140 лет со дня рождения Сергея Рахманинова
| |
Маргарита | Дата: Понедельник, 01.04.2013, 17:52 | Сообщение # 1 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
| Семь нот революции Сергея Рахманинова
"Портрет композитора С.В.Рахманинова" работы К.А.Сомова
© РИА Новости. Борис Игнатович 10:52 01/04/2013
"Я пишу ту музыку, которую слышу внутри себя. Я русский композитор, и мое отечество воздействовало и на мой темперамент, и на мое мировоззрение, поэтому и музыка моя — русская…"
С.В. Рахманинов 1 апреля исполняется 140 лет со дня рождения Сергея Рахманинова – одного из самых ярких представителей символизма в русской классической музыке. Во всем мире его знают как "русского" композитора, именно с Россией ассоциируется он и в Европе, и в США, куда он эмигрировал после Октябрьской революции и где прожил почти половину своей жизни. Как и многие творческие люди, он был далек от политики, государственных переворотов, или просто не понимал их смысл – глубоко переживая за родину, он покинул ее навсегда в возрасте 47 лет.
Серьезный, пронзительный взгляд темных глаз, спокойствие, граничащее с отрешенностью – этот образ Рахманинова привлекал заграничную публику: его произведения, насыщенные множеством экспрессивных интонаций, с резкой сменой настроения, виртуозно исполнялись самим автором с полной невозмутимостью. Безусловно, это восхищало слушателей.
"Человек, способный в такой манере и с такой силой выражать свои чувства, должен, прежде всего, научиться владеть ими в совершенстве, быть им хозяином…", - было сказано о Рахманинове в одной из заграничных рецензий.
Гений обыкновенный
Можно сказать, что такова была судьба Рахманинова – стать легендарным музыкантом. Это одна из тех историй, которые подтверждают известную истину: гениями рождаются – наряду с множеством знаменитых музыкантов, Рахманинов получил свой талант по наследству. Его родители, и даже дед – были пианистами-любителями, поэтому неудивительно, что уже в 4 года маленький Сергей исполнял на пианино далеко не детские произведения. Дальнейшее обучение шло без особых препятствий: проучившись сначала в Петербургской, а затем и в Московской консерватории, он встретился с настоящими мастерами музыки, среди которых был и Петр Ильич Чайковский. Тот уже не первый год наблюдал за успехами молодого пианиста и предсказывал ему великое будущее. И в самом деле – разве можно было сомневаться, что пианист, композитор и дирижер, создавший свою выпускную оперу "Алеко" всего за 17 дней, будет испытывать недостаток внимания публики? © РИА Новости РИА Новости
Рахманинов в детстве
Конец света по-русски и другие символы В музыкальном стиле Рахманинова ощущается влияние его кумира - Чайковского, однако с 1890-х его произведения становятся все более самобытными и индивидуальными. В них появляется большая выразительность, разнообразие интонаций, и, конечно же, характерная для Рахманинова контрастность настроений. В большинстве своем настроения эти довольно мрачные, отчаянные, - эпичная тема катастрофы и неизбежности конца прослеживается в музыке пианиста, в том числе и через специальные символы, например через мотив средневекового хорала Dies Irae, сквозящий через многие его произведения. Такие мрачные настроения Рахманинова были вполне обоснованы: он был свидетелем двух мировых войн и трех русских революций.
Сам себе революционер
Знаменитая симфоническая поэма "Колокола", написанная по произведению Эдгара По и ставшая любимым произведением автора, прославилась необычным музыкальным приемом, придуманным Рахманиновым для имитации звона колокольчиков. Использование аккорда с широким расположением делает фортепианный звук колоколов практически неотличимым от настоящего звона. Этот прием он широко использовал в своем творчестве: в Концерте для фортепиано с оркестром №2, Этюде-картине Op.33, Прелюдии си-минор. В этом многие критики видят ту самую национальную самобытность Рахманинова как русского композитора – звоны церковных колоколов Новгорода, Петербурга, Москвы отразились в его музыке.
В музыкальном наследии Рахманинова - множество произведений: романсы, концерты, симфонии, прелюдии, этюды, оперы, - словом, все, что и подобает иметь в репертуаре музыканту его уровня.
