Юбилей Нади Рушевой
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Вторник, 31.01.2012, 21:34 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
| Рязанские ВЕДОМОСТИ
№ 263 (4066) от 31 января 2012 Четвертая полоса
Девочка Надя
Легенда о юной художнице мало сочетается с её 60-летием
Наде Рушевой сегодня исполнилось бы 60 лет. Как-то трудно осмыслить саму эту вероятность. Надя умерла в 1969 году – семнадцатилетней. И оставила после себя более 12 тысяч рисунков, проиллюстрировав произведения 50 авторов.
История Нади Рушевой – проявление феномена детской гениальности, с которой мы до сих пор не знаем, как обращаться. Девочка родилась в 1952 году в Улан-Баторе, в Монголии. Отец – театральный художник, мама – первая тувинская балерина Наталья Ажикмаа. Надя рисовать начала раньше, чем читать, в пять лет. У нее не было черновиков и неудачных графических работ. Она уверяла, что видит рисунки на бумаге и только обводит то, что видит.
Для широкой публики творчество двенадцатилетней Нади открыл журнал «Юность» в 1964 году, организовав ее первую выставку. Потом выставок будет много, за последние пять лет жизни Нади их было организовано 15, после ухода художницы из жизни прошло еще более 160 вернисажей во многих странах мира. И всюду зрители испытывали потрясение от встречи с глубочайшим пониманием сложного мира литературных произведений этим юным созданием – черноглазой и темноволосой девочкой, которую было трудно выделить в толпе, если не присматриваться.
О ней рассказывают удивительные вещи. Про то, как в музее Пушкина на Мойке ей разрешили присесть на любимый пуфик Натальи Николаевны, чтобы было удобней рисовать. И она почти мгновенно нарисовала сцену: приготовившаяся к поездке на бал Натали сидит на этом самом пуфике, а рядом – Пушкин, будто предчувствующий беду… Она рисовала Маргариту, похожей на Елену Сергеевну Булгакову, которой никогда не видела. Она придумала и нарисовала балет «Анна Каренина» еще до того, как его написал Родион Щедрин и станцевала Майя Плисецкая.
Ее легкие, как дыхание, рисунки можно рассматривать бесконечно. Загляните в Интернет, там размещено много произведений Нади Рушевой. Ее иллюстрации Пушкина напрашиваются на сравнение с рисунками самого Александра Сергеевича, хотя вряд ли корректно сравнивать творчество двух гениев. А Надя была гениальна. Гениальные дети редко живут долго, еще реже бывают счастливы в обыденной жизни. И Моцарт не единственный тому пример. Бог, наделив отрока талантом, будто спешит отнять у него что-то другое или вернуть талант в свои – не обязательно райские – кущи. Надя умерла в семнадцать лет почти мгновенно от аневризмы одного из сосудов головного мозга. Сегодня ее могли бы спасти, тогда таких операций не делали.
Феномен Нади Рушевой, похоже, совершенно советский. Экзотический межнациональный союз ее родителей, интеллигентнейшая культурная семья, наделившая девочку замечательной средой обитания. Доброжелательное отношение к дару Нади в школе и среди одноклассников. Раннее профессиональное внимание отца к развитию художественного дара ребенка. Наконец, ранняя слава, не сопровождавшаяся коммерциализацией таланта, способной погубить какой угодно дар.
Недавно показывали телерепортаж о маленькой художнице русского происхождения, проживающей, кажется, в США и потрясающей знатоков удивительно зрелыми работами. Родители уже успели поставить на поток организацию выставок и продаж. Что дальше будет с маленькой художницей, можно себе представить.
С Надей Рушевой этого не произошло. И это хорошо, что ей не платили высоких гонораров, как бы сейчас ни сетовали на это меркантильные обыватели. Не было у близких Нади соблазна извлечь выгоду из дара дочери. Они этого просто не успели. Писатель и журналист Дмитрий Быков как-то заметил: «Я сомневаюсь, что такого ребенка смогло бы сформировать наше жесткое, неумолимое, насмешливое, ломающее всех время».
Не известно, что было бы с Надей, доживи она до сегодняшних 60 лет. В 69 - м году, когда ее не стало, пружина застойных времен и настроений сжималась все активнее. Гениальная прозорливость все чаще была советской действительности не ко двору. Советские танки уже прошли по Праге, но еще не был выслан Солженицын. Нади не стало на пороге в бездну.
Остались ее рисунки, которые объясняют нам что-то в том времени и в российской вечности. Вечность эта не так мрачна, как кажется. Ее освещают, приоткрывают ее тайны такие светлячки, как Надя Рушева.
Ирина Сизова
http://rv.ryazan.ru/news/2012/01/31/11863.html
В Москве, в Государственном музее А.С.Пушкина, по желанию родных, хранится почти всё художественное наследие юной художницы (1952-1969), насчитывающее около 10 тыс. работ. Коллекция рисунков, мемориальные вещи, в том числе мольберт, перья, карандаши, которыми рисовала Надя, образуют единый художественно-мемориальный фонд. О наследии её спорят и говорят до сих пор.
Жизнь удивительно одарённой художницы оборвалась, когда ей было всего 17 лет. Однако Надя Рушева оставила столь заметный след в искусстве, что и сегодня, спустя сорок с лишним лет после её ухода, существует «загадка Нади Рушевой».
Учитывая непреходящий интерес к личности и творчеству Н. Рушевой, в музее А.С. Пушкина было решено выделить именную коллекцию в отдельное хранение, вести тематическую экскурсионно-лекционную работу по фонду Нади Рушевой для всех желающих. Экспозиция открытого хранения строится по тематическому и хронологическому принципу. Первый и один из самых интересных разделов коллекции объединяется именем Пушкина, о котором Надя говорила, что он для неё «самый родной поэт».
