Земные слабости
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Среда, 03.02.2010, 06:34 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5722
Статус: Offline
| Директор Эрмитажа возмутился церковной атакой на музеи 02.02.10 (12:55) Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский выступил против передачи музейного имущества и церкви. Его статья была опубликована 2 февраля в газете «Время новостей». В ней Пиотровский написал, что музейное сообщество обеспокоено перспективой принятия нового закона, облегчающего процедуру передачи музейных экспонатов церкви. По его словам, идея передачи церкви объектов, находящихся в госсобственности, могла прийти в голову людям, которые «воспринимают материальную культуру как недвижимость, а духовную – как имущество» и считают музеи «складом, полезным для удовлетворения разных своих амбиций и интересов». Между тем директор Эрмитажа подчеркнул, что «религия и культура не противостоят друг другу», а «делают одно общее и важное дело – хранят и развивают духовное наследие народа и человечества». Пиотровский отметил, что «музеям и церкви нечего делить» и договариваться надо «напрямую, без посредников». «Посредники нередко хотят замолить собственные грехи за чужой счет или использовать духовную энергию религии и культуры в целях весьма приземленных», – добавил он. Глава Эрмитажа заявил, что в музеях экспонаты находятся в безопасности. Тем временем многие частные коллекции, по его словам, нередко «происходят» из церквей и часто вывозятся за границу. При этом власть пытается компенсировать свою вину перед церковью, не выкупая иконы с аукционов, а забирая их из музеев своей страны. Пиотровский сравнил «церковную атаку на музеи» с послереволюционными и постперестроечными событиями. «Разорять музеи, святилища и храмы культуры так же вопиюще несправедливо, как и разорять церкви. Мы знаем на своем национальном опыте, как вредны лозунг «грабь награбленное» и всякие переделы», – говорится в статье Пиотровского. «Высочайшая, циничная несправедливость – искупать грехи государства за счет музеев и культуры. Справедливость только одна – сохранение культурного наследия. Разорить музей, общественное достояние – путь назад», – заявил директор Эрмитажа. Ранее сообщалось о готовящемся проекте закона по передаче РПЦ имущества религиозного назначения, отобранного советской властью. Таким образом, РПЦ получит не только федеральную, но и региональную собственность: храмовые комплексы, музейные коллекции, архивные документы. Церковь не сможет претендовать только на особо ценные объекты – памятники и ансамбли, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Эксперты по недвижимости убеждены, что если законопроект будет принят, то РПЦ может превратиться в крупнейшего негосударственного собственника. Напомним также, что 5 января на встрече с патриархом Кириллом премьер-министр России Владимир Путин выступил с заявлением о том, что процесс реституции церковной собственности нужно ускорить, а также придать ему правовые рамки. Законопроект о передаче госимущества религиозным организациям готовился Министерством экономического развития с 2007 года. Несмотря на отсутствие такого закона, возвращение церковной собственности их бывшим хозяевам уже происходило. Так, за последние 15 лет РПЦ получила в собственность более сотни храмов на основании только распоряжений правительства. http://www.kasparov.ru/material.php?id=4B67DCEB40E34
|
|
| |
Лидия_К | Дата: Пятница, 05.02.2010, 15:04 | Сообщение # 2 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 90
Статус: Offline
| Священник Владимир Вигилянский: "Хотите быть хранителями краденого?" Глава патриаршей пресс-службы о статье директора Эрмитажа Михаила Пиотровского … Глава пресс-службы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Владимир Вигилянский выступил с критикой статьи директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, в которой тот протестовал против передачи Церкви святынь, хранящихся в музеях. «Высказывание Пиотровского и его "дельные" предложения (оставлять подлинники в музеях, а для церкви делать копии. - РЛ) могу сравнить с таким житейским случаем. Допустим, вашего деда грабители убили, сожгли его дом и украли фамильные портреты. Эти портреты никакой продажной ценности не имеют ни для кого, кроме вас: это пращуры ваши и ваших близких. Проходят годы. И вот вы случайно встречаете эти портреты и узнаете их. Допустим, вы их видите в музее или в семье коллекционера. Каким-то образом через перекупщиков краденого эти портреты оказались здесь. А как иначе? Либо воры их возвращают за ненадобностью, либо, пройдя через криминальные руки, такие предметы могут оказаться у чужих людей. И хранители этих дорогих вам картин, перетерпев ваше волнение, ваши слезы, когда