Елена_Фёдорова | Дата: Воскресенье, 28.08.2011, 14:19 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
| 115 лет со дня рождения Фаины Раневской 09:40 27/08/2011
«Понятна моя мысль неглубокая?» Золотые слова Фаины Раневской
«Чтобы получить признание – надо, даже необходимо, умереть»,– говорила Фаина Георгиевна Раневская. Наверняка, надо, но не ей. Раневская и при жизни была признана и любима за талант, за роли в кино и театре и за афоризмы – меткие и ироничные, часто едкие, и, безусловно, остроумные.
Она никогда не стеснялась в выражениях. Ее шутки иногда кажутся продуманными и придуманными заранее, на самом деле остроумие Раневской «сродни рефлексу – оно непроизвольное».
«Ох уж эти несносные журналисты! Половина лжи, которую они распространяют обо мне, не соответствует действительности»,– говорила она. Действительно, анекдоты и истории о Раневской уже стали частью фольклора, а некоторые их них и вовсе выдумка. РИА Новости постарались собрать самые правдивые из этих историй.
«На сцене жить нужно»
Фаина Раневская (ее настоящая фамилия - Фельдман) родилась в Таганроге, в весьма состоятельной семье. В 1915 году она уехала в Москву, чтобы стать актрисой. Путь этот был тернист…
«Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова Прелестницу, соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: «Шаги мой легче пуха, я умею скользить, как змея...» После этих слов мне удалось свалить декорацию, изображавшую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех, партнер, стеная, угрожает оторвать мне голову. Придя домой, я дала себе слово уйти со сцены».
«Белую лисицу, ставшую грязной, я самостоятельно выкрасила чернилами. Высушив, решила украсить ею туалет, набросив лису на шею. Платье на мне было розовое, с претензией на элегантность. Когда я начала кокетливо беседовать с партнером в комедии «Глухонемой» (партнером моим был актер Ечменев), он, увидев черную шею, чуть не потерял сознание. Лисица на мне непрестанно линяла. Публика веселилась при виде моей черной шеи, а с премьершей театра, сидевшей в ложе, бывшим моим педагогом, случилось нечто вроде истерики… И это был второй повод для меня уйти со сцены».
Раневская всегда была очень критична и к себе, и к своим коллегам.
«Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно».
«С удовольствием била бы морды всем халтурщикам, а терплю…»
«Для меня всегда было загадкой – как великие актеры могли играть с артистами, от которых нечем заразиться, даже насморком. Как бы растолковать бездари: никто к вам не придет, потому что от вас нечего взять. Понятна моя мысль неглубокая?»
Раневская была актрисой поразительного актерского дарования, на сцене ей было подвластно все – комедия, драма, трагедия... В театре Моссовета, где Раневская играла в последние годы своей жизни, она постоянно конфликтовала с режиссером Юрием Завадским. Одна из историй, связанных с совместной работой с Завадским, служит яркой иллюстрацией того, какой она сама была на сцене.
«В «Шторме» Билль-Белоцерковского Раневская с удовольствием играла «спекулянтку». Это был сочиненный ею текст – автор разрешил. После сцены Раневской – овация, и публика сразу уходила. «Шторм» имел долгую жизнь в разных вариантах, а Завадский ее «спекулянтку» из спектакля убрал. Раневская спросила у него: «Почему?»
Завадский ответил: «Вы слишком хорошо играете свою роль спекулянтки, и от этого она запоминается чуть ли не как главная фигура спектакля...»
Раневская предложила: «Если нужно для дела, я буду играть свою роль хуже».
«У каждого из нас есть свой Myля» Большинство наших современников видели Раневскую лишь в кино. «Свадьба», «Золушка», «Весна» и, конечно же, «Подкидыш». Эти фильмы известны во многом благодаря ее героиням, сама же актриса к своим работам в кино относилась скептически: «Деньги съедены, а позор остался», «Сняться в плохом фильме – все равно что плюнуть в вечность».
«Главная» роль, о которой вспоминает каждый, услышав фамилию «Раневская», – властная Ляля из комедии «Подкидыш» 1939 года и ее легендарная фраза «Муля! Не нервируй меня!». Многие считают, что эту фразу для фильма придумала сама Раневская, но на самом деле она была «изобретением» Рины Зеленой, которая вместе с Агнией Барто написала сценарий к фильму. «Мулей» назвал Раневскую даже Брежнев, когда вручал ей орден Ленина, ответ актрисы не заставил себя ждать: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы».
Эта фраза стала «проклятием» актрисы, в какой-то момент Раневская просто возненавидела ее. Действительно, сколько можно терпеть вслед крики «Муля! Не нервируй меня», тем более, что сама актриса считала эту роль незначительной. Но к «фанатам Мули» она относилась терпимо.
