Юбилей Алисы Бруновны Фрейндлих
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Воскресенье, 08.12.2024, 04:48 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5726
Статус: Offline
| Алисе Бруновне Фрейндлих 90 лет!
"Литературная газета" 07 декабря 2024 г. № 48 (6962) (04.12.2024)
Культура
Магия Алисы Фрейндлих Любимая актриса встречает юбилей
Старосельская Наталья 07 декабря 2024
Эпитеты «необыкновенная», «восхитительная», «блистательная», «выдающаяся», «непревзойдённая» по крайней мере половину столетия абсолютно по праву неизменно сопровождают имя Алисы Бруновны Фрейндлих. Юбилей этой актрисы 8 декабря нынешнего года – поистине всенародный праздник, потому что для каждого зрителя и истинного поклонника театрального и киноискусства нескольких поколений Алиса Фрейндлих стала открывателем той страны чудес, в которой скрыты блеск перевоплощения, глубины и предельной точности проживания самых разных судеб, превращений в невероятных красавиц, а из них – в ничем не примечательных простых женщин и наоборот…
И у каждого непременно окажется своя Алиса Фрейндлих. Та, что покорила однажды и навсегда. Народная артистка СССР, лауреат трёх Государственных премий РФ, Государственной премии РФ им. К.С. Станиславского, премии Правительства РФ, одна из единственных подлинных, быть может, сегодня звёзд отечественного театра и кинематографа, она по-разному, но твёрдо входила в жизнь самых разных людей, не со сцены и экрана, а словно из самой гущи жизни, как кондуктор трамвая Аня из фильма Михаила Калика «Любить», созданного в 1968 году по четырём новеллам о любви с эпиграфами из библейской Песни Песней. Алиса Фрейндлих сыграла в одной из этих новелл простую девушку, которую бросил возлюбленный, заставив сделать аборт, и пожалел случайный пассажир последнего ночного трамвая. Но сыграла так, что перед зрителями прошли отчаяние плачущей девушки, утешенной молодым парнем, её едва зародившаяся надежда на призрачное будущее с встреченным человеком и – прощание навсегда. Фильм «Любить» иногда, очень редко, показывают по телевидению, но я всегда смотрю его с невероятным волнением: хочется понять – как актриса проживает целую жизнь в короткой новелле? И так и не находится разгадка…
Почти одновременно с фильмом на сцене Театра имени Ленсовета Алиса Фрейндлих играла (и долго ещё играла!) Малыша в спектакле «Малыш и Карлсон». И ни на миг невозможно было поверить, что это не мальчишка-мечтатель, а молодая женщина: голос, пластика, поведение её были подростковыми, не подсмотренными и заученными, а естественными, природными. Главная актриса ленсоветовской сцены эпохи Игоря Владимирова, Алиса Фрейндлих становилась то арбузовской Таней, то Ликой из «Моего бедного Марата», то Джульеттой Капулетти, то шекспировской Катариной, то чеховской Раневской, то володинской Дульсинеей, то Щеголевой из «Человека со стороны» И. Дворецкого, то принцессой из «Трубадура и его друзей», то брехтовской Салли Пичем, то Катериной Ивановной в «Преступлении и наказании» по Ф.М. Достоевскому. Ленинградцы с трудом попадали на спектакли, а москвичи едва ли не вагонами ехали посмотреть на эту чудо-актрису во всех спектаклях, изумляясь её искусством перевоплощения, неузнаваемостью и особенностями только её интерпретаций каждой роли. Владислав Пази, возглавивший Театр Ленсовета после ухода из жизни Игоря Владимирова, именно с Алисой Фрейндлих поставил для актрисы, перешедшей уже к тому времени в АБДТ, спектакль «Оскар и Розовая дама» Э.-Э. Шмитта. Незабываемый спектакль, в котором актриса прожила очень глубоко сразу две судьбы, соединив их в одну. И можно ли забыть десятилетия спустя, как после этого спектакля, показанного в Москве, весь переполненный зрительный зал поднялся, словно в едином порыве, и лишь спустя несколько секунд разразились аплодисменты, которые длились, кажется, бесконечно. Алиса Фрейндлих и Владислав Пази стояли на сцене какие-то отрешённые, уже ничего не ощущавшие, а букеты цветов доходили им почти до коленей и даже выше…
И было очень много широко известных киноролей, перечислить которые невозможно. Периоды Алисы Фрейндлих без съёмок были то длительными, то чересчур краткими. Счастье, что телевидение часто возвращается к их показу, одаривая молодые поколения узнаванием выдающейся актрисы: от влюблённой королевы из «Д’Артаньяна и трёх мушкетёров» до стареющей бывшей циркачки Лидии Жербер в «Старомодной комедии», пронзительном дуэте Фрейндлих с Владимировым. Почти о каждой из кинолент с участием актрисы написано очень много, повторяться не хочется. Но мне бесконечно дороги роли, которые прошли куда менее заметно для широкого круга: Анна в мелодраме Евгения Хринюка «Анна и Командор», Анна Вырубова в «Агонии» Элема Климова, мать Иосифа Бродского в фильме «Сентиментальное путешествие, или Полторы комнаты» Андрея Хржановского, Зинаида Арсеньева в «Успехе» Константина Худякова.
