«Исаак Шварц воздействовал на людей потрясающим мелодизмом»
28 декабря, 13:34 | Евгений Ершов
В воскресенье, 27 декабря, около 19.30 скончался известный российский и советский композитор Исаак Шварц. Как сообщила друг семьи Елена Камбурова, композитор скончался во сне. Умер Исаак Шварц там же, где жил последние 40 лет, – в поселке Сиверский в Ленинградской области.
За свою жизнь Исаак Шварц написал музыку к более чем 35 театральным постановкам и 120 кино- и телевизионным фильмам. Он был удостоен званий народного артиста России и лауреата Государственной премии РФ. Исаак Шварц обладатель трех премий «Ника» — в 1992, 2001 и 2002 годах. Кроме того, в 2000 году был удостоен звания лауреата Царскосельской художественной премии «За уникальное собрание романсов на стихи русских поэтов XIX - XX веков».
Ссылка дарования
Исаак Иосифович Шварц родился 13 мая 1923 года в украинском городе Ромны Черниговской области. Когда Исааку было 7 лет, семья Шварца переехала в Ленинград, где он начал заниматься в Доме художественного воспитания детей по классу рояля.
Исаак Шварц рано проявил свои способности. Уже в 1935 году 12-летний Исаак принял участие в концерте молодых дарований в большом зале Ленинградской филармонии. В сопровождении оркестра филармонии он блестяще исполнил 1-ю часть Первого концерта Шопена. Тогда юного пианиста заметил выдающийся музыкант и педагог Леонид Николаев. Вскоре Шварц начал брать у него уроки, не оставляя занятий в Доме художественного воспитания.
Однако уже через год обучение пришлось прервать. В 1936 году был арестован отец будущего композитора – филолог Иосиф Евсеевич Шварц, и летом 1937 года мать Исаака Рахиль Соломоновна с детьми была выслана из Ленинграда в Киргизию, в город Фрунзе. Судьба отца сложилась трагично: в 1938-м он был осужден по статье 58 УК РСФСР («измена Родине») и расстрелян в лагере.
По приезде во Фрунзе мать Исаака устроилась работать на швейную фабрику, а 14-летний Исаак стал давать уроки фортепиано детям фрунзенских чиновников. В последующие годы он работал концертмейстером в Киргизском государственном театре. Когда пришла война, Исаак Шварц стал руководителем хора и оркестра Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа. Там же, во Фрунзе, 20-летний Исаак женится, вскоре у него рождается дочь Галина.
Ссылка во Фрунзе свела Шварца со многими образованнейшими людьми, оказавшимися в эвакуации. Одно из таких знакомств стало ключевым в судьбе Шварца. Он познакомился с сестрой знаменитого композитора Шостаковича, Марией Дмитриевной, – пианисткой, сосланной по аналогичному поводу. После Победы и окончания ссылки, в 1945 году, именно по просьбе Шостаковича молодого композитора Шварца приняли в Ленинградскую консерваторию.
Первый успех и кинематографический дебют
В Ленинградской консерватории Исаак Шварц поступил в класс Б. А. Арапова, а заканчивал у О. А. Евлахова. По окончании консерватории Шварц в 1954 году сочиняет «Симфонию фа минор», принесшую молодому композитору первый успех. И благодаря этому успеху в 1955 году Исаака Шварца принимают в Союз композиторов СССР, что открывает ему перспективу для будущей работы.
В последующие годы он пишет ряд балетов, музыку для спектаклей, среди которых – знаменитые постановки «Идиот» и «Горе от ума» Георгия Товстоногова, прошедшие в Ленинградском академическом Большом драматическом театре имени М. Горького. Впоследствии он становится автором нескольких балетов («Накануне», «Страна чудес»), симфоний, кантат, инструментальной музыки, сочинений для оркестра («Желтые звезды. Памяти Рауля Валленберга»).
Дебют Исаака Шварца в кинематографе состоялся в 1958 году. Тогда 35-летний Шварц стал автором музыки к картине режиссера Анатолия Гранка «Наш корреспондент». Следующая картина, к которой Шварц пишет музыку, – «Неоплаченный долг», которая выходит уже в 1959 году. А в 1961-м музыка композитора звучит уже в четырех новых фильмах: «Балтийское небо», «Братья Комаровы», «Будни и праздники» и «В мире танца».
