Юбилей Алисы Фрейндлих
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Вторник, 09.12.2014, 19:45 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
|
«Я счастливый человек, я занимаюсь любимым делом» 9 декабря 2014
Несравненная Алиса Фрейндлих вчера отметила свой юбилей
Алиса Бруновна не устаёт признаваться в любви Ленинграду – Петербургу, а ленинградцы-петербуржцы гордятся тем, что такая великая актриса живёт в этом городе
Перед круглым днём рождения народная артистка СССР интервью не давала, отказав всем журналистам вежливо, но твёрдо. Почему? Вовсе не потому, что Алиса Фрейндлих не любит нашего брата, – в своё время она охотно и более чем терпеливо отвечала на любые, даже на достаточно острые и неприятные вопросы. И не потому, что она звезда, – боже упаси, этого в ней нет и никогда не было. Просто многое уже сказано, а повторяться, наверное, не хочется. И тогда мы решили вспомнить прежние беседы с Алисой Фрейндлих, в том числе и «НВ». Получилось такое… интервью-монолог, которого на самом деле не было.
– Детство моё прошло рядом с Исаакиевской площадью. Купол Исаакия был покрыт серой защитной краской. Сейчас-то собор огорожен, а во времена моего детства мы на переменках бегали среди этих колонн, рисовали классики, скакали по ступеням. И недавно я заметила, что на протяжении моей жизни нижняя ступень почти на половину своей высоты ушла под землю. Так много уже прожито!
…Мама сказала: «Я не поеду никуда. Умирать так умирать». И мы остались (в блокадном Ленинграде – Прим. ред.). Моя бабушка Шарлотта была человеком с добрым сердцем и несгибаемой волей. Когда начался голод, она внесла в режим нашего питания железную дисциплину и выдавала нам строго по расписанию крошечные кусочки хлеба. Благодаря этому мы и остались живы. Позже бабушка и младшая папина сестра с двумя малолетними детьми были высланы из Ленинграда. Они уезжали зимой через какую-то щель, образовавшуюся в кольце. Мама пошла провожать их на вокзал. На перроне варили в котлах макароны. На холоде всё это быстро смерзалось. Макароны резали на буханки и давали отъезжающим как паёк на всю дорогу. Бабушка что-то от этой макаронной буханки отщипнула моей маме. И я помню, как в кастрюльке с талым снегом мама варила эти макароны… Ближайший от нашей школы огород располагался в Александровском саду. За каждой грядкой присматривали дедушки и бабушки, охранявшие свои посадки. Но всё равно на переменках мы умудрялись как-то усыплять их бдительность. Вот мы вроде играем, я нечаянно падаю, а с земли поднимаюсь уже с морковкой или с редиской.
С отцом мы долгое время жили порознь и встречались на коротких прогулках – «свиданках». Как-то раз во время такой «свиданки» я сидела в театре и наслаждалась его Тартареном из Тараскона. Увы, на сцену я с ним не выходила, хотя такое желание было, и даже попытка была, но она не состоялась… На моё желание стать актрисой отец не влиял. Я сама… Я тогда обнаружила у себя некоторый певческий голос, и меня уговаривали идти в консерваторию. Но музыкального образования не было, и мне показалось, что я быстрее добегу до финишной прямой, если пойду в театральный институт. Тогда я этого не понимала – теперь понимаю! – какой уровень преподавания тогда был у нас в институте. Какие были учителя! Единственный предмет, который мне не давался и из-за которого мне не давали сталинскую стипендию (я получала просто повышенную стипендию), – политэкономия. У меня по ней была четвёрка. Помню, в кабинете марксизма-ленинизма у нас была хранительница, фамилия её была Авдонина, во время войны она была какая-то крутая подпольщица. Она меня встречала в коридоре и говорила: «Френкель! Учися хорошо. Ты леврейка, ходу тебе не будеть!»
Я и училась, с таким рвением!
…Впервые Игорь Владимиров меня заметил, когда его пригласили ставить спектакль в Театре имени Комиссаржевской. Это была пьеса «Время любить», и выбрал он меня по… производственной необходимости. Поскольку я была поющей актрисой, а там предполагались музыкальные моменты. Мне страшно интересно было с ним работать, я сразу почувствовала своего режиссёра. Его запросы были настолько созвучны моим интересам в театре, что сразу же состоялся этот тандем. Всё, что я сыграла в Театре имени Ленсовета, за очень небольшим исключением, было поставлено им.
