ВНИМАНИЕ! Домен elegos.ru закрыт. Наш сайт перенаправлен на адрес
https://oleg-pogudin.elegos.su (изменение в адресе .RU на .SU). Потребуется заново авторизоваться. При проблемах пишите на e-mail администрации infolab@list.ru
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
Завтра - премьера оперы «Царица»
Елена_ФёдороваДата: Вторник, 21.07.2009, 14:50 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 5728
Статус: Offline
В Петербурге покажут «открытую оперу»
21.07.2009 12:20

Премьера оперы «Царица» состоится в Петербурге 22 июля. По замыслу создателей – это зрелищное шоу, основанное на современном музыкальном и литературном материале и предназначенное для семейного просмотра. Оперу о судьбе величайшей русской императрицы Екатерины Великой знаменитый композитор Давид Тухманов написал на либретто Юрия Ряшенцева и Галины Полиди.

История царствования и любви Екатерины будет показана зрителю на фоне величественных декораций, воссоздающих интерьеры Царскосельского дворца (художники-постановщики – заслуженные художники России Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева). Пышный декор дополняется десятками зеркал, пламенем семисот свечей и великолепными сценическими костюмами. Кстати, все декорации и костюмы для премьеры делались в Петербурге: по словам режиссера-постановщика спектакля, народного артиста России Дмитрия Бертмана, «вся Москва всегда заказывает декорации и костюмы в Питере, потому что в Москве их делать давно разучились».

В мировой премьере, которая состоится завтра в Александринском театре, заняты солисты, хор и оркестр московского музыкального театра «Геликон-Опера» (дирижер-постановщик – Константин Чудовский). Этот театр заслужил признание профессионалов оперного искусства, получив восемь «Золотых масок» в различных номинациях. «Геликон-Опера» – обладатель двух премий Союза театральных деятелей РФ «Гвоздь сезона». Уже много лет театр – постоянный участник престижных мировых фестивалей. Его артистам аплодировали зрители Австрии, Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Испании, Италии, США, Франции и других стран.

Для исполнения ведущих партий во время премьерных показов в Санкт-Петербурге приглашены солист Большого театра России, солист Московского театра оперетты, народный артист России Юрий Веденеев (князь Потемкин-Таврический), роль шведского короля Густава IV исполнит обладатель уникального голоса – мужского сопрано – контртенор Олег Рябец.

«В „Царице“ яркий и популярный стиль современной оперы сочетает классическую манеру исполнения – лирические арии, хоры народа и придворных, большой оркестр, дополненный колокольным звоном, – с простотой и мелодичностью музыкального материала и интересным узнаваемым сюжетом», – отметил режиссер-постановщик Дмитрий Бертман.

Роль императрицы Екатерины в спектакле исполняют три разные актрисы, показывая царицу в разные периоды её жизни. Одной из исполнительниц этой партии станет Мария Максакова, известная широкой публике по ролям в фильмах «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова и «К славе» Владимира Зайкина.

Полная версия материала: http://www.fontanka.ru/2009/07/21/038/

Прикрепления: 7831553.jpg (38.9 Kb) · 9724549.jpg (40.1 Kb) · 8568268.jpg (63.7 Kb) · 9513656.jpg (30.6 Kb) · 8885862.jpg (36.2 Kb) · 1304124.jpg (47.8 Kb) · 3983909.jpg (58.1 Kb) · 0325649.jpg (46.2 Kb) · 9676016.jpg (40.8 Kb) · 9561324.jpg (50.8 Kb)
 
Елена_ФёдороваДата: Среда, 22.07.2009, 11:57 | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 5728
Статус: Offline
22.07 2009, 10:35 Росбалт – Петербург

На сцену Александринки выходит «Царица»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 22 июля. 22 и 23 июля в Александринском театре состоится премьера оперы «Царица», сообщили «Росбалту» в пресс-службе Комитета по культуре.