Во время эвакуации Ахматова и Раневская часто гуляли по Ташкенту вместе. «Мы бродили по рынку, по старому городу, – вспоминала Раневская. За мной бежали дети и хором кричали: «Муля, не нервируй меня». Это очень надоедало, мешало мне слушать Анну Андреевну. К тому же я остро ненавидела роль, которая принесла мне популярность. Я об этом сказала Ахматовой». – «Не огорчайтесь, у каждого из нас есть свой Myля!» Я спросила: «Что у вас "Myля?"» «"Сжала руки под темной вуалью" – это мои "Мули"», – сказала Анна Андреевна".
«Люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства»
Родители Раневской были весьма состоятельными людьми. Но после 1917 года все изменилось. Революция и ее вождь сразу вызвали в душе Раневской нехорошие предчувствия.
«Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности», – говорила она о Ленине.
Ее семья эмигрировала за границу, а Фаина осталась в России одна. Бывшая наследница довольно большого состояния вдруг оказалась буквально на улице, выжить ей тогда помогли только друзья. В последующие годы, даже став знаменитой актрисой, Раневская никогда не была богата, часто давала в долг, сама оставаясь без денег, и больше заботилась о своей собаке, чем о себе. В 1948 году в своей записной книжке она сделала запись: «Перерыла все бумаги, обшарила все карманы и не нашла ничего похожего на денежные знаки...»
Но при этом никогда не переживала из-за недостатка денег: «Не понимаю, люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства».
«Я не умею выражать сильных чувств, хотя умею сильно выражаться»
Раневская не любила говорить о себе, а тем более писать. По собственному признанию актрисы, она много раз начинала писать дневники и даже мемуары, но всегда уничтожала написанное: «Писать о себе плохо не хочется, хорошо – неприлично. Значит надо молчать». Тем не менее, и в сохранившихся записных книжках актрисы, и в воспоминаниях ее коллег и современников сохранились ее едкие замечания.
«Жизнь отнимает у меня столько времени, что писать о ней совсем некогда».
Замуж Раневская не вышла и никогда не имела детей. Однажды кому-то из знакомых она рассказывала о своем бывшем возлюбленном: «Сегодня встретила свою первую любовь. Шамкает вставными челюстями. А какая это была прелесть! Мы оба стеснялись нашей старости».
«Настоящий мужчина – это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет, – это ее муж».
«Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и – глупыми, чтобы они могли любить мужчин».
Одиночество и свой возраст она переживала болезненно, но при этом отчаянно шутила: «Я как старая пальма на вокзале, никому не нужна, а выбросить жалко».
На вопрос «Вы заболели, Фаина Георгиевна?» она привычно отвечала: «Нет, я просто так выгляжу...»
После спектакля Раневская часто смотрела на цветы, корзину с письмами, открытками и записками, полными восхищения, – подношения поклонников ее игры – и печально замечала: «Как много любви, а в аптеку сходить некому».
Чувство юмора было ее защитным механизмом, помогавшим выжить. Актриса Ольга Аросева рассказывала, что, уже будучи в преклонном возрасте, Фаина Георгиевна шла по улице, поскользнулась и упала. И, лежа на тротуаре, кричала прохожим своим неподражаемым голосом: «Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!»
«Стареть скучно, но это единственный способ жить долго».
«Старухи бывают ехидны, а к концу жизни бывают и стервы, и сплетницы, и негодяйки... Старухи, по моим наблюдениям, часто не обладают искусством быть старыми. А к старости надо добреть с утра до вечера!»
«Старость – это просто свинство. Я считаю это просто невежество бога, когда он позволяет доживать до старости. Уже все ушли, а я все живу…»
«Дальше – тишина…»
В театре им. Моссовета с огромным успехом шел спектакль «Дальше – тишина…», в основном благодаря исполнителям главных ролей Фаине Раневской и Ростиславу Плятту. Как-то после спектакля к ней подошел один из зрителей и спросил: «Простите, а сколько Вам лет?» «В субботу будет 115», – ответила Раневская. «В такие годы и так играть!» – восхищенно воскликнул поклонник.
Актёры театра Моссовета Фаина Раневская и Ростислав Плятт в сцене из спектакля «Дальше – тишина»
В этом спектакле Раневская в последний раз вышла на сцену 24 октября 1982 года, а в июле 1984 года ее не стало. Сегодня ей исполнилось бы 115 лет.
http://www.ria.ru/culture/20110827/422844330.html
Поклонники Фаины Раневской празднуют 115 день рождения великой актрисы 00:20 27/08/2011
МОСКВА, 27 августа. (Корр.ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова)
115 лет исполняется сегодня со дня рождения народной артистки СССР Фаины Раневской (1896-1984). И это прекрасный повод вспомнить легендарную актрису, которую, впрочем, забыть невозможно.
