Концерты Олега Евгеньевича всегда вносят в нашу жизнь что-то новое, что-то важное. После первого концерта я пошла в церковь, решилась на первую исповедь. После второго концерта пошла в горы. Заряд энергии, который я получила 23 сентября, был так велик, что на предложение подруги совершить восхождение, опрометчиво ответила: «Легко!» Легко, конечно, не было…Но интересного было много! Для восхождения мы выбрали самую загадочную Вершину Приморского края – гору Пидан.
http://ufo-online.ru/file_425.html
Часть первая. «Дорожные знаки»
9 октября, пятница, середина дня. Собираемся вчетвером у пирса и рассматриваем друг друга – не часто можно увидеть коллег-«училок» в таком экзотическом виде! Старые потертые курточки, видавшие виды башмаки. Посмеиваемся друг над другом, ловим удивленные взгляды местных жителей. Со смехом осознаю, что мой рюкзак в два, а то и три раза больше остальных… У кого-то маленькие школьные ранцы, у меня же за спиной настоящий многоэтажный домик .
На пароме нас спрашивают: куда, зачем мы? Не представители ли мы «энергетического течения» под названием «рейки»? Оказывается, у рейков в субботу на горе Пидан состоится «шабаш». Специально для них на Вершине открываются энергетические шлюзы… Задумываемся… начинаем вспоминать всякие мистические рассказы про Гору. Есть у нас в Приморье свой Глоба – астролог, предсказатель Александр Ремпель. Говорят, что «ночами он (его душа) часто посещает Ливадийский хребет, и особенно она любит гору Пидан. А впрочем, скорее всего, это не душа, а его пиджак… душа занята более полезными делами. А вот пиджак-то видели многие туристы… да-а-а…»… Ну, и остальные рассказы в таком же духе
Через два часа приходим во Владивосток. На пирсе встречаю старого знакомого. Радостно рассказываю ему, что мы идем в поход на самую красивую гору Приморья. У него от удивления округляются глаза: «Лена, вчера там пропала группа туристов, 15 человек, и все женщины! Зачем вам это надо?». Зачем? Надо подумать… и вправду – зачем мы туда идем? Этот вопрос будет периодически возникать у меня в голове до самой Вершины… причем, с нарастающей силой.
Третий «знак» возникает на перроне электрички. Материализуется он в виде пожилой вертлявой женщины-«шапоклячки». Лицо с характерным прищуром, ласковая манящая манера разговора и запугивающие речи: «Там холодно, замерзнете, подъем страшный, шаг в сторону – пропасть, сколько платите проводнику?..» и т.д. Эту даму мы потом видели на Пидане с группой туристов, она сама работала проводником. На голове у нее была шляпа с полями, под ней экзотический платок, в руках какие-то круто-модные альпийские палки… издали они казались помелом.
Путь на электричке занял два с половиной часа. За окном темно, неуютно… Куда едем? На Второй речке к нам присоединился наш проводник. Тоже преподаватель… дама лет 50, сухая, поджарая, с собачкой такой же комплекции… Замечаем, что собачка на трех лапках.
- Ее придется нести на руках?
- Нет, что вы… она замечательная походница. На Пидане была раз десять!
Занятно… А вот и четвертый знак ! Мужчина напротив интересуется: куда мы одни, без защитников? Говорит: «У нас в лесах объявился маньяк!!! Все СМИ предупреждают – не ходить в леса! Поворачивайте назад!» Мы в ответ только смеемся… но смех уже немного нездоровый.