Оперу о судьбе величайшей из русских императриц Екатерине Великой написал композитор Давид Тухманов, либретто – Юрий Ряшенцев в соавторстве с Галиной Полиди. Режиссер-постановщик – народный артист России Дмитрий Бертман .

В этом оперном спектакле заняты солисты, хор и оркестр Московского музыкального театра «Геликон-Опера» под руководством профессора Дмитрия Бертмана.

Для исполнения ведущих партий во время премьерных показов в Петербурге приглашены солист Большого театра России, солист Московского театра оперетты, народный артист России Юрий Веденеев.

«Царица» – это зрелищное шоу, основанное на современном музыкальном и литературном материале, предназначенное для семейного просмотра. Оперу о судьбе величайшей из русских императриц – Екатерине Великой – написал композитор Давид Тухманов, либретто – Юрий Ряшенцев в соавторстве с Галиной Полиди. За 2 часа 10 минут перед глазами зрителя пронесется вся история царствования и любви Екатерины на фоне величественных декораций, воссоздающих интерьеры Царскосельского дворца. Пышный и роскошный декор дополняется десятками зеркал, пламенем 696 свечей и неподражаемыми сценическими костюмами.

Постановка задумана в формате «открытой оперы». В ее основе лежит абсолютно новое видение оперы как формы досуга, способной привлечь внимание самого широкого круга зрителей. Создатели спектакля демонстрируют свежее творческое видение, нестандартный подход к этому виду искусства, стремятся сделать его понятным и интересным для неискушенной публики. Автор идеи проекта – народный артист России Лев Лещенко.

http://news.mail.ru/inregions/st_petersburg/91/2759433/print/

Прикрепления: 4838654.jpg (7.4 Kb)
 
Елена_ФёдороваДата: Четверг, 23.07.2009, 09:28 | Сообщение # 3
Группа: Модераторы
Сообщений: 5728
Статус: Offline
Премьера «Царицы» собрала бомонд
22.07.2009 20:11



Премьера «Царицы» в Александринском театре превратилась в светский раут. С утра площадь Островского тщательно убирали, к вечеру на отмытый асфальт легли красные дорожки, на них появились дамы в сопровождении кавалеров. Среди почетных гостей можно было видеть телеведущую Нику Стрижак, музыканта Сергея Стадлера и других узнаваемых в Петербурге горожан...

Полная версия материала: http://www.fontanka.ru/2009/07/22/136/

Прикрепления: 4871965.jpg (17.5 Kb) · 5449316.jpg (55.4 Kb) · 8693251.jpg (59.8 Kb) · 1798506.jpg (46.0 Kb)
 
Елена_ФёдороваДата: Суббота, 25.07.2009, 21:45 | Сообщение # 4
Группа: Модераторы
Сообщений: 5728
Статус: Offline
Императрица с республиканской душою
23.07.2009 16:07

Премьера в Александринском театре стала событием выдающимся по многим соображениям. Во-первых, постановка новых опер современных композиторов в России пока ещё остаётся явлением экстраординарным. Во-вторых, оперу написал Давид Тухманов – композитор, творчество которого у многих поколений слушателей связано с песней, и не просто песней, а настоящим шлягером: согласитесь, что «Чистые пруды», «Притяжение земли», «Аист на крыше», «Напрасные слова», «Восточная песня», «Эти глаза напротив» как-то не ассоциируются с оперным жанром. Ну, а в-третьих, эта постановка стала ещё одним выступлением в нашем городе московского музыкального театра «Геликон Опера» – а это уже само по себе всегда огромное событие в музыкально-театральной жизни города.

Даже далёкие от мира музыки люди, прогуливавшиеся по Невскому в районе «Катькиного садика» легко могли догадаться, что этим вечером в Петербурге происходит нечто не совсем обычное: площадь Островского перед зданием театра, уже с утра очищенная милицией от парковавшихся там машин, сияла непривычной чистотой; к входу в театр вела ковровая дорожка, а по сторонам стояли позолоченные «живые статуи».