Потом мы с ним расстались, но из театра я не уходила. Пять лет меня держало чувство дружбы, которое не иссякло… Ушла в БДТ, когда мне показалось, что начинается некоторая творческая пробуксовка.
Товстоногов, который отучал своих актёров от звёздности, очень интересно меня апробировал. Он меня назначил в массовку. И смотрел, как я на это отреагирую. Георгий Александрович ставил тогда «Смерть Тарелкина», и там была такая… квадрига поющих проституток под предводительством Вали Ковель. Он внимательно смотрел за моей реакцией, но так как надо было петь и танцевать, то я от этого получала только удовольствие. И тогда он сказал: не будем стрелять из пушек по воробьям… И мы тут же начали репетировать «Киноповесть с одним антрактом», пьесу Саши Володина.
…Я привыкла, что в кино не котируюсь… Но что касается «Служебного романа», то Рязанов мне говорил, что планировал снимать именно меня. Игорь Петрович (Владимиров. – Прим. ред.) не очень любил, когда актёры уходят сниматься в кино. А тут – надолго… Как я это выдерживала? Я моталась без конца: день спектакль, два дня съёмка, я ездила «Стрелой», и, пожалев меня, проводники давали девятнадцатое купе, на одного пассажира. Один раз я проспала и приехала на Сортировочную. А меня встречали на вокзале… Эльдар Александрович очень любит импровизацию. Он создал на площадке такую лёгкую и приятную атмосферу, что мы с Андреем Мягковым заимпровизировались там до потери сознания. Он наснимал на четыре серии и рассказывал, как ему жалко было отсекать…
…Если это Мымра (показывает на один конец стола) – а это та самая красивая влюблённая женщина (показывает на другой), то я лично нахожусь где-то посередине. Мне надо было сделать несколько шагов назад, чтобы превратиться в эту сушёную воблу, а потом сделать такое же количество шагов вперёд, чтобы себя преобразить. Мы долго выбирали и грим, и костюм. Помню какие-то нещипаные широкие брови, это идея Рязанова, кримпленовый костюм – это результат моего поиска в костюмерных «Мосфильма», его взяли на два размера больше, чтоб смотрелся мешковато. После фильма получала много писем от женщин, которые благодарили меня за то, что я им дала направление в парикмахерскую…
…В моём возрасте уже негоже чувствовать себя некомфортно. Потому что прожито уже столько, осталось… я не знаю сколько. Какое я имею право иначе, как с комфортом, жить? С аппетитом?! Я счастливый человек. Во-первых, я занимаюсь любимым делом, я нисколько в нём не разочаровалась, и, если бы мне Бог дал силы, я занималась бы этим до конца дней моих... А во-вторых, у меня замечательная дочь, замечательные внуки, что ещё нужно? Никогда особенно не разочаровывали друзья, не предавали всерьёз, а если и предавали немножко, то ровно настолько, что я, поставив себя на их место, могла их оправдать… Надо только почаще читать Евангелие, и всё становится на свои места. Мне кажется, что, если бы сейчас хотя бы малышей, которые растут, заставили не только выучить, но и поверить в десять заповедей, совсем бы другое поколение пошло, и тогда была бы надежда, что нравственно мы выживем. Я имею в виду – Россия...
…В Москву? Нет, переезжать никогда не хотела, хотя и была звана. Во-первых, потому, что я люблю Ленинград – Петербург. Во-вторых, корни пущены, выдирать больновато. И потом, мне кажется, что Москва более поверхностный город, чем Петербург. Нет? Сколько раз я замечала, что ленинградцы-петербуржцы смотрят в глаза, а москвичи – поверх головы. У них объект внимания где-то впереди тебя. Нет, Москва более суетный город…
http://nvspb.ru/tops....m-56167
ВИДЕО: https://vk.com/alisa_f....5100198 Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих отмечает юбилей. Восьмого декабря актрисе исполняется 80 лет. Алиса Фрейндлих рассказала, что могла стать и...
