Год 200-летия Рихарда Вагнера
| |
Маргарита | Дата: Четверг, 28.03.2013, 16:50 | Сообщение # 1 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
|
МОЙ ВАГНЕР 2013-й – не только Год России в Германии и Германии в России, но и Год 200-летия немецкого композитора, теоретика искусства, крупнейшего реформатора оперû Рихарда Вагнера. «ЛГ» совместно с газетой «Музыкальное обозрение» начинает рубрику «Мой Вагнер», в которой известные музыканты, композиторы, режиссёры расскажут о СВОЁМ видении его творчества, оказавшего значительное влияние на европейскую музыкальную культуру.
Александр ЧАЙКОВСКИЙ, народный артист России, композитор:
– Вагнер – великий композитор. Я очень его люблю, и, пожалуй, больше всего мне нравятся оперы «Парсифаль» и «Летучий голландец». Считаю, что он, а также Сергей Прокофьев являются достойными уважения примерами отношения к литературе. Вагнер обладал огромным художественным талантом и сам писал либретто для своих опер. И читал их: до него никто этого не делал. Что касается музыки – можно говорить о гигантских размерах его опер, но для того времени, когда Германии необходимо было объединение, может быть, нужны были именно такие историко-фольклорные оперы. Это было злободневно, и Вагнер это почувствовал. К сожалению, многие современные режиссёры из-за большой протяжённости его опер загромождают сцену лишними деталями, пытаясь скрасить затянутость. Но это отвлекает от главного – от музыки. Многие, в том числе композиторы, считают, что симфонические фрагменты удавались Вагнеру лучше вокальных. Не соглашусь – у него есть тончайшие психологические находки и в оркестре, и у солистов-вокалистов. Главное, что он разбудил весь мир, – влияние Вагнера испытали прежде всего Рихард Штраус, а также Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов… Кого-то, может, Вагнер даже подавил своей грандиозностью. Его творчество – огромный столп в истории музыки. Печально, что многие современные молодые композиторы обходят его вниманием и не знают его. Жаль также, что у нас, за исключением Мариинского театра, Вагнера почти не ставят. И, кстати, это отношение начинается с учёбы – певцы в консерватории не поют Вагнера. Конечно, у него сложные партии, для этого требуется физическая подготовленность. Но Вагнер обойдётся без российских певцов, а они без него нет. Сегодня у нас очень ощущается отсутствие вагнеровских и штраусовских певцов. Любимой оперой Николая II была «Гибель богов»... Кстати, до 1920–1930 годов Вагнера в России ставили, в том числе в первые годы ñоветской власти. Моё знакомство с его музыкой произошло рано: мой покойный отец играл клавиры Вагнера. Потом последовало безумное заучивание его опер в консерватории. Всё изменило «Кольцо нибелунгов» в 1975 году на гастролях Шведской оперы, потом Большой театр поставил «Золото Рейна» с Ю.И. Симоновым. Когда я увидел эти оперы живьём, слушал и наслаждался. И если Вагнер и не стал моим любимым композитором, то я начал его изучать. Во время моей работы в Мариинском театре советником Валерия Гергиева были поставлены все оперы, кроме «Тангейзера». Тогда я полюбил его музыку. Всё-таки Вагнер раскрывается именно в опере: в записи многое теряется, ведь он старался очень подробно осветить все истории на сцене, и наблюдать это – огромное психологическое удовольствие. За два года я не пропустил ни одной репетиции и спектакля «Парсифаля» в Мариинском театре. Однажды я слушал его пять дней подряд – и это уже становится потребностью. Там есть невероятные красоты, и каждый раз ждёшь – когда они прозвучат. Это фантастика.
