Царь без документов
22/09/2010
Поисковая группа во главе с бизнесменом Анатолием Караниным объявила о сенсационной исторической находке: в Холмогорах Архангельской области они обнаружили останки Иоанна VI, единственного российского императора, место захоронения которого было неизвестно. В то время как Каранин и его отряд радуются находке, Росохранкультура и Российская академия наук в один голос называют их преступниками и «черными копателями» – дело в том, что свои изыскания они проводили без официального разрешения. Выходит, громкое открытие незаконно? «МК» в Питере» побеседовал с бизнесменом Караниным и его учеными оппонентами
Вся жизнь за решеткой
Обнаружение останков молодого императора Иоанна Антоновича стало, по словам бизнесмена Анатолия Каранина, неожиданностью для него самого. Ведь изначально искали они в Холмогорах захоронение принца Антона Ульриха Брауншвейгского, генералиссимуса русских войск.
Иоанн VI, сын Анны Леопольдовны (племянницы Анны Иоанновны) и принца Антона Ульриха, родился в августе 1740 года. Согласно завещанию императрицы Анны Иоанновны, его провозгласили императором в двухмесячном возрасте при регентстве герцога Бирона. Однако через 404 дня дочь Петра I Елизавета Петровна совершила дворцовый переворот, отправив всю семью императора-младенца в ссылку, конечным пунктом которой стали Холмогоры. 16 лет он прожил в одиночном заключении. В 1756 году из-за опасений его освобождения и попыток вернуть на престол Иоанна VI привезли в Шлиссельбургскую крепость. В 1764 году, уже при Екатерине II, поручик Василий Мирович совершил неудачную попытку освободить свергнутого императора. 23-летний Иван VI был заколот своими тюремщиками. Место его захоронения оставалось неизвестным.
И вот теперь руководитель поискового отряда Анатолий Каранин верит, что это место найдено.
Искали отца – нашли сына
Каранин возглавляет компанию, которая занимается поставками поисковой спецтехники, вроде металлоискателей. А свои изыскания он начал еще в 2005 году. Тогда вблизи Большого Соловецкого острова искали затонувшую баржу с колоколами, конфискованными из Соловецкого монастыря в конце 1920-х годов. Нашли два колокола, правда, поднять не сумели.
– Когда колокол уже был виден почти полностью, внезапно произошел выброс газа со дна озера. Вода вскипела вокруг наших лодок огромными пузырями, в итоге колокол погрузился еще глубже, чем был.
Прошло несколько лет, и в селе Холмогоры стали сносить водонапорную башню, стоявшую на фундаменте разрушенной церкви Успения Богородицы. Знатоки и настоятель храмового комплекса боялись, что ее снос уничтожит останки герцога Антона Ульриха Брауншвейгского, чье тайное захоронение должно было находиться рядом.
Священнослужители снова обратились к Каранину. Своенравный бизнесмен рассудил так: церковь отделена от государства, а значит, все работы на ее территории не требуют разрешения светских властей. Еще и время поджимало – могли остаться и без водонапорной башни, и без находки. Поэтому он посчитал справедливым ограничиться одним разрешительным документом:
– Мы заключили договор на исследование с настоятелем Холмогорского прихода, отцом Леонтием, по которому все найденное безвозмездно передается храму. Себе мы, в отличие от черных копателей, ничего присваивать не собирались. Наше местное Управление Росохранкультуры мне порекомендовало взять в состав отряда профессиональных археологов – на всякий случай. Я так и сделал. На всю область их больше семи не наберется. Ко мне присоединились двое. Государство нам не помогало, только энтузиасты-предприниматели – хотя мы обращались за помощью в госструктуры. В итоге у нас только на исследование ушло 2,5 миллиона рублей.
В полуторагодичных поисках могилы ссыльного герцога исследователи опирались на церковные данные, и 6 августа 2008 года между стеной и колокольней храма Успения Богоматери обнаружили саркофаг с толстыми стенками, что указывало на его транспортное предназначение (покойного везли издалека, чтобы предать земле). Но, когда гроб вскрыли, вместо праха 60-летнего герцога обнаружили в нем останки молодого человека, вероятнее всего, его венценосного сына. Скелет принадлежал мужчине в возрасте около 25 лет, чья смерть была насильственной, о чем говорили переломы ребер, травмы головы и отверстие от холодного оружия (предположительно от шпаги) в лопатке.
– Не мог простой человек быть захоронен в очень престижной алтарной части храма, – заявил Каранин.
Поисковики пришли к выводу, что после отпевания в Петербурге тело Иоанна Антоновича могли доставить в Холмогоры, где еще содержалась его семья. Бизнесмен отметил, что экспертиза уже доказала справедливость версии об Иоанне VI по 25 признакам.
Дальнейший анализ саркофага указал на почти полное совпадение возраста древесины с датой гибели Иоанна VI.
За исследование останков тела взялся заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы Виктор Звягин. Останки переправили в Москву. На теле нашли следы длительного заключения (Иоанн из своих 23 лет пробыл в неволе 22) в виде деформации костей от ограничения подвижности и наросты на коленях, свидетельствующие о постоянной смиренной молитве, в которой пребывал готовящий себя к постригу свергнутый император. Совпали возраст, рост и признаки имевшихся у убитого заболеваний. Восстановленное по черепу лицо выявило схожесть с известными портретами отца и матери свергнутого императора.