Информация от группы в Контакте «Алиса Фрейндлих – не такая, как все»
НЕ ПРОПУСТИТЕ! К ЮБИЛЕЮ любимой актрисы:
8 декабря на «5 канале – Петебург» в 10:30 – «Опасный возраст». В 21:20 по телеканалу Культура – документальный фильм «Нет объяснения у чуда» и в 22:00 – спектакль «Калифорнийская сюита».
13 декабря на телеканалу Культура в 10:00 фильм «Будни и праздники Серафимы Глюкиной», а в 12:25 – повтор документального фильма «Нет объяснения у чуда».
14 декабря в 14:15 на 1 канале – «Жестокий романс», в 17:00 – документальный фильм о съемках «Жестокого романса».
Также вы всегда можете посмотреть почти все фильмы и спектакли (которые были записаны на пленку) с Алисой Бруновной в нашей группе.
https://vk.com/alisa_freindlih
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Пятница, 12.12.2014, 16:42 | Сообщение # 2 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
| Тайна по имени Фрейндлих
08 декабря 2014
Сегодня отмечает юбилей всенародно любимая российская артистка, актриса БДТ им. Г.А.Товстоногова Алиса Бруновна Фрейндлих. Крошечная женщина, выходя на сцену или перед камерой, точно в соответствии с «Парадоксом об актере» Дени Дидро, становится великой, недосягаемой, непостижимой, помимо своей воли покоряет сердца новых и новых зрителей независимо от возраста. На «Фонтанке» тайну магии величия Фрейндлих разгадывают мужчины, которым довелось встретиться с ней на профессиональных тропах, и которые знают о ней чуть больше, чем поклонники из публики: Олег Табаков, Олег Басилашвили, Михаил Боярский, Валерий Ивченко, Андрей Могучий и другие.
Олег Табаков, народный артист СССР, художественный руководитель МХТ им.А.П.Чехова: – Об Алисе хочется сказать словами Пастернака: «Смягчается времён суровость, теряют новизну слова, талант – единственная новость, которая всегда нова». Мне кажется, Алиса Бруновна – из тех, кто через всю жизнь несет любовь к нашей прекрасной, трудной и веселой профессии. В Алисе, в ее натуре, характере, природе есть неистовость, страсть, полная самоотдача, и это большая редкость. Хотелось бы, чтобы Алиса Фрейндлих еще порадовала нас своими ролями на сцене Большого драматического театра. И еще хотелось бы мне с Алисой в каком-нибудь спектакле сыграть. Ну, это мечта.
В роли Анны Австрийской, с Олегом Табаковым в телефильме «Д`Артаньян и три мушкетера» Фото: кадр из фильма
Олег Басилашвили, народный артист СССР, актер БДТ им. Г.А.Товстоногова: – Я должен сказать, что я человек счастливый. Все мои удачные жизненные повороты случались помимо моей воли. Я поступил в студию Художественного театра – это единственное, что я сделал самостоятельно. В БДТ меня пригласил Георгий Александрович Товстоногов, и эта встреча определила мою профессиональную судьбу. Еще один счастливый случай – это партнерство с Алисой Бруновной Фрейндлих. Сначала был ее ввод в спектакль «Волки и овцы», где она была Глафирой, а я Лыняевым, но тот наш дуэт продолжался недолго. А потом случился спектакль «Калифорнийская сюита» по трем пьесам Нила Саймона, где каждый из нас играл три разные роли. Нечасто я в своей профессиональной жизни сталкивался с таким удивительным даром, как у нее: Алиса Бруновна, как я убедился, строго следует железному рисунку роли, которому не изменяет никогда, но при этом остается импровизационна, смела, легка. Я не уставал восхищаться ею и пытался научиться следовать в фарватере Алисы Бруновны, которую я открыл для себя еще и как партнершу, хотя, как и многие, молился на нее и боготворил ее как актрису, когда она работала в Театре им. Ленсовета. Да, был у нас еще опыт общей работы в кино, в «Служебном романе». И я до сих пор помню очень отчетливо, как снимали эпизод, где она появлялась красивой, уже любящей и любимой, а я играл нехорошего человека, карьериста, который приходил к ней с бумагами, и, подавая ей их на подпись, разоблачал, порочил в ее глазах дорогого ей человека. И я обратил внимание, как на этом очень длинном для кино крупном плане постепенно менялось, старело ее лицо. Все ее внешние актерские планы всегда связаны с глубокими внутренними переменами, которые с ее героями происходят. Мне доставляет огромное удовольствие встречаться и работать с Алисой. У нас есть спектакль «Дядюшкин сон», где она играет Москалеву, а я князя К. И есть спектакль «Лето одного года» по пьесе «На золотом озере», где мы играем пожилую супружескую пару, и где мой герой уже приближается к порогу иного мира, а она изо всех сил борется за него, старается вдохнуть в него свою жизненную энергию, потому что он ей дорог. И каждый раз у нее выходят импровизации на тему: она произносит один и тот же текст, но суть всегда чуть-чуть меняется, поэтому находиться с ней на сцене невероятно интересно – всегда ждешь, какой она будет сегодня, что в ней неуловимо изменится.
