Белла Ахмадулина (1937-2010)
| |
Наташенька | Дата: Понедельник, 29.11.2010, 21:09 | Сообщение # 1 |
Дизайнер сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 156
Статус: Offline
| Сегодня умерла Белла Ахмадулина... Светлая, светлая память чудной поэтессе! Так плакать хочется... __________________ О боль, ты - мудрость. Суть решений перед тобою так мелка, и осеняет темный гений глаз захворавшего зверька. В твоих губительных пределах был разум мой высок и скуп, но трав целебных поределых вкус мятный уж не сходит с губ. Чтоб облегчить последний выдох, я, с точностью того зверька, принюхавшись, нашла свой выход в печальном стебельке цветка. О, всех простить - вот облегченье! О, всех простить, всем передать и нежную, как облученье, вкусить всем телом благодать. Прощаю вас, пустые скверы! При вас лишь, в бедности моей, я плакала от смутной веры над капюшонами детей. Прощаю вас, чужие руки! Пусть вы протянуты к тому, что лишь моей любви и муки предмет, не нужный никому. Прощаю вас, глаза собачьи! Вы были мне укор и суд. Все мои горестные плачи досель эти глаза несут. Прощаю недруга и друга! Целую наспех все уста! Во мне, как в мертвом теле круга, законченность и пустота. И взрывы щедрые, и легкость, как в белых дребезгах перин, и уж не тягостен мой локоть чувствительной черте перил. Лишь воздух под моею кожей. Жду одного: на склоне дня, охваченный болезнью схожей, пусть кто-нибудь простит меня. __________________ По улице моей который год звучат шаги - мои друзья уходят. Друзей моих медлительный уход той темноте за окнами угоден. Запущены моих друзей дела, нет в их домах ни музыки, ни пенья, и лишь, как прежде, девочки Дега голубенькие оправляют перья. Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх вас, беззащитных, среди этой ночи. К предательству таинственная страсть, друзья мои, туманит ваши очи. О одиночество, как твой характер крут! Посверкивая циркулем железным, как холодно ты замыкаешь круг, не внемля увереньям бесполезным. Так призови меня и награди! Твой баловень, обласканный тобою, утешусь, прислонясь к твоей груди, умоюсь твоей стужей голубою. Дай стать на цыпочки в твоем лесу, на том конце замедленного жеста найти листву, и поднести к лицу, и ощутить сиротство, как блаженство. Даруй мне тишь твоих библиотек, твоих концертов строгие мотивы, и - мудрая - я позабуду тех, кто умерли или доселе живы. И я познаю мудрость и печаль, свой тайный смысл доверят мне предметы. Природа, прислонясь к моим плечам, объявит свои детские секреты. И вот тогда - из слез, из темноты, из бедного невежества былого друзей моих прекрасные черты появятся и растворятся снова.
Ко мне всегда можно на "ты". Но это не значит, что я всегда согласна
|
|
| |
Наташенька | Дата: Понедельник, 29.11.2010, 22:10 | Сообщение # 2 |
Дизайнер сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 156
Статус: Offline
| Белла Ахмадулина: портреты работы В.З.Масса Фотографии разных лет
Ко мне всегда можно на "ты". Но это не значит, что я всегда согласна
|
|
| |
Наташенька | Дата: Понедельник, 29.11.2010, 22:38 | Сообщение # 3 |
Дизайнер сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 156
Статус: Offline
| Из разных источников... Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (10 апреля 1937, Москва — 29 ноября 2010, Переделкино) — советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтесс второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Почётный член Российской академии художеств, Американской академии искусств и литературы. Белла Ахмадулина родилась в Москве. Начала писать стихи ещё в школьные годы. В 1957 г. подверглась критике в «Комсомольской правде». Окончила Литературный институт в 1960 г. В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме «Живёт такой парень». Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 г. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989), и другие. Ахмадулина начинала в группе так называемых «громких», трибунных молодых поэтов 60-х гг., но занимала в ней особое место. Ей никогда не была свойственна открытая публицистичность Е. Евтушенко, масштабный разворот «антимиров» А. Вознесенского, однако по-своему ей близки внутренний динамизм, чувство движения времени, острое ощущение новизны, характерные для поэзии «громких». В ранний период своего творчества она испытывала неистребимую тягу к дороге, к стремительному, дерзкому движению. В последующих сборниках поэтессы оно все заметнее уступает место движению внутреннему, душевной сосредоточенности. Некоторые критики стали даже упрекать ее в камерности, в отрешенности от общих проблем жизни, но, как справедливо заметил латышский поэт Марис Чаклайс, в лирике Ахмадулиной «из тонкого, небольшого импульса, зачастую вызванного обыденным поводом, создается сложный поэтический мир, который заключает в себе точно увиденный микромир, глубоко интимное чувство, внутренне выстраданный широкий мир с его жизненными коллизиями». Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого. На формирование неповторимой интонации поэтессы, ее речевого строя, который условно можно, очевидно, назвать барочным, оказали влияние Пушкин и Лермонтов, Ахматова и Цветаева, Пастернак и П. Антокольский, а также грузинская поэзия. В 1970-е поэтесса посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводит Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов. Для Ахмадулиной характерен поиск гармонического взаимодействия между культурой, повседневным бытом и природой. В ее лирике влияние одного поэта уравновешивается влиянием другого, лирическая дерзость, непокорство и экспрессивность Цветаевой «смиряются» спокойной торжественностью Ахматовой, лирический импрессионизм раннего Пастернака в восприятии природы дополняется гармонической пластикой зрелого Пушкина. В 1979 г. Ахмадулина участвовала в создании литературного альманаха «Метрополь». Ее перу принадлежат воспоминания о поэтах-современниках, а также эссе о А.С. Пушкине и М.Ю. Лермонтове. В 2006 г. Ахмадулина стала героем книги «Автограф века», в которой ей посвящена одна из глав. Белла Ахмадулина — лауреат Государственной премии СССР (1989), премии фонда «Знамя» (1993), премии «Триумф» (1994), премии «Носсиде» (Италия, 1994), Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994), премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998), премии «Брианца» (Италия, 1998), премии имени Булата Окуджавы (2003), Государственной премии России (2004). На ее стихи написаны песни и романсы, которые знают все... __________________ Белла Ахмадулина ПРОЩАНИЕ А напоследок я скажу: прощай, любить не обязуйся. С ума схожу. Иль восхожу к высокой степени безумства. Как ты любил? - ты пригубил погибели. Не в этом дело. Как ты любил? - ты погубил, но погубил так неумело. Жестокость промаха... О, нет тебе прощенья. Живо тело и бродит, видит белый свет, но тело мое опустело. Работу малую висок еще вершит. Но пали руки, и стайкою, наискосок, уходят запахи и звуки. 1960 А напоследок я скажу: прощай, любить не обязуйся...
