ВНИМАНИЕ! Домен elegos.ru закрыт. Наш сайт перенаправлен на адрес
https://oleg-pogudin.elegos.su (изменение в адресе .RU на .SU). Потребуется заново авторизоваться. При проблемах пишите на e-mail администрации infolab@list.ru
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
75 лет Владимиру Рецептеру
Елена_ФёдороваДата: Четверг, 11.02.2010, 22:53 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 5722
Статус: Offline
14 февраля 2010 года
актер, режиссер, писатель и литературовед Владимир Эммануилович Рецептер
отмечает 75-летие.

***
Не люди правят временами,
а времена владеют нами;
нам остается лишь одно:
вертеть колесики, как белкам,
и, привыкая к переделкам,
идти со временем на дно...

Потом
над нашими словами
лета покатятся волнами,
неуправляемы никем;
а нам казалось – наглецами,
творцами видимых систем...

Что делать?..
Запастись покоем.
А если мы чего-то стоим,
то, поминая времена,
которые владели нами,
спасительными письменами
напишут наши имена...
(«А. Кушнеру». Владимир Рецептер, 2001)

Имя заслуженного артиста РФ, члена Союза писателей, лауреата Государственной премии Владимира Рецептера, к сожалению, звучит намного реже, чем он того заслуживает. Но зато его вспоминают в самых разных контекстах:

«Иногда я пишу стихи, иногда прозу, иногда режиссирую, иногда играю, иногда занимаюсь наукой – текстологией и литературоведением, поскольку я закончил филологический факультет университета и актерский факультет Театрального института, – рассказывает о себе юбиляр. – Когда я занимаюсь одной профессией, я совершенно абстрагируюсь от остальных. Я не могу заниматься ничем другим, когда я пишу роман. Роман «Узлов, или обращение к Казанове» я написал тогда, когда ушел из театра. Предчувствуя неясное будущее, я стал писать роман. Несомненно, что моя актерская профессия участвовала в этом. Может быть, подсознательно…
Когда я пишу, я должен вообразить, что это такое: будущее или прошлое моего героя, который еще не появился. Герой – тоже отчасти артист. И в этот момент я уже не могу писать стихи, играть не могу. Или, когда я выхожу на сцену, имеет ли значение то, что я пишу – стихи ли, прозу ли? Где-то в подсознании это играет роль, но в тот момент я концентрируюсь на поставленной передо мной профессиональной задаче. Но это не ремесло. Ремесло – это свод определенных правил, тогда ты следуешь образцам, идешь за кем-то, как Сальери. Творец вечно что-то пробует в этом неясном коридоре, светлом или темном, то светлом, то темном. Искусство действительно таинственно, независимо от профессии и от умения, от навыков и ремесла. А если зависимо, то только на определенный процент. Осознать проблему – значит исключить художественный к ней подход. Осознанная проблема – уже поставлена как проблема, и разрешать ее надо как поставленную. Я думаю, что вещь художественную ведет подсознательная проблема, а не осознанная…»

Пробовать себя в актерском ремесле Владимир Рецептер начал в Ташкентском Государственном драматическом театре, где он служил с 1960 по 1962 год. На этой сцене, наряду с другими ролями, он сыграл Раскольникова (1960) и Гамлета (1961). В 1962 году Товстоногов пригласил Рецептера в труппу БДТ. Именно роли в БДТ стали звездными для Владимира Эммануиловича, одной из самых ярких стала роль Петра в горьковских «Мещанах» (смотрите этот спектакль в нашем эфире 19 февраля в 15:20). Одновременно с работой в БДТ Владимир Рецептер создал ряд заметных ролей в телеспектаклях и снялся более чем в десяти фильмах.