Раздел, посвящённый А.С. Пушкину, включает рисунки, которые воссоздают различные эпизоды биографии поэта, показывают его друзей, отца и мать, предков Ганнибалов, Пушкина – счастливого отца семейства со своими детьми и Натальей Николаевной. «То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка. Они не требуют доказательств своей первозданности», – сказал в своё время о цикле «Пушкиниана» писатель Ираклий Андроников…
Коллекция рисунков Нади Рушевой включает в себя также иллюстрации к произведениям Лермонтова, Гоголя, Шекспира, Чуковского, Андерсена, Гофмана, Диккенса, Байрона, Грина, Дюма, А. де Сент-Экзюпери и других писателей. По рисункам можно представить круг интересов юной художницы. Надю очень интересовало искусство древней Эллады, которому она посвятила целую серию своих работ. В музее хранится её последний рисунок, сделанный незадолго до смерти, «Аполлон и Дафна».
http://www.oreanda.ru/ru/news/20120130/culture/article607440/ http://www.chaskor.ru/news/k_yubileyu_nadi_rushevoj__26528
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Вторник, 31.01.2012, 22:44 | Сообщение # 2 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
| Ежедневное интернет-СМИ ПРАВОСЛАВИЕ И МИР Не бойся, только веруй (Л.к. 8,50)
Надя Рушева: Вечно живущая птица Найдан 31 января, 2012 • Елена Коровина
Помню, я была в гостях у Полины, сидела в её комнате на ковре, напротив книжного шкафа и листала книги. Одна из них оказалась тоненьким художественным альбомом. «Графика Нади Рушевой» – так он назывался. С одной страницы на меня взглянули прекрасно-нездешние глаза светловолосого мальчика. Почему-то я сразу узнала в нём Маленького принца. Со следующего рисунка смотрело скорбное лицо Лиса (он был изображён в виде человека), тонкие руки, не хотящие отпускать, в последний раз обнимающие Маленького принца, который сейчас уйдёт навсегда… И я почему-то заплакала. Впервые за всю мою 18-летнюю жизнь, я плакала при виде рисунков – обычных графических рисунков.
На одних – плавные линии причудливо переплетались, распускаясь, как цветы; на других – были отрывистыми, разорванными, нервными. И только одно их объединяло – они были предельно простыми. Рука художника не вырисовывала, не выверяла их старательно и долго, не стирала ластиком, не перечерчивала. А линии выходили удивительно законченными, чёткими…
…Балерина на рисунке настолько усталая, что физически ощущалась дрожь от напряжения в её опущенных руках. Маленькая Наташа Ростова, только что ворвавшаяся в комнату – на лист альбома, заразительно громко смеется. В красавице с томно опущенными глазами сразу можно узнать Наталью Гончарову. Даже если ты не читал «Мастера и Маргариту», по иллюстрациям становится понятно, что худой, длинноносый тип на скамейке – хитер, изворотлив, и мерзок. А рядом – красивая молодая женщина, добропорядочная москвичка, напряжённо сжавшая сумочку в руках. Азазелло и Маргарита в Александровском саду.
Колючие глаза, черный мужчина в плаще беспощаден и страшен. Воланд.
Тонкая, прозрачная, с разлитой по лицу тихой грустью – девушка в реке под водой. Офелия.
Задумавшийся мальчик покусывает перо для письма. Саша Пушкин!
Татьяна Ларина с письмом Онегина, обиженный малыш-кентаврёнок, веснушчатый Серёжа Есенин с травинкой…
Мне все знакомы, я узнаю всех. Только одно для меня неясно, только одна загадка меня мучает – как удалось передать это всё в нескольких изогнутых линиях? Как это смогла вывести рука обычной московской школьницы? Как можно сказать ТАК много через несколько беглых взмахов карандашом или ручкой?
Я с трудом отложила книгу, умылась, и, шмыгая носом, пояснила подруге, что ничего более проникновенного и прекрасного, чем рисунки Рушевой, я не видела.
– Мне тоже нравится. Мой папа бывал на её выставках. Талантливая девочка. Только умерла она очень рано – в 17 лет.
– Как умерла?! В 17?
…По-монгольски имя Надежда – Найдан – означает «вечно живущая».
Долгожданный ребёнок – девочка Надя – родилась 31 января 1952 года в Монголии, в Улан-Баторе. Ее отец – Николай Константинович работал художником-инструктором театра и педагогом в художественном училище, а мать – Наталья Дойдаловна (известная балерина Тувы) – балетмейстером.
Надя начала рисовать с пяти лет. В семилетнем возрасте она набросала в альбомчике 36 занятных иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина. Это она сделала за один раз, пока отец, не спеша и с выражением, читал ей любимую сказку.
Затем Надя с родителями переехала в Москву. Она пела в хоре, участвовала в групповых танцах, любила стихи и сказки. Мама показывала ей несложные балетные упражнения, дедушка немного научил игре на фортепиано. А вот рисовать ее никто не учил, девочка стала этим заниматься сама, без помощи взрослых.
Рисовала она легко, играючи, как бы обводя лишь одной ей видимые образы.
…«Какая-то слива получается… Или нет? Это, пожалуй, пароход. А-а-а, это точка. А вот Емелька две подушки положил и ушел…» Это была радостная игра в рисование, простор воображения маленькой девочки. Придя из школы домой и сделав уроки, она с удовольствием принималась за полюбившееся фантазирование, благо под рукой у нее всегда были маленькие альбомчики или обрезки бумаги разного формата и цвета. Сначала она уделяла этой забаве не более получаса в день. А потом это стало ежедневной Надиной потребностью на всю жизнь.
Прожив неполных 17 лет, Надя оставила после себя огромное богатство – свыше 10 000 рисунков. Окончательное число их никогда не будет подсчитано – значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница раздарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Выполняя свои композиции в основном чернилами и тушью, Надя почти в совершенстве овладела техникой линейной графики. Надя создала иллюстрации к произведениям 50 авторов, среди которых Шекспир, Рабле, Байрон, Диккенс, Гюго, Марк Твен, Гоголь, Лермонтов, Булгаков, Лермонтов и бесконечно любимый ею Пушкин.
Рисуя «по воображению», она создала помимо этого, массу сказок собственного сочинения, раскадровок никем еще в те годы не поставленных балетов, фантазийных сцен. Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображен балет «Анна Каренина». Уже после смерти художницы этот спектакль-балет действительно был поставлен, и главную роль в нем играла Майя Плисецкая.
