Олег Басилашвили: выше «Шкоды» я не прыгну
26.09 2009, 22:32 «Вести.Ru» Нашему замечательному современнику Олегу Басилашвили – 75.
Народного артиста СССР поздравили президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин. Актер отмечает юбилей за работой: на сцене Малого театра в родной для Басилашвили Москве продолжаются гастроли Большого драматического театра из ставшего теперь родным для него Петербурга. Ну, а готовился Олег Валерьянович к новому сезону на даче на берегу Финского залива, в Репино.
Видео: http://www.vesti.ru/videos?vid=244729
«Здесь ведь морена. Вот что это такое, вот это был берег моря древнего, понимаете? И тут вот если копнуть вот на столько, сплошной песок и камни. То есть что-либо прорыть – ужас. Потому что, например, дренаж я делал – это какой-то кошмар, камень просто булыжник сплошной», – рассказывает Олег Валерьянович и ведёт съемочную группу «Вестей в субботу» дальше: показывать, где он собирает листву на перегной. И что благодаря этому перегною получается.
– Клубника, помидоры, да, что это, черная и красная смородина. Смотрите. Вот, пожалуйста.
– А сорт какой?
– Держите.
– Спасибо.
– Неизвестно.
Ну, а кто он сам – наполовину грузин родом из Москвы, вот уже более полувека как перебравшийся в Питер?
– Батон в Москве. Батон. Здесь булка.
– Не путаетесь?
– По-моему, нет.
– А «мобильный» или «трубка»?
– Вот это я не знаю. Я вообще с техникой не очень.
Как выяснилось несколькими минутами позже, про своё незнание техники Басилашвили преувеличивал:
– А это мой автомобиль. Добился в жизни много я.
– Это скромненько.
– Как скромненько? «Шкода»! Вы что? Выше я не прыгну.
В кинофильме «Служебный роман», как мы помним, было чуть по-другому:
– Sit down please!
– Это что, твоя машина?
– Садись, мальчишка!
А вот в реальной жизни у Басилашвили был тогда совсем другой автомобиль — пусть и с «третьим» движком, но «шестерка» «Жигулей».
– А вы разбираетесь?
– Нет, нет.
– А в советские годы мотор открывали?
– Открывал.
– То есть трамблёр, опять трамблёр.
– У трамблёра рвались эти самые резиновые трубки этих самых, каких-то воздуховодов. Это черт те что. Ну, в общем, это было ужасно.
Басилашвили, действительно, знает всякую жизнь. Москвич с Покровки, который прошёл эвакуацию. Долгий и даже мучительный путь к успеху на сцене и в кино, но – цензурные ножницы, которыми кромсали роли, особенно в двусмысленных фильмах Рязанова.
Кумир миллионов, в 90-е он попробовал себя и в политике. Но главным всегда оставался театр. И в свои 75 он играет, играет, играет. Сейчас – спектакли «Дядюшкин сон», «Калифорнийская сюита», «Копенгаген» и, конечно же, «Квартет», где он играет актера-старика, обитателя дома престарелых. Но совершенно не приемлет выражения «старая гвардия» в отношении не персонажей, а самих исполнителей: «Фрейндлих я не могу назвать старой гвардией. Во-первых, она молодая женщина, а во-вторых, она значительно позже начала работу в БДТ, чем мы».
Сам Басилашвили пришел в БДТ еще в 59-м. Москвич и выпускник Школы-студии МХАТ, в столице он работы не нашел, а в Сталинграде, куда было отправился, не прижился. И тогда возник вариант попробовать найти себя в чужом тогда Ленинграде.
Где очень скоро он понял: Товстоногов и его БДТ – вот где возродился дух Московского Художественного театра, вот где хотелось бы работать. И где он, несмотря ни на что, остался после ухода из жизни и Товстоногова, и многих из его легендарных партнеров. И где наступили времена не только новые, но и – другие.
«Пришел новый зритель. И молодой зритель. Ну, вот, например, объяснить зрителю, что нельзя выходить на сцену после спектакля с букетами, – невозможно. Я понимаю: люди хотят поблагодарить артиста. Но, во-первых, представьте себе: стою я, допустим, Алиса Бруновна Фрейндлих, и несут мне цветы, а ей нет. Ну, мне же неловко перед ней. Такое ощущение, что вроде я лучше играл. Затем: только что на нашей сцене происходило, буду так говорить, чудо. Не всегда оно происходит, но, допустим. Вот это была комната, в которой что-то происходило, и вот, наконец, кончилось. И зритель, топоча ногами, врывается в это чудо», – сетует артист.