Всенародная слава приходит к Шварцу благодаря именно кинематографу. Песни на его музыку и стихи Окуджавы из фильма «Женя, Женечка и „Катюша“» в 1967-м распевает вся страна. А в 1970-м выходит фильм «Белое солнце пустыни», которое навсегда вписывает имя Шварца в историю российского кинематографа. Маловероятно, что найдется человек, ни разу не слышавший романс «Ваше благородие, госпожа Удача» из «Белого солнца пустыни» или песню кавалергарда из фильма «Звезда пленительного счастья». Эти работы – результат плодотворного союза Шварца и Булата Окуджавы. Вместе они создали 32 песни, наиболее известные среди которых – романс «Наряд подвенечный» («Нас венчали не в церкви»), а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка». Окуджава очень высоко ценил редкостный дар Шварца «извлекать музыку из самого стихотворения, ту самую, единственную, которая только и существует для каждой строки».
В течение жизни Шварц успешно сотрудничал с крупнейшими советскими и мировыми кинорежиссерами. Он работал вместе с Иваном Пырьевым («Братья Карамазовы»), Юлией Карасик («Дикая собака Динго»), Михаилом Швейцером («Бегство мистера Мак-Кипли»), Владимиром Венгеровым («Балтийское небо», «Рабочий поселок», «Живой труп»), Владимиром Мотылем («Белое солнце пустыни», «Женя, Женечка и „Катюша“», «Звезда пленительного счастья»), Петром Тодоровским («Последняя жертва»), Алексеем Германом («Проверка на дорогах»), Акирой Куросавой («Дерсу Узала»). Всего фильмов, в которых звучит музыка Шварца – более 120, а последний телевизионный фильм с его музыкой – «Дом на набережной» – увидел свет в 2007 году.
Композитор Ольга Петрова (дочь известного композитора Андрея Петрова, перу которого принадлежит музыка к таким фильмам, как «Я шагаю по Москве» и «Берегись автомобиля») считает несправедливым, что Щварц известен в большей степени как автор музыки к фильмам, однако признает, что «роль в кино у Шварца гигантская».
«Он писал не только музыку к кино, но, к сожалению, как и у многих известных кинокомпозиторов, его другая музыка – серьезная симфоническая – уходит на второй план. Это всегда бывает обидно, потому что для любого композитора симфоническое сочинение – это его вершина, – говорит Петрова в интервью корреспонденту РИА «Новости», – Но роль в кино у Шварца гигантская. Я сейчас говорю не о количестве фильмов, а о том, что он создал свой узнаваемый стиль в киномузыке. Его по одной-двум нотам узнают не только профессиональные музыканты, но и неподготовленные люди. Вот начинается только музыка в фильме, и сразу понятно, что это Шварц, – настолько он особенный и узнаваемый со своей такой теплой и душевной интонацией».
«Символ рыцарского служения искусству»
В 1964 году Шварц уехал из Ленинграда и поселился в поселке Сиверский в Ленинградской области, недалеко от Гатчины. Возвращаться в шумный город он не хотел. За это его даже прозвали сиверским отшельником. Там, в поселке Сиверском, он и работал все эти годы, писал музыку, принимал друзей, режиссеров и композиторов. От композиторских сообществ Шварц держался обособленно, славы и публичности не любил. При этом коллеги признавали Шварца и относились к нему с глубоким уважением.
Композитор Алексей Рыбников в беседе с РИА «Новости» назвал Исаака Шварца «символом рыцарского служения искусству». «Я, к сожалению, не был с ним знаком лично, о чем сейчас, конечно, очень сильно сожалею, – говорит Рыбников, – Он обособленно держался и в советские годы, и в последнее время. Он был верен себе, писал музыку, которую считал для себя необходимым писать, и умел воздействовать на людей своим совершенно потрясающим мелодизмом. Его музыку нельзя было спутать ни с чем, он всегда и всеми был узнаваем, у него иногда были очень простые мелодии, но они были ни на что не похожи».