В четырнадцать лет Надя начала работу над серией рисунков к роману Л.Н.Толстого «Война и мир». В этих композициях художница применила уже другую технику рисования, используя акварель. Надя никогда не пользовалась ластиком. Ее рисунки рождались без эскизов, враз, набело. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», – признавалась Надя. Она много читала и все ее впечатления от прочитанного выплескивались на бумагу.
«Пушкиниана» Нади – это не только иллюстрации к творчеству, но еще и вся жизнь поэта, его друзья, близкие. «Похожесть» импровизаций Нади на рисунки самого Пушкина навели старейшего пушкиниста А.И.Гессена на мысль предложить художнице проиллюстрировать его книгу «Жизнь поэта». Таким образом, появилось огромное количество работ, посвященных Пушкину.
Число персональных выставок Нади со временем превысило 160. Рисунки московской школьницы полюбили в Артеке, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии, Японии, Монголии. Многие из них были навеяны пушкинской поэзией. В связи с этим в 1969 г. на Ленфильме начались съёмки документального фильма «Тебя, как первую любовь…», посвящённого пушкинской теме в творчестве Нади.
С 1996 года основным хранителем Надиного творчества стал Государственный музей им. Пушкина.
По окончании школы она собиралась поступать во ВГИК: мечтала стать мультипликатором. Жизнь Нади оборвалась на взлете – 6 марта 1969 г., она, как обычно, собралась в школу, наклонилась, чтобы застегнуть сапожки, и упала, потеряв сознание… Вызвали «скорую помощь», Надю увезли в Первую Градскую больницу.
Спасти её не смогли… Врачи называли чудом то, что девочка дожила до 17 лет с тяжелой врождённой патологиeй – аневризмой сосудов головного мозга. Дети с таким дефектом (а выявить его при жизни тогда было невозможно) доживают, как правило, лет до 7.
…Я прочитала короткую Надину биографию, ещё раз пересмотрела рисунки в альбоме и попросила его на пару дней у Полины – отксерокопировать. С тех пор я бережно хранила отксерокопированные листочки с рисунками Нади. И мечтала, что когда-нибудь узнаю о ней побольше. Помог всемогущий Яндекс – ровно через 6 лет я оказалась в школе № 470 на м. «Кантемировская», которая теперь носит её имя. В школе, где училась гениальная девочка, создан мемориальный музей Нади Рушевой.
Мы беседуем с руководителем музея – Натальей Владимировной Усенко.
– Расскажите, пожалуйста, как давно существует музей, кто был инициатором создания, как всё началось?
– Музей существует с 1971 года. Папа Нади – Николай Константинович – пришел в школу с этой идеей, передал несколько подлинных рисунков в музей. Вместе с Ниной Георгиевной (сейчас она директор школы) – они вдвоем и начинали. Первый музей был вообще в спальне для группы продленного дня. Там стояли кроватки, на них спали детишки, а вокруг висели Надины рисунки. И даже был какой-то поэт, который пришел в этот музей, и после этого написал стихотворение – как дети спят и видят сны, навеянные Надиными рисунками. А через некоторое время музей получил отдельное помещение. Николай Константинович проводил сам первые экскурсии, первый музейный актив созданный из детишек, он обучал сам. Тогда информации было значительно больше, всё это было из первых рук, потому что Николай Константинович, как говорят, мог рассказывать о каждом рисунке очень-очень долго, все подробности, как создавался, по поводу чего и так далее.
– А как Вы открыли для себя творчество Нади?
– Надю Рушеву я для себя открыла тоже случайно. Пришла в музей Булгакова «Нехорошая квартира» лет десять назад. В музее продавался альбом Нади. Он меня потряс. Я тогда еще в институте училась, об этой школе даже не знала. А потом я случайно попала в эту школу. Нужно было подготовить какой-то праздник в день рождения Нади, меня попросили помочь, я написала сценарий, и с этого дня как-то всё пошло. Спектакль о Наде мы сделали, он называется «Немного о счастье» – об артековских днях Нади. И я решила здесь остаться.
– Может быть, вспомните какие-то ощущения от впервые увиденных ее рисунков? Чем они поразили?
– Я не искусствовед, не художник, могу оценить на уровне «нравится – не нравится». А Надя не только рисунками, наверное, поражает. Лично меня в первую очередь не рисунками, не талантом, не своей знаменитой линией, а меня она поражает больше всего как человек, и мне очень нравится, как она передаёт момент, чувство… Мои любимые Надины рисунки – это серия «Современность». Она схватывает какие-то черты характера, настроения и буквально в нескольких линиях их передает. Есть, например, рисунок «На детской площадке». Там просто детская площадка, на ней мамочки сидят, и детишки в песочнице. И видно, какая мама – какого ребенка, потому что там описано выражение лиц, поведение. Одна мама сидит и ругается, и у нее слюна брызжет, капельки нарисованы. И ребенок её такой же – драчун, замахивается лопаткой на другого. То есть, она вот этими мелочами передает настроение. А знаменитые «Модники на Калининском проспекте» – так тонко написано, с иронией. У нас есть рисунок в музее, он на обратной стороне тетради по арифметике Рушевой Надежды, то есть, видимо, во время урока, тоже несколькими штрихами. Там три фигуры, я бы даже не сказала, что это люди, очень схематично. И солнце. И опять-таки видно: у этих трех фигур абсолютно разные характеры. Можно смотреть на этот рисунок и придумывать целую историю. И если несколько человек будут писать эту историю, будут разные истории.
Ее рисунки заставляют фантазировать, мыслить. Для меня прелесть в этом. Я могу детей водить по музею, сколько они выдержат, потому что мы можем около каждого рисунка останавливаться и рассуждать. Я им не буду рассказывать о технике, им это особо не интересно, а вот порассуждать, что хорошо, что плохо, какой характер у того героя, какой у этого – можно. Когда смотришь на картины известных художников – да, красота, интересно – тени наложены, такая краска, другая краска, но вот не рассуждается. А здесь именно мысли очень выпуклыми получаются.