Около 11 часов выходим на морозный перрон, изо рта валит пар, температура ниже нуля – это после наших островных плюс 20… Темно. Идем минут двадцать, причем, по-моему, несколько раз проходим по одному и тому же месту… Пересекаем какие-то речки, ручьи. Какие-то группы людей кружат вместе с нами по кругу – мы то сходимся с ними, то расходимся. Каждая группа ищет в темноте свою базу, их в округе, оказывается, очень много. Находим свое пристанище и мы. Но о нас там не знают, не помнят .Ссылаемся на очень хорошего знакомого – начальника базы, предлагаем ему позвонить. Верят на слово, дают нам приют – 7-местную комнату, но без всего… без белья, без мебели. Хорошо хоть есть свет, кровати и одеяла. Ужинаем – и спать… завтра рано вставать. Завтра Вершина! За ужином проводник Марина внезапно говорит: «Давайте посвятим свое восхождение Олегу Погудину». Это она хорошо придумала! А ведь знает об Олеге только понаслышке… Видимо, специально, чтобы поднять наш боевой дух, теперь будет стыдно не дойти.
Часть вторая. «Путь к подножию»
7 утра. На улице минус 2, но вода в умывальнике еще не замерзла, вроде бы умываемся.
Наша красивая Ирина успевает поймать на крыльце одинокого мужчину и просит его разжечь костер, вскипятить чай. Мужчина явно недоволен, он собирался засветло уйти на Гору… но делать нечего, красивым женщинам не откажешь… И вот уже в ближайшем лесочке уютно блестит огонь, кипит чайник, совсем незнакомые люди делятся друг с другом планами, мыслями на предстоящий день. Все дела и заботы остались дома, в другой жизни. Сегодня главное для всех – ее Величество Гора! Примет ли, отпустит ли?
Завтракаем очень плотно… надо, нужны силы. В 9 выходим на маршрут. Директор базы смотрит на нас с сожалением (не понимают, что творят!), уточняет – во сколько мы вернемся. Ориентировочно в 9-10 вечера. Он, вроде бы, несет за нас ответственность. Хотя – какую? Ни имен, ни фамилий не было названо, только место жительства – остров Попова. Но здесь есть хорошая традиция: не закрывать кухню и не ложиться спать, пока с Горы не придет последний путешественник.
Первая часть пути: идем по проселочной дороге бодро и весело. Встает солнце, лес набирает краски и звуки. Вот она – настоящая приморская осень! Пахнет листвой, калиной, чем-то еще… даже часто проезжающие мимо нас машины не портят настроения… только веселят! Едут самосвалы, автобусы, грузовики, внедорожники и другая техника. Все машины забиты людьми «под завязку»! И все туда – к подножию Горы! Они весело машут нам, мы им… немного завидуем этим «грибочкам», они экономят часов пять! Самое главное – экономят силы! Зато мы любуемся природой! Через час пейзаж меняется – мы подходим к живописному ключу Ойры (что это за название – не знаю, что-то китайское) и следующий час поднимаемся вдоль этой речки. Здесь хочется запечатлеть все – и заводи, и камни, и водопады! Восторгу нет предела… хочется остаться здесь на всю жизнь. Идем медленно, много фотографируем. Мимо нас начинают пробегать и группы туристов, и туристы-одиночки, много молодежи, парочек… поток все больше и больше… Это все туда? Одиночество здесь нам явно не грозит
Начинаем уставать и интересоваться у Марины:
- Когда дойдем до подножия Вершины? Когда начнется самое главное?
- Скоро! Любуйтесь и наслаждайтесь! Скоро начнется!