Александр ТИТЕЛЬ, народный артист России, художественный руководитель и главный режиссёр Оперной труппы Московского академического музы кального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко:
– Я никогда не ставил Вагнера, но, конечно, обдумывал возможные постановки и «примерял» их к нашему театру. Оперы Вагнера – это особый мир, особый оазис, которому нельзя подражать, потому что все подражатели тут же становятся заметны. Все оркестровые приёмы были обусловлены у Вагнера эпическим содержанием, и все эти огромные бесконечные дуэты возможны только у него. Так он слышал некий идеальный мир. И этот мир подходил для него. Есть композиторы, которые рассказывают про нашу жизнь. А есть те, кто пишет не о ней, но их произведения замечательно опосредованно связаны с нашей жизнью – возьмём музыку эпохи áарокко, оперы Монтеверди. Вообще опера – это всегда некая божественная история, и Вагнер этой божественности очень соответствует. Но есть и крайность – когда его оперы разыгрываются в некоторых космических пространствах между богами и титанами. Не стоит забывать, что Вагнер жил в разделённой на княжества Германии, и он-то слышал «соседей по квартире». Атмосфера, в которой он жил, тоже входит в его оперы – там есть немецкая семья со своими немецкими и общеевропейскими проблемами.
Статья опубликована: "Литературная газета" № 13 (6409) (2013-03-27)
http://www.lgz.ru/article/21211/
Dum_spiro,_spero!_(лат.) Пока_ дышу,_надеюсь!
Сообщение отредактировал Маргарита - Четверг, 28.03.2013, 16:51 |
|
| |
Вита_Вита | Дата: Четверг, 28.03.2013, 23:09 | Сообщение # 2 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 18
Статус: Offline
| Примечательно то, что спустя шесть месяцев с момента рождения Рихарда Вагнера, в 1813 г., на свет появился не менее гениальный Джузеппе Верди! И 10 октября весь мир будет праздновать 200-летие величайшего итальянского композитора!
|
|
| |
Маргарита | Дата: Четверг, 04.04.2013, 17:14 | Сообщение # 3 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
| Мой Вагнер
Мой Вагнер. Пожалуй, в истории музыки нет фигуры более противоречивой, чем Вагнер. Его великие музыкальные драмы, достигающие высшей точки в синтезе искусств, – это некое подобие мистерий, центром которых становится ритуал освобождения человека от всего низменно-мирского и его спасение в духовном. Это своего рода обряды Очищения и Преображения. Ещё Ницше метко заметил, что оперы Вагнера – это всегда «оперы спасения».
Неистовая убеждённость Вагнера в правоте своих эстетических идей потребовала радикально реформировать абсолютно всё – сам жанр оперы, то есть понимание того, чем должна быть опера, её музыкальный язык, музыкальные формы, сам тип пения. Она потребовала создания новых музыкальных инструментов – вагнеровских туб и даже создания принципиально новой театральной архитектуры. Одних только перечислений вагнеровских художественных открытий набралось бы, наверное, на целую главу. И все эти задачи он выполнил с феноменальным мастерством, фантастической мощью и вдохновением, преодолев все жизненные препятствия на своём пути!
При этом стало уже ходульным противопоставлять музыкальный гений Вагнера Вагнеру-человеку. Действительно, в истории искусства вряд ли можно найти более отталкивающий типаж. Везде, где появлялся Вагнер, он сеял злые интриги! В первой половине жизни Вагнер страстно верил в революцию, но поменял свою веру, как только его персональным покровителем стал монарх Людвиг II Баварский. Однако даже в этой дружбе своими сумасбродными требованиями уволить статс-секретаря и одновременно премьер-министра он умудрился поставить наивного монарха в очень неловкое положение перед своим окружением, а своей постоянной ложью и гордыней восстановил против себя всю мюнхенскую общественность до такой степени, что вынужден был покинуть этот город.
На протяжении почти всей жизни он был скрывающимся беглым должником. Причём вовсе не из-за тяжёлого недостатка в средствах. В каждом следующем городе он снимал самые дорогие квартиры с самой роскошной меблировкой, тем самым только увеличивая свои неуёмные расходы. Будучи невысокого роста (152 см), он, по-видимому, был одержим тяжёлыми хроническими комплексами. Для собственного самоутверждения он предпочитал покорять исключительно замужних женщин, при этом чаще всего либо жён своих благородных покровителей (как в случае с Матильдой Везендонк), либо жён своих ближайших друзей (как в случае с Козимой, дочерью Ференца Листа, женой главного вагнеровского дирижёра Ханса фон Бюлова).