Ещё известны и такие интересные факты – Надя как-то изобразила булгаковского Мастера с перстнем на пальце. В романе о перстне – ни слова. А Михаил Афанасьевич Булгаков, как выяснилось, всегда носил его дома, когда писал «Мастера и Маргариту». Надя мечтала встретиться с Еленой Сегеевной Булгаковой – уже встреча была назначена, но Надя не успела… И Елена Сергеевна рассказывала, что Надина «Маргарита преображённая» очень похожа на неё, на Елену Сергеевну, хотя Надя никогда её не видела…
– А талант Нади для Вас в чём заключается?
– Надя была очень цельным человеком, у нее поступки, действия, мысли, рисунки – они настолько все едины. Она была достаточно свободомыслящей, как ни странно, в то время, не зашоренной. На самом деле, она гораздо больше всего понимала, судя по ее рисункам. Например, у Нади есть серия, которая для меня остается пока непонятной, – «Мать и дитя». Ребенок в 14, 15, 16, 17 лет – она рисовала вот эти рисунки. По идее девчонки еще об этом не задумываются. Почему у нее эта серия? В основном, это счастливые матери, видимо, как у нее в семье было. Но где-то есть и трагедия, когда нарисовано военное время. Вот эта тема – «Матери», это не свойственно детям, они не ценят того, что делают для них мамы. Только в каком-то взрослом состоянии, может быть, они это оценят по-настоящему. А Надя именно это понимала. Есть у неё рисунок «Опять летят бомбы». И вот там матери пытаются руками защитить своих детей от бомб. Именно это ощущение матери, предназначение матери она почувствовала и передала. Есть рисунок «Жирафиха и маленький жирафенок», где мама-жирафиха, изгибает шею к этому маленькому жирафику, чтобы его приласкать, и видно, что ей неудобно, просто видно, но, тем не менее, она это делает.
Есть рисунок «Мать Гамлета». Совершенно простой, там линии посчитать можно. Но у этой матери такие пустые глаза! Видно, что у этого человека в душе вообще ничего не осталось. Это надо же в таком возрасте это всё прочувствовать! И вот такого у нее много. Елена Сергеевна Булгакова, например, отмечала, что есть рисунок из серии «Мастер и Маргарита», когда Маргарита склоняется над спящим мальчиком. По-моему, это тоже не очень четко описано в романе, но опять-таки, Елену Сергеевну поразило то, как Надя именно это материнское чувство, материнскую ласку сумела передать. Есть у нее рисунки, посвященные библейским мотивам – «Мученица и ангелы», Богоматерь.
– Удивительно – во время расцвета социализма – и вдруг – Богоматерь…
– Да, я спрашивала специально – нет, в семье Нади не пропагандировался коммунизм, но и религиозных традиций тоже не соблюдалось. Она, видимо, сама об этом читала, сама об этом думала. И у Николая Константиновича – он же тоже художник – нет таких мотивов рисунков, по крайней мере, из того, что я видела. Хотя они очень много ходили по монастырям, отец Нади любил монастырскую архитектуру. У Нади есть один-единственный рисунок маслом – они с папой рисовали в Коломенском, стоя рядом. Два одинаковых рисунка – один папин, другой Надин. У нас они одно время висели, когда была выставка Николая Константиновича, и все посетители угадывали, какой папин, какой Надин. Они не подписаны, различает их только Наталья Дойдаловна по силе мазка.
– На Ваш взгляд, что современных детей больше всего привлекает в Наде, в ее рисунках?
– Знаете, дети начинают ей сотворчествовать. Я – учитель русского и литературы, и после экскурсий по музею мы долго с ними рассуждаем, думаем. Ребята начинают писать стихи… Потому что, в принципе, сама Надя очень много читала. Отец Нади в своей книге «Последний год Надежды» приводит выдержки из её дневника. Надя вела дневник, где записывала, что она за месяц прочитала, увидела, – она много бывала в кино, в театрах, на выставках. Наталья Дойдаловна вспоминает, что в Ленинграде она никак не могла увести маленькую дочку из Эрмитажа. Ещё Надина мама любит вспоминать, что когда дочка была маленькой, она ее могла оставить дома одну. Ставила перед ней стопку книг и уходила. «Где дочку посадишь – там и найдёшь, в книгах».
Мне, взрослому человеку, трети не сделать того, что Надя успевала, потому что ею было прочитано невероятное количество книг. Она успевала очень много. При этом она была ребенком очень живым, совершенно не «ботаничным», как дети говорят, не замкнутым, не зашоренным. Она очень любила танцевать, погулять с девчонками, поиграть. Как-то ей удавалось всё. Такое ощущение, как будто Надя знала, что ей недолго жить, и стремилась побольше успеть… Хотя вот этой вот печати судьбы, скажем так, не было – как видится из её писем и рисунков… Взять, например, ту же Нику Турбину, видно, что девочка с непростым мировосприятием, с трагичным. У Нади этого не было. Ника – темная, с надрывом, а Надя очень светлая. Она исключительности своей не ощущала, очень просто всегда держалась. И, мне кажется, детей поражает именно это. Они не способны, как взрослые, воспринять линию, им просто нравится, как Надя изображает тех же кентаврят. Они обожают Надин рисунок морской свинки – любимый вообще рисунок всей школы.
Детям повзрослее нравится мистицизм Булгакова, их это больше всего интересует. Мальчишки ко мне всё время забегают, я открываю музей во время экскурсии и на переменках, и вот они все заглядывают, им интересно. Один 12-летний мальчик, недавно Наде такое послание написал: «Надя, я очень люблю твои рисунки, я тебя очень люблю, целую».
–Я знаю, что несколько учеников помогают Вам в музее…
– Мои главные активисты, к сожалению, сейчас уже ушли, они закончили в прошлом году 11 класс. Сейчас одна заканчивает 11 класс, в этом году. Она у нас играет Надю в спектакле на протяжении уже многих лет.
Сейчас дети, в основном, для себя всё делают, и как-то привлечь их к тому, что им невыгодно, очень сложно. А вот здесь как раз оседают те, которые живут не только для себя. У Нади есть знаменитая фраза – из письма к её артековскому другу Алику Сафаралиеву: «Если хочешь, чтобы они немного потлели, гори дотла сам, это страшно трудно, но нужно, нельзя только для себя». Эта фраза становится девизом для некоторых детей.