1999, с Олегом Басилашвили, в спектакле «Калифорнийская сюита» по пьесам Нила Саймона, БДТ им. Г.А.Товстоногова, режиссер Николай Пинигин
В жизни Алиса Бруновна – человек крайне, подчеркиваю: крайне порядочный. Она никогда не идет на поводу у людей, которые заставляют ее поменять ее собственное, обычно очень принципиальное мнение. Она собранна, энергична и в ней не иссякает жажда работы. Но, кроме того, она прекрасная мать и бабушка, и семья для нее никогда не отходит на второй план. Я желаю ей здоровья и выносливости. И хотя ее возраст еще совсем не тот, когда здоровье становится серьезной проблемой, я бы попросил у времени всяческого снисхождения к ней. Для меня Алиса за эти годы стала родным и близким человеком. И я бы хотел работать с ней вместе еще и еще. Отношения с партнерами могут складываться по-разному, можно работать с кем-то на сцене, но в жизни быть в сложных и даже плохих отношениях. К Алисе Бруновне Фрейндлих я, превознося ее как коллега и партнер, в жизни испытываю самые добрые, товарищеские, братские чувства.
Валерий Ивченко, народный артист России, актер БДТ им. Г.А.Товстоногова: – Есть в классификации деятелей искусства люди талантливые, есть гениальные. А есть такие, какими были Мерилин Монро, Марлен Дитрих, Любовь Орлова – люди особой, высшей категории, которые входят в душу народа как нечто неповторимое. Алиса Бруновна, с одной стороны, та загадка, а с другой – то чудо природы, которое приковывает к себе взоры и сердца многих людей. Ее работы так много говорят о том, что такое женщина в нашей жизни, что, вероятно, можно сказать, что она хранит в себе тайну женской души вообще. Причем, к ней неодолимо стремятся и взрослые люди, которые видели ее работы в театре и на экране, и совсем молодые девочки, которые каждый раз выстраиваются к ней с букетами после спектакля «Алиса».
2014, с Валерием Ивченко в спектакле «Алиса», БДТ им. Г.А.Товстоногова, режиссер Андрей Могучий Фото: Пресс-служба БДТ им. Г.А.Товстоногова
В ее облике есть нечто непостижимое, он пленяет любого, кто оказывается рядом, она действительно как будто из сказки. Но для меня ее тайна заключена в ее голосе. Услышишь этот голос – и сладко щемит сердце. Объяснить это чувство я не могу никак.
Игорь Иванов, народный артист России, актер МДТ – Театра Европы: – Существовал в моей жизни спектакль «Исчезновение», который был мне очень важен и дорог и в постановке которого я участвовал не только как актер. Алиса Бруновна пришла на спектакль, посмотрела. А после вышла на сцену и сказала: то, что я сейчас увидела, – это подвиг, актерский и человеческий. У меня в театре были сложности с этим спектаклем, в тот момент решалось даже, попадет он в репертуар или нет. А Алиса Бруновна пришла и всё решила. Я был в нее влюблен всю жизнь – начиная с ее спектаклей в Театре им. Ленсовета. И я каждый раз был очарован ею в кино – особенно когда смотрел на нее и Владимирова в «Старомодной комедии». Такая там была любовь, что для меня эта история на долгие годы стала неким профессиональным мерилом. Потом было время, когда я пытался создать свое театральное предприятие и сделал единственный спектакль «Пляска смерти». Понятно, что из меня директор – никакой, и мое предприятие постоянно прогорало. А Алиса Бруновна, посмотрев спектакль, подошла и сказала: «Приходи в гости чаю попить». И я пришел, и она дала мне 1000 долларов – и, благодаря этой ее помощи, спектакль еще какое-то время жил. Она – блистательная женщина. Из тех, что делают мужчин мужчинами. Я счастлив и горд ее вниманием. Низкий поклон и сил ей.