Ко мне всегда можно на "ты". Но это не значит, что я всегда согласна
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Вторник, 30.11.2010, 00:02 | Сообщение # 4 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5722
Статус: Offline
| А.Вознесенский Б. Ахмадулиной Нас много. Нас может быть четверо. Несемся в машине как черти. Оранжеволоса шоферша. И куртка по локоть - для форса. Ах, Белка, лихач катастрофный, нездешняя ангел на вид, хорош твой фарфоровый профиль, как белая лампа горит! В аду в сковородки долдонят и вышлют к воротам патруль, когда на предельном спидометре ты куришь, отбросивши руль. Люблю, когда выжав педаль, хрустально, как тексты в хорале, ты скажешь: "Какая печаль! права у меня отобрали... Понимаешь, пришили превышение скорости в возбужденном состоянии. А шла я вроде нормально..." Не порть себе, Белочка, печень. Сержант нас, конечно, мудрей, но нет твоей скорости певчей в коробке его скоростей. Обязанности поэта не знать километроминут, брать звуки со скоростью света, как ангелы в небе поют. За эти года световые пускай мы исчезнем, лучась, пусть некому приз получать. Мы выжали скорость впервые. Жми, Белка, божественный кореш! И пусть не собрать нам костей. Да здравствует певчая скорость, убийственнейшая из скоростей! Что нам впереди предначертано? Нас мало. Нас может быть четверо. Мы мчимся - а ты божество! И все-таки нас большинство. 1964
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Пятница, 03.12.2010, 16:23 | Сообщение # 5 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5722
Статус: Offline
| Беллу Ахмадулину похоронили на Новодевичьем кладбище 03.12.2010 15:54 Поэтессу Беллу Ахмадулину, которая скончалась на 74-м году жизни 29 ноября, похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с могилами поэта Михаила Луконина и Виктора Черномырдина. Об этом сообщил РИА Новости пресс-секретарь Союза писателей Москвы Александр Герасимов. После гражданской панихиды, которая прошла утром в столичном Центральном доме литераторов и собрала сотни поклонников творчества выдающейся поэтессы, траурный кортеж направился к Новодевичьему кладбищу. «Пробок траурный кортеж не почувствовал – его сопровождали машины ГИБДД и скорой помощи. На кладбище впереди процессии несли фотопортрет Беллы Ахатовны работы Юрия Роста, сделанный 13 лет назад. Речей уже никто не произносил. Гроб открыли еще раз и с Ахмадулиной тихо простились самые близкие», – рассказал Герасимов. Отдать дань творческому и нравственному таланту Беллы Ахатовны на гражданскую панихиду пришли сотни поклонников, а также коллеги по писательскому цеху и многие известные деятели культуры. Среди них были Александр Кабаков, Александр Ширвиндт, Аркадий Арканов, Евгений Рейн, Марк Розовский, Наталья Солженицына, Владимир Войнович, Татьяна Друбич, Олег Митяев, Сергей Соловьев и многие другие. http://www.fontanka.ru/2010/12/03/100/
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Суббота, 04.12.2010, 06:33 | Сообщение # 6 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5722
Статус: Offline
| Белла Ахмадулина * * * Я знаю, всё будет: архивы, таблицы... Жила-была Белла... потом умерла... И впрямь я жила! Я летела в Тбилиси, где Гия и Шура встречали меня. О, длилось бы вечно, что прежде бывало: с небес упадал солнцепёк проливной, и не было в городе этом подвала, где Гия и Шура не пили со мной. Как свечи, мерцают родимые лица. Я плачу, и влажен мой хлеб от вина. Нас нет, но в крутых закоулках Тифлиса мы встретимся: Гия, и Шура, и я. Счастливица, знаю, что люди другие в другие помянут меня времена. Спасибо! – Да тщетно: как Шура и Гия, никто никогда не полюбит меня. Заклинание Не плачьте обо мне – я проживу счастливой нищей, доброй каторжанкой, озябшею на севере южанкой, чахоточной да злой петербуржанкой на малярийном юге проживу. Не плачьте обо мне – я проживу той хромоножкой, вышедшей на паперть, тем пьяницей, поникнувшим на скатерть, и этим, что малюет Божью Матерь, убогим богомазом проживу. Не плачьте обо мне – я проживу той грамоте наученной девчонкой, которая в грядущести нечёткой мои стихи, моей рыжея чёлкой, как дура будет знать. Я проживу. Не плачьте обо мне – я проживу сестры помилосердней милосердной, в военной бесшабашности предсмертной, да под звездой моею и пресветлой уж как-нибудь, а всё ж я проживу.
|
|
| |
|