Все, кому случалось общаться с Исааком Шварцем, отмечали, что это был интересный собеседник и человек с чистой душой. В частности, литератор и публицист Борис Горзев назвал Исаака Шварца «истинно интеллигентной личностью».
«Когда-то я попытался определить, что такое интеллигентность, – пишет Горзев. – И определил: это – интеллект, оплодотворенный духовностью. Вот это и есть Исаак Шварц. А Бог еще и дал ему страсть услышать высшие мелодии».
А Ольга Петрова рассказывает, что «он вообще был очень обаятельный и интересный человек – с ним было приятно и легко общаться».
«Они и с отцом очень тепло и уважительно друг к другу относились. Но так сложилось, что они нечасто общались, потому что Исаак Иосифович жил отшельнической жизнью, жил далеко, в поселке Сиверский, и очень редко приезжал в город. Предпочитал, чтобы к нему приезжали туда и друзья, и коллеги, даже режиссеры туда к нему приезжали» – говорит Петрова.
В последние годы Шварц серьезно болел, но, несмотря на болезнь, писал музыку. По словам Елены Камбуровой, в последнее время Шварцу приходилось каждую неделю делать переливание крови, чтобы поддерживать жизнь. «У нас была договоренность, что к нему должна приехать моя съемочная группа, – рассказывает Камбурова. – И он говорил мне: „Поторопитесь, потому что я могу не дожить“».
Смерть Исаака Шварца, по ее словам, наступила в 19.25 в воскресенье, 27 декабря.
http://www.gzt.ru/topnews/culture/280102.html
Ваше благородие, господин удачи
28.12.2009 18:24
Фрагменты последнего интервью неподражаемого Исаака Шварца «МК»
На 87-м году жизни скончался композитор Исаак Шварц. Он умер во сне, в своем загородном доме. Его талант был оценен по заслугам: он получил звание народного артиста России, стал лауреатом Государственной премии, трижды ему присуждали высшую кинематографическую награду – премию «Ника».
А жил композитор букой, не давал интервью, не ходил на светские рауты. Наш спецкор звонила ему целый год, потому что очень хотела увидеть человека, написавшего «Ваше благородие, госпожа удача»”. И, наконец, получила приглашение приехать в поселок Сиверский под Санкт-Петербургом.
Мы сидели на террасе, тихо напевали: «Не везет мне в смерти, повезет в любви...» И маэстро признался, что никогда не думал, что эта песня из «Белого солнца пустыни» станет популярной. Он считал, что «успех или неуспех песни – вещь мистическая».
«Когда я сочинял мелодию на замечательные стихи Булата Окуджавы, я все время думал об актере, который эту песню будет исполнять. Это должна была быть песня одинокого человека, и предназначалась она для Паши Луспекаева. Я прекрасно знал этого прямодушного человека и высоко ценил его талант, – откровенничал Исаак Иосифович. – Я для него уже писал песню к спектаклю «Не склонившие головы», который ставил Товстоногов. Артист часто бывал у меня здесь, в Сиверском. Он ведь и в жизни был очень похож на своего героя».
Фильм «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля стал для Шварца талисманом. Когда выдающийся японский кинорежиссер Акира Куросава для своей картины «Дерсу Узала» искал в России композитора, ему дали прослушать произведения двухсот мастеров. Посмотрев «Белое солнце пустыни», он пригласил для совместной работы Исаака Шварца. И не ошибся. За музыку к фильму «Дерсу Узала» маэстро был удостоен «Оскара».
Продолжилось и его сотрудничество с Окуджавой. Поэт любил повторять: «У Шварца есть какие-то струны в душе, которые совпадают с моими струнами... Когда мы познакомились, он был уже достаточно известным поэтом и композитором, но держался весьма скромно, был очень просто, даже небрежно одет. Но за всем его обликом стояло неуловимое изящество. Не было в нем никакого гонора, одна святая простота. Меня подкупил и его живой, ироничный взгляд». Совместно они написали больше тридцати песен. Среди них романс «Любовь и разлука» из фильма «Нас венчали не в церкви», песни из картины «Соломенная шляпка», романс Книгиной из фильма «Невероятное пари»...
