Умер самый искренний голос России
Не стало великой народной артистки Валентины Толкуновой. Ее голос называли воплощением душевности и искренности. «Стою на полустаночке», «Поговори со мною, мама» – эти песни, любимые миллионами советских граждан, Толкунова хотела исполнить для ветеранов на 65-ю годовщину Великой Победы. Но не успела.
Про Валентину Толкунову говорили, что у нее «голос со слезой». Но в обычной жизни она была очень веселым и жизнерадостным человеком. Искренняя, душевная и по-настоящему народная певица, несмотря на свою известность и популярность, казалась хорошей, давней знакомой.
Впервые о ней заговорили в 1966 году, когда Валентина Толкунова выступила вместе с вокально-инструментальным оркестром под управлением Юрия Саульского. Спустя всего шесть лет началась сольная карьера. Именно тогда образ дополнила жемчужная нить, которая сделала, по мнению многих, его еще более женственным.
Песни «Я не могу иначе», «Стою на полустаночке», «Поговори со мною, мама» и многие другие ворвались в каждый дом. «Аналогов ее голосу нет, – говорит режиссер Всеволод Шиловский. – Она человек фантастический, добрый. Это талантливая и уникальная женщина. Я ее называл русское чудо».
Петь она начала лет с десяти еще в школьном хоре. Затем – Московский институт культуры и знаменитое Гнесинское училище. Она обожала свою работу, никогда не позволяла себе халтурить.
23 раза становилась лауреатом телевизионного конкурса «Песня года»!
Пока хватало сил, она пела, несмотря на смертельный диагноз, несмотря на предупреждения врачей. И даже когда ей стало плохо во время последнего концерта в Могилеве, Валентина Толкунова не смогла сорвать выступление.
Известие о смерти певицы стало шоком для многих.
«Это был редкой чистоты человек. На эстраде у нас очень мало таких людей. Ее смерть – неожиданное горе, хотя мы знали, что она болеет, но мы надеялись на лучшее», – говорит композитор Евгений Крылатов.
После гастролей по Белоруссии Валентина Толкунова собиралась дать концерт для ветеранов Великой Отечественной войны.
Фото: http://news.mail.ru/society/3547876/gallery/
Видео: http://www.vesti.ru/videos?vid=264635
http://news.mail.ru/society/3547876/?state=91
Всеми любимая певица
Валентина Васильевна Толкунова родилась 12 июля 1946 года в городе Армавире Краснодарского края,
в столицу ее перевезли в возрасте одного года.
Еще учась в школе, Толкунова поступила в ансамбль Центрального дома детей железнодорожников под управлением Дунаевского, где 10 лет пела в хоре.
В 1964 году она поступила на дирижерско-хоровое отделение в Государственный институт культуры.
В 1971 году она окончила музыкальное училище имени Гнесиных.
Видео: Валентина Толкунова «Носики-Курносики»
Источник: You Tube
В 1966 году Толкунова пришла в джазовый оркестр под управлением Юрия Саульского. Там она в течение пяти лет пела джазовую инструментальную музыку, сообщает РИА «Новости».
Активная работа с композиторами-песенниками началась у Валентины Толкуновой в 1971 году – после того, как в телефильме «День за днем» она исполнила песни композитора Ильи Катаева на стихи Михаила Анчарова. Эти песни в исполнении юной артистки обрели большую популярность. За свою карьеру Толкунова успела поработать с такими композиторами-песенниками, как Эдуард Колмановский, Микаэл Таривердиев, Павел Аедоницкий, Виктор Успенский, Людмила Лядова, Александра Пахмутова и многие другие.
За свою многолетнюю карьеру Толкунова исполнила десятки любимых всеми россиянами песен
Дорога на телевидение и радио открылась перед Толкуновой в 1972 году, когда Лев Ошанин пригласил ее выступить на сцене Колонного зала с песней Владимира Шаинского «Ах, Наташа».
С 1973 года Толкунова – солистка Москонцерта, в 1989 году народная артистка стала художественным руководителем творческого объединения «АРТ», созданного на базе Москонцерта.
Толкунова исполнила сотни песен, многие из которых стали всенародно любимыми. Самые известные среди них – «Стою на полустаночке», «Серебряные свадьбы», «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики», «Где ты раньше был», «Старые слова», «Мой милый, если б не было войны», «Я не могу иначе», «Я деревенская», «Сорок пять»,
«Мы на лодочке катались».