Литературоведческие интересы Рецептера сосредоточены на творчестве Пушкина. Результатом его многолетних занятий пушкинской «Русалкой» стала работа «Возвращение пушкинской Русалки» (в соавторстве с художником Михаилом Шемякиным):
«Эта книга включает в себя две моих работы. Одна – абсолютно строгая, научная, которая называется «О композиции "Русалки"», которую печатал еще в журнале «Русская литература» прошлый сопредседатель пушкинской комиссии академик Михаил Алексеев. А новая работа возникла после того, как были сделаны иллюстрации Шемякина. Это свободная повесть о драматической судьбе пушкинской рукописи, которую сто пятьдесят лет читают невнятно и неверно. Таким образом, главная героиня моей книги – пушкинская рукопись, вернее, двадцать четыре ее страницы, каждую из которых снабдил рисунком Михаил Шемякин, срежиссировав, таким образом, текст книги. То есть у читателя появляется возможность прочесть то, что Пушкин написал собственной рукой. Всего однажды, в 1901 году, издатель Дбиангур издал эту рукопись. С тех пор это тоже раритет, а теперь именно пушкинская «Русалка» будет доступна десяти тысячам читателей, а если прибавить библиотеки, то и гораздо более широкой аудитории. Пушкин на последнем этапе работы над рукописью поменял три сцены. Рукой поэта помечены номера страниц рукописи: 1,2,3, а печатаются эти сцены в том порядке, в котором лежат в пушкинской тетрадке: 2,3,1. Впервые мы поменяли сцены местами так, как этого хотел Пушкин, так, как потребовала его рука. Это никогда не учитывалось внятно литературоведами и издателями, и, таким образом, «Русалка» считалась неоконченной. Дальше это композиционное перестроение в моей работе осмысливается. Затем на двух языках идет сама «Русалка» с иллюстрациями Шемякина, их 12. А эскизов – 29. Надо сказать, что Шемякин рисовал на мягких листах, и пушкинская рукопись – мягкая тетрадка. Поэтому и обложка у книги мягкая».

Соединяя в себе актера, режиссера и литературоведа, Владимир Рецептер считает своей задачей создание в России театра, занимающегося теоретической и практической разработкой сценического языка, необходимого для театрального воплощения драматургии Пушкина и еще не найденного национальным театром. С этой целью в 1978 им была создана литературно-драматическая Пушкинская студия при Ленконцерте (просуществовала до 1984).

В 1987 Рецептер оставил БДТ, в 1992 создал и возглавил Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге. В феврале 1994-го в Пскове по инициативе и под руководством Рецептера состоялся I Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль, ныне ежегодный.

Владимир Эммануилович Рецептер опубликовал свои стихи и воспоминания в книгах «Вид с моста», «Возвращение пушкинской "Русалки"», «Прощай, БДТ!».

http://www.tvkultura.ru/news.html?id=30314

Телеканал «Культура» в этот день показывает программу «Ты видишь, перемены судьба мне не дала», посвященную Рецептеру (начало в 15:50).

15 февраля в нашем эфире – телеспектакль «Смерть Вазир-Мухтара» по роману Юрия Тынянова (начало в 14:00).
Режиссер и исполнитель главной роли – Владимир Рецептер.

Владимир Рецептер. «Ты видишь, перемены судьба мне не дала»


Владимир Рецептер. Кадр из программы «Ты видишь, перемены судьба мне не дала»

Владимир Рецептер – актер, режиссер, автор поэтических сборников, художественной прозы, нескольких пьес. Литературоведческие интересы Владимира Эммануиловича сосредоточены на творчестве А.С. Пушкина – он является создателем и художественным руководителем Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге.

В программе участвуют: Олег Басилашвили, Яков Гордин, молодые актеры театра-студии «Пушкинская школа».


Владимир Рецептер в спектакле БДТ «Мещане»

Использованы сцены из спектакля БДТ им. Г. Товстоногова «Мещане» и спектаклей театра-студии «Пушкинская школа», а также фрагменты фильмов «Смерть Вазир-Мухтара», «Лебедев против Лебедева».

В эфире:
14 февраля 2010 года.

http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=89533

Прикрепления: 4535101.jpg (21.5 Kb) · 9678900.jpg (105.3 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Елена_Фёдорова | Стелла | Тамара_Капунина
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | Нина_Данова | НинаПодгорнова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | Evgeniakana | Наталья_Гончарова | Мариша | Маятская_Светлана | Romma | Василий_Рузаков | Елена_З | Мария_Егоровa | Владимир_ | Анастасия_П
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2024Используются технологии uCoz