Но, конечно, самое низменное качество Вагнера – это его бредовый антисемитизм, который парадоксальным образом проявлялся особенно остро по отношению именно к тем, кто его поддерживал, кто хлопотал и ставил его оперы, кто публиковал его статьи, кто помогал ему материально. Наконец, к тем, чьи идеи он иногда заимствовал и так замечательно развивал. Джакомо Мейербер здесь – классический пример. При этом даже в своём антисемитизме Вагнер вёл себя крайне лицемерно, подписав первое издание своей статьи «Еврейство в музыке» вымышленным именем.
Особенно показательно в этом плане сопоставить фрагменты из воспоминаний Вагнера и его же писем, написанных в один и тот же период: «В 1841 году, когда Мейербер был в Берлине, я послал ему мою новую оперу «Летучий голландец», и ему с поразительной быстротой удалось поставить её на сцене берлинского «Хофтеатра». Идеей моей оперы «Летучий голландец» я во многом обязан личным объяснениям и советам Гейне. Моё материальное положение в Париже и то, что я не умер с голоду, всецело является заслугой Шлезингера, давшего мне работу для издававшейся им «Музыкальной газеты». Все три названных Вагнером персонажа – этнические евреи. Я позволю себе не цитировать письма Вагнера того же времени, в которых он своими омерзительными высказываниями о тех же самых людях разоблачает сам себя так, что невольно вызывает в памяти образ Альбериха – завистливого карлика, гениально выведенного им самим в «Кольце нибелунга».
И это всё – на фоне поистине завораживающих сочинений, наполненных необыкновенной красотой, мощью и величием!
Гений и злодейство – две вещи, к сожалению, вполне совместимые. Художник всегда выше маленького человека. Это как раз о Вагнере! Об одном из моих самых любимых композиторов.
Владимир ТАРНОПОЛЬСКИЙ, композитор
Опубликовано: "Литературная газета"
№ 14 (6410) (03-04-2013)
http://www.lgz.ru/article/14-6410-03-04-2013/moy-vagner-1/
Dum_spiro,_spero!_(лат.) Пока_ дышу,_надеюсь!
|
|
| |
Маргарита | Дата: Четверг, 18.04.2013, 18:29 | Сообщение # 4 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
| * Музей музыки в Шереметьевском дворце Санкт-Петербурга (филиал Театрального музея) открыл знаменательную выставку «Верди. Вагнер. Даргомыжский. Петербургские истории». Она связана с 200-летним юбилеем со дня рождения трёх титанов европейской музыки и повествует о музыкальном театре России и Европы. В экспозиции – ноты, портреты, фотографии, эскизы декораций, костюмы. Выставка продлится до 19 мая и заслуживает отдельного разговора.
"Литературная газета" № 16-2013
http://www.lgz.ru/article/-16-6412-17-04-2013/vstretimsya-vo-dvortse/
Dum_spiro,_spero!_(лат.) Пока_ дышу,_надеюсь!
|
|
| |
Маргарита | Дата: Четверг, 18.04.2013, 18:52 | Сообщение # 5 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
| Мой Вагнер
Совместный проект «ЛГ» и газеты «Музыкальное обозрение»
«Геликон-опера» первой отметила юбилей Вагнера. В конце февраля была премьера спектакля www.nibelungopera.ru, куда вошли фрагменты тринадцати опер композитора. В прошлом сезоне у нас была российская премьера ранней его оперы «Запрет на любовь» – нынче она номинирована на «Золотую маску». Это первое моё законченное постановочное решение оперы Вагнера. Почему первое законченное? Я начинал заниматься постановкой «Кольца нибелунга» для канадской оперы и посвятил этому проекту полтора года. Но для меня очень важно в постановке чувство искренней устремлённости, и я должен произведение полюбить. Так у меня было с «Лулу» Берга. Здесь у меня не сложилось – может, время не пришло, может, потому что у Вагнера всё тянется очень долго. И поэтому когда я решился наконец сделать этот спектакль, я сделал по-своему – получилась www.nibelungopera.ru. Её очень хорошо принимают слушатели. Мы только что вернулись с фестиваля в Бейруте Al Bustan, где выступаем в четырнадцатый раз и где показывали спектакль «Запрет на любовь» и концерт WagnerUnleashed («Отвязный Вагнер»), куда вошли самые известные фрагменты произведений композитора. Рафинированная публика, среди которой редакторы ведущих европейских музыкальных изданий, принимала нас очень здорово.