В этих разных женщинах Алиса Фрейндлих раскрыла такие разные, точно обрисованные психологически характеры, что можно только поражаться масштабу её высокого дарования!
Кто знает, может быть, свою роль сыграло в этой точности проникновения то, о чём актриса вспоминала, говоря о блокадном детстве в Ленинграде: «Да, блокадники были очень сосредоточены на себе, и эта созерцательность своего внутреннего состояния и дала нам возможность, во-первых, выжить, во-вторых – всё-всё запомнить». И эта созерцательность, сосредоточенность на каждом часе существования вкупе с пристальным взглядом на окружающих, развившиеся с возрастом, и дали подобный результат? Счастливый для нас, зрителей, но, быть может, довольно мучительный для Алисы Фрейндлих…
Можно пофантазировать, что её переход на сцену Большого драматического театра под руководством Г.А.Товстоногова был предопределён свыше: ещё в школьные годы Алиса попала в театральный кружок, которым руководила Мария Призван-Соколова, известная актриса БДТ им. М. Горького. Марии Александровне девочка сразу же понравилась, Алиса всё свободное время проводила у преподавательницы. Именно Мария Александровна обучила Фрейндлих азам актёрского мастерства. А после окончания ЛГИТМиКа ученица Б. Зона попала в Театр им. В.Ф. Комиссаржевской, где блистала Эмма Попова, будущая признанная звезда Большого драматического. Так всё сложилось.
Не могу забыть первого появления Алисы Фрейндлих на любимой сцене в роли Ирины в спектакле «Киноповесть с одним антрактом» Александра Володина в постановке Г.А. Товстоногова. Это был фейерверк! За ним последовали другие блистательные роли, из которых поистине выдающейся была не только роль Насти в горьковском «На дне», последнем спектакле Георгия Александровича Товстоногова, но и ввод на роль Глафиры в «Волках и овцах» и другие.
Темур Чхеидзе, замечательный режиссёр, приглашённый в БДТ, именно Алисе Фрейндлих доверил роли в своих знаковых, памятных по сей день спектаклях: шиллеровскую леди Мильфорд, шекспировскую леди Макбет (что было давней мечтой актрисы), Москалёву в «Дядюшкином сне» Ф.М. Достоевского. У Эльмо Нюганена Фрейндлих сыграла в спектакле «Аркадия» леди Крум, у Адольфа Шапиро – Шарлотту в «Вишнёвом саде», у Николая Пинигина в «Квартете» – Джин Хортон, разнообразные характеры создала в спектаклях Андрея Могучего.
Каждый режиссёр, работавший с Алисой Фрейндлих, неустанно говорил о её дотошном подходе к каждому образу, о тщательнейших поисках существования и настроя буквально в каждом эпизоде. А ещё – о врождённой интеллигентности, не просто покоряющем, а берущем в плен обаянии, о невероятной трудности и столь же невероятной лёгкости работы с актрисой, которая всё преобразует в совместное творчество: понимая и признавая режиссёрскую инерпретацию, всегда обогащает любой образ своими собственными открытиями в восприятии и воплощении, придающими спектаклю в целом неожиданные краски.
Невозможно перечислить и попытаться проанализировать всё, сделанное Фрейндлих: сыгранное на сцене и экране, спетое, прочитанное на радио и в концертах, озвученное её богатым на оттенки голосом. Об этом надо писать монографии. И всё равно всего не скажешь, потому что эта актриса уникальна во всём, что она вызывает в нас, зрителях. А ведь если дать себе труд задуматься: за что именно мы воспринимаем одних артистов как часть нашей собственной судьбы, а других – как мастеров, безукоризненно исполнивших роли, на которые выбрал их тот или иной режиссёр? – ответ придёт сам собой. Первые, невольно заставив нас задуматься, может быть, что-то пересмотреть, уточнить в себе самих, глубже понять тех, кто окружает, – по сути, открыли в тебе словно «второе зрение». А значит – мир стал немного другим, пусть и совсем несущественно изменившись.
Вторые восхитили искусством «попадания» в характер, актёрским мастерством, умением раскрыть то, что было недораскрыто прежде, и… остались в памяти более или менее достоверным совпадением с чужой судьбой. Не своей, не прожитой, а хорошо, даже отлично сыгранной. Отличие существенное, хотя почти всегда необъяснимое и для каждого – своё, личное.