Рахманинов, так отчаянно бежавший от Октябрьской революции, сам совершил настоящую революцию – в музыке. По мнению критиков, за время своего творчества он объединил различные стили русского искусства, его тенденции, направления и объединил их под одним знаменателем – Русским национальным стилем. Он также стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира. Чем не музыкальный переворот?
Постэмиграционная депрессия В конце 1917 года в судьбе пианиста происходит резкий поворот: воспользовавшись приглашением на гастроли в Европу, он покидает страну, столь любимую им, но ставшую внезапно для него чужой (его отношение к большевистскому режиму было резко отрицательным). Около года он давал концерты в скандинавских странах, а затем вместе с семьей отплыл в Нью-Йорк. Оторвавшись от родины, Рахманинов ощущал творческий кризис, который продолжался около 10 лет.
"Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…" - говорил он. © РИА Новости Павел Балабанов
Репродукция картины "С.Рахманинов" (1904 год). Художник Борис Федорович Шаляпин
Тем не менее спустя время он создает "Симфонические танцы" и вкладывает в них свои воспоминания о России. Концентрация "национального" достигает в "Симфонических танцах" своего пика: в них прослеживаются мотивы оперы Римского-Корсакова "Золотой петушок", мотивы церковной музыки – очевидно, в этом произведении Рахманинов запечатлел свое любование русской культурой и окончательно закрепил за собой звание самого русского композитора.
Переживания пианиста по поводу эмиграции в конце концов пошли на пользу самой родине: в годы Великой Отечественной войны Рахманинов направил деньги, вырученные от нескольких концертов в США, в Фонд обороны СССР – на эти деньги был построен боевой самолет. "От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу", - писал он.
Умер Рахманинов за несколько дней до своего 80-летия в Нью-Йорке. Спустя 140 лет его произведения звучат в концертных залах всего мира, но музыканты признают: русская музыка только в одном месте звучит по-настоящему.
"Можно играть Рахманинова в Лондоне, в Нью-Йорке, где угодно. Но именно здесь (в России – прим. ред.) он звучит совершенно по-особенному, потому что эта музыка рождалась здесь", - уверен современный пианист Лукас Генюшас.
Подготовила Анастасия Демченко
РИА Новости http://weekend.ria.ru/music/20130401/811816746.html#ixzz2PDcKYKYq
http://weekend.ria.ru/music/20130401/811816746.html
Dum_spiro,_spero!_(лат.) Пока_ дышу,_надеюсь!
Сообщение отредактировал Маргарита - Понедельник, 01.04.2013, 17:58 |
|
| |
Маргарита | Дата: Четверг, 04.04.2013, 17:05 | Сообщение # 2 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
| «Что ни звук, то - подарок...»
Данилин Юрий Валерьевич
Мир отмечает юбилей Сергея Васильевича Рахманинова. В столичных концертных залах всюду он. Хотя и без юбилейных дат Рахманинов вниманием музыкантов не обижен. В ЦМШ при Московской государственной консерватории им. Чайковского её директор – народный артист России Владимир Овчинников – открыл цикл встреч с бывшими выпускниками и просто интересными исполнителями, чтобы и учащиеся, и преподаватели, и просто друзья школы могли иметь реальное представление о тенденциях современного музыкального пространства и о том, кто и что собой в этом пространстве представляет. Прекрасная затея. И осуществляет её Овчинников (кстати, сам игравший в марте много и интересно) с пристрастием. Я попал на рахманиновский вечер. Играли Филипп Копачевский и Максим Могилевский. Если про Копачевского всё известно, то о его партнёре в этот вечер стоит, наверное, напомнить. Максим Могилевский заканчивал Московскую консерваторию у профессора Наумова, стажировался в Джульярдской школе у Беллы Давидович, брал уроки у Марты Аргерих. У него много побед на международных пианистических конкурсах, хорошая репутация у ведущих дирижёров и оркестров мира. В концерте для двух роялей в этот вечер звучал Рахманинов: Фантазия, Сюита для двух фортепиано, Симфонические танцы. Играли ярко, дерзко и с большим воодушевлением. Кое-какие погрешности явно от недостатка репетиций им за это простились такими же воодушевлёнными слушателями. Cледующий в этом цикле вечер был фантастическим – играл Пауль Бадура-Шкода. Пианисту сейчас восемьдесят шесть лет. Я слушаю его на протяжении последних пятидесяти лет в самых разных городах России и мира. Он очень активен и не считается с возрастом. Никто из зарубежных исполнителей не путешествовал так много по Советскому Союзу. Всегда с небывалым