Впервые оперу Вагнера я слышал в исполнении Большого театра на сцене Кремлёвского дворца – это был спектакль «Золото Рейна». Я тогда учился в школе или на первых курсах института. В нашей стране Вагнера не ставили, это была закрытая тема, его оперы невозможно было нигде увидеть. Его творчество вызывает у меня сложные чувства: с одной стороны, это фантастическая музыка, с другой – это скучно. Хотя мне очень нравится «Тристан и Изольда» Мариинского театра в постановке Дмитрия Чернякова, там есть очень интересные решения, потрясающая певица Лариса Гоголевская. Я пробовал смотреть несколько «Рингов» (нем. Der Ring des Nibelungen), но не досмотрел.
Считается, что Вагнер повлиял на Чайковского. Я так не думаю: у Чайковского, в отличие от Вагнера, такая искренность, такая плоть и кровь... Если бы я мог, то ставил бы одного Чайковского. Дело в том, что люди в Германии воспитаны на другой культуре, у них другие чувства и межкультурные коммуникации. Мы живём в стране страсти, стране чувства, стране, где нет эротики. У Чайковского действие происходит между людьми, а у Вагнера преимущественно действуют боги, поэтому его оперы более медитативные и созерцательные.
Дмитрий БЕРТМАН, народный артист России
"Литературная газета" № 15-2013
http://www.lgz.ru/article/15-6411-10-04-2013/moy-vagner-3/
Dum_spiro,_spero!_(лат.) Пока_ дышу,_надеюсь!
Сообщение отредактировал Маргарита - Четверг, 18.04.2013, 18:52 |
|
| |
Маргарита | Дата: Суббота, 25.05.2013, 17:56 | Сообщение # 6 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
| Золото Вагнера
Рихард Вагнер, 200-летие которого отмечает весь мир, – это гений, в полной мере реализовавший свою историческую миссию. Он не только опрокинул существовавшие ранее оперные штампы, но и воплотил свои идеи, создав театр в Байройте. Мы знаем, что Вагнер создал новую концепцию музыкальной драмы, но не стоит забывать, что многое он сделал в области театра. Он значительно расширил возможности оркестра, спроектировал собственный тип оркестровой ямы. Он создал и ввёл как неотъемлемую часть партитуры «Кольца нибелунга» инструмент-гибрид – «валторновые трубы», или «вагнеровские трубы». Наконец, оперы Вагнера – это новый тип вокала: от певца требуется особое владение голосом, чтобы суметь органично вплести его в инструментальную ткань и не потеряться в оркестровой массе. Такого до Вагнера не было – ни в опере Италии, ни во Франции. И то, что фестиваль, созданный Вагнером в Байройте, продолжается до сих пор, лучше всего свидетельствует о таланте композитора.
У нас в стране много лет Вагнера не ставили. Сейчас это преодолевается – в первую очередь, конечно, стараниями Валерия Гергиева и Мариинского театра. Оперный штамп, который пришёл из Европы лет 50 назад, устарел. И вагнеровский репертуар в этом отношении очень свеж и привлекателен – и для режиссёров, и для дирижёров и художников, и для певцов.
Конечно, лучше узнать его музыку помогают современные средства донесения информации. В студенческие годы я слышал Вагнера только в звукозаписи, сейчас есть DVD и многие другие возможности записи – это огромный плюс, потому что для того, чтобы увидеть оперу, поставленную по канонам Вагнера, не надо ехать в Байройт.
В связи с юбилеем, конечно, внимание к творчеству Вагнера возросло. Это позволяет надеяться, что его музыку будут знать лучше. Потому что, повторюсь, Вагнер – гениальный композитор.
Александр СОКОЛОВ, профессор, ректор Московской консерватории
"Литературная газета" № 21-2013
http://lgz.ru/article/-21-6416-22-05-2013/zoloto-vagnera/
Dum_spiro,_spero!_(лат.) Пока_ дышу,_надеюсь!
Сообщение отредактировал Маргарита - Суббота, 25.05.2013, 19:14 |
|
| |
Маргарита | Дата: Суббота, 25.05.2013, 19:46 | Сообщение # 7 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2023
Статус: Offline
| Вершина музыкального Олимпа
Народный артист СССР дирижёр Юрий Симонов: злопыхателям пора успокоиться
– Юрий Иванович! Можете ли вы в дни 200-летия Рихарда Вагнера сформулировать своё отношение к нему как к личности?
