 1607 г., по приказанию самозванца Петрушки; Сергей Матвеевич, в иночестве Серапион, храбрый защитник Троице-Сергиевой лавры в 1609 - 1610 годах. Многочисленный род дворян Воейковых владел имениями в целом ряде губерний и записан в VI часть родословных книг губерний: Владимирской, Вологодской, Калужской, Курской, Московской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Смоленской. Еще в начале XVII века выделились из этого рода отдельные три самостоятельные ветви (см. о них «Родословные Записи» Л.М. Савелова, том I, Москва, 1908). Некоторые из того же рода Воейковых, по недостаточности представленных доказательств, внесены Герольдией во II и III части родословной книги, по личным заслугам. В. Р-в.
Остроумный ход придумал предприимчивый Воейков для продвижения своего бренда в Европе.
«Как же дать «Куваке» ход? Он приезжает в Париж, привозит с собой эти бутылки, приходит в ресторан «Максим», самый дорогой, заказывает на 30 персон различные блюда – ну, и «Куваки», говорит, пожалуйста, по бутылочке. Французы в недоумении: какой «Куваки»? «Как, вы не знаете «Куваки»?! Тогда мы уходим, отказываемся от заказа».
Приходит Воейков в другой ресторан, «Савой», заказывает опять – уже на 50 персон, все самые дорогие блюда, и вновь просит на каждого по бутылочке «Куваки»… Там тоже: какой «Куваки»? «Ну – «Куваки»; вы что – не знаете «Куваки?!».
В общем, обошел несколько ресторанов, и к утру везде по Парижу начали торговцы поиски «Куваки». Тогда он ее на оптовом складе и стал продавать за большую цену» (zavtra.ru/cgi/veil/data/denlit).