Я спрашивала, согласен ли маэстро со словами еще одной замечательной их песни: «Не обещайте деве юной любови вечной на земле...»? Композитор отвечал с грустью: «Это правда. У нас бывает молодость, бывает столько иллюзий... И действительно, как поется в песне: «И все как будто на века». Когда Булат Окуджава дал мне свои стихи, я очень остро переживал личную драму – уходил от одной женщины к другой. Все мои терзания, мечты, надежды воплотились в музыке к удивительному фильму Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». Сергей Соловьев, с которым мы работали над фильмами «Сто дней после детства», «Станционный смотритель», говорил, что для него я писал хуже, чем для Мотыля. А у меня просто период в жизни был такой. Ведь где кончается слово –
Вторая жена Исаака Иосифовича – Антонина Владимировна, инженер по образованию, вела в доме хозяйство, ездила за покупками, отвечала на звонки и письма, составляла график работы композитора. Жену маэстро называл ласково Тонечкой. Вместе они были почти три десятка лет.
Мы сидели на дубовой скамейке, а по двору перекати-полем носился лохматый эрдельтерьер, подбегал, напрыгивал на нас, оставляя лапами на одежде грязные следы. Никто его не останавливал. Джоник был любимым «ребенком» в семье Шварца, ему многое прощалось. А Исаак Иосифович вспоминал, как в детстве жил с семьей в Средней Азии, во Фрунзе. Сын репрессированного филолога Иосифа Шварца, 14-летним мальчиком он вместе с матерью почти на десять лет отправился в ссылку в Киргизию. Работал в летнем кинотеатре тапером. К каждой картине он придумал свою мелодию и еще не осознавал, что музицирует. А первую свою песню маэстро писал с отвращением. «Я интересовался серьезной классической музыкой, писал квартеты, сонаты, заканчивал Ленинградскую консерваторию симфонией. И тут попросили написать песню к фильму «Наш корреспондент» Я никогда не думал, что написать песню трудно. Парень с девушкой должны были идти по перрону и петь под гармошку: «Ой, железная дорога, все четыре колеса...». Я без всякого удовольствия писал эту песню. Она напоминала мне не лучшую из частушек... Но первую картину, как первую любовь, всегда помнишь».
Главным своим сочинением Исаак Иосифович считал Симфонию фа-минор. У него в творческой копилке были кантаты, инструментальная музыка, сочинения для оркестра, балеты, музыка к 110 кинофильмам и 35 драматическим спектаклям. Но прославился композитор именно благодаря своим культовым песням. Последним фильмом, для которого писал музыку Шварц, оказался «Дом на набережной»(2007 год).
Материал подготовил: Светлана Самоделова
http://www.mk.ru/culture....hi.html
Памяти Исаака Шварца
Не стало легендарного композитора отечественного кино
Валерий Кичин (блог автора)
27 декабря не стало знаменитого композитора Исаака Шварца, автора музыки к более сотни фильмов и нескольким десяткам спектаклей. Среди режиссеров, с которыми работал Шварц, – Товстоногов, Пырьев, Ромм, Швейцер, Герман, Лунгин. Многим он известен как автор песен и музыки в к легендарным «Белому солнцу пустыни» и «Звезде пленительного счастья» Владимира Мотыля. Режиссер решил поделиться своими воспоминаниями о легенде отечественной киномузыки с обозревателем «РГ» Валерием Кичиным.
«Об Исааке Шварце я мог бы говорить весь вечер. Потому что потерял не только большого композитора, соавтора многих моих картин, но и близкого друга. Мы часто и откровенно обменивались впечатлениями о прочитанных книгах, об увиденных спектаклях, что-то друг другу рекомендовали. Огромную роль в его жизни и творчестве сыграла его жена – Антонина, Тоня, с которой я только что говорил по телефону. Это была удивительная пара, очень правильное сочетание двух прекрасных людей. Она никогда не вмешивалась в его творчество, но очень ему способствовала. Она прекрасно чувствовала музыку, и это был союз духовно близкий и трогательный.