Сергей Мигицко, народный артист России, актер Театра им. Ленсовета: – Алиса Бруновна – чудесная. На мой взгляд, именно слово чудесная подходит к ней больше всего. Первый спектакль, который я с ней увидел – вот здесь, в Театре им. Ленсовета, когда я поступил на курс к Игорю Петровичу Владимирову, был «Малыш и Карлсон». Алиса Бруновна там играла Малыша. Я не мог оторвать глаз. Во-первых, Малыша играла женщина возраста точно старше Малыша, но это был настоящий пацан, которым я был еще совсем недавно. И я прекрасно помнил свое детство и все, что у меня происходило внутри – все свои обиды, и, наоборот, восторги. И вот Алисе Бруновне удалось полностью передать гамму мальчишеских, детских чувств. Я это иначе, как чудом, назвать не могу. Алиса Бруновна обладает огромным талантом. Огромным! И она его с гордостью – очень честно, очень уверенно несет на своих хрупких плечах. Каждая ее работа – это обязательно микрошедевр, а иногда, и часто, частицу микро- можно смело убрать. Это какая-то межпланетная артистка! Ее много раз спрашивал я – не только я – почему она не наберет курс студентов? Наверное ведь можно научить тому, что она умеет какое-то количество счастливчиков. Она на этот вопрос не отвечает. Но мне думается, потому, что у нее очень высокая планка подхода к любому начинанию. И она просто четыре года сама ничего не сможет делать – будет заниматься только курсом. Потому что ответственность ее за роль, за свою актерскую судьбу, за судьбу партнеров, за судьбу дочери, внуков – невероятно велика. Она – человек, который всё принимает очень близко к сердцу. Поэтому она и не берет курс. У нее очень большой круг проблем – творческих и житейских. Но может быть, она не догадывается, но здесь, в этом театре, в Театре им. Ленсовета – очень много ее учеников. Я, не скрывая, могу сказать, что я тоже являюсь ее учеником. Пусть не самым лучшим, пусть не самым выдающимся, но то, что рядом со мной играла Алиса Бруновна Фрейндлих, постоянно сподвигает меня на какие-то творческие пробы, подвиги и так далее. Я кланяюсь низко этой замечательно женщине с таким непростым именем, отчеством и фамилией: Алиса Бруновна Фрейндлих. Я желаю ей здоровья. Только здоровья. Чтобы она как можно дольше дарила счастье видеть её, а иногда с ней и общаться.
Михаил Боярский, народный артист России: – Алиса Бруновна – яркий представитель Санкт-Петербурга высочайшей пробы интеллигентности. Человек максимально отдающийся своей профессии. Это неисчерпаемых сил петербургский энерджайзер. И это луч света в любом царстве. Сходить на спектакль с Алисой Бруновной Фрейндлих – это все равно, что сходить в церковь и причаститься.
1973, в роли Альдонсы, с Михаилом Боярским в спектакле «Дульсинея Тобосская», Театр им. Ленсовета, режиссер Игорь Владимиров
Петр Семак, народный артист России, актер МДТ – Театра Европы: – Мы с Алисой Бруновной познакомились в 1986 году, когда вместе снимались в фильме «Будни и праздники Серафимы Глюкиной». Я там играл ее соседа по коммуналке. Потом часто встречались на улице Рубинштейна, где она живет, а я работаю в Малом драматическом театре. А потом меня пригласили в спектакль «Аркадия» – и мы оказались партнерами по сцене. Я увидел, как к ней относятся в театре. Ее обожают буквально все – от одевальщиков до партнеров и режиссеров. Я никогда не замечал, чтобы она была в плохом настроении, но всегда восхищался ее невероятной женственностью, ее не только актерским, но и человеческим талантом. Спектакль «Аркадия» получил Государственную премию. И тогда многих создателей спектакля пригласили в телестудию. Был прямой эфир – и все эти полчаса телезрители звонили и задавали вопросы только Алисе Бруновне, ни один из нас никому не был интересен. Это первая история, которую я хотел рассказать. А вторая случилась во время репетиций «Бесов»: я был измучен до последнего предела, сам с собой разговаривал в метро и на улице, ничего вокруг не видел. И когда по улице мимо меня прошла маленькая женщина с собачкой, я поначалу никак не отреагировал. Но, сделав несколько шагов, остановился и закричал ей вслед: «Алиса Бруновна! Извините! Я ничего и никого не вижу вокруг!» «Бесы»? – понимающе спросила она. А я в ответ стал жаловаться, что больше не могу, что хочу даже профессию бросить. И она так внимательно посмотрела мне в глаза и сказала: «Петечка, это прекрасное состояние. Я вам завидую. Когда работы нет, это в сто раз хуже». И пошла. И так она это сказала, что больше я уже никогда никому на свою профессиональную усталость не жаловался.
Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ им. Г.А.Товстоногова: – У меня несколько этапов взаимоотношений с Алисой Бруновной Фрейндлих. Первый – юношеский, когда я бегал на все ее спектакли в Театр им. Ленсовета. Это была абсолютно фанатичная любовь и к ней, и к той компании, которая тогда делала тот Театр им. Ленсовета. Недавно я увидел по телевизору спектакль тех лет «Укрощение строптивой» – и обнаружил, что в нем до сих пор присутствует живая энергия, которая до меня как до зрителя доходит даже с экрана. Я думаю, что этот спектакль мог бы идти и сегодня. Для меня это удивительно. Качество продукта того времени с нынешним – несравнимо, это очевидно. Образ Фрейндлих того времени для меня существует не особняком, а в контексте других очень ярких образов и ощущений: стреляние билетов у метро «Владимирская» зимой, как-то особо подсвеченный театр, толпа в фойе, зал, где только что на люстрах не висят и почему-то именно поющие в микрофон Фрейндлих и Боярский. Но когда я пересматривал сейчас «Укрощение строптивой», я совершенно четко осознал, что именно Фрейндлих была центром притяжения, тем магнитом, вокруг которого крутились другие, совсем нехилые, люди. Я не люблю слов «магнетизм», «лучеиспускание», я по натуре прагматик. Но в случае с Фрейндлих я никак не могу объяснить эту её магию. Недавно, когда открывалась выставка династии Фрейндлих в Музее-квартире Самойловых, я опять остро ощутил этот магнетизм – тот, который чувствовал в юности. Алиса Бруновна просто встала, ничего не говорила – она же не любит публично выступать, наоборот, по-моему, она всегда хочет скрыться и от мира, и от своей популярности – но меня как будто накрыло волной.
2013, с Андреем Могучим и Анатолием Петровым на репетиции спектакля «Алиса», Каменноостровский театр Фото: Юлия Кудряшова, предоставлено Пресс-службой БДТ
Когда я пришел в БДТ как художественный руководитель, я понял, что Фрейндлих проживает как бы две жизни: одна – это жизнь звезды, вот этого вот светоизлучателя, а другая – это частная жизнь, с которой я не мог не соприкоснуться, когда мы делали спектакль «Алиса». Конечно, это сообщающиеся сосуды. И теперь я понимаю, что вот эта ее вторая жизнь – жизнь, переполненная любовью к своим родным, к своему прошлому, жизнь, переполненная терпением, состраданием – это и есть тот, как теперь говорят, бэкграунд, которого не видно с экрана, со сцены, но из которого произрастают эти цветы. С одной стороны, это – двойственность, а с другой – двуединство, которое можно ощутить только оказавшись с ней лицом к лицу. Потому что она, конечно, ни перед кем не открывается до конца, и я точно знаю, что не открылась и передо мной. Но теперь я вижу те ее черты, которых я не знал до того, как пришел в театр. У Алисы Бруновны в профессии – очень сформированный и очень для нее ясный набор чувствительных точек, в которые надо попасть, чтобы быть услышанным. В отличие от многих артистов – даже очень хороших – она всё про себя знает. Знает свои болевые точки, знает, про что она может говорить со сцены, а про что – нет. И, работая со мной – не совсем близким ей в эстетическом, в стилистическом смысле режиссером – над «Алисой», она очень во многом себя преодолела, очень мужественно себя повела. Как настоящий боец. И сейчас она продолжает работать в «Алисе» очень честно – не прячется за штампы, как время от времени делают другие, просто потому что выходить напрямую на зрителя, смотреть зрителю в глаза актеру некомфортно, страшно. Алиса Бруновна остается в «Алисе» предельно искренней, несмотря ни на что – и за это ей низкий поклон. Уверен, что тут дело еще и в масштабе личности – для большинства сегодняшних артистов недосягаемом. Конечно, я ее искренне поздравляю и хотел бы встретиться с ней еще в какой-то совместной работе. Понятно, что тут многое должно совпасть. Надеюсь, это случится.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