– Личность Вагнера – при жизни и после смерти – вызывала к себе двойственное отношение. До сих пор модно осуждать гениального в своём возвышенном служении искусству художника за эгоцентризм, антисемитизм, отсутствие моральной щепетильности в личной жизни и в отрыве от реалистичности в творчестве.
Критиковать личность, одержимую творческой идеей, – неблагодарная задача. Невозможно с одной меркой подходить к оценке профессиональных достижений мастера и его поступкам в личной жизни. А если вспомнить об угрожающем падении критериев в музыкальном искусстве современного мира, то придётся признать более полезным для потомков – не желание осудить человеческие слабости великого артиста, а стремление простить ему их, восхищаясь и пользуясь высокоталантливыми результатами его труда.
Для истинно творческой натуры реализация конкретной художественной идеи является смыслом жизни. Если бизнесмен, имея всё, что только может пожелать смертный, любыми способами продолжает наращивать свои доходы, то что можно предъявить не слишком обеспеченному художнику, пытающемуся доступными ему средствами реализовать артистическую мечту своей жизни? К тому же, чем ярче активное начало в характере человека, тем большую изобретательность он проявляет в достижении цели и тем менее щепетилен может оказаться в выборе средств самоутверждения. Примеров в истории предостаточно.
Тезис: чем выше мораль художника, тем выше качество его творчества, мне всегда казался справедливым. Однако далеко не каждый человек способен противиться искушениям, да и популярный лозунг – «победителей не судят» – никем пока ещё не отменён. До сих пор спорят о Наполеоне, Гитлере, Сталине… Видимо, будут спорить до тех пор, пока существуют разные точки зрения.
Считается, что скромность по отношению к своему таланту – положительное качество, которое непременно поощряется. Хорошо помню, как нас воспитывали в послевоенные годы: «Не зазнавайся. Не переоценивай себя. Жди, пока тебя оценят другие!»… Вот только в реальной жизни почему-то охотнее замечают и жалуют не скромных, честно выполняющих свой гражданский долг членов общества, а тех, кому удаётся любыми способами обратить на себя внимание. А если поглядеть на современных шоуменов? Вагнеру далеко до них!
– Какова, по-вашему, роль Вагнера в истории музыки и оперы?
– Вагнер – величайший из композиторов, поднявший оперно-симфонический жанр на недосягаемую для того времени высоту. Он до предела развил возможности современного ему оркестра. Сегодня, спустя полтора века, наблюдая технический уровень высококлассных современных коллективов, не перестаёшь удивляться той изобретательности и смелости, с которой Вагнер решал технические и колористические задачи, создавая фантастически выразительные звучания.
Его идеалом было универсальное музыкально-драматическое действо – синтез поэзии и соответствующего ей музыкального насыщения на сцене и в оркестре. Своим творчеством он доказал возможность достижения такого единства. Красноречивым свидетельством победы его идей является высокохудожественный уровень созданных им шедевров, в особенности плод его четвертьвекового труда – «Кольцо нибелунга», в котором он последовательно и с неподражаемым блеском применил свои открытия и достижения в области оркестровки, гармонии и полифонии. Музыкальный язык для своих творений он черпал из поэтического текста, который сам же и создавал. Он смело реформировал жанр оперы, доводя каждый из его элементов до максимальной степени выразительности. Если же говорить об оркестровой музыке, то такие знаменитые вершины звукописи, как: антракт к III акту и вступление к «Лоэнгрину», смерть Изольды в «Тристане», чудо Святой Пятницы в «Парсифале», полёт валькирий и Заклинание огня в «Валькирии», ковка меча и шелест леса в «Зигфриде», путешествие Зигфрида по Рейну и траурный марш из «Гибели богов», – совместно с увертюрами к его другим операм, стали поистине выдающимися достижениями в сокровищнице мировой симфонической музыки.
– Не зря же его называли музыкантом-революционером и реформатором...