успехом. Так что выдающегося австрийского пианиста вполне можно считать и российским. Официально он уже объявлял о завершении карьеры, я был на этом концерте в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Пианист играл с оркестром театра под управлением главного дирижёра Феликса Коробова. И в этот вечер Феликс Коробов сопровождал выступление Бадура-Шкоды с оркестром музея «Эрмитаж». Конечно же, Моцарт – звучали концерты № 20 и 22. Слушать, наблюдать за роялем г-на Пауля – редкое удовольствие. Нам в радость смотреть на него, а ему – на клавиши. В этом нетерпении от каждого прикосновения к ним есть какая-то трогательная и святая детскость. Никто, пожалуй, не знает Моцарта лучше, чем он. Он – подлинный друг Вольфганга Амадея. Почитайте его книги. И послушайте. Звуки, когда-то собранные Моцартом, звучат у Бадура-Шкоды, как капель: прозрачно, ясно, пронзительно. В заголовке моего обзора фраза Н.В. Гоголя – самая точная рецензия на то, что происходило в этот вечер в концертном зале ЦМШ. Народного артиста СССР профессора Московской консерватории Константина Игумнова вспоминали «у Гольденвейзеров». Заслуженная артистка России профессор Гнесинки Мария Гамбарян не только рассказывала об уроках своего педагога, но и представила три поколения пианистов, произрастающих отсюда. Играли Нана Немхицверидзе – ученица Марии Степановны, и нынешний выпускник Гнесинки Александр Гусев, воспитанник Н. Немхицверидзе. Прозвучали соната № 2, Прелюдии, два Этюда-картины – всё было очень интересно. И комментарии Марии Степановны действительно воспроизводили суть давних уроков, были живописны, ироничны и наблюдательны. Но подлинное обаяние игумновской школы мы все ощутили, слушая саму Гамбарян. Она играла Мазурку ля минор, Скерцо си минор, Ноктюрн си минор Шопена. Не знаю даже, с чем сравнить её манеру, стиль, но Шопен у неё – такой проникновенный, изысканный и очень простой, с первыми звуками абсолютно овладевает слушателями. Абсолютно. Никакой другой жизни нет. Она сама всякий раз обнаруживает новые и новые нюансы в уже давно знакомых ей произведениях. И не перестаёт удивляться и восхищаться неисчерпаемостью композитора. И нас, её слушателей, удивлять и восхищать. Мария Степановна – «самоедка» и всякий раз собою недовольна. Находит для этого всякие фантастические основания, переубедить её бывает очень трудно. Думаю, что это тоже игумновское наследие, может быть, самое важное, потому что позволяет потом, после слёз, терзаний, недовольств, выйти к инструменту и заставить всех присутствующих в одну секунду забыть обо всём. И только слушать, слушать, слушать… Лев Николаевич Толстой, которого особо почитают «у Гольденвейзеров», заметил однажды, что «простота есть необходимое условие прекрасного». И, конечно же, был прав. На протяжении месяца в Москву наезжали гастролёры. Борис Березовский объявился на сцене Большого зала консерватории, как будто из пивного бара, – серенький пиджачок нараспашку и плевать на классический образ пианиста. С Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Томаса Зандерлинга исполнил Концерт № 2 Брамса. Как появился, так и играл. Неинтересен был в этот приезд английский пианист Фредерик Кемпф. С оркестром Павла Когана исполнил Концерт № 2 Бетховена. Скучно, школярски, на «коротком поводке» у дирижёра. Очень удивил, так это на него непохоже. Зато регулярно наезжающий в Москву «звезда ХХI века» из Петербурга Мирослав Култышев блестяще выступил с Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии под управлением Алексея Шатского. Играл Концерт № 1 Брамса. Какой яркий, вольнолюбивый рояль, потрясающая техника, ни одного формального звука. Великолепное, праздничное, впечатляющее выступление. Пианист очень изменился. Озадачил: может быть, и правы устроители цикла, и мы действительно имеем дело со звездой ХХI века. А лучше всех в марте, на мой взгляд, был скрипач Никита Борисоглебский. Он выступил в той же программе, что и Култышев, с родным оркестром Московской филармонии под управлением А. Шатского. Исполнялся Концерт для скрипки с оркестром Брамса. И как исполнялся! Уже упоминаемая мною простота в захватывающем владении и прекрасным сочинением Брамса, и инструментом. На Борисоглебского надо ходить специально, он на глазах становится одним из самых интересных российских скрипачей. Юрий ДАНИЛИН
Опубликовано: "Литературная газета"
№ 14 (6410) (03-04-2013)
http://www.lgz.ru/article/14-6410-03-04-2013/chto-ni-zvuk-to-podarok-/
Dum_spiro,_spero!_(лат.) Пока_ дышу,_надеюсь!
