Марк Захаров: «Вишневый сад» рассчитан на такого зрителя, как в Петербурге
13.06.2009 14:53 Проводив в последний путь Олега Янковского, театр Ленком привез в Петербург «Вишневый сад», посвященный памяти великого актера, где он мечтал сыграть роль Гаева. Спектакль абсолютно новый, не игранный даже в Москве. Премьера «Вишневого сада» в эти дни идет на сцене БДТ. А накануне первого показа Марк Захаров и 80 (рекордное число для гастролей!) ленкомовцев оставались весь день в стенах прославленного театра, где монтировали сложнейшие декорации, провели пятичасовую репетицию, встретились с критиками.
- Почему мы начинаем именно в Петербурге? В Москве ведь премьера только осенью… – начал рассказ народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и России художественный руководитель Ленкома Марк Захаров. – Вам врать нельзя, надо говорить честно. Прежде чем играть спектакль на Бродвее, наши американские коллеги уезжают из Нью-Йорка, колесят по одноэтажной Америке, и, отыграв там 10-15 спектаклей, возвращаются на Манхэттен. Мы бы тоже так могли, но дело в том, что это все-таки Чехов, он рассчитан на особое внимание и интерес тех людей, которых можно встретить, по моим представлениям, именно в Санкт-Петербурге. Ваш театральный зритель чем-то неуловимо отличается от московского, он более чуток, внимателен, и поэтому нам очень бы хотелось сыграть здесь. Тем более, подвернулась такая возможность сыграть в прославленных стенах БДТ, и мы ей воспользовались.
Директор нашего театра все время мне говорил: «Марк Анатольевич, а хорошо бы нам поиграть с названием. Например, «Случай в Вишневом саду». Или – «Вот так семейство», «Хрустальный дом развалился». Почему бы не придумать какое-то свеженькое название?!» Но есть «Гамлет», который играют во всем мире, есть равносильный Шекспиру «Вишневый сад», который играется на всех континентах. И негоже нам оставаться в стороне. В Москве сейчас несколько «Вишневых садов», в Петербурге тоже имеются, ну, и мы сделали свой.
Я не очень люблю углубляться в архивную подноготную, но здесь не поленился. Было для меня несколько шокирующих моментов. Например, вишневый сад был не 6, не 7, не 10 гектаров, а за 250!.. Но главное, что побудило взяться за «Вишневый сад», – то, что все театральное пространство России заполнено скучным Чеховым. Великие режиссеры МХАТа вычленили самую грустную, тоскливую, больную тему. Конечно, она там присутствует, но почему должна доминировать? Ведь Чехов написал комедию, хоть это и последняя его пьеса, прощальная. Многое Антон Павлович предвидел, предчувствовал. И если уцелеет планета от наших политических исканий и таяния льдов в Антарктике, то люди и тогда будут удивляться рассказам о выгодах сушеной вишни, познавать и многие другие несуразности трагической чеховской комедии, что стала энциклопедией русской души. В «Вишневом саде» есть все, что мы знаем, все, что мы хотим, все, что должны… Если бы только знать – что мы должны?.. Ведь это вопрос, на который в настоящий момент не может ответить ни наше правительство, ни наши высокие руководители. Очень много у Чехова замешано…
В Москве я давал интервью и сказал собеседнице с микрофоном: «Может быть, это немного вульгарно, но если завтра к вам придут и скажут, что ваш дачный участок вам больше не принадлежит…» Смотрю, а у девушки слезы навернулись: «Понимаете, расширяют Каширское шоссе, и нам сказали, что это уже не наша земля». Всегда у России под ногами было нечто зыбкое, не было такого твердого покрытия, чтобы человек с его собственностью чувствовал себя хорошо, комфортно, имел бы перспективы. Чехов даже в мелочах очень много рассказал о проблемах, что нас терзают по сей день…
Накануне премьеры Марк Захаров ответил на вопросы обозревателя «Фонтанки».
- Марк Анатольевич, Вы легко находите новых актеров?
- Все знают, что наш театр переживает тяжелый период ухода со сцены трех звезд огромного масштаба. Николай Петрович Караченцов не может работать, ушли из жизни Александр Гаврилович Абдулов и Олег Иванович Янковский. Так что остро встал вопрос пополнения талантливыми людьми и выдвижения «середняка» (по возрасту) на первый план. В «Вишневом саде» в роли Лопахина дебютирует в Ленкоме Антон Шагин, молодой артист, что успешно снялся в фильме «Стиляги». Антон Александрович (Захаров величает по имени-отчеству даже самых молодых ленкомовцев. – Прим. Авт.) Шагин пришел к нам, как сейчас говорят, на кастинг, выиграл его вполне обоснованно. Второй сезон в нашем театре Мария Владимировна Машкова, дочь известного голливудского артиста (улыбается). Маша очень хорошо сыграла в спектакле «Варвар и еретик», который сейчас не идет в связи со смертью Абдулова, а теперь играет в «Вишневом саде» роль Шарлотты. Наверное, все странные дамы Феллини, что шокируют и эпатируют общество, вышли из Шарлотты. Еще одна молодая актриса Олеся Железняк уже весьма известна: то на коньках катается, то играет разные роли по ТВ, и у нас в театре работает много и успешно.