Подлинная магия необъяснима, как гипноз. Она вовлекает в происходящее, когда оно в чём-то совпадает с твоим неосознанным, но где-то очень глубоко живущим, на самом донышке души. И тогда возникает чувство пробуждения тебя, зрителя, человека любого опыта, возраста, воспитания чувств.
Это и есть непостижимая магия Алисы Фрейндлих…
https://vk.com/@-181225492-rss-1404934544-1424539060
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Воскресенье, 08.12.2024, 05:39 | Сообщение # 2 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5726
Статус: Offline
| Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова https://vk.com/bdtspb
В день своего юбилея 8 декабря Алиса Бруновна Фрейндлих появится на всех телеэкранах страны, ей будут посвящены передачи и специальные сюжеты – подскажем, какие каналы в котором часу включать.
Обстоятельную беседу с Алисой Бруновной покажут в 14:00 в программе «Однажды» на НТВ.
На Первом канале в 12:15 – передача «В моей душе покоя нет», а интервью с Алисой Бруновной можно будет увидеть в программе «Время» в 21:00.
«Вести» на канале «Россия 1» покажут беседу с Алисой Бруновной в 11:00 и 14:00 – также интервью можно увидеть в 20:00 в «Вестях недели».
Интервью с Алисой Бруновной в «Новостях культуры» на канале «Культура» можно увидеть в 19:30, а в 20:25 покажут документальный фильм «Люди и страсти Алисы Фрейндлих».
На канале «ТВ Центр» в 10:35 выйдет передача «Алиса Фрейндлих: вчера, сегодня и всегда». Участвуют: Алиса Фрейндлих, Евгений Миронов, Марина Неёлова, Светлана Немоляева, Олег Басилашвили, Михаил Боярский, Александр Адабашьян, Ирина Мазуркевич, Андрей Житинкин, киновед Ирина Павлова, внук Никита Владимиров, внучка Анна Мышинская.
Юбилейные сюжеты на канале «78» будут выходить в «Известиях 78» в течение всего дня – а также в итоговой «Неделе в Петербурге» в 19:30.
Новостные сюжеты в течение дня смотрите также на канале «Санкт-Петербург», на «Рен-ТВ», Пятом, «Звезде» и других каналах.
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Воскресенье, 08.12.2024, 05:43 | Сообщение # 3 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5726
Статус: Offline
| Николай Цискаридзе 6 декабря в 9:55
Алиса Бруновна ФРЕЙНДЛИХ О шансе, который подарила судьба. О жизни, в которой случилось абсолютно все! О великой женщине, артистке, близкому человеку не только в моей жизни, но и в жизни всех зрителей нашей страны. О театральной легенде, о сердце театра, о настоящей любви к сцене и зрителю. Этот фильм — подарок не только для именинницы, но и для нас всех. В преддверии 90-летия Алисы Фрейндлих Вашему вниманию — отрывок интервью и документального фильма, премьера которого состоится на Первом и здесь, в моем Сообществе VK. В это воскресенье в 12:15. Какое же счастье, что мне выпала эта честь...
https://vk.com/tsiskaridzenikolayofficial
Сергей Майоров 7 декабря в 16:20
В воскресенье 8 декабря у Алисы Бруновны Фрейндлих юбилей! В 14.00 на НТВ великая актриса в эфире проекта «Однажды…»
https://vk.com/samayorov?w=wall45582174_337
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Воскресенье, 08.12.2024, 06:24 | Сообщение # 4 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5726
Статус: Offline
| "Аргументы и факты" 15,5 лет назад - 11 июня 2008 года
Запредельный дар Алисы Фрейндлих
12 июня в Кремле Президент России вручит награды лауреатам Государственной премии в области культуры за 2007
Единственной женщиной среди награждённых учёных, историков, художников стала актриса Алиса Фрейндлих. Премию ей присудили с формулировкой «За создание художественных образов, ставших классикой».
Они действительно давно уже стали классикой, её героини - Людмила Калугина (она же - Мымра) из «Служебного романа», королева Анна из «Д'Артаньяна и трёх мушкетёров», Огудалова-старшая из «Жестокого романса». Одна из последних её работ - фильм «На Верхней Масловке» Константина Худякова.
- Алиса Бруновна? Замечательная Алиса Бруновна! - рассказывает режиссёр Константин Худяков. - Абсолютный раритет, совершенно отдельная, ни на кого не похожая! Её очень трудно просчитать в граммах, килограммах и прочем. Она измеряется в других категориях. Я подружился с ней на картине «Успех», и уже тогда она меня пленила.