Настоящий романтик, он, конечно же, и настоящий интеллигент, какому играть интеллигентов – естественно: вспомним хотя бы «Вокзал для двоих». Впрочем, интеллигентными у Басилашвили получались и злодеи. Пожалуй, первая крылатая кинофраза из уст Басилашвили прозвучала в фильме «Возвращение Святого Луки»: «Ну как жить? Кругом одно жульё!»
– Это вы придумали такой образ?
– Нет, так написано было. И сценарий хороший.
– Но ваше интеллигентное происхождение там из всех пор…
– Да, он же интеллигент, но вор страшный, конечно. Это да.
Впрочем, таким он был не всегда. В смысле – таким подтянутым. И эдакий угловатый увалень, которым он предстал в «Осеннем марафоне» – это уже сыграно. На самом деле, бегать он начал задолго до съемок у Данелии – когда не случилось попасть в «Двенадцать стульев» Гайдая:
– Во мне было 110 кг. 110! И я в этом амплуа и находился.
– При росте?
– А рост метр 81 с половиной. И Леонид Гайдай сказал, когда он хотел снимать «Двенадцать стульев», сказал: «Я тебя беру на эту роль только при одном условии — тебе надо сбросить 30 килограмм. 75 кило должно быть». Хорошо, я сбросил.
И вот уже – утренняя пробежка со шведским профессором:
– Гуд морнинг!
– Вы готов?
– Just a moment! Доложу жене.
«Какие тренеры?! Просто жрать надо меньше, больше ничего. Одеваете спортивный костюм, одеваете кроссовки, шерстяные носки, надеваете секундомер, щупаете пульс, да. И вот вы постепенно начинаете», – рассказывает Басилашвили.
Безупречное актерское мастерство и, конечно же, очень недурственная физическая форма делают его востребованным и сегодня. Зрителям канала «Россия» повезло увидеть его и в «Ликвидации», и в «Идиоте» и, конечно же, в «Мастере и Маргарите», где, кстати, Басилашвили – для многих парадоксально – считает, что если и играл он Сатану, то – не Зло: «Но это же ясно, ясно, даже из эпиграфа из Гёте: «Я тот, кто хочет зла, но вечно совершает благо». Но хочет ли зла Воланд, я не знаю. По-моему, нет. Просто-напросто мне кажется, если говорить коротко, это то существо, тот человек, никакого отношения к Сатане не имеющий. Ибо Сатана – это соблазнитель, искуситель, а Воланд никого не соблазняет, никого не искушает. Он напугал так население Москвы, по крайней мере, что этому населению закралась мысль, что не так уж всесильно это ЧК, понимаете? Что-то есть такое пострашнее, чему подлежат суду и эти товарищи в малиновых фуражках».
Он теряется при ответе на вопрос о том, какую бы роль еще хотел сыграть. Но он точно знает – как: «У каждого из нас, у вас, у него, у всех зрителей, и у каждого человека есть в душе что-то, что является самым драгоценным. Самым. Но оно забыто. Мы занимаемся садом, женитьбой, разводимся, рожаем детей, интригуем, идем вверх по карьерной лестнице и так далее. А когда дело доходит до воспоминаний вот об этом, все это, оказывается ерундой. Понимаете?»
http://news.mail.ru/society/2926752/
Российский президент поздравил Олега Басилашвили с 75-летием
26.09 2009, 16:35 ИА REGNUM
Президент России Дмитрий Медведев направил поздравление в адрес актера Олега Басилашвили в связи с его 75-летием, сообщили корреспонденту ИА REGNUM Новости в пресс-службе президента.
В поздравлении главы государства, в частности, говорится: «Вы прошли знаменитую школу Георгия Товстоногова и состоялись как блестящий драматический актёр. Вашему многогранному таланту в равной мере подвластны классические, характерные и гротескные роли. Мастерское владение профессией, безупречное чувство стиля и эмоциональная выразительность делают каждую Вашу работу яркой и незабываемой».
http://news.mail.ru/inregions/moscow/90/2926444/