Елена_Фёдорова | Дата: Пятница, 10.07.2009, 10:24 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5722
Статус: Offline
| В Москве на Ваганьковском кладбище прошли похороны Василия Аксенова 09.07.2009
Это был один из самых ярких представителей своего поколения, и проводить писателя пришли практически все его коллеги-шестидесятники.
Стиляга и диссидент, автор десятков романов и повестей, житель России, Америки и Франции, Аксёнов был выразителем чувств миллионов современников. Читателей своих книг он называл друзьями и единомышленниками. Говорил, что узнаёт их в любой толпе по особому, просветленному выражению лиц. Сегодня эти люди собрались вместе, чтобы простится с любимым писателем.
Репортаж Алексея Зотова (видео)
С Василием Аксёновым простились негромко, даже как-то по-свойски – точно так же, как он сам запросто мог подойти здесь, в Доме литераторов, к любому молодому писателю и сказать: «Слушай, а давай-ка, сообрази что-нибудь для ”Метрополя”». Этот самиздатовский альманах, придуманный Аксёновым в конце 70-х, был бельмом в глазу советской цензуры и быстро исчез. Уезжая в Америку, Аксёнов понимал, что выбора у него нет, такова судьба поколения.
Владимир Войнович, писатель: «Его родители были репрессированы, мой отец тоже был «врагом народа», в кавычках, естественно. Мы вместе начинали, вместе оказались за границей, вместе вернулись».
«Будоражить» – всегда было любимым словом в его лексиконе. Он не желал шептаться на кухнях, ему хотелось именно будоражить умы читателей, донельзя закомплексованные поэтикой соцреализма. Он вытянул в буквальном смысле слова, свой «Звёздный билет», опубликовав в «Юности» роман о молодых людях из поколения «фестиваля молодёжи и студентов», познавших дух свободы и получивших в комсомольской печати кличку «стиляги».
Зоя Богуславская, писатель, драматург: «Сталин, репрессиии, мама, Магадан, тусовки, джаз, сленг – всё это есть Аксёнов и его творения. Всё, что тогда породили его произведения, было знаковыми обозначениями, не надо было даже называть явления».
На сцене, у ног Василия Аксёнова, всего через час после начала прощания и гражданской панихиды почти не остаётся места, свободного от цветов. Ему несли и скромные две гвоздички, и огромные охапки роз. Те, кто когда-то упивались его книгами, как живой водой, благодарны Василию Аксёнову за счастье испытывать шок и восторг, за глоток свежего воздуха в затхлом пространстве и времени.
Галина Волчек, художественный руководитель театра «Современник»: «Очень тесно был связан с «Современиком», особенно в начале нашего пути, да и всю жизнь. И даже когда он уехал, мы были всё равно в какой-то связи».
Об этой необъяснимой связи Аксёнова с друзьями и единомышленниками вспомнили сегодня не один раз. Поэтесса Белла Ахмадулина призналась, что ей было страшно выпустить из своей ладони руку жены Аксенова, Майи, – боялась, что эта связь разорвётся окончательно.
Белла Ахмадулина, поэтесса: «Я не знаю, как сказать... Мы как-то всегда были вместе. И даже когда на семь лет разлучились из-за Васиного вынужденного отъезда. Никогда эта разлука не была убедительной».
Никто не верил, что эта разлука случится. Даже когда Василий Аксёнов долгие месяцы лежал в больнице и врачи не оставляли никакой надежды.
Никто из близких не верит и теперь, когда великая жизнь угасла. Говорят, будто бы он не ушёл, а растворился в каждом из нас, оставив напоследок сотни рассказов, десятки повестей и 23 романа, последнему из которых, всё о том же поколении шестидесятников, ещё только предстоит увидеть свет и услышать сказанное не единожды.
http://www.1tv.ru/news/culture/147280
Ранее:
После продолжительной болезни в Москве скончался знаменитый писатель Василий Аксенов 06.07.2009
Василий Аксёнов скончался в столичном институте имени Бурденко после долгой болезни. Он сам называл себя «российским антисоветским писателем». Аксенов был одним из самых ярких представителей шестидесятников и пережил всё, что выпало на долю этого поколения. Соболезнование родным и близким Василия Аксёнова выразил Президент Медведев.
Репортаж Анны Нельсон (видео)
«И что же мы теперь будем делать?» – спрашивал один персонаж его рассказа у другого. Тот отвечал: «Будем жить грустно». На полках его книги. На видеопленках его интервью, во время которых он часто смеется, когда говорит о настоящем. Но так же часто, как-то горько, по-аксеновски, улыбается, когда вспоминает о прошлом. О детстве, проведенном по месту ссылки матери на Колыме, о юности – учился на врача, потому что считал, что в сталинских лагерях у врачей было больше возможностей спастись, и о профессии всей жизни, которую он так и не связал с клятвой Гиппократа.
Его очень раздражал образ примерного шестидесятника, который сидит на кухне и обсуждает проблемы. В 1960-е ему интереснее было сидеть за письменным столом.
Василий Аксенов: «Мы там не делили, наша группа людей не делила литературную корону, потому что все знали, что вот мы все гении. Самая любимая фраза была такая: «Старик, ты гений». Все друг другу говорили: «Старик, ты гений. Вчера читал твой рассказ, ну, старик, это просто, просто гениально».
А потом была Америка. Он уехал в 1979 году, чтобы там печататься. В Советском Союзе его самиздатовский альманах «Метрополь» разгромила цензура. Не ожидал, что будет заочно лишен гражданства, а вместе с ним и родины на 20 лет.
Василий Аксенов: «Это очень странная история была. Они мне не сообщили вообще. И когда я узнал, что я больше не гражданин Советского Союза, сначала я как-то отмахнулся от этого дела, ну, и черт, мол, с ним, а потом, честно говоря, испытывал большую горечь».
Два пальца, обозначающие победу, писатель с мировым именем поднял вверх лишь в 2004 году. Это была его первая литературная премия в жизни – «Букер».
Владимир Войнович: «Я прошу приветствовать лауреата премии, поскольку он явился, то он объявился, Василия Аксенова».
Василий Аксенов: «Я так вокруг оглядывался, большинство моих друзей уже лауреаты разных премий, а я нахожусь в меньшинстве. Все годы идут, идут, а я все в меньшинстве, никак не могу присоединиться к большинству, и вот я, наконец, присоединился к большинству. А вы знаете, что по-английски означает присоединиться к большинству? Джойн маджорити. Это значит просто уйти в мир иной».
В этом мире он так навсегда остался где-то между Америкой и Россией. А в последние годы между Россией и Францией.
Василий Аксенов: «Меня тут спрашивают, как вас налогом облагать или не облагать? 180 дней вы прожили в этом году в Москве. Я стал считать, получилось 161. Довольно много, правда?»
Видеопленки зафиксировали рефрен почти всех его интервью. «Когда я пишу роман, сюжет развивается сам по себе, и я никогда не знаю, чем он закончится». Закончился остановкой сердца. И жизнь еще одного гиганта оказалась стиснутая рамками двух дат.
В программе Первого канала сегодня произошли изменения. Сразу после фильма «Морской патруль» в эфире документальная лента «Крутой маршрут Василия Аксенова».
http://www.1tv.ru/news/culture/147064
|
|
| |