Часть третья. «Восхождение»
Момент начала движения вверх мы все-таки зафиксировали. Проводник просит набрать из ручья воды для питья. Значит, траектория движения меняется, значит, мы уходим в сторону. Переправляемся на другой берег и резко начинаем подниматься вверх по отвесному земляному склону. Цепляемся за деревья, корни, ползем на коленках. Чем выше, тем страшнее смотреть вниз, вспоминаем о своих «фобиях», благодарим Бога, что не взяли с собой детей. Дыхание сбивается почти сразу, ноги через несколько метров начинают наливаться тяжестью. Вспоминаю, что подъем рассчитан на четыре часа… призываю Ангела-Хранителя для поднятия своего духа. Внизу ущелье с торчащими стволами деревьев, буреломом, рокотом водопадов, вверху… До неба сплошная полоса –поток людей. Первый раз радостно от мысли, что ты здесь не один и не только тебе так плохо. Даже кого-то догоняем, но это, в основном, люди солидного возраста. Они сидят на более-менее устойчивых бревнах и, видимо, решают – стоит ли двигаться дальше. Иногда нас перегоняет молодежь, бросая на ходу подбадривающие слова типа: «Передайте привет нашим мамам!». На каком-то этапе уже мы их обгоняем со словами: «Привет вашим папам!». Пока еще есть силы шутить и знакомиться с новыми людьми. Атмосфера на маршруте очень доброжелательная – улыбки, смех… Вообще за весь тот день я не услышала ни одного грубого нецензурного слова. Некоторое разнообразие на этом участке пути вносит весть о том, что начали «ловить» сотовые телефоны. Есть повод прилечь (уже не присесть ), задрать вверх ноги и минут 5-10 пообщаться с родными, порадовать их своими подвигами. С удивлением узнаем, что на наших островах штормовая погода, а у нас в лесу ветра совсем нет. Но это только пока нет…
Примерно через час нашего движения начинают попадаться группы людей, идущие нам навстречу. О! Это те счастливчики, которые уже «сбегали» на Гору. Вопреки словам из песни В.Высоцкого, они смотрят на нас совсем не с завистью… скорее, жалеют… Замечаю группу людей, которые выглядят немного странно: координация движений слегка нарушена, спуск замедлен. Понимаю, что это инвалиды, скорее всего, по зрению. Вот молодцы, им было гораздо тяжелее, чем нам. Говорят, Гора лечит все болезни.
Ползем все медленнее и медленнее, уже нет сил доставать фотоаппарат, уже не хочется разговаривать друг с другом, уже сняли с себя все, что можно было снять… Жарко, постоянно хочется пить, появляется мысль: «Зачем я туда иду?» Через два часа выползаем на какую-то уютную солнечную полянку. Это место называется «седалище Пидана». На первый взгляд, оно больше похоже на «лежалище»… Выползшие из ущелья люди падают, где придется и как придется. Смешалось все: группы, мужчины, женщины, дети – все вповалку, без чувств, некоторое время лежат на земле. Потом приходят в себя, начинают искать знакомых, сбиваться в кучки, перекусывать, улыбаться, делиться впечатлениями. Половина пути пройдена! Впереди новая полоса препятствий под названием «ледниковый период»! Что это будет? Хватит ли сил? Говорят, что самое сложное мы уже прошли. Не верится… Как оказалось – не напрасно!
Получасовой отдых быстро заканчивается, выходим на маршрут. Пересекаем полосу леса и попадаем в какой-то новый мир. Лунный пейзаж, космос. Далеко-далеко вверх простирается полоса камней-валунов самых разных размеров и форм, угадывается некоторый порядок насыпи, просматривается каменный гребешок, по которому, как муравьи, ползут вверх и вниз люди. Кто здесь создал такое каменное царство? Какой гигант-великан развлекался? «Пидан» в переводе означает «камни, рассыпанные Богом». На фоне камней стоят мертвые деревья-часовые, сплетаются лианы каких-то корней. Далеко-далеко внизу весь оставленный нами мир микроскопических размеров. Дух захватывает от восхищения! Забываются на время и усталость, и боль в ногах. Оглядываемся, хватаемся за камеры. Здесь нас встречает сухое дерево с кучей ленточек-желаний… говорят, буддийские традиции. Мне не хочется на него что-либо вешать, фотографироваться на его фоне тоже не хочется. Не знаю, почему…
