У меня нет доступа к открытию новых тем, я не ведаю- почему, поэтому пишу здесь, а сотрете -не сотрете -не могу знать. Опубликовать надо сейчас, пока фестиваль не закрылся, а то и смысла не будет. Увидев на афише фестиваля «Виртуозы гитары» среди прочих чудес еще и концерт «Аранхуэз» Хоакина Родриго, я отправились 6 февраля в зал Чайковского в надежде на лишний билетик. Насколько я помню, впервые за 4 года фестиваль представил программу произведений для гитары с оркестром.
Гитарный фестиваль этого года посвящен памяти Александра Фраучи, патриарха отечественной классической гитары, выдающегося педагога и исполнителя. В концерте принимают участие несколько его учеников- гитаристов, зарубежные исполнители и симфонический оркестр «Русская филармония», дирижер Максим Федотов. В зале аншлаг.
В первом отделении прозвучал концерт- фантазия для гитары с оркестром «Фолия» композитора Роберто Сиерра, написанный в 2002 году и это было первое исполнение его в России. Солист Артем Дервоед. В свои 27 лет он виртуозный мастер, которого называют «Царем гитары», лауреат 20 международных конкурсов. Соло его гитары в выразительной музыкальной волне концерта с множеством южных ярких красок звучало порой как целый оркестр, поражая филигранной техникой. Дальше мы услышали финал экзотического «Антильского концерта» для гитары с оркестром Эрнесто Кордеро (я мечтала его услышать не меньше, чем «Аранхуэз») , где солировал ученик профессора А.Фраучи Юрий Нугманов, которого считают лучшим гитаристом России. Умелая оркестровка не помешала кастаньетам и духовым затмить нежное, благородное звучание гитары. Испанцы Сюзанна Приеро и Алексис Музуракис солировали в концерте для двух гитар с оркестром Марио Костельнуво- Тедеско. Они очень молоды, по-испански экспрессивны и динамичны, слаженная техника настолько точна, что дуэт их двух гитар звучит, как один инструмент.
Второе отделение началось знаменитым и долгожданным «Аранхуэзом» Хоакина Родриго, написанным в 1939году. Солист- немецкий гитарист Андреас фон Вангенхайм. Концерт этот состоит из трех частей- Allegro con spirito, Adagio, Allegro gentile. Первая часть- мелодия духа - чистая и безмятежная. Последняя часть – мелодия успокоения - мягкая, светлая, и утешительная, и бесконечная - последний гитарный аккорд не ставит точку, а уходит в надежду на продолжение, уходит в многоточие. И средняя часть - мелодия жизни - песнь любви, испытаний, страстей, трагедий, желаний, потерь и обретений. «Аранхуэзский концерт» я поняла, как музыкальный символ триединства рождения, жизни и смерти. А то, что мы слышим на концертах Олега Погудина с потрясающим соло Михаила Радюкевича- эта страстная трагическая мелодия- вторая часть «Аранхуэза», с небольшим сокращением. Прошу прощения у господина барона фон Вангенхайма с его чутким чувством стиля, непринужденностью и блистательной виртуозностью при исполнении «Аранхуэзского концерта», но гитара Михаила мне ближе - хотя, я пристрастна, наверное. Далее состоялась мировая премьера «Битлз-сюиты» - фантазии для гитары с оркестром Джона Леннона и Пола Маккартни. Солист Дмитрий Илларионов, тоже ученик профессора А.Фраучи. Зазвучало бравурное танго, и в его движение по одной нотке, как по капле воды, просачивается другая навсегда знакомая мелодия, отвоевывая у танго все больше пространства звука, нотки-капли сбегаются в струйки - и новая мелодия заливает танго, став единственной полноправной рекой- Yesterday. Потом ударный громогласный рок - кубарем с горы по кочкам и ухабам, с хулиганством, вприскочку –Back in USSA. Как это все сыграть? – но сыграли! Рев зрительного зала зашкаливал. Во все стороны полетели бумажные самолетики. Так незаметно мы добрались до последнего номера программы – концерта для гитары и бандонеона с оркестром неугомонного короля танго Астора Пьяццоллы, написанного в 1980 году. Солисты: Артем Дервоед – гитара и Айдар Гайдуллин – бандонеон (аккордеон). Эта потрясающая по красоте и накалу необычности музыка, разлившись тягуче-ароматным танго, протиснулась через скоморошески - озорной переулок и замерла воем и шуршанием ветра в трубах, заполировав все это завершающим рваным надрывом ритма. Излучая живую радость от самого процесса исполнения, молодые солисты продемонстрировали высочайшую виртуозность и полное гармоничное взаимопонимание.
Яркая и бурная овация слушателей. На бис - только солисты, без оркестра. Сквозь небрежное дребезжание гитары в диалоге со скрипом мехов аккордеона прорастала ритмическая страсть мелодии танго Пьяццоллы - «То, что будет».
Подобного ошеломления от музыки я давно - давно не испытывала. До кровавых слез пожалела, что ничего не записывала на диктофон и все останется в моей памяти и в этих строках – но пусть так!
Фестиваль продлится 11,12,13 и 15 февраля. Пойдите –не пожалеете.