|
|
| |
Маргарита | Дата: Пятница, 06.09.2013, 15:59 | Сообщение # 3 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
| Из стали и золота 2013-й – год Сергея Рахманинова
Алябов Юрий
Писать о Рахманинове дело, с одной стороны, весьма неблагодарное, с другой – очень увлекательное. Неблагодарное потому, что ещё при жизни этот человек был в центре внимания мировой общественности и за 70 лет после его смерти написаны горы литературы, посвящённые ему и как музыканту, и как личности. Его жизнь изучена чуть ли не по минутам, и сказать что-то новое о Рахманинове – надо очень постараться. А увлекательное и интересное потому, что жизнь на протяжении этих самых 70 лет не просто показывает несостоятельность критиков Рахманинова, но и открывает всё новые грани его творчества, влияние его музыки на современников, даже весьма далёких от академических музыкальных кругов. Сразу оговорюсь, что факты, приведённые ниже, являются своеобразным дайджестом из воспоминаний С. Сатиной, М. Прессмана, А. Трубниковой, Ф. Шаляпина-сына, О. Конюс и многих других, поэтому позволю себе в целях экономии места обойтись без ссылок.
В истории музыки трудно найти человека, который был бы предназначен именно для этого вида искусства в большей степени, чем Рахманинов. Его исключительные природные данные – феноменальная музыкальная память, граничащая с чудом (он легко запоминал произведение любой сложности после трёх-четырёх проигрываний практически на всю жизнь), исключительный пианистический аппарат (сильные и гибкие пальцы и огромная кисть позволяли без труда играть двойные терции в двух октавах), безупречная читка с листа – стали легендой. А если прибавить к этому тончайший абсолютный внешний и внутренний слух (большинство своих произведений Рахманинов сочинял, не пользуясь фортепиано) и музыкальную интуицию на грани озарения (именно благодаря ей он безупречно выстраивал кульминацию и как пианист, и как дирижёр), то станет ясно, почему музыка в его исполнении буквально гипнотизировала слушателей. Но главное – это то, как он распорядился этими качествами, полностью подчинив свою жизнь беззаветному служению музыке, как бы пафосно это ни звучало. Несмотря на все свои выдающиеся данные, Рахманинов ежедневно занимался на инструменте минимум два-три часа на протяжении всей жизни, находя при этом всё новые приёмы и краски. И даже накануне своей кончины Рахманинов слышал музыку – она всегда звучала в его голове до тех пор, пока не переносилась на бумагу – настолько мощной была природа музыканта от Бога. Рахманинов-личность был целиком подчинён Рахманинову-музыканту – он жил, как творил, а творил, как чувствовал. А поскольку чувствовал Сергей Васильевич глубоко и сильно, то можно сказать, музыка была для него способом постижения окружающего мира, в котором нет места фальши. Эту фальшь он очень остро ощущал и в музыке, и в жизни. Именно поэтому ему были чужды всякие модернистские выверты – «Модернистов не играю – не дорос», – говорил он. Однако настоящее, даже под авангардной маской, он чувствовал и принимал. Показателен в этом смысле казус со «Скифской сюитой» Прокофьева. На заседании Русского музыкального издательства, после знакомства с клавиром, Рахманинов высказался резко против публикации «этой какофонии», кстати, вместе с Метнером. Но, прослушав сюиту в Мариинке, Рахманинов возбуждённо заметил – «это всё же талантливо!».
Ну и, наконец, несколько слов о мифах, создающихся вокруг имени Рахманинова в последнее время в средствах массовой информации.