- В «Вишневом саде» заняты народные артисты – Леонид Броневой, Александр Збруев, Александра Захарова, Сергей Степанченко… А правда, что роль Гаева репетировал Олег Янковский?
- Да, вместе со Збруевым роль Гаева репетировал Олег Иванович. Правда, репетировал недолго. Провел всего несколько репетиций, и мы решили - пусть силы экономит на будущий спектакль. Ну, а сейчас мы решили посвятить спектакль памяти Олега Ивановича Янковского. Правда, программки и афиши печатались заранее, и пока на них нет строчки посвящения - я просто скажу об этом питерским зрителям перед началом премьерного показа.
- В Интернете промелькнуло сообщение, что еще один ленкомовец – певец, актер и музыкант Павел Смеян сейчас тяжело болен… Театр помогает ему?
- Мы даже написали объявление с просьбой о помощи. Ему делают операцию за рубежом, требуется дорогостоящее лечение. Я не знаю точно, какая требуется сумма, но мы собираем, кто сколько может. Я дал тысячу долларов.
- Скажите, а возможно возвращение Николая Петровича Караченцова? Говорят, в октябре он вернется на сцену в спектакле «Люблю - и больше ничего».
- Это все-таки проект его жены, это ее звездный час, она этого очень хочет… Но смотреть сегодня на Караченцова, любя того Караченцова, – это, по-моему, две вещи несовместимые.
- Находясь в стенах БДТ, театра со столь блестящим товстоноговским прошлым и столь проблемным настоящим, невольно задумаешься: а какое будущее ждет Ваш Ленком?
- Если в репертуарном театре есть художественный лидер-режиссер, и какое-то время он еще может функционировать, то пока у него есть силы, все будет нормально. А потом, конечно же, наступит кризис. Безусловно, смена художественного руководства, центральной фигуры влечет большие проблемы.
- И тема преемника в театре невозможна?
- Нет, конечно.
- А что в ближайших планах Ленкома?
- Для нас пишет пьесу Дмитрий Быков. Остроумный человек, достаточно молодой, замечательный, дерзающий, имеющий много хороших книг. Болгарский режиссер Александр Морфов, который уже ставил у нас «Над кукушкиным гнездом», готовит новый спектакль. Эти два названия мы как бы имеем в виду. Но не более того… Жизнь в России, в российском репертуарном театре, непредсказуема, все быстро меняется. Совсем недавно я готовился к спектаклю по роману Владимира Сорокина «День опричника», но потом все-таки решил, что Чехов важней. С Сорокиным же я сделал инсценировку, написал пьесу, мы вместе поработали с автором, но потом столько всяких обстоятельств обрушилось… Да и ненормативная лексика меня очень напрягает. Иногда она вплетается в искусство талантливо и умело, в правильной дозировке, но Сорокин все-таки густо замешан на некоторых моментах, которые сложны для сценического отображения. Один раз я этим занимался, в «Шуте Балакиреве», когда Григорий Горин, мой друг, написал что-то шутовское. Но, мне кажется, для русского театра это все неприемлемо. Никогда больше ни в одном моем спектакле не будет ни голой женщины, ни матерщины.
- Марк Анатольевич, Вы продолжаете активно творить в театре, а вот кино что-то совсем забросили.
- Но всегда радуюсь, когда у нас в театре актеры проявляют себя в кинорежиссуре. Янковский успешно снимался, Абдулов… А теперь вот Сергей Юрьевич Степанченко, того гляди, выпустит свое кинематографическое детище как режиссер-постановщик. А я, наверное, уже нет. Потому что нету прежней наглости и уверенности, что за летний отпуск сниму какое-то произведение искусства, при этом посреди процесса деньги не кончатся. А то все мои знакомые в кинематографе жалуются: только входишь в съемочный период, как тут же кончаются средства…
Михаил Садчиков, «Фонтанка.ру»
Фото Михаила Садчикова http://www.fontanka.ru/2009/06/13/018/picture.1.html
Комментарии:
Была вчера на премьере, очень понравилось!!!! Все естественно и просто. Артисты просто жили на сцене, я им поверила. Спасибо огромное!
Алла
А мы бы тоже сходили, да цены кусались – до 10 тысяч... Ленком можно поздравить с замечательной премьерой и с тем, что кризис не повлиял на цены на билеты.
Чита
Полная версия материала: http://www.fontanka.ru/2009/06/13/018/