Видео: Валентина Толкунова «Деревянные лошадки»
Источник: You Tube
Певица записала около двух десятков пластинок, 23 раза становилась лауреатом телевизионного конкурса
«Песня года». Ей присвоены звания Народной и Заслуженной артистки РСФСР, Заслуженной артистки Калмыкии. Правительство Украины вручило ей международный орден Чести и орден Святителя Николая, митрополит Киевский Владимир наградил ее орденом Святой Варвары. Также ей были вручены почетные грамоты правительств Казахстана, Украины, Туркменистана, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Эстонии.
Кроме того, Толкунова была награждена орденами Почета, Дружбы народов, Ломоносова, Святой Анны, Святого Владимира, Петра Великого, почетным знаком ФАПСИ, медалью «В память 850-летия Москвы». Певица являлась кавалером ордена «Меценаты столетия», лауреатом премии Ленинского комсомола и премии МВД России, почетным железнодорожником России, заслуженным энергетиком России, почетным артековцем, почетным бамовцем, почетным пограничником и академиком Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.
http://www.gzt.ru/topnews....gn=main
Пять песен Валентины Толкуновой, которые пела вся страна
Что было – то было
Родина Валентины Толкуновой – город Армавир Краснодарского края. Здесь она родилась 12 июля 1946 года, а через год переехала с родителями в Москву. Еще в детском возрасте Толкунова прошла по конкурсу в ансамбль Центрального Дома Детей железнодорожников под управлением Дунаевского, где 10 лет пела в хоре.
После окончания школы она поступила на дирижерско-хоровое отделение в Московский государственный институт культуры. Позже, уже в 1971 году, окончила Музыкальное училище имени Гнесиных.
Летом 1966 года Валентина Толкунова пришла на прослушивание в солистки оркестра «ВИО-66», которым руководил композитор Юрий Саульский. Конкурс певица прошла, но карьера в ансамбле стоила ей диплома. В институте Толкунову отказались переводить на заочное отделение. Так она покинула МГИК и ушла в ансамбль Саульского, в котором пять лет пела партии джазовой музыкы.
Руководитель оркестра Юрий Саульский был на восемнадцать лет старше Толкуновой, однако разница в возрасте не помешала их отношениям перерасти в семейный союз. «Мы познакомились, когда мне было девятнадцать лет, а в двадцать я стала его женой. У нас была большая любовь, мы прожили пять чудесных лет. Он умел любить!», – приводит слова Валентины Васильевны peoples.ru.
Семейная идиллия длилась недолго. Через пять лет ансамбль «ВИО-66» распался, как распался и союз талантливой певицы и знаменитого композитора. К неожиданному повороту судьбы Толкунова отнеслась философски. «Многие, имея жену, заводят себе любовниц на стороне, но для Юры это было просто немыслимо. Если любовь ушла, то он прямо об этом и заявлял не виляя. Но если он любил женщину, то она всегда была для него единственной и неповторимой, – говорила она. – Я благодарна Богу за то, что у меня были пять чудесных лет с таким великолепным, умным, талантливым человеком, каким, безусловно, являлся мой первый муж Юрий Саульский»
Много лет спустя в репертуаре Толкуновой появилась песня «Что было – то было»:
Что было – то было, и нет ничего,
Люблю, как любила, его одного.
И плакать – не плачу: мне он не велит,
А гоpе – не море: пройдет, отболит…
И плакать – не плачу: мне он не велит,
А гоpе – не море: пройдет, отболит…
«Ах, Наташа»
«Каждая песня – это судьба!», – говорила Валентина Толкунова. Для нее судьбоносной стала песня Владимира Шаинского «Ах, Наташа». История этой песни началась тогда, когда композитор уже собирался убрать ее в дальний ящик стола. Но однажды во время эфира на радио ему позвонила одна женщина и попросила мэтра помочь молодой певице. Тогда-то Шаинский и решил дать своей песне второй шанс. С ней Толкунова и дебютировала на творческом вечере Льва Ошанина.
Композитор был поражен тем, как песня, которую он считал не самой удачной в своем творчестве, просто взорвала зал. Толкунова со свойственной ей искренностью спела на сцене Колонного зала:
Нам бы лучше не дружить бы, не гулять бы,
Не ходить бы нам с тобой на танцы в клубе.
Ах, Наташа, ах, подружка, вашу свадьбу
За четыре переулка слышат люди…
Кстати, именно во время своего дебютного выступления Валентина Толкунова впервые вплела в волосы жемчужную нить. Ее прическу копировали многие советские женщины, а сама певица не расставалась с ней на протяжении всей своей карьеры.