Миф первый – Рахманинов был нелюдимый, мрачный человек, чуть ли не мизантроп, снедаемый депрессивной рефлексией, что отражалось и в его музыке – мрачной, надрывной и трагичной. Мягко выражаясь, это не совсем так, а если точнее, то совсем не так. Музыка Рахманинова столь же разнообразна, сколь разнообразен окружающий нас мир. Как можно считать мрачными «Письмо к Станиславскому», «Сирень» или «Весенние воды»? А удивительные по светлому лиризму анданте 2-й симфонии, 2-го фортепианного концерта или 18-я вариация «Рапсодии на тему Паганини»? Образ мрачного нелюдима, погружённого в свои мысли, – это была маска, которой композитор отгораживался от внешнего мира. Скромный, стеснительный по природе, Рахманинов тяготился тем колоссальным общественным вниманием, которое окружало его с юности. Но в кругу близких, дорогих ему людей он раскрепощался и становился самим собой – удивительно добрым, чутким человеком с тонкой, ранимой душой, готовый помочь в любую минуту и словом, и делом. Неслучайно Иосиф Гофман, знаменитейший пианист-виртуоз и друг Рахманинова, сказал про него: «Он был создан из стали и золота. Сталь – в его руках, золото – в его сердце». И вот там, в кругу друзей, Рахманинов раскрывался и как очень остроумный и весёлый человек. О его тогдашних приколах легенд существует не меньше, чем о его способностях. Так, будучи ещё студентом у Танеева, Рахманинов был спрятан в комнате, соседней с гостиной, где приехавший из Питера Глазунов сыграл на рояле только что сочинённую часть своей симфонии. Когда же он кончил играть и все поаплодировали, в гостиную вошёл Рахманинов. «А вот это Сергей, очень способный студент», – представил его Танеев. – «Что вы нам сегодня принесли?» «Первую часть симфонии», – ответил Рахманинов. И каково же было удивление Глазунова, когда он нота в ноту услышал то, что играл полчаса назад. И подобных случаев можно вспомнить множество.
Другим расхожим мифом является мнение, что после эмиграции из России Рахманинов перестал сочинять из-за тоски по родине. Конечно, Рахманинов очень любил Россию, очень тосковал по ней и страдал вдали от родной земли. Но не это было главной причиной, по которой он не мог сочинять, особенно в первые годы эмиграции. Дело в том, что основной доход на Западе Рахманинову приносили его концерты как пианиста. А это требовало огромного количества сил и времени как для поддержания формы, так и для освоения нового репертуара. Когда же финансовая ситуация стабилизировалась, появилась и возможность сочинять. Ведь такие мировые шедевры, как 4-й концерт, 3-я симфония, «Рапсодия на тему Паганини» и, наконец, «Симфонические танцы», были написаны именно за границей.
Третий миф – это мнение о тесной связи Рахманинова с церковью. Конечно, Рахманинов был верующим человеком, православным. Часто посещал церковь, особенно за границей. Но если в молодости его привлекало там больше одноголосное пение монахов, чем сама служба, то, например, в Америке церковь была способом общения больше с соотечественниками, чем с Богом. Характерно, что накануне свадьбы Рахманинов категорически отказывался причащаться и исповедоваться. Для него церковь была, скорее, неотъемлемой частью столь близкой и дорогой ему русской культуры.
Рахманинов – один из самых исполняемых композиторов в мире. Влияние Рахманинова на мировую и особенно на американскую музыку огромно. Слушаешь голливудские хиты 30–40-х годов и слышишь Рахманинова. Даже джазовые и поп-звёзды не избежали его влияния. Песни I think of you Френка Синатры и знаменитая All by myself Селин Дион – это практически темы из 2-го концерта. А «Вокализ» играют не только многие джазовые музыканты, но и победитель «Евровидения-2009» – норвежский белорус Александр Рыбак – записал его на скрипке для своего первого альбома. javascript:// И сегодня, когда у России не так много поводов гордиться чем-либо, Рахманинов остаётся непотопляемым «брендом» на все времена.
Литературная газета № 35-2013
http://lgz.ru/article/-35-6428-04-09-2013/iz-stali-i-zolota/
Dum_spiro,_spero!_(лат.) Пока_ дышу,_надеюсь!
|
|
| |
|