вы читаете фамилии своих пращуров, говорят вам: "Что ж, мы не возражаем, делайте копии, вешайте у себя в доме". Насколько это нравственно?» - задается отец Владимир в своей заметке, опубликованной GZT.ru. «Вот ровно настолько же нравственно предложение Пиотровского делать копии для Церкви. Хотите быть хранителями краденого? Будьте. Пиотровский сам себя назвал», - добавил священник. «Спросите у истинных наследников: "Как вы хотите, чтобы поступили с вашим имуществом?", а не диктуйте им свою волю, - продолжил он. - Наследником церковных ценностей является Церковь. Церковь была ограблена самым варварским, бандитским образом. То, что осталось в музеях, - это крохи того, что составляло народное церковное достояние. Это даже не тысячная часть. Мы до сих пор не имеем никакой информации о сотнях чудотворных икон. Их эшелонами вывозили, сосуды священные переплавляли. Государство ограбило Церковь, так пусть вернет хоть частичку того, что может. Ведь даже мощи святых не все вернули и даже не знают, что у них еще есть». «Несколько лет назад сотрудники музеев Кремля поделились с Патриархатом радостью, что в запасниках Грановитой палаты обнаружены мощи. Президент уже объявил, что он торжественно их передаст Церкви. Гагарина (гендиректор музеев Московского Кремля. - РЛ) говорит: вот, берите кости, а ковчег отдать не можем. Ковчег-то копеечный с точки зрения музейной ценности, но отдавать не хочется. Патриарх Алексий II тогда сказал: "Без ковчега мы не возьмем". Не надо возвращать мощи, если над ними, чтобы возвращать, нужно снова надругаться. Пусть остаются в музее. Начал разгораться скандал. Ведь Путин уже собрался возвращать мощи. Пришлось музею уступить», - напомнил отец Владимир. «Многие музейные работники рассказывают, что до сих пор в провинциальных и даже столичных музеях иконы, священные предметы свалены в кучу, многие не инвентаризованы, не описаны, пропадают, их воруют без счета. И эти люди объясняют нам, как мы должны хранить святыни?» - заключил риторическим вопросом священник Владимир Вигилянский.[b] http://www.rusk.ru/news_rl....adenogo
|
|
| |
Наташенька | Дата: Пятница, 05.02.2010, 19:48 | Сообщение # 3 |
Дизайнер сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 156
Статус: Offline
| Я вообще не понимаю претензии музейных работников. То, что было создано специально для церковного употребления, церковными людьми, на собранные верующими, нередко, по копеечке, средства, освящено молитвой, то что ценится верующими не за "искусствоведческие качества", а по духовным причинам - естественно, должно быть только в Церкви! Если что-то из этого вдруг осознали как культурную ценность - пожалуйста, вход в храм свободно открыт всем желающим. И бесплатно, в отличие от музеев. Если хочется просто посмотреть на икону, как шедевр искусства, даже без всякой молитвы - нет проблем. Никто сейчас при входе не спрашивает свидетельство о крещении, не требует прочитать наизусть Символ веры. Можно даже не креститься, если кто думает, что рука отсохнет. Зашел - и смотри хоть целый день до закрытия. А часто используемые музейщиками соображения, что якобы в храмах "не те условия для сохранения" - полный бред! Важны не сами условия, а бережное (и даже благоговейное) отношение людей - тогда они сами придумают, как сохранить. Не было еще случая, чтобы иконы в храме испортились, разве что когда их крали или портили вандалы. А вот в запасниках музеев, действительно, годами гниют произведения, для которых не хватило места в залах - но отдать другим их категорически не согласны! И их даже не увидеть, в том числе и специалистам, которым это нужно для работы. И если вспомнить еще, что интерес к русской иконописи у искусствоведов появился только в первой половине прошлого века, когда отреставрировали некоторые старые потемневшие иконы и вдруг обнаружили, что они замечательны и по цвету, и по пластике, и по выразительности образов. Тогда и начался бум, и иконы стали рассматривать не как "опиум для народа", а как особый жанр живописного искусства. Сначала приравнивали к лубку, примитивизму, потом разобрались, вспомнили про исследования прежних церковных авторов. И иконы стали модны, стали цениться, скупаться по дешевке, продаваться в коллекции. Потом попали в музеи. До этого музеи их вообще не признавали, брали только картины на религиозные сюжеты, в стиле западноевропейского католического классицизма. Т.е. как раз НЕ иконы. Люди не понимают, что то, что сделано для Церкви, только в Церкви и может жить полной жизнью. Икона в музее смотрится, как помещенная в тюрьму. Как мне один батюшка отвечал на вопрос: можно ли ходить смотреть на иконы в музеях? - он говорил: надо их посещать, как заключенных...
Ко мне всегда можно на "ты". Но это не значит, что я всегда согласна
|
|
| |
|