Начинается подъем по камням-валунам вверх. Появляется новая проблема: сильный –
просто ураганный – ветер сносит с ног. Идти не только физически тяжело, но и очень страшно, приходится все время держать равновесие. Тяжелее всего нашим девушкам с легким весом, сильные порывы ветра их просто сносят. Вижу ужас в глазах худенькой коллеги. Опять появляются мысли: зачем идти дальше? Может, хватит? Назад в «седалище», там подождать… Но Олег… ему посвященное восхождение! Молюсь, опять призываю Ангела-Хранителя. Находим некоторую защиту, переходим на безветренную часть каменного гребешка. Порывы ветра добираются и туда, но это уже можно пережить. Ноги наливаются тяжестью очень быстро, дыхание сбивается, сердце выпрыгивает, в груди возникают какие-то рези. Может, кислородное голодание? Мы уже выше 1000 метров… Почему-то вспоминается МЧС. Но при таком-то ветре и вертолет сюда не полетит (как оказалось, вертолёты сюда вообще не летают – аномальная зона). Все здесь в руках Господа… Небольшая кучка народа впереди, чего-то ждут, очередь Молодым девушкам хочется посидеть в кресле невесты (причудливо изогнутом дереве) и загадать себе жениха. Проходим-ползем мимо, это нам уже ни к чему. Плотность встречного потока людей увеличивается, на некоторых камнях возникают «пробки». Первый раз в жизни приятно в них постоять … можно отдохнуть. С тоской смотрим вверх – конца и края не видно, в голове стучит: «Это когда-нибудь кончится? Зачем я здесь?» Ноги совсем перестают слушаться, качает уже и без ветра. Несколько раз наступаю мимо камня и попадаю в расщелину, колени сбиты, пальца окровавлены. Вспоминаю, что где-то в рюкзаке лежат перчатки, но достать их сил уже нет. Спрашиваем у встречных людей: «Скоро Вершина?» Ответы совсем разные – и «да», и «нет». Время здесь для каждого течет по-своему. Голова уже не поднимается, и встречные люди перестают быть людьми, превращаются в обувь: кеды, кроссовки, модные сапожки и даже на каблуках. Замечаю что-то необычное – странная обувь, странные маленькие ножки, поднимаю глаза – мальчик с явными признаками ДЦП осторожно перебирается с камня на камень, лицо счастливое, рядом спокойная мама. Чуть не плачу от этой картины – он же больной, а смог! Подъем заканчивается неожиданно, когда уже не ждем ничего. Пейзаж меняется в одно мгновение! Мы в оазисе тепла и солнца, кустарников и деревьев. И здесь нет ветра! Упали! Лежим! Вершина покорена!!! «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем!» Проводник показывает нам нашу базу – маленькая точка за облаками сопок… Мы пришли оттуда?! И нам опять туда?! Опять вспоминается МЧС… Где вы, спасатели? Кто-то готовит чай, кто-то медитирует, кто-то молится, кто-то просто любуется бескрайней картиной мира. Видны и Владивосток, и Находка, и Уссурийский и Амурский заливы. На Пидане редко бывает хорошая погода… вот разве что сейчас, осенью. Поэтому такое паломничество людей в этот период. Вытаскиваем камушки-желания, которые привезли с острова, бросаем камушки вверх. Включаю плеер с голосом Олега! «Дай Бог счастья и радости бытия нашему Артисту! Хозяин Горы, пусть мое желание сбудется!!!» В какой-то момент понимаю, что здесь смешиваются все религии, все веры – христианство, буддизм, язычество. Вспоминается «Роза мира» Д.Андреева. «Бог един, но приходим мы к нему разными путями, с разных сторон Горы…». Может быть, за этой мыслью я сюда и пришла?
Часть четвертая. «Возвращение»
5 часов вечера, солнце садится, панорама сопок становится все более космической. Как будто не солнце движется вниз, а мы вверх…Пейзаж просто гималайский!
Проводник Марина командует:
- На старт! Нам нельзя дольше задерживаться. Не забыли поклониться Богу Горы? Поблагодарили ли за прием?