http://calendar.fontanka.ru/articles/1995/
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Пятница, 12.12.2014, 17:12 | Сообщение # 3 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
| 10 Декабря 2014 Дочь Фрейндлих: Мама одинока даже при всенародной любви «Мама много работала, но брошенной я себя никогда не чувствовала» PhotoXpress
8 декабря любимая народом Алиса Фрейндлих отметила в кругу близких юбилей. Благо семья у нее большая, крепкая. Да и праздник пришелся на понедельник, а этот день в театрах, как известно, выходной... Семья и театр – два приоритета в жизни актрисы, утверждает ее дочь, актриса Варвара Владимирова.
Всегда за мной следила
– Большие актрисы, как правило, несчастливы в личной жизни. Алиса Бруновна – счастливое исключение.
– Мне неудобно расхваливать свою маму, хотя она этого, безусловно, заслуживает... но я сейчас даже затрудняюсь сказать, за что ее можно не любить. Она умная, добрая, милосердная. Мы с мамой лучшие друзья. Она в нашей семье – главный объект обожания, поклонения, уважения. Поверьте, если кто-то ее обидит, мы сумеем защитить нашего гномика (у мамы рост – метр пятьдесят с копейками, а я и дети – лоси под два метра). К себе я со стороны дочери и сына подобное отношение, может быть, не всегда чувствую, зато бабушку они почитают должным образом. Причем по доброй воле, абсолютно искренне. Аня и Никита тянутся к ней, им вместе не скучно. Мама, вопреки паспортным данным, озорна и с молодым поколением взаимодействует отлично.
– Наверное, их воспитанию она уделяет больше внимания, чем в свое время вам?
– Я росла закулисным ребенком, мама и папа (Игорь Владимиров – актер, режиссер. – Авт.) всегда много работали в театре. Сначала мной занималась бабушка Ксения Федоровна, мамина мама. Она обожала меня. Больше всех ждала моего рождения (я поздний ребенок). К сожалению, бабушка вскоре умерла. Я навсегда запомнила тот день: как ей стало плохо, как я плакала, носила ей игрушки, а потом устала, легла рядом и уснула... У мамы был спектакль, мы с бабушкой находились дома одни. На следующий день мне исполнилось 3 года. Мама после смерти Ксении Федоровны начала много курить и, к сожалению, до сих пор не может избавиться от этой вредной привычки. Автоматически предлагает закурить, но я отказываюсь.
А потом была няня Варвара, моя тезка, простая женщина из Сибири. Маме большого труда и терпения стоило отучить меня от привычек, которые я переняла: не есть с ножа, не вытирать рот рукавом... Так что по чистому времени большую часть детства я проводила не с мамой. Но она всегда внимательно следила за мной. Я чувствовала ее присутствие рядом и, главное, видела, как она себя ведет. Собственный пример – лучший воспитатель. Было несколько случаев, когда мама прерывала мою «вольницу» и четко объясняла, что и почему делать нельзя. Это уроки на всю жизнь. Я росла без подзатыльников и стояния в углу. Приподнятая бровь, молчание – самое страшное наказание, которое могло быть.
«Гномик» Фрейндлих с «великанами» – дочерью и внуками Russian Look
Шила внукам костюмы зайчиков
– Алиса Бруновна как-то сказала, что она не очень хорошая бабушка. Это так?