До сих пор вся страна – от мала до велика – повторяет ее уморительные реплики из «Подкидыша»: «Муля, не нервируй меня». Не случайно, что сегодня эта картина будет показана на телеканале «Россия-Культура». Нельзя не восхищаться и ее героинями, созданными в таких популярных фильмах, как «Пышка», «Свадьба», «Человек в футляре», «Весна», «Золушка» и других. И хотя Раневской чаще всего доставались эпизодические, почти бессловесные роли, она не умела молчать на экране. Наделенная незаурядным чувством юмора, Фаина Георгиевна сама придумывала такие остроумные тексты для своих персонажей, что зрители по сей день смеются над ними до слез.
Но она могла играть и серьезные роли. К примеру, ее Роза Скороход из социально-психологической драмы Михаила Ромма «Мечта» потрясла даже Америку. В Белом доме картину видел президент США Рузвельт, который сказал после просмотра: «На мой взгляд, это один из самых великих фильмов Земного шара, а Раневская – блестящая трагическая актриса».
Сейчас в это трудно поверить, но в свое время Раневскую не приняли ни в одну из театральных школ. Экзаменаторы сочли абитуриентку неуклюжей, смешной, некрасивой. Но что обиднее всего – бездарной. Вердикт был суров и, как выяснилось, несправедлив: просто талант Раневской оказался настолько неординарен, что не вписывался в привычные рамки.
Кстати, Раневская – это псевдоним великой актрисы. Не трудно догадаться, что заимствован он из чеховской пьесы «Вишневый сад». Существует легенда, что однажды по дороге домой у Фаины Фельдман (ее настоящая фамилия) из сумочки выпали деньги. Их подхватил ветер, а она лишь рассмеялась и сказала: «Как красиво они летят!» Ее спутник тогда заметил: «Фаина, Вы совсем как Раневская!» Так и закрепилась за ней эта фамилия.
Театр она обожала. Своим учителем считала Станиславского, хотя никогда у него не училась. Работала в разных труппах, но дольше других – в Театре имени Моссовета.
Последние годы Раневская жила в небольшой квартирке в Южинском переулке. В ее доме не было роскошных вещей, самыми ценными считала хозяйка портреты и фотографии дорогих ее сердцу людей. Лица Маяковского, Цветаевой. Пастернака, Ахматовой, Качалова смотрели со стен ее комнаты. Автограф Дмитрия Шостаковича был плотно прикрыт полоской бумаги. «Фаине Раневской – самому искусству», – написал великий композитор. Но та, которой были адресованы эти слова, всегда стеснялась столь лестного признания и тщательно скрывала его от посторонних глаз.
Она играла на сцене до 86 лет. В 1983 году ушла из театра, объяснив, что ей «надоело симулировать здоровье». Никто тогда еще не знал, что ей оставался всего лишь год жизни.
Теперь, с высоты прожитых лет, можно уверенно утверждать, что Раневской выпала удивительная судьба, полная скитаний, страхов, неуверенности, одиночества и всенародной любви. При этом ее никогда не покидало чувство юмора. Даже восторженную реакцию публики актриса комментировала с неизменным сарказмом. «Как-то после спектакля «Дальше – тишина» входит ко мне в гримерку пожилой, такой сверхинтеллигентный театрал, – вспоминала Раневская. – Голова слегка трясется, а я усталая, еле дышу. Посетитель говорит: «Великолепно! Великолепно! Извините, ради Бога, но сколько Вам лет?» Я говорю: «В субботу сто пятнадцать». А он не унимается: «Великолепно! Великолепно! В такие годы – и так играть!»
Так совпало, что именно сегодня, в субботу, в день своего 115-летия, Фаина Раневская вновь предстанет перед зрителями в спектакле Анатолия Эфроса «Дальше – тишина», запись которого выйдет в эфире канала «Россия-Культура». И исполнительница роли Люси Купер, как всегда, будет великолепна.
http://www.itar-tass.com/c9/212781.html
Видео: 115 лет назад родилась Фаина Раневская http://www.ria.ru/tv_culture/20110827/424651318.html
Видео: «Муля, не нервируй меня!» Фаина Раневская в фильме «Подкидыш» http://www.ria.ru/tv_culture/20110827/423626250.html
Видео: «Народные» фразы киноперсонажей Фаины Раневской. Фрагменты фильмов http://www.ria.ru/tv_culture/20110827/423606258.html
Фото: http://news.yandex.ru/yandsea....13.html
Ссылки по теме: http://news.yandex.ru/yandsea....%2Ehtml
Группа «Фаина Раневская» в Контакте: http://vkontakte.ru/id4176691#/fainaranevskaya
|
|
| |