Вскоре без голоса Валентины Толкуновой не обходился ни один значимый концерт. Певица вмиг стала любимицей публики. Через год после своего дебюта она получила еще один подарок судьбы: Иосиф Кобзон порекомендовал ее Москонцерту, и ее взяли солисткой.
Песни «Я не могу иначе», «Стою на полустаночке», «Поговори со мною, мама» можно было услышать в каждом доме. По признанию мамы Толкуновой, услышав впервые песню «Поговори со мною, мама», она расплакалась.
Давно ли песни ты мне пела,
Над колыбелью наклонясь,
Но время птицей пролетело,
И в детство нить оборвалась.
Поговори со мною, мама,
О чем-нибудь поговори,
До звездной полночи до самой,
Мне снова детство подари…
«Носики-курносики»
Долгое время после развода с Саульским Валентина Толкунова жила одна. Она работала на пределе сил, записывала новые песни и гастролировала не только по Советскому союзу, но и по всему миру. Только после тридцати в ее жизни появилась новая любовь – журналист-международник Юрий Папоров, автор книги «Хемингуэй на Кубе». Он часто уезжал в загранкомандировки, порой на несколько лет, и певице приходилось растить и воспитывать сына Колю в одиночку.
Многие годы она разрывалась между работой и ребенком. «Я старалась не потерять с ним контакта – всегда брала с собой на гастроли, во всяком случае, летом…», – вспоминала певица.
В середине 70-х у Валентины Толкуновой появилась песня «Носики-курносики», под нее воспитывалось не одно поколение советских детей:
Наконец-то, пол-Земли излазав,
Крепким сном мои мальчишки спят.
Сон свалил страну зелегоглазую,
Спят мои сокровища чумазые,
Носики-курносики сопят.
Сон свалил страну зелегоглазую,
Спят мои сокровища чумазые,
Носики-курносики сопят
Спят такие смирные, хорошие –
В целом свете лучше нет ребят.
Одеяла на сторону сброшены,
И зеленки яркие горошины
На коленках содранных горят.
Одеяла на сторону сброшены,
И зеленки яркие горошины
На коленках содранных горят
«Я не могу иначе»
Валентина Толкунова более 20 раз становилась лауреатом телевизионного конкурса «Песня года». Многие годы она работала в Москонцерте, а в конце 80-х организовала Театр музыкальной драмы и песни, художественным руководителем которого стала.
В 90-х певица вдруг исчезла с экранов телевизоров, объяснив это нежеланием «прогибаться» под современные музыкальные тенденции. Она продолжила записывать альбомы, которые, несмотря на отсутствие должной раскрутки, становились известными.
В 1995 году певица записала альбом, название которому дала одна из самых популярных песен певицы на музыку Александры Пахмутовой – «Я не могу иначе». Где бы ни была Толкунова, на любом концерте ее просили спеть эту песню:
Нет без тревог ни сна, ни дня.
Где-то жалейка плачет.
Ты за любовь прости меня –
Я не могу иначе.
Я не боюсь обид и ссор,
В реку обида канет.
В небе любви такой простор –
Сердце мое не камень.
Ты заболеешь – я приду,
Боль разведу руками.
Все я сумею, все смогу –
Сердце мое не камень.
В последние годы Толкунову все чаще видели в православных храмах. Говорили, что она несколько раз в год посещает святые места Иерусалима. В 2004 году она купила домик в селе Дивеево около знаменитого монастыря, в котором покоятся мощи преподобного Серафима Саровского.
В одном из своих последних интервью радиостанции «Маяк» Валентина Васильевна говорила, что абсолютно счастлива. «Куда бы я ни приезжала, мои песни знают, помнят, любят и поют вместе всем залом. И просят спеть всегда. Наверное, не случайно, человек, который провел 40 лет на сцене, может сказать, что вся его жизнь – это песня, во-первых, а во-вторых, в каждом доме есть пластинки, потому что в каждом есть песни, затрагивающие душу. Я счастлива, что я певица души».
http://news.mail.ru/society/3546712/
В последние годы Валентина Васильевна говорила, что она – человек несовременный. Из всех эпох предпочла бы жить в XIX веке. Она признавалась, что ей чужды разговоры о дорогих вещах, машинах и драгоценностях. Была религиозна. Превыше всего она ставила семью – со вторым мужем прожила почти 30 лет, ее сын Николай стал художником по свету и работал вместе с ней, в ее Театре драмы и песни.
http://news.mail.ru/society/3545482/