Среди стекавшейся в театр публики были замечены известные тележурналисты, поэты Юрий Энтин и Юлиан Ким, скрипач Сергей Стадлер, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, актёры питерских театров и даже звёзды телепередачи «Что, где, когда?», а также множество бизнес-леди, сиявших искусственным и натуральным загаром, прикрытым рискованно малым количеством одежды. Губернатор Валентина Матвиенко в сопровождении председателя комитета по культуре Антона Губанкова опоздали к началу и покинули театр после антракта.

Моцарт утверждал, что в опере «поэзия должна быть послушной дочерью музыки», поэтому с неё мы и начнём – тем более, что либретто Юрия Ряшенцева и Галины Полиди нельзя отнести к шедеврам этого жанра. И дело здесь даже не в качестве поэзии: просто музыка стиха в данном случае должна растворяться в мелодиях композитора, а текст должен быть максимально ясным и доступным – как для слушателя, так и для актёра. Конечно, это ещё и вопрос дикции у певцов (о них мы поговорим чуть ниже). Однако когда текст арии пестрит словами вроде «согласованный», то даже на русской опере невольно устремляешь взор поверх сцены в поисках субтитров. Есть в тексте и откровенные неточности вроде Государственного совета: если быть точными, то при Екатерине II существовал учрежденный в 1768 году Совет при высочайшем дворе, который упразднил Александр I и своим указом от 30 марта 1801 года создал Совет непременный – а определение Государственного совета появилось по инициативе М. Сперанского только в 1810 году. Совершенно неуместными показались карикатурные мечты Платона Зубова «а-ля Жириновский», в которых он клянётся омыть «русские сапоги» в Индийском океане: памфлет и политическая сатира, разумеется, имеют право на жизнь и в музыкальном театре, однако смешение исторической драмы, буффонады и публицистики в одном сочинении может легко превратить оперу в винегрет. Впрочем, не будем придирчивы: опера – это не учебник истории, но страсть, любовь – и конечно же, музыка. И главный недостаток либретто – крайне вялую драматургию – достойно исправляет композитор: Тухманов-драматург оказался на несколько порядков «круче» либреттиста, обеспечив достойные динамику и «драйв» разворачивающихся в опере событий сугубо музыкальными средствами.

Музыку этой оперы определяли по-разному: «Царицу» называли «открытой оперой», имея в виду её доступность широкой публике; режиссёр Дмитрий Бертман вообще полагает, что «Тухманов изобрел совершенно новый оперный жанр: «Царица» – это опера постмюзиклного времени». В общем, любая опера, написанная сегодня, формально будет считаться «постмюзиклом» – да и не очень благодарное это дело, заниматься поисками точного определения. Гораздо важнее, что с первых звуков увертюры становится ясно, что мы слышим произведение мастера. Музыка сольных номеров в опере по преимуществу гомофонная – или, проще говоря, мелодия в ней главенствует и является основным носителем музыкальных идей. Однако в хорах идёт мощное полифоническое развитие, а сольные голоса из хора явно указывают на творческие приёмы Мусоргского. Вообще, любители и знатоки музыки легко узнают «приветы» от известных композиторов прошлого: то тут, то там из соцветий нот вдруг «выглянут» Чайковский, Бизе или Верди; однако композитор нигде не опускается до прямого цитирования или «стёба», который так любят пресловутые «постмодернисты» – с добрым юмором композитор как будто намекает знатокам: мол, слышали, знаем! Критик, настроенный менее благодушно, мог бы назвать эти всевозможные «приветы» от Пуччини, Шостаковича и даже Кальмана эклектикой – и возможно, оказался бы прав.

Однако главное достоинство музыки в том, что неискушённый меломан сможет безмятежно ею наслаждаться, не задаваясь мучительными культурологическими ребусами. Партитура, как шедевр хорошего кулинара, в меру приправлена терпкими гармониями ХХ века и украшена барочными менуэтами – остроумными и изящными стилизациями а-ля Гендель и Пёрселл. На «постмюзикловость» сочинения указывает разве что почти хулиганский и «вставной» по стилистике, «мюзиклово-канканный» номер юной внучки императрицы, Александрины.