– Наталья Дойдаловна рассказывала о своем любимом рисунке дочери?
– Она любит почему-то «Тонущую Офелию». Этот рисунок сейчас в Музее Рериха. Любит «Тувинскую мать» и «Маленького Принца». У нее мечта сделать настенный календарь с Маленьким Принцем, с этой серией рисунков.
– Теперь известно, что у Нади была врождённая патология сосудов головного мозга, что и послужило причиной её смерти. Но приходилось слышать и такое мнение — поскольку девочка была гениальной, все всё время поощряли в ней развитие ее таланта. Ей постоянно повторяли, что надо трудиться, нужно совершенствоваться, свой талант развивать, и, в конце концов, Надя не выдержала.
– Это абсолютно не так. Я опять проведу параллель с Никой Турбиной. У нее есть надлом, это сломанный ребенок. Надя абсолютно такого впечатления не производит. У нее нет в рисунках какой-то вынужденности. Для нее рисование было формой жизни, она рисовала всегда. Она даже не выходила из дома без блокнотика. Надя стояла в автобусе и рисовала, если ей что-то в голову пришло. Если взять ее подлинники, там и на папином рисунке, на обороте нарисовано, и на тетрадке, и на промокашке, и на шпаргалке, и чуть ли не на обоях. Согласитесь, если бы ее понуждали к творчеству, то, наверное, это было бы сделано хотя бы на А4, обычном белом листе, или где-нибудь так, чтобы это можно было выставить, показать. А тут рисунки именно собраны, где-то помяты. Она рисовала, выбрасывала, а папа ходил, подбирал. Он не понуждал ее к творчеству, он поддерживал ее талант. Её никто рисовать не учил, потому что Ватагин Василий Алексеевич, известный скульптор и друг семьи сказал как-то: «Надю учить не надо. Это только испортит ее талант, его первозданность. Она сама по себе. Ей вообще даже лучше эту академичность не приобретать», то есть не идти в художественный вуз в дальнейшем, потому что тогда может потеряться первозданность ее таланта.
Я тоже в Интернете читала, что некоторые люди считают, что Надю просто, грубо говоря, хорошо «пропиарили»… Одна дама написала так: «Я тоже хорошо рисовала, ничем не хуже, чем Надя, но мой папа сказал, что не даст испортить ребёнку детство. И не стал моих выставок устраивать. А тут решили на ребенке сделать себе славу». Это ведь абсолютно не так! Потому, что, во-первых, помимо славы, у Нади были и какие-то негативные отзывы, безусловно. Например, если взять выставку в музее Толстого, которая состоялась, когда Наде было 16 лет. На этой выставке должно было состояться обсуждение с участием знаменитых толстоведов, многие из которых громили Надю в пух и прах, говоря о том, что неспособна девочка в 16 лет понять великого Толстого. Были, конечно, и положительные отзывы, но были и такие. И тогда Николай Константинович пишет в своём дневнике: «Я очень испугался за Надю, как она сейчас на это среагирует». А Надя встала и спокойно сказала: «Да, возможно, я не понимаю всей глубины Толстого, но я рисовала для себя и для своих ровесников так, как понимаю это сейчас я». Для нее эта слава роли не играла. Признают ее рисунки или не признают – она, конечно, волновалась, как любой бы человек волновался, но трагедии для нее не было, она рисовала не для этого. Она рисовала, действительно, для себя, не ожидая никаких похвал, никакого признания.
Я смотрела фильм, где Надя прутиком на снегу рисовала профиль Пушкина, слушала её тихий, звенящий голос Я долго рассматривала детские фотографии художницы Нади. Круглолицая смеющаяся девочка с бантом на голове, сидящая в высокой траве. Вот Надя в чёрных косах гладит козочку на даче Ватагина. И повзрослевшая художница – высокая, тоненькая девочка-тростинка с трогательной улыбкой. Такая живая, такая близкая, легкая птица Найдан, улетающая, как когда-то Маленький Принц, сумевшая передать в своих рисунках нечто неуловимое, мимолётное и очень важное.
Пока я не разгадала Надин талант… И не знаю – возможно ли это вообще?
http://www.pravmir.ru/nadia-rushevavechno-zhivushhaya-ptica-najdan/
|
|
| |
Татьяна_Кр | Дата: Среда, 01.02.2012, 10:37 | Сообщение # 3 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 45
Статус: Offline
| Елена! Благодарю Вас за этот пост! За память об этой удивительной талантливой девочке!!! В прошлом году, когда мне попались на глаза ее рисунки, я была просто поражена! Возвращалась к ним снова и снова! В результате сделала вот этот ролик и посвятила его Наде Рушевой!
|
|
| |
Наталья_К | Дата: Среда, 01.02.2012, 14:35 | Сообщение # 4 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2256
Статус: Offline
| Татьяна!
Какую прекрасную работу Вы сделали! Как точно подобрали пронзительную музыку Свиридова! Чудесно, спасибо Вам!
О книге "Жизнь поэта".
"«Похожесть» импровизаций Нади на рисунки самого Пушкина навели старейшего пушкиниста А.И.Гессена на мысль предложить художнице проиллюстрировать его книгу «Жизнь поэта». Таким образом, появилось огромное количество работ, посвященных Пушкину." По всей видимости, книга с иллюстрациями Нади не переиздавалась, в книге А.И.Гессена, изданной в 1972 году, - рисунки и автографы Пушкина, рисунки и акварели различных художников (есть Брюллов, Тропинин и много других менее известных художников), фотографии.
(Автор рисунка - под ником seiann.)
"каждый выбирает для себя тот голос, который скажет вдруг «ему, и никому другому» что-то неотвратимо важное для его личного бытия". (Ким Смирнов)
Сообщение отредактировал Наталья_К - Среда, 01.02.2012, 14:40 |
|
| |
Татьяна_Кр | Дата: Среда, 01.02.2012, 22:51 | Сообщение # 5 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 45
Статус: Offline
| Здравствуйте, Наталья! Благодарю Вас за отклик! Это приятно, что ролик нравится не мне одной...
|
|
| |
Наташенька | Дата: Четверг, 02.02.2012, 00:07 | Сообщение # 6 |
Дизайнер сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 156
Статус: Offline
| Я родилась в один день с Надей Рушевой, хотя и через много лет после ее безвременной смерти. Я познакомилась с ее рисунками, когда мне было 17, а ей - уже навсегда 17. Надя мне очень-очень близка внутренне, хотя я рисую совершенно иначе и никогда не смогу рисовать так замечательно легко, как она.
