Герои Пушкина совершили путешествие во времени из Петербурга в Москву
02.04.2010 21:18
Сегодня – первая постановка на столичной сцене нашумевшего балета «Онегин» петербургского хореографа Бориса Эйфмана. Знаменитый пушкинский роман в стихах не просто переведён на язык пластики и танца. Его действие перенесено в лихие 90-е годы XX века. В результате рафинированный поэт Ленский больше похож на рок-музыканта, а главный герой – на уставшего от жизни современного богатого человека.
Онегин – новый русский в малиновом пиджаке, Ленский – рокер с гитарой, Ольга – красотка с обложки глянцевого журнала, а Татьяна – мечтательная особа, будто выпавшая из своего времени.
Да и время, в общем-то, не Пушкинское. На дворе – 1991 год, в России – путч и «Лебединое озеро» по всем телевизионным каналам. Музыка Чайковского безжалостно скомбинирована с современным роком.
Для петербуржского хореографа Бориса Эйфмана – не впервой спорить с классиками. Он уже по-своему интерпретировал Достоевского, Чехова и Льва Толстого. И теперь настал черед устроить экзамен героям Пушкина.
Борис Эйфман, народный артист, хореограф: «Я не стремился к актуальности, я просто хотел проанализировать, что случилось с русским характером за последние 200 лет. Пушкин создал архетип русской души, ине хотелось посмотреть, что изменилось за 200 лет».
Прежде чем привезти скандальную постановку в Москву, Эйфман опробовал ее за границей. За год гастролей спектакль потерял модное слово в названии и из «Онегина онлайн» превратился в просто «Онегина». Впрочем, по сути – это тот же пушкинский Евгений. И чтобы изобразить его характер, солисту Олегу Габышеву каждый раз приходиться себя ломать.
Олег Габышев, солист балета: «Я всегда старался найти в себе плохие качества, чтобы показать русскую хандру, кризис духовности. Почему он не распознает любовь и когда он понял, что ошибся, было уже поздно».
Бориса Эйфмана всегда называли диссидентом в балете. Его авторский театр, основанный более 30 лет назад в Санкт-Петербурге, завоевал практически всю Европу и Америку. Но перед сегодняшним спектаклем танцовщики почему-то очень волновались.
Сегодня у труппы Бориса Эйфмана – знаменательный день. Первый показ «Онегина» в Москве и день рождения Дмитрия Фишера, исполнителя роли Ленского. Сейчас его убьют, и он даст интервью Первому каналу. Убивают Ленского не на дуэли, а в ресторане. Глупая драка: у Онегина откуда-то нож, и в воздухе обрывается жизнь героя.
О танцовщиках Эйфмана ходят легенды. Будто они парят над сценой, словно лишенные земного притяжения – без плоти и костей.
Дмитрий Фишер, солист балета: «Нет, у нас есть и кости, и мышцы, которые бывают тянутся и ломаются, все это есть, как и у всех людей. Но когда ты выходишь на сцену, то большинство физических движений пропадает и остается только пластика».
На репетициях Эйфман слывет тираном. Требует, чтобы актеры выкладывались полностью: и физически, и душой. Но труппа его обожает. Даже, несмотря на то, что после каждого спектакля просто не может уснуть.
Анастасия Ситникова, солистка балета: «Конечно, это очень часто бывает после спектакля – перевозбуждение и даже опустошение. Все переживаю, перекручиваю».
Мнения зрителей прямо противоположны: от полного восторга до полного неприятия. Но нет таких, кого «Онегин» оставил бы равнодушным. Возможно, поэтому спектакль номинирован на премию «Золотая маска», как лучшая балетная постановка и лучшая хореография, с помощью которой Эйфман описывает человеческие страсти гораздо точнее любых слов.
Корреспондент: Екатерина Качур
Видео: http://www.1tv.ru/newsvideo/164044