– Вагнер – натура конфликтная. Он никогда не стеснялся высказываться – устно и в прессе – обо всём, что его волновало в данный момент: от теории и профессиональных вопросов искусства – до политики, в которую он пытался активно вмешиваться в ранний период своей деятельности. Вполне современно, например, звучат его высказывания относительно состояния дел в театрах того времени. «Современное искусство – это предмет купли и продажи…», «Современный театр – место развлечения…», «Единственная цель наших театров – ежевечерне забавлять публику, причём никто энергично не требует такого развлечения, но его навязывает населению крупных городов дух коммерции, а население, объятое социальной скукой, принимает всё без рассуждения». Или: «Современное искусство потерпело полный крах, только теперь, когда оно отбросило последний стыд, видно, насколько… ничтожно всё наше сегодняшнее искусство...» Нетрудно представить, почему для одних Вагнер был богом, тогда как другие его ненавидели.
–Ваше отношение к музыке Вагнера, её понимание. Каковы они?
– Особым достижением Вагнера в реформе оперного жанра можно считать симфонизацию всего действа, когда не только поэтический текст или вокальная строчка солистов (или хора), но и звучание оркестра способны существовать отдельно друг от друга, являясь, каждое – само по себе, самодостаточным явлением искусства. Иначе чем объяснить, что сочинённое Вагнером либретто можно читать как увлекательный роман, бесконечно развивающейся вокальной линией наслаждаться, словно пением фантастической птицы, а игру оркестра воспринимать как звучание самостоятельного симфонического произведения? Именно в сумме воздействия всех трёх элементов кроется почти гипнотическая притягательность музыки Вагнера для слушателя, способного почувствовать прелесть органичного слияния слова, человеческого голоса и звуков оркестра. Что касается последнего, то стоит заметить, что он не только украшает или объясняет происходящее на сцене, – как это происходит у предшественников и большинства современников композитора, а является эмоциональной первоосновой и интонационным фундаментом всего, что мы воспринимаем, наблюдая за развитием сюжета.
Оперная музыка Вагнера – это симфония с пением, где вокальная линия время от времени то погружается в оркестр, переплетаясь с тембрами его инструментов, то парит над ним до тех пор, пока не почувствует необходимость снова погрузиться в ласковые объятия звуковой стихии. Оркестровое сопровождение пению в вагнеровских партитурах напоминает постоянно пульсирующий сплав драгоценных металлов, в который искусной рукой ювелира вкраплены драгоценные камни – голоса певцов.
– Какую роль сыграл композитор в вашем творчестве?
– Уже в первые годы моей работы в Большом театре я попытался заинтересовать руководство Министерства культуры идеей постановки опер Вагнера. Однако мои доводы: «великолепная музыка», «увлекательная драматургия» и наконец «стыдно именоваться ведущим театром страны, не имея в репертуаре Вагнера», не имели успеха. В течение нескольких лет я получал отказы типа: «вредно для певцов» или «Вагнера любил Гитлер». Позже выяснилось, что на мнение ответственных за Большой театр чиновников оказывали влияние некоторые ведущие певцы театра. Им было лень тратить время на разучивание вагнеровской музыки, поскольку они не видели перспектив её использования в своих гастролях за границей. Ведь «Аиду» или «Тоску», выученные по-итальянски ещё в стенах консерватории, можно с успехом петь (да ещё за валюту!) на любых сценах мира, а с «Лоэнгрином» или «Валькирией» по-русски за рубежом не развернёшься. О таких высоких материях, как «музыкальное развитие оперной труппы» или «престиж Большого театра», эти люди не беспокоились и настойчиво распространяли легенду о якобы «тотальной вредности» вагнеровских опер для пения. Тщетно пытался я в кабинетах министерства противопоставить тезису любви Гитлера к музыке Вагнера риторический вопрос: «А что бы мы с вами стали делать, если бы Гитлер вдруг полюбил Чайковского?»
На борьбу за Вагнера ушло несколько лет. Ситуация изменилась, когда на пост генерального директора пришёл Г.А. Иванов – человек с государственным подходом к делу, принципиальный и смелый. Наш выбор пал на «Золото Рейна» – первую оперу тетралогии «Кольцо нибелунга». Я решил не связываться с «великими» певцами и сделал ставку на молодёжь. И тут неожиданно нашу работу поддержали ведущие певцы театра И. Архипова и А. Эйзен. Режиссёром-постановщиком был выбран В. Милков, художником – В. Вольский. Оба, несмотря на молодость, уже имели успешный опыт работы со стажёрской группой солистов театра в опере Генделя «Ифигения в Авлиде».