У нее, судя по записанным ее словам, был редчайший талант: она ясно видела внутренним взглядом то, что хотела нарисовать. Поэтому дальше оставалось, как она сама говорила, "только обвести на бумаге". И при этом практически никогда не требовалась резинка, она ничего не стирала. Одна непрерывная летящая линия - и все. То, что другим приходится мучительно искать много часов и дней, переделывать по сто раз - у нее рождалось сразу. Так больше никто не рисует! Такие люди рождаются, видимо, раз в столетие...
В позапрошлом году я попыталась нарисовать Надин портрет, на основе доступных в сети фото. Так я ее вижу.
Портрет Нади Рушевой. Бумага, уголь, 42х30 см
Очень хочу найти целиком и в нормальном качестве фильм о ней, который вышел когда-то в телевизионном цикле "Так уходили кумиры". К сожалению, именно эту серию нигде не распространяют...
Ко мне всегда можно на "ты". Но это не значит, что я всегда согласна
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Четверг, 02.02.2012, 06:34 | Сообщение # 7 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
|
Портфель «ЛГ»
Девочка из эпохи литературоцентризма
МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК
Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ
В панельном районе… Пожалуй, это самая грустная из московских сказок. Впрочем, дети шестидесятых годов хорошо знали, что сказки бывают грустными. На своих раскладных кушетках в типовых квартирах опрятных пятиэтажек они читали Андерсена и Гайдара. Девчонки играли в куклы, которые не были сухощавыми, как Барби, но умели произносить слово «Мама», а ещё – превращаться в добрых подружек и сказочных принцесс. Мальчишки водили в бой солдатиков. И не было более стойких героев, чем раскрашенные и выцветшие металлические «кремлёвские часовые» в шинелях и будёновках. Старшие говорили, что в новых «панельных» районах дворы «не те», «не тот боржом», вот в старых кварталах, в каменных мешках и скверах – вот там было раздолье для детских ватаг. А всё-таки беспорядочные, холмистые, лесистые дворы спальных окраин шестидесятых были прекрасны! С двух часов дня, когда заканчивались уроки, и примерно до пяти часов, когда со службы начинали возвращаться взрослые, эти районы принадлежали детям. Стойкие солдатики и сказочные принцессы, одетые в школьную форму, то чинно прохаживались, то играли в футбол, в салки и прятки. Зимой во дворах возникали снежные бабы, а о деревянные бортики громко стучали шайбы. Это был невиртуальный мир со своими интригами и подвигами, с великодушием и хитростью, с открытиями и разочарованиями. Славный справедливый мир в декорациях белых пятиэтажек с палисадниками. Вровень с «хрущёвками» вставали деревья. Рядом подрастали и десятиэтажные башни – белые и желтоватые коробки.
К чему эти присказки про город шестидесятых? Да просто я уверен, что талант Нади Рушевой мог и должен был раскрыться только в третьей четверти ХХ века и только в панельном городе – таком, как окраинная Москва!
Тысячи девочек в школьных тетрадках и блокнотах рисовали чьи-то романтические профили, рисовали дам в огромных старинных платьях, стройных балерин. И должен был появиться кто-то самый одарённый и одухотворённый, кто превратил бы эти рисунки в искусство, кто показал бы самое прекрасное, что зацветало в душах этих девчонок… Для этого нужно усилие души, сравнимое с подвигом космонавта. Это сумела сделать хрупкая девочка.
В годы войны, в годы послевоенных невзгод в цене были суровость, стоическое терпение, практицизм, эпическое отношение к жизни и смерти. После этого закономерно настало время советского сентиментализма. Новая эпоха отвергала железный порядок, восхищалась мечтательностью учёного, поэта, художника – физика и лирика. Преклонялась перед талантами, училась видеть в ребёнке личность. Выяснилось, что человек прекрасен не только великими свершениями, но и высокими чувствами. Реабилитировали сентиментальность. Когда Илья Эренбург выступил с тезисом: «Человеку и в космосе нужна ветка сирени!» – даже самый угрюмый из секретарей ЦК, М.А.Суслов оттаял: «Спасибо, что заступились за ветку сирени!»
…Мир Нади – московский район Царицыно, носивший тогда архисоветские названия – Ленино, Пролетарский район. Парк, живописные развалины екатерининского барокко и новостройки. Невзрачные, но благородные, как честная трудовая копейка. Утончённое искусство, прозрения, поэзия – всё это за панельными стенами расцветало вольнее, чем в куртуазных усадьбах. Из окон царицынской новостройки можно было увидеть и героев Пушкина, и мистерии Булгакова, и правду о ленинградской блокаде. Только необходимо то самое усилие души.
В таких же новостройках жила героиня кукольного мультфильма «Варежка», который почему-то то и дело вспоминается, когда мы рассматриваем рисунки Нади Рушевой – и не только тот, где изображена девушка с собакой. В этом мультфильме 1967 года – доброта, наивность и мудрость всё той же третьей четверти века. Талант Рушевой в 1967-м расцветал под сентиментальные фортепьянные марши из «Варежки», под размышления о «Мастере и Маргарите». Журнал «Москва» с булгаковским романом был в библиотеке нарасхват, на него нужно было записываться. Не рано ли Наде читать эту книгу? Там и эротизм, и безысходность, и нежелательные для комсомольцев религиозные мотивы… А у неё получилась целомудренная и точная трактовка романа.
Надя быстро читала и быстро проникалась искусством. Её душа была готова к сильным художественным впечатлениям. Была способна выдержать их и превратить в образ.