Говорят: «Она - великий артист». Это и так все знают, и мне не хотелось бы становиться в рядок. Поэтому скажу так: Алиса Бруновна не актриса. Она обладает каким-то запредельным даром. Таким, каким обладал Гоголь. Она - карандаш в руках Божьих. У неё необыкновенный дар существования в роли, это даже не по Станиславскому, который требовал от актёров перевоплощения. Когда после съёмок фильма «На Верхней Масловке» я приехал в Питер, она сказала: «Посмотри, что ты со мной сделал» - и протянула свои скрюченные руки. В картине ей досталась роль 90-летней скульпторши, в которую влюбляется герой Евгения Миронова. Алиса Бруновна образ этот воспринимала через себя, она живой как ртуть человек, безумно темпераментный. При этом очень смешная, у неё бриллиантовые мозги. Мы пытались на съёмочной площадке состарить её лет на 10-15, какие-то нашлёпки сделать, но это всё выглядело ужасно. Пришлось от этого отказаться. Фрейндлих «въехала» в образ 90-летней скульпторши Анны Борисовны без всяких актёрских заклинаний и шаманств.
Надо сказать, я не понимал, как это сделано. Но цену, видимо, она за эту работу заплатила огромную, потому что после этой роли у неё действительно болел позвоночник и руки стали старческие, склеротические!
Алиса Бруновна обладает удивительным талантом - безумная лёгкость восприятия этой нашей безумной работы. Она не играет - она живёт. Просто у неё нет другого предназначения, кроме одного - быть артистом.
Сейчас я готовлюсь снимать фантазию на темы Гоголя с Андреем Максимовым - история Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, «Старосветские помещики». С Алисой Бруновной в роли Пульхерии Ивановны. И уверен, что это снова будет праздник - и для меня, режиссёра, и для зрителей.
https://aif.ru/culture/person/4283
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Воскресенье, 08.12.2024, 09:54 | Сообщение # 5 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5726
Статус: Offline
| БДТ имени Г.А.Товстоногова 8 декабря в 9:00
Поздравляем с юбилеем нашу любимую, неповторимую, единственную Алису Фрейндлих!
Алиса Бруновна, не хватает слов, чтобы выразить восхищение Вашим удивительным талантом, Вашей преданностью театру, Вашей открытостью всему новому, Вашей мудростью, скромностью и достоинством. Желаем Вам крепкого здоровья, радости от каждого мгновения, тепла человеческого общения. Берем с Вас пример, многому учимся у Вас и любим Вас бесконечно!
Друзья, весь сегодняшний день мы поздравляем Алису Бруновну с днём рождения, поделимся некоторыми поздравлениями, которые прислали в театр. Свои пожелания, слова благодарности и любви пишите в комментарии с тегом #Алисе90.
* * * К поздравлениям Алисе Бруновне присоединяется художественный руководитель Театра им. Ш.Руставели, народный артист СССР Роберт Стуруа:
O, Alisa, великая Алиса! Прекрасный мир, страну чудес, который вы смогли создать, навеки покорил всех нас! Не самое ли это великое счастье для артиста менять мир, обнажая несломленное духом добро, возрождая в нас тлеющую, но вечную надежду! Вы погружаете всех нас, потерянных зрителей, давая насладиться во всё покоряющей красоту неумирающего театра! Преклоняюсь! Будьте счастливы! Служители искусства не всегда счастливы, но эти великие, подлинно посвященные свыше - такие как вы - всегда счастливы! Да будьте счастливы во веки веков, неповторимая Алиса! «Мир состоит из звезд и из людей!» Всегда ваш слуга Роберт Стуруа!
* * * Алису Бруновну поздравляет с юбилеем народный артист России, художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин.:
* * * Алису Фрейндлих поздравляет специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничествуМихаил Швыдкой:
* * * Александр Чепуров, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, и Николай Мартон, народный артист России, поздравляют Алису Фрейндлих с юбилеем от лица Александринского театра.
* * * Владимир Спиваков, народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» поздравляет с днём рождения Алису Фрейндлих.
* * * Алису Бруновну поздравляет художественный руководитель МДТ-театра Европы, народный артист РоссииЛев Додин:
* * * Алису Фрейндлих поздравляет академик Российской академии образования, психолингвист Мих Татьяна Черниговская:
Блестящая, великолепная! Мощнейшая личность! Тончайшая, изящнейшая женщина! Многая лета!
* * * Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский поздравляет Алису Фрейндлих с юбилеем.
* * * Алису Фрейндлих поздравляет народный артист России, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов
* * * Алису Бруновну Фрейндлих поздравляет генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов
https://vk.com/bdtspb
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Понедельник, 09.12.2024, 03:00 | Сообщение # 6 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5726
Статус: Offline
| БДТ имени Г.А.Товстоногова 8 декабря в 13:55 ·
Алиса Фрейндлих награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени .
Указом Президента РФ Владимира Путина от 8 декабря награда присуждена «за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность». Алиса Бруновна стала полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», ордена II, III и IV степеней были присвоены ей в 2019, 2009, 2004 годах.
https://vk.com/bdtspb
|
|
| |
|