Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1150
Статус: Offline
| Грэмми.RU звездный музыкальный портал Она мне сказала: "Вы умеете говорить очень глубокие вещи простым и доступным языком. Это качество пророка... Казиник. Благословлённый Ахматовой 21.11.10 В день своего рождения, 13 ноября 2010 г., Михаил Семёнович Казиник открыл цикл просветительских концертных программ в Политехническом музее и Центре оперного пения Галины Вишневской "Тайные знаки культуры или в Свободном полете". На пресс-конференции журналисты Грэмми.РУ задали несколько вопросов музыкальному эксперту знаменитого Нобелевского концерта, искусствоведу, виртуозному скрипачу, поэту, драматургу, просветителю, автору теле- и радио программ, профессору. - Когда я открываю Нобелевский концерт в Стокгольме как музыкальный эксперт, я всегда говорю одни и те же слова – "Дорогие папы и мамы, дедушки и бабушки, тети и дяди, родственники наших детей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал первый шаг к Нобелевской премии, то начинайте не с физики и химии. Начинайте с музыки. Музыка – это пища для мозга. Во время Нобелевских концертов я имею возможность общаться с Нобелевскими лауреатами. И подтвердил своё убеждение, что в девяноста процентах случаев в детстве гениев была музыка. - В одной из своих книг Вы пишите о людях, не потерявших генетическую память. Что для Вас лично является этим понятияем? Где Ваша Родина? - Это первое заблуждение. Я никуда не уехал. У меня два паспорта. У меня квартира в Минске, в которую я совершенно спокойно возвращаюсь, встречаюсь с друзьями. Лучшие свои произведения я пишу в Петербурге, Минске, Нижнем Новгороде – где угодно, но только не в Стокгольме. 19 августа 1991 года, будучи в Стокгольме я подписал договор, который меня уговаривали подписать три года подряд. Сделал я это не от страха, а от злости, потому что я неоднократно предупреждал Горбачева о том, что в стране случится трагедия. Что надо проявлять решимость. Контракт с западом стал возможен еще и потому, что мне польстили констатацией хорошей коммуникации с молодежью и зрителем в целом. Пусть даже и с переводчиком, но зал слушал меня, вживался в мою речь. Мне предложили проехать все университеты страны, проехаться по Норвегии, Дании. Но я отказался от такого тура. Сравнив Швецию с больницей. Где все хорошо, средняя температура всегда стабильна. Где все счастливы и свободны. А в России, где каждый день потрясение – что ни день – то митинги. Где я объезжал с концертами 17 городов с полными залами – где я бы такое еще увидел, спрашивал я швейцарцев? Когда я сыграл трио Шостаковича, семьсот зрителей маленького городка встали в долгих овациях. Я оборачиваюсь к виолончелисту и говорю ему: "Миленький, такого в жизни у меня больше не будет. Чтобы после трио было такое…" Все было хорошо. В 1989 г. я написал книгу "Краткий курс научного антикоммунизма". Я понял, что когда начнут разбираться, тогда и возникнет вопрос – кто виноват? Не может быть, чтобы в огромной стране не было бы виноватых. Это наша сущность. Что касается вопроса о Родине, большую часть времени я нахожусь на территории бывшего пост советского пространства. Только что я вернулся с Камчатки. До этого был в Риге. Там, в прямом смысле, зал быть забит людьми. И не только русскими. Послушать русскую речь пришли и латыши. Язык поэзии сближает! Камчатка тонет в бедности. Салат "Камчатский", к примеру, в буфете стоит 1500 рублей. А зарплата артиста Филармонии 8000 рублей. Это на 6 салатов в месяц… Вся Камчатка в спорте. Одни теннисные корты. Я не выдержал и выступил по радио "Это в нацистской Германии