Я подготовил три полных состава исполнителей. С моим участием солисты получили около трёхсот уроков в классах. Поскольку опера шла на русском языке, с особой тщательностью работали над дикцией. Ведь в отличие, скажем, от опер Верди, где одна и та же фраза может повторяться по нескольку раз подряд, текст вагнеровских либретто изобилует постоянными разъяснениями и дополнениями. И если публика что-то не поймёт, то смысл происходящего на сцене может повиснуть в воздухе.
Назначенные на роли певцы – их было более сорока – с энтузиазмом разучивали трудные, но фантастически красивые вокальные партии, с искренним удовольствием купаясь в волшебных созвучиях, производимых великолепным в те годы оркестром Большого театра. Это был настоящий праздник высокого стиля музицирования. Достаточно представить себе шесть (!) арф, рисующих игру русалок с золотом Рейна, и несколько наковален, озвучивающих рабский труд обитателей Нибельгейма! Только Вагнер мог себе это позволить! Огромный оркестр театра звучал то прозрачно, то подавляюще мощно. Публика была в восторге. В моду уже входили светящиеся на портале сцены титры с переводом, но я всегда был и до сих пор остаюсь убеждённым приверженцем пения на языке той страны, где находится театр. Именно поэтому мы старались, чтобы каждое спетое со сцены слово было понятно публике, и гордимся, что наша тщательная работа с певцами над дикцией не пропала даром.
В роли Фрикки блестяще выступила И. Архипова, академичное звучание голоса и музыкальность которой способствовали формированию высокопрофессионального уровня всего спектакля. Прекрасно показал себя в партии Вотана А. Эйзен. В труднейшей баритоновой партии Альбериха неожиданно засверкал драматический талант В. Нартова. Нельзя не отметить мощный и красивый бас Г. Селезнёва (Вотан), свежий и волнующий тембр голоса Г. Чорнобы (Фрейя)… Успех постановки был очень солидный, и театр намеревался продолжить работу над вагнеровским репертуаром. Однако по разным причинам этим планам не суждено было осуществиться.
– Известно, что у вас были зарубежные вагнеровские проекты: постановки, оркестр Liszt-Wagner...
– В 1977 году в Будапеште, во время репетиций с Государственным оркестром Венгрии, я был приглашён в театр, чтобы заменить заболевшего дирижёра в опере «Кармен». Дебют прошёл настолько удачно, что после нескольких пробных спектаклей я получил под свой контроль весь вагнеровский репертуар театра. В результате за тридцать лет тесного сотрудничества с Венгерской государственной оперой я поставил там почти все вагнеровские оперы: «Парсифаль» (1992) «Летучий голландец» (1993), «Тристан и Изольда» (1994), «Валькирия» (1995), «Зигфрид» (1996), «Золото Рейна» (1997), «Гибель богов» (1998), весь цикл «Кольцо нибелунга» (2000 и 2001), «Лоэнгрин» (2004), «Мейстерзингеры» (2006).
Музыка Вагнера очень популярна в Венгрии не только в опере, но и на симфонической эстраде. С удовольствием вспоминаю, как часто мне доводилось в различных концертных залах вместе с солистами театра и при участии почти всех симфонических оркестров страны, включая организованный для меня Liszt-Wagner оркестр, исполнять увертюры и отрывки из вагнеровских опер. Мне кажется, что для дирижёра, по-настоящему любящего музыку и чувствующего красоту человеческого голоса, нет большего наслаждения, чем дирижировать операми Вагнера, купаясь в пряных гармониях и следуя за поэтическими изгибами вагнеровской мелодики.
И пусть наконец успокоятся злопыхатели и завистники чужого успеха.
Место Рихарда Вагнера было и навсегда останется на вершине музыкального Олимпа!
"Литературная газета" № 21-2013
http://lgz.ru/article/-21-6416-22-05-2013/vershina-muzykalnogo-olimpa/
Dum_spiro,_spero!_(лат.) Пока_ дышу,_надеюсь!
|
|
| |
|