Оркестр «Геликон-оперы» под руководством Константина Чудовского, дирижёра яркого и талантливого, звучал гибко, в хорошем балансе со сценой и залом – и это несмотря на то, что в изрядно урезанную после ремонта оркестровую яму Александринки часть музыкантов просто не поместилась (состав пришлось «урезать»), а ударные расположились в одной из лож.

Актёрский состав в «Царице» впечатляет своей многочисленностью: полноценных составов здесь три – и вдобавок, в каждом из них роль Екатерины поют три исполнительницы (в соответствии с возрастом): юную княгиню Екатерину, Екатерину Вторую и, разумеется – императрицу Екатерину Великую. Труппа в «Геликоне» очень ровная: здесь, может быть, и не так много красивых голосов, но зато все солисты – превосходные актёры и, как говорится, в комплексе «дадут фору» многим и многим солистам больших и малых театров. Откровенно разочаровала только Мария Максакова в роли юной княгини: её вокальный уровень, к сожалению, много ниже всех остальных участников спектакля: совершенно не «опёртый» на дыхание голос, «проглоченный» куда-то в затылок и «каша во рту» вместо ясной дикции. Она движется по сцене, как модель на подиуме – и если другие артисты в спектакле живут, то г-жа Максакова пока, увы, только очень старается. (Кстати, на одной из репетиций эту партию великолепно пела Елена Семёнова). Екатерину Вторую с несомненным успехом спела Елена Ионова, а образ «заматеревшей» самодержицы превосходно воплотили Ксения Вязникова и Лариса Костюк, шутя управившись с непростой для меццо тесситурой. В роли Графа Орлова равно хороши оказались Николай Дорожкин и Дмитрий Пономарёв, хотя генеральную репетицию блестяще спел Вадим Заплечный – у последнего голос имеет более ярко выраженную драматическую окраску, и он, как показалось, с большим бесстрашием атакует верхние ноты. Василий Ефимов (Платон Зубов) произвёл неприятное впечатление своим гипертрофированным самолюбованием на фоне весьма скудных вокальных данных (его верхние ноты вызывали в зале сдержанный смех); хороши были Михаил Гужов (на генеральной для прессы) и Александр Киселёв в роли графа Никиты Панина. Великолепной характерной актрисой показала себя Анна Гречишкина в роли Александрины, внучки императрицы. Хорош был и контртенор Олег Рябец в эпизодической партии Густава IV-го.

Буквально вознёсся надо всеми «выше Александрийского столпа» князь Потёмкин-Таврический в исполнении народного артиста России, баритона Юрия Веденеева. Превосходный, плотный и собранный голос, без усилия наполняющий зал, прекрасные сценические манеры и какой-то врождённый аристократизм сделали его героем премьеры.

Хотя, если уж речь зашла о героях, то невозможно не сказать о главном герое: это коллективный участник спектакля, хор «Геликона» – который, кстати, выступает в этой опере и балетом, и мимансом, и «рабочим классом», передвигающим декорации. По преимуществу молодые ребята (кстати, почти все – с образованием хорового дирижёра) работали с невероятным воодушевлением и мастерством. Блестящее воплощение работы хореографа Эдвальда Смирнова (тоже, в свою очередь, достойной всяческих похвал) порой заставляло усомниться: это хор работает на сцене или поющий кордебалет?

Вообще, в спектакле доминировала характерная черта, отличающая любые постановки «Геликон-оперы» ото всех наших музыкальных театров: это необыкновенная атмосфера радости служения искусству (как бы высокопарно это не звучало), царящая на сцене и передающаяся в зал. Актёры работают с радостью и необыкновенным воодушевлением – и это разительно отличает геликоновцев от артистов всех наших музыкальных театров, в любой роли выступающих с видом угнетённых злобным помещиком крепостных – или хоровых коллективов, которые даже хор «Славься!» порой обращают в нестройно-заунывную бурлацкую песнь.