Для кино его кончина – невероятная потеря: ушел величайший кинокомпозитор. В прошлом году был его творческий вечер в Зале Чайковского. Меня просили выступить – я отказывался, потому что не люблю публичных выступлений и очень редко на них соглашаюсь. Но какая-то сила меня все-таки вывела к переполненному залу, и, наверное, это было лучшее, самое складное мое выступление – потому что меня вела любовь к этому человеку, этому большому музыканту.
Первая наша встреча была на фильме «Женя, Женечка и "Катюша"». Он очень любил Булата Окуджаву, который принял участие в создании сценария, даже писал песни на его тексты. Так что они были знакомы и раньше, но сблизились именно в процесс работы над этой картиной.
Его интуиция, его способность проникать в замысел режиссера мне всегда казались гениальными. Интуиция эта была настолько богатой и безошибочной, что мне не нужно было много слов. Обычно в работе с композиторами я подробно объяснял свой замысел – какую музыку я слышу для такой-то сцены. Это были очень талантливые композиторы, и я всем им благодарен – с музыкой у меня в фильмах вообще не было проколов. Но с Исааком Шварцем работалось совершенно иначе – это другой подход. Мы, повторяю, были близкими друзьями. И я приезжал к нему в Сиверскую не столько работать, сколько навестить. Ну, как я мог словами объяснить ему те чувства, которые мне были необходимы в фильме и которые можно передать только музыкой! Ведь теперь представить себе «Белое солнце пустыни» или «Звезду пленительного счастья» без музыки Исаака Шварца, без его песенного и симфонического творчества – абсолютно невозможно. Кто-то точно сказал: где кончается слово – начинается музыка.
Встречаясь, мы с ним говорили совсем не о музыке. Говорили о литературе, о политике. И только иногда касались сценария, который он уже прочитал. Я никогда не спрашивал первым: ну, что ты там написал? Он просто в ходе разговора садился за рояль и начинал импровизировать. Я ухватывался за услышанную мелодию: «Что это?! Это как раз то, что мне нужно! Это для нашего фильма?» «Пока не могу сказать…» – туманно говорил он. И начинал играть что-то еще более прекрасное и снова как раз то, что было нужно для моей картины.
Я с осторожностью употребляю это слово: гений. Но здесь оно совершенно уместно: Исаак Шварц был гениален. Он мог вдруг ошеломить музыкой лирической, трогательной - как раз в той сцене фильма, которая, мне казалось, должна звучать напряженно и драматично. И он всегда оказывался прав. Он побеждал мою мечту, потому что драматическая сцена в сочетании с лирикой музыки становилась открытием и для меня самого.
Как-то великий Акира Куросава прилетел в Москву, чтобы послушать его музыку к фильму «Дерсу Узала». Прилетел задолго до обозначенного срока, Исаак Шварц его не ждал – он еще не закончил писать эту музыку. И продолжал ее сочинять, даже когда они вдвоем шли от гостиницы «Мосфильма» к студии, - вдруг останавливался: «Подождите, подождите! Не трогайте сейчас меня!». Ему нужно было не спугнуть зазвучавшую в нем мелодию. Было ощущение, что музыка в нем рождалась всегда, в любой ситуации, он иначе не мог жить.
Болезнь не дала ему возможности принять участие в создании музыки для моего нового фильма «Багровый цвет снегопада». Я снова приезжал к нему в Сиверскую, он уже жестоко страдал от своих недугов. Но все равно проигрывал мне на рояле свои новые мелодии – продолжал работать. Я говорил: вот то, что мне нужно! Потом, во время прогулки, ему приходила в голову новая мелодия. Все было как всегда. Просто он был уже очень болен. И я приезжал к нему не за музыкой – просто навестил друга. И это была наша последняя встреча…
Вообще, сейчас никакие слова не смогут передать то, что я чувствую. Рядом с тобой был гений! Я думаю, его музыка будет жить гораздо дольше, чем мы можем представить. Он был скромным человеком, не любил шумихи и рекламы, но если собрать все им написанное – для фильмов, для исполнения в концертах, собрать песни, собрать симфонические произведения воедино, многим откроется, какой великий композитор жил среди нас.
И спасибо вам за этот звонок. Знаете, когда приходит большое горе, то пока не выскажешь наболевшее близким людям, оно будет непереносимо мучить душу...»
http://www.rg.ru/2009/12/28/motyl-site.html