Первая серьёзная публикация в двенадцать лет – и громкий успех. И снова не уйти от разговора об эпохе, потому что это как-никак журнал «Юность», без которого третью треть советского ХХ века и представить-то невозможно! Надя была читателем журнала – и стала его автором. Сперва совершенно случайно рисунки Нади приметил Борис Полевой. В «Юности» он устроил первую выставку Нади. В следующем году Надя уже иллюстрировала повесть Пашнева «Ньютоново яблоко», опубликованную в той же «Юности». Надей восхищаются – и кто? Сам Ираклий Андроников называет её «Пушкиниану» гениальной! Юная художница поразила, восхитила Советский Союз.
Успех! А где же конфликт горделивого юного гения с беспощадным коллективом, с рутинёрами-учителями? Не было ни горделивого гения, ни конфликта. Родители Нади – служители искусства, а не богемные повесы, на редкость мудро воспитали Надю: она не стала записной знаменитостью, умела быть дерзкой в работе и незаносчивой с ровесниками… В те годы всех учили скромности – в семье и в школе. Но искушение медными трубами выдерживали немногие – особенно в юности.
Николай Константинович Рушев не превратил талант дочери в «бизнес-проект». А ведь и в СССР на рушевской моде можно было сколотить состояние. Стоило только окунуться в круг коллекционеров, стоило только научиться торговаться со столоначальниками от искусства. Но Рушевы окружали себя не дельцами, а книгами.
Надя чувствовала свою эпоху. Она была современницей Гагарина, Сухомлинского, Образцова. И это неслучайный перечень блистательных имён. Фломастер – это тоже символ шестидесятых годов. Ценная вещица по тем временам!
Один из её рисунков называется «Модники на Калининском проспекте». Там нет Калининского проспекта, есть только модники, преподнесённые с иронией. Но архитектурный символ Москвы шестидесятых здесь необходим, он многое объясняет! Это метка времени, перекрёсток смыслов.
Сегодняшний день воспринимался как стартовая площадка для чего-то лучшего, для мечты. «Я работаю для будущих людей». Больно, стыдно нам читать эти слова Нади. Из нас не получилось «будущих людей». Жёлтый дьявол и его собратья другой расцветки оказались сильнее. Корыстолюбие и мелкое тщеславие оттеснили на задворки тех, кто, как Надя, «горел дотла» и считал, что нельзя жить «только для себя» (в кавычках – её слова). Но разве можно верить, что так будет всегда?
Пьер Безухов и Мальчиш-Кибальчиш Саму Надю воспринимали как человека из будущего. Из светлого Завтра, которое будут населять одухотворённые творцы. В подтексте восторженных слов о Наде звучало: такие будут при коммунизме. Миллионы людей полюбили её безо всякой «фабрики звёзд», потому что увидели в Наде, на что будут способны наши дети и внуки в «светлом будущем». Важно, что при этом Надя была далека от стереотипов, от конъюнктуры, от шаблонов – в том числе и от советских шаблонов. Долой шаблоны! Зато всё высокое, светлое, что создавала в людях советская власть, возникало на кончике Надиного фломастера…
Русская советская цивилизация была литературоцентричной. Сегодня это ушло, рассеялось, теперь наша русская классика от нынешних школьников дальше, чем античность… А в Надины времена про Древнюю Грецию школьники узнавали не из компьютерных игр, а из отменных пересказов Куна, Каллистова и Лурье. Их не только отличники читали. А уж Пушкин и вовсе был религией читающей России. Надя работала и с греческими мифами, и с Экзюпери, и с Шекспиром… Она была первым иллюстратором «Мастера и Маргариты». Пожалуй, сильнее всех художников на неё повлиял Пушкин – не только поэт, но и рисовальщик. Пушкин Рушевой впорхнул в серьёзные книги о поэте. Она мечтала работать в мультипликации – а мультфильм тоже начинается с книги, со сценария…
Она из того времени, когда читать умели так, как никогда ни до, ни после. И дети порой не уступали взрослым в читательской одержимости. Дети бывали изысканными читателями! Откроем дневник Николая Рушева, отца: «Сегодня Надя рассказала нам о споре. На перемене между уроками она спросила своего учителя по литературе Николая Петровича Ярмульского: «Кто из героев прекраснее – князь Андрей или Пьер?» Николай Петрович, вернувшийся с Великой Отечественной войны в чине старшего лейтенанта в орденах, ответил, что его идеалом всегда был князь Андрей. Надя возражала: «Какой же он герой, если отец запретил ему жениться, если он подверг любимую Наташу годичному испытанию и при первой же ошибке – вернул её письма… Это не по-рыцарски. Он храбр, но это долг каждого солдата. А вот Пьер – он герой. Никто не призывал его на Бородинское сражение, в самое пекло, на батарею Раевского! Никто не упрашивал его спасти ребёнка из огня и женщину от грабителя-француза. За это он под расстрел угодил… И когда Наташе было очень плохо, то он один её поддержал…» Она умела думать о литературе всерьёз. И в этом главная причина обыкновенного чуда Нади.
Мы видим типовую школу из двух корпусов – в такой преподавал историю Илья Семёнович Мельников в фильме «Доживём до понедельника». Здесь Надя училась, а теперь школа носит имя Нади Рушевой. Сюда Надя собиралась, с вечера выгладив школьную форму. У нас возник стереотип: музеи должны располагаться в особняках с колоннами и лепниной. Но искусство рождаётся и живёт и в типовых кварталах. И ему там хорошо дышится, если у детей горят глаза. Поэтому школьный музей Нади уникален и необходим. В музее работают люди, не умеющие мыслить приземлённо. Надя научила их воспринимать мир как чудо, как ежедневное открытие. Такова Наталия Владимировна Усенко, учительница литературы, не умеющая равнодушно тянуть лямку. Музей для неё не должностная обязанность, а творчество и чудотворство. Она больше всех сделала для того, чтобы искусство Нади Рушевой перешло в ХХI век. Для этого каждый день приходится взламывать ледяное равнодушие – напасть нашего пресыщенного времени.
В музее сотни рисунков Нади – подлинники и копии. Под портретом Мальчиша – автограф космонавта. Тридцать лет назад Георгий Гречко написал эти слова: «Дорогие ребята! Творчество Нади Рушевой пленило меня ещё тогда, когда она была ученицей вашей школы. Мальчиш-Кибальчиш Аркадия Гайдара и Нади стал поэтому нашим спутником в космическом полёте. Пусть и для вас станут примером смелость, верность Мальчиша и неустанное творческое горение Нади!»