– Она сказочная бабушка! Начнем с того, что мама присутствовала на обоих моих родах. Дальше – больше. Я никогда не могла увлечь детей так, как она. Они постоянно что-то лепили, клеили, устраивали на полу целые представления домашнего кукольного театра. Перед новогодними праздниками Аня с Никитой всегда были обеспечены новыми костюмчиками зайчиков и белочек, которые мама перешивала уж не знаю точно из чего. Обращаться со швейной машинкой маму научила ее мама: жили они бедно, вот и крутились, как могли. Еще мама унаследовала любовь к пению. Когда строчила, постоянно что-то напевала, чаще всего детское, и посматривала на меня. Желала приобщить к искусству. Но я никак не поддавалась. Помню, однажды я, упорно молчавшая, ответила на ее вопросительный взгляд: «Поёшь? Ну и пой!»
– Мама часто вспоминает блокаду?
– Ее рассказы очень ценны для нас. Это часть истории нашей большой семьи. Маме было 7 лет, когда началась война. Чудом осталась жива. Как она считает, во многом благодаря бабушке, Шарлотте Фридриховне, отличавшейся педантичностью. Съестные припасы, которые ей удалось сделать, очень пригодились в первые месяцы блокады. Но все равно маме, как вы догадываетесь, пришлось несладко. Алиса Бруновна любит приходить на Исаакиевскую площадь, в районе которой провела детство. Я очень удивилась в свое время, услышав, что в скверах возле Медного всадника и памятника Николаю I когда-то сажали капусту с картошкой. Это если говорить о чем-то веселом, остальные же мамины воспоминания без слез слушать нельзя.
– Петербург – родной город Алисы Бруновны. Жизнь в Северной столице для всего вашего рода тоже традиция. Изменить ей никто никогда не думал?
– Много лет назад мамина московская подруга Галина Волчек настойчиво приглашала ее в «Современник», обещала квартиру. Может, все бы и состоялось, но решили спросить меня, которая была от горшка два вершка. Я расплакалась и что есть мочи стала топать ногами, требуя оставить все как есть. Вторую попытку «покорить Москву» предпринял мой сын Никита. Подготовленный Алисой Бруновной, он поступил во все театральные училища столицы. Выбрал Щукинское, но вскоре бросил (тяжело переживал гибель отца – вице-губернатора Санкт-Петербурга Сергея Тарасова – при крушении «Невского экспресса». – Авт.). Потом снова собрал чемодан и поехал в Москву учиться на продюсерском отделении Школы-студии МХАТ.
«Алиса Бруновна гениальна. Чем бы мы ни занимались, мы не должны ее опозорить». Russian Look
Хочет продолжения династии
– Ваша дочь Анна тоже учится на продюсера (в Театральной академии Санкт-Петербурга). Неужели актерская династия Фрейндлих – Владимировых прервется?
– Мне кажется, Аня могла бы стать актрисой. Есть все данные... В последнее время бабушка все чаще ведет с ней тематические беседы. Расспрашивает, чего хочет Аня, говорит о своей профессии... Вы понимаете, у нас всех есть четкое понимание гениальности Алисы Бруновны как актрисы, как человека. И чем бы мы ни занимались, мы не должны ее опозорить. Нас всех манит театр. И я, и дети впитали эту любовь с детства. Ее нам привила Алиса Бруновна. Она до конца жизни будет играть. Не представляете, как она переживает, если отменяется спектакль. Просто не находит себе места... Конечно, маме бы очень хотелось, чтобы династия была продолжена. Но работа в одной профессии неизбежно влечет сравнения. Это беда всех детей, имеющих знаменитых родителей. Поэтому я хорошо понимаю Аню и Никиту. Мне всю жизнь очень непросто. Не хочется, чтобы кто-то сказал: мол, на дочке Фрейндлих природа отдыхает. Поэтому я долгие годы избегала выходить на сцену. Но мама настаивала, и я, в конце концов, сдалась. Теперь мы играем с ней в одних спектаклях и счастливы этим. Вы спросили в начале об одиночестве... Притом что у мамы есть мы, есть огромная всенародная любовь, она, я понимаю, все равно одинока. Это уже возрастное: большинство тех, с кем ей было интересно, ушли. Поэтому мы стараемся быть с ней как можно чаще. Постоянно созваниваемся, переписываемся (научили набирать СМС). Ой, извините, телефон запищал... Она!
http://sobesednik.ru/kultura....oy-lyub
|
|
| |
|