Одновременно лаконичны и роскошны декорации Игоря Нежного, повторяющие интерьер и экстерьер Екатерининского дворца; под стать им и великолепие исторических костюмов Татьяны Тулубьевой. Правда, на фоне всей этой роскоши какой-то занозой выглядел Платон Зубов – без парика, в «домашней обстановке» он являл публике пёстренькую стрижку с кокетливым мелированием, характерную скорее для завсегдатая гей-клуба, но никак не для князя, будущего генерал-губернатора и последнего фаворита Екатерины, в последний год её царствования сосредоточившего в своих руках тринадцать должностей по высшему управлению империей.

Режиссура Дмитрия Бертмана легка, остроумна и изящна. Времена, когда Бертман был неким infant terrible отечественной музыкальной режиссуры (как сознавался он сам, порою лишь для того, чтобы о театре больше говорили) ушли в прошлое; теперь он работает свободно, и спектакль просто дышит «невыносимой лёгкостью бытия». Екатерина в его спектакле, в первую очередь – женщина в разные периоды своей жизни, безо всякой педализации как интимных подробностей, так и государственной деятельности. Императрица у Бертмана такова, какой выглядит в эпитафии (которую, по преданию, сама для себя и сочинила): «Вступив на Российский престол, желала добра и старалась доставить своим подданным счастие, свободу и собственность, она легко прощала и не питала ни к кому ненависти. Пощадливая, обходительная, от природы веселонравная, с душою республиканскою и с добрым сердцем, она имела друзей. Работа ей легко давалась, она любила искусства и быть на людях».

Не знаю, кого в этом винить, режиссёра или композитора – но у оперы неожиданно оказалось аж три финала подряд (невольно вспомнился Вагнер с его бесконечными кодами): после абсолютно логичной, драматургически выверенной сцены, когда пожилая императрица остаётся в полном одиночестве за закрытыми дверьми огромной дворцовой залы, идёт один, «народный» финал; мастерски написанный хор с соло «а-ля юродивый» однозначно отсылает здесь к сцене под Кромами в некоторых сценических редакциях «Бориса Годунова» Мусоргского (тоже, кстати, абсолютно неуместной после сцены смерти Бориса). Но и после этого эпизода, затихающего в нежнейшем пианиссимо, вдруг начинается этакий имперский «гранд-финал»: хор славит царицу, на сцену выезжает постамент памятника (точная копия монумента, установленного в ноябре 1873 года в сквере перед Александринским театром), свои места вокруг постамента занимают «обронзовевшие» исторические персонажи, а специальный подъёмник возносит Екатерину наверх. Наверное, либреттистам следовало вспомнить, что идея установки памятника императрице не раз возникала ещё с первых лет её правления, однако так и не была осуществлена, поскольку сама Екатерина была категорически против этого.

А вот воздвиг ли себе памятник нерукотворный композитор Давид Тухманов, покажет только время: всем операманам известны хрестоматийные провалы «Травиаты» Верди или «Кармен» Бизе, ныне разобранных на шлягеры любителями «популярной классики». В любом случае, опера хороша уже тем, что в антракте большинство публики было занято тем, что активно вспоминало подзабытые страницы отечественной истории.

Кирилл Веселаго, «Фонтанка.ру»

Фото: Михаил Садчиков-мл.

Полная версия материала: http://www.fontanka.ru/2009/07/23/086/

Прикрепления: 4866969.jpg (82.4 Kb) · 5899244.jpg (84.2 Kb) · 6902830.jpg (63.3 Kb) · 7510662.jpg (95.4 Kb) · 3214996.jpg (107.8 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Елена_Фёдорова | Стелла | Нина_Данова | Елена_П | Вера_Александровна | Тамара_Капунина | scoreapyfreence
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | Нина_Данова | НинаПодгорнова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | scoreapyfreence | Evgeniakana | Наталья_Гончарова | Мариша | Маятская_Светлана | Romma | Василий_Рузаков | Елена_З | Мария_Егоровa | Владимир_
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2024Используются технологии uCoz