Характер ран также отсылал к несчастному узнику, заколотому тюремщиками. Тульский государственный музей оружия помог подобрать образцы шпаг того времени, чтобы сравнить с отверстием в лопатке. Как выяснилось, шестигранный клинок принадлежал гвардейской офицерской шпаге. Кроме того, на черепе обнаружены вмятина и след итальянского стилета, вероятно, примененного при покушении на Иоанна еще в шестимесячном возрасте (тогда младенец чудом выжил).
Остался только тест ДНК, но для этого нужно провести эксгумацию либо тела Анны Леопольдовны, матери Иоанна, покоящейся в Александро-Невской лавре, либо его братьев и сестер, похороненных в Дании. Сейчас предполагаемые останки молодого императора хранятся в Холмогорах, у настоятеля прихода отца Леонтия.
Император, не угодный науке
Но ученое и культурное сообщество встретило Иоанна VI в штыки.
Олег Богуславский, заместитель директора по научной работе Института истории материальной культуры (ИИМК), о находке услышал от журналиста.
– У нас есть 73-я статья ФЗ «Об объектах культурного наследия». Там сказано, что любые изыскания ведутся на основании открытого листа (документа, разрешающего раскопки в России), выданного Росохранкультурой. Если человек целенаправленно берет металлоискатель и лопату и отправляется что-то искать без согласования, то он нарушает закон.
Несанкционированными поисками возмущаются и в Институте археологии РАН. Заместитель директора института Ася Энговатова сравнила изыскания Каранина с недавним скандалом, связанным с якобы найденными останками Ивана Сусанина. Кстати, их исследованиями занимался тот же судмедэксперт, который изучал и якобы обнаруженного Иоанна VI, – Виктор Звягин.
– Псевдонаходка Сусанина тогда посмешила все научное сообщество. У нас вообще много чего находят. Но не всегда надежды сходятся с реальностью. Вот князя Пожарского не так давно нашли, но это было сделано специалистами и с разрешением, там все подтвердилось, – сказала Энговатова. – А здесь они, видите ли, сами по себе решили восстановить справедливость. Ну, давайте теперь грабить банки и раздавать деньги бедным! Они должны были озаботиться разрешением, иначе это мародерство!
Андрей Никифоров, замначальника Управления государственной охраны памятников истории и культуры Росохранкультуры, отметил, что с начала года выдано 945 открытых листов при более тысяче заявок, но документ на раскопки в Холмогорах у них никто не запрашивал.
– Сейчас мы поручили Северо-Западному управлению Росохранкультуры разобраться в нарушениях закона поисковым отрядом. Например, есть статья 7.15 Административного кодекса – «ведение археологических разведок или раскопок без открытого листа». Она предусматривает штраф для граждан – от 1000 до 2500 рублей. Для юрлиц – от 40 000 до 50 000 рублей, – отметил Никифоров. – Должна быть проведена комиссия, которая выяснит степень вины поисковиков. Вы представляете, если кто-то решит вдруг самовольно в Европе Аттилу искать? Мол, я вот какую работу провел титаническую! Да его на 5 лет посадят или штраф миллионный взыщут! Так что у нас законы еще гуманные.
Хотел, как лучше
Специалист Росохранкультуры прогнозирует, что дальнейшие заботы об останках лягут на плечи Холмогорского муниципалитета. По идее, они могут их просто обратно захоронить. Если же общество будет настаивать на дальнейших изысканиях, то муниципалы должны будут привлечь специалиста с открытым листом, провести дополнительные исследования, сдать отчет в Институт археологии РАН, где его должны утвердить, потом – экспертиза ДНК, и если все подтвердится, то останкам прямая дорога в Петропавловку.
– Если бы сделали все по закону, не было бы такой ерунды. А так благое дело превращается в бесшабашество, – посетовал Никифоров. – Хотя шансы ничтожны – мало ли человек убито в Холмогорах? Зачем было кому-то транспортировать туда императора из Шлиссельбурга?
Иван Арцишевский, представитель Ассоциации членов семьи Романовых, сказал «МК» в Питере», что допускает возможность того, что найденные останки действительно могут принадлежать Иоанну Антоновичу. Однако семью, по его словам, больше волнует судьба не Иоанна VI, а найденных еще в 2007 году в Екатеринбурге останков цесаревича Алексея и княжны Марии, детей императора Николая II.
– Эти останки уже идентифицированы точно, глава семьи, Николай Романович, периодически пишет президенту и патриарху, но до сих пор вопрос с их захоронением не решен. Так что говорить о судьбе якобы найденного Иоанна VI пока не приходится, – сказал Арцишевский.
Каранин все же верит в то, что занимается полезным делом – возвращает стране утраченное, – и злится на чиновников.
– Если они не могут отличить черного копателя от белого, то им надо сменить профессию, где слепота их будет не столь заметна. У нас многие памятники разрушаются, и властей рядом с ними за версту не видно, а тут они вроде на страже закона. Да если бы не мы, то никто бы эти останки никогда не искал!
Чем закончится противоборство бизнесмена-энтузиаста и стражей культурного наследия, пока не ясно. Но очевидно одно: даже монарху в наше время без документов – никуда.
Анастасия Соколовская
http://mk-piter.ru/2010/09/22/018/?firstpage=1