Греюсь последние минуты на траве под солнышком, думаю:
- Суеверие…
Лениво потягиваюсь, собираюсь встать… И в этот момент мое тело пронзает дикая боль! Неведомая сила скручивает ноги в каменные жгуты… Что это? Что такое судороги, я знала. Почти профессиональная спортивная молодость оставила наследство в виде больных икр, голеностопных суставов, коленей… но таких болей я никогда ранее не ощущала. В голове мелькают самые страшные мысли: паралич? И я на высоте 1300 метров… Что делать? Паника… Катаюсь по траве, пытаюсь сменить положение тела, щупаю мышцы ног – камень… Окружающие замечают, что со мной что-то не в порядке, зовут на помощь – благо еще много людей вокруг. Подбегает пожилой мужчина и начинает без лишних слов массировать мне ноги… даже не массировать, а безжалостно бить по ним ребром руки. Стараюсь не зареветь и не потерять сознание от боли… Слышу чей-то спокойный женский голос: «А ты помолись, попроси прощения и сил у Хозяина Горы!» Молюсь и Хозяину Горы, и своему Ангелу-Хранителю, и Спасителю, и Божьей Матери, и всем богам сразу. С чьей-то помощью поднимаю ноги вверх (действуют!), трясу ими, боль потихоньку стихает, возвращается ощущение реальности. С опаской встаю, делаю шаг, второй… вроде все нормально…немного неприятно, кружится голова, подташнивает, но идти можно! Гора меня отпустила, но заставила себя уважать и бояться…
Начинается спуск! Потеряно около получаса… это много. Спускаться быстро не получается – меня покачивает, и у коллеги «выключилось» колено. Тащимся с ней медленно-медленно. Какой-то участок пути нас сопровождает, контролирует тот самый мужчина-спаситель. Путь от «седалища» оказывается скользким – скользим по свежей листве, и большую часть пути мы катимся вниз, хватаясь за корни деревьев и камни.
В горах темнеет очень быстро. Выходим к речке в сумерках. Здесь нас ждет еще одна встреча: известный в городе язычник-волхв разбил у реки свой лагерь и проводит там свои обряды, удивляет восходящую и нисходящую публику. Видим белый магический круг, какие-то знаки внутри. Пройти мимо, конечно, не получается. Заходим в круг, просим всех радостей бытия у каких-то богов. С удивлением вижу, что с моей немолодой коллегой что-то происходит. Она начинает выгибаться как гимнастка, назад и почти встает на мостик. Я в некоторой панике за этим наблюдаю, воспоминания о «каменных» ногах еще очень сильны. Волхв спокойно и довольно на все это смотрит, говорит, что так и должно быть, бог тайги так заряжает энергией. Жаль, что у нас совсем нет времени, чтобы всем зарядиться, чтобы поговорить с этим человеком. Марину мы просто силой уводим с полянки. Даже она забыла, что мы в тайге, что спускается ночь, а путь у нас «и далек, и долог».
По тропинке стараемся двигаться быстро, ноги приятно утопают в листве, можно сказать, что отдыхают. На проселочную дорогу «выбегаем» почти в темноте. Включаем фонарики. Кажется, что мы уже почти дома… но нам предстоит еще три часа пути по скользкой, мокрой, разбитой дороге в полной темноте. Через час мы перестаем разговаривать, через два часа настроение совсем портится. Ноги становятся какими-то култышками, переставлять их, тем более, перепрыгивать через лужи, все тяжелее. Нас уже не пугают шорохи в кустах, тяжелые «шлепы» за спинами. Мы приблизились к тому градусу усталости, выше которого исчезает даже инстинкт самосохранения. Внезапно недалеко раздается чей-то сварливый лай-вой.
- Ура, собачки! База близко!
- Это не собачки…– отвечает Марина.
- Ну, лисы!
- И не лисы… дальше метра друг от друга не отходить!
Больше ничего не уточняем, друг от друга не отходим, и Маринина собачка жмется к ногам...
«Но все хорошее когда-нибудь кончается!»
Мы не заблудились! На нас не напал маньяк, и никто не съел! В одиннадцать часов вечера мы пришли на базу! Четырнадцать часов мы были в пути…
Нас ждали горячий ужин, чай, участливые взгляды и иронично-теплые слова хозяина базы: «Ах, вы, мои бедные! Все-таки смогли, все-таки дошли!»
Здесь есть хорошая традиция: не ложиться спать и не закрывать кухню пока последний турист не придет с Горы. Мы были последними…
Спать!
Дай Бог завтра еще добраться до родного берега!