В рушевской школе умеют беречь исторические реликвии. С каждым десятилетием они становятся всё важнее для нас, как память о тех людях, которые были светлее нас, выше взлетали, сгорали – и согревали… Их тепла хватит надолго, если мы про них не забудем. В Надином детстве все школьники бывали во МХАТе на «Синей птице» Метерлинка. «Когда мы вспоминаем о них – они оживают» – эти слова Метерлинка годятся для стенда рушевского музея.
Мы окружены синтезаторной музыкой и компьютерной живописью. В мире фотошопа особенно остро ощущается уникальность таланта Нади Рушевой. Там – работа души, прозрение, там рука, в которой пульсирует жизнь. Человек, а не компьютер! Человек книги, а не чата.
Героем Нади был Пьер Безухов. Возьмём на заметку!
Если бы… Третья четверть ХХ века… Между нами и Надиной эпохой пролегла академическая дистанция, и лучшие художники, музыканты, писатели того времени превращаются в классиков – то есть в наших вечных современников. Нам ещё долго предстоит разгадывать это время, о котором приходится грустно вздыхать: «Если бы…». Никогда взлёты и падения не соседствовали так близко! Первый шаг в космос – и гибель в обыкновенном тренировочном полёте… Великое оказывается хрупким. Что это – гибель нибелунгов? Если бы всё сложилось иначе! Вот уж действительно: «Только бы нам ночь простоять да день продержаться»… Мы не продержались, и рушевский Мальчиш с годами стал грустнее. Смерть в семнадцать лет – что может быть трагичнее для родных и близких? Прошло тридцать лет и три года – и сегодня яснее, чем прежде, что с уходом таких светящихся, зажжённых людей, как Надя, мы потеряли мечту. И всё-таки когда-нибудь рисунки Нади снова оживут, снова станут необходимыми для тысяч неравнодушных людей. Надежду даёт нам лучший московский школьный музей. Между прочим, таков и девиз музея – «Надежда есть!».
Статья опубликована:
№23 (6325) (2011-06-08)
http://www.lgz.ru/article/16379/
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Четверг, 02.02.2012, 06:38 | Сообщение # 8 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
| Рисунки Нади Рушевой альбомы http://rusheva.com/cpg149/index.php?cat=2
Видеоролик: Пушкин («Тает желтый воск свечи») Из т/ф «И не кончается строка», 1996 г. Стихи – Леонид Филатов Автор музыки и исполнитель: Владимир Качан Рисунки Нади Рушевой
|
|
| |
Юлия_Михайловна | Дата: Четверг, 02.02.2012, 12:35 | Сообщение # 9 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 79
Статус: Offline
| Многие считают её самой талантливой художницей советского периода нашей истории. Скажу больше: талант такого рода мог возникнуть только и исключительно в СССР. Посмотрите внимательно на тематику её творчества. На те идеалы, которых она придерживается. На то, во что она верит. В какой ещё период существования России могла возникнуть такая женская душа?
Её именем названа не только московская школа, где она училась (там же открыт мемориальный музей), но и перевал на Кавказе, и одна из небольших планет. В 1976 году в издательстве "Изобразительное искусство" вышел большой альбом с её рисунками. Её рисунок стал логотипом «Международного Центра Неигрового Кино и Телевидения «Кентавр". Есть сообщество в ЖЖ, ей посвящённое: nadja_rusheva</lj>, в Сети множество сайтов, связанных с её творчеством (например, http://nrusheva.narod.ru ).
Среди её работ — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, Михаила Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов.
Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображён балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен уже после смерти художницы и главную роль в нём танцевала Майя Плисецкая.
Её рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила Надя. Это классическое выражение талантливого человека.
Надя оставила после себя огромное художественное наследие — около 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать — значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее Пушкина в Москве.
Прошло более 160 выставок её работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
Да, чуть не забыл: умерла она в возрасте 17 лет.
Надежда Рушева родилась в городе Улан-Батор в семье советского художника Николая Константиновича Рушева. Её мать — первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева. Летом 1952 года семья переехала в Москву.
Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она, за один вечер, нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.
В мае 1964 года — первая выставка её рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению — к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».. Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. В 1967 году была в Артеке, где познакомилась с Олегом Сафаралиевым.
В 1969 году на Ленфильме был снят фильм "Тебя, как первую любовь...", посвящённый Наде Рушевой. Фильм не окончен. Скончалась 6 марта 1969 года в больнице из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.
Похоронена на Покровском кладбище на первом участке. На её могиле поставлен памятник, где воспроизведён её рисунок «Кентаврёнок».
Ее мама еще жива. Ей 85 лет. "Лучшее средство от старости - умереть молодым", - написала Надя в дневнике...
На этой странице много рисунков: http://orbachevskaya.livejournal.com/4407.html
Сообщение отредактировал Юлия_Михайловна - Суббота, 04.02.2012, 15:45 |
|
| |
Диана | Дата: Четверг, 02.02.2012, 14:04 | Сообщение # 10 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 325
Статус: Offline
| Наташенька, эта серия из цикла "Как уходили кумиры" есть в интернете не только в слабом, но и в более-менее нормальном качестве. Загляните в ЛС.
|
|
| |
Юлия_Михайловна | Дата: Суббота, 04.02.2012, 15:44 | Сообщение # 11 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 79
Статус: Offline
| Мое знакомство с Надей началось вот с этой книги: Эдуард Пашнев "Девочка и олень". Не шедевр, конечно, но для детского возраста неплохая книжка. Жаль, что в электронном виде нет рисунков.
http://prozaik.in/eduard-pashnev-devochka-i-olen.html
Вот еще:
http://lari-lira.ya.ru/replies.xml?item_no=3267 http://www.peoples.ru/family/children/rusheva/history.html
Ссылки на фильмы взяты с Московского форума (СПАСИБО!)
Сообщение отредактировал Юлия_Михайловна - Суббота, 04.02.2012, 16:10 |
|
| |
|