10 февраля исполняется 173 года со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина.
К этому дню телеканал «Культура» приурочил показ фильмов и передач, посвященных творчеству поэта.
С 8 по 12 февраля в 15:35
произведения Пушкина звучат в исполнении
Эдуарда Марцевича (в программе «Пушкин и другие...»)
Бориса Плотникова (в программе «Альбом есть памятник души»),
Евгения Миронова (в программе «Репетиция Пушкина»),
Михаила Козакова (в программе «Пушкин. Лирика. Избранное»)
и Игоря Кваши (в программе «Стихи разных лет»).
Пушкин и другие...
Чтецкая программа (Россия, 1998).
Режиссер Константин Антропов.
Эдуард Марцевич читает стихи Александра Сергеевича Пушкина, которые поэт посвящал своим друзьям и женщинам, которых он боготворил. Звучат стихи: «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа», «Признание», «Цветок», «Элегия», «Когда в объятия мои...», «Желание славы», «Если жизнь тебя обманет», «Что в имени тебе моем».
В эфире:
9 ноября 2009 года,
8 февраля 2010 года.
Альбом есть памятник души
Моноспектакль (Россия, 2002).
Режиссер Александр Строев.
Операторы Юрий Журавлев, Александр Петровский.
Звукорежиссер Галина Збарская.
Актер Борис Плотников проделал огромную работу, просмотрев альбомы, хранящиеся в Музее А.С. Пушкина на Пречистенке. Он отобрал самые яркие посвящения, эпиграммы, лирические послания. В исполнении Бориса Плотникова также звучат романсы Яковлева, Алябьева, Есаулова на стихи Пушкина.
В программе принимают участие: Владимир Маркушевич (семиструнная гитара), Валерий Минаев (балалайка).
В эфире:
2 февраля 2007 года,
30 октября 2009 года,
9 февраля 2010 года.
Репетиция Пушкина
Фильм-спектакль. Запись 2001 года.
Режиссер Юрий Борисов.
Участвуют: Евгений Миронов и Театр Классического балета под управлением Н.Касаткиной и В.Василёва, Оксана Миронова, О.Широких, В.Стуров.
Включены фрагменты из балета Андрея Петрова «Пушкин».
Евгений Миронов читает стихи А.С. Пушкина: «Я Вас любил», «Не дай мне Бог сойти с ума», «Мне не спится», «Пора, мой друг, пора», «Я скоро весь умру» и другие.
В эфире:
26 октября 2009 года,
10 февраля 2010 года.
А.С.Пушкин. Лирика. Избранное
Чтецкая программа (Россия, 1998).
Режиссер Людмила Хмельницкая.
Произведения Александра Сергеевича Пушкина читает Михаил Козаков.
В программу вошли: отрывок из поэмы «Осень», «Пророк», «Признание», «Желание славы», «Зимний вечер», «Христос воскрес», «Каков я прежде был», «На холмах Грузии», «Пора, мой друг, пора» и др.
В эфире:
11 февраля 2010 года.
А.С.Пушкин. Стихи разных лет
Чтецкая программа (Россия, 1999).
Игорь Кваша читает стихи А.С. Пушкина: «Осень» (отрывок), «Признание», «Не дай мне бог сойти с ума...», «Воспоминание», «Надежды сладостной...», «Зимний вечер», «Простишь ли мне ревнивые мечты...», «Пора, мой друг, пора...», «Из Пиндемонти» и др.
В программе использованы музыка Георгия Свиридова, скульптурные композиции Олега Комова из его цикла «Пушкиниана».
В эфире:
12 февраля 2010 года.
10 февраля в 10:50 в эфире художественный фильм «Метель», а в 18:25 – музыкальная иллюстрация Георгия Свиридова к этой повести Пушкина. Музыка звучит в исполнении Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского под управлением Владимира Федосеева.
Подчеркивая значимость фигуры поэта для русской культуры, Сергей Булгаков писал о смерти Пушкина: «Русский народ, вместе со всем культурным миром, ныне поминает великого поэта. Но никакое мировое почитание не может выявить того, чем Пушкин является для нас, русских. В нем самооткровение русского народа и русского гения. Он есть в нас мы сами, себе открывающиеся. В нем говорит нам русская душа, русская природа, русская история, русское творчество, сама наша русская стихия. Он есть наша любовь и наша радость. Он проникает в душу, срастаясь с ней, как молитва ребенка, как ласка матери; как золотое детство, пламенная юность, мудрость зрелости. Мы дышим Пушкиным, мы носим его в себе, он живет в нас больше, чем сами мы это знаем, подобно тому как живет в нас наша родина. Пушкин и есть для нас в каком то смысле родина, с ее неисследимой глубиной и неразгаданной тайной, и не только поэзия Пушкина, но и сам поэт. <…>
Столетие смерти Пушкина... Тогда, сто лет назад, эта смерть ударила по сердцам как народное горе, непоправимая беда, страшная утрата. Она переживалась как ужасная катастрофа, слепой рок, злая бессмыслица, отнявшая у русского народа его высшее достояние. Это чувство живо и теперь. И ныне, через сто лет, смерть Пушкина остается в русской душе незаживающей раной. Как и тогда, мы стоим перед ней в растерянной безответственности и мучительном недоумении. И мы снова должны до дна испить эту чашу горькой полыни, сызнова пережить эту смерть во всей ее страшной, вопиющей бессмыслице: как будто свалившийся с крыши камень поразил насмерть нашего величайшего поэта, и отнял его от нас в цвете творческих сил, на вершине мудрости».
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=28818
Поэт Константин Кедров о дуэли Пушкина:
житейская необходимость или сверхпоэтическая потребность?
Звучит парадоксально, но это правда, именно дуэль и смерть Пушкина сделал его по-настоящему популярным поэтом, дуэль и смерть принесла ему всероссийскую славу. Я не очень-то уверен, что сегодня все читали всего Пушкина. А вот про дуэль, про Дантеса, про Пушкина на снегу знают все.
Вообще дуэль в русской литературе – явление довольно поразительное. Пушкинская дуэль дала толчок Толстому в романе «Война и мир» – дуэль Пьера Безухова и Курагина, у Тургенева в «Отцах и детях» – дуэль Базарова и Кирсанова, потом «Дуэль» Чехова. Как для древних греков «Одиссея» и «Илиада», так для нас – дуэль и смерть Пушкина. Это тот случай, когда поэт своей жизнью и смертью написал еще одно гениальное произведение.
Никакой необходимости в этой дуэли не было. Виноват ли Николай 1? Безусловно, между царем и Пушкиным дуэль, конечно, была. Это была постоянная дуэль: это было и соперничество за Россию, это была и дуэль за власть над умами – все-таки властвовал Пушкин, а не Николай; это была дуэль за Натали, поскольку Натали была первой красавицей и Николаю хотелось, чтобы она была в него влюблена.
Житейской необходимости в дуэли не было, но была какая-то сверхпоэтическая потребность воплотить то, что было в романе «Евгений Онегин», а там – …поэт/ Роняет молча пистолет.
Эта дуэль тоже происходит зимой, на снегу, там тоже есть речка…
Есть внутри каждого поэта какое-то пророческое предвидение своей судьбы. Написав свою судьбу в образе Ленского (это первый заметил Лермонтов:
... И он убит - и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.),
Пушкин напророчил, написал сценарий своей жизни, своей смерти и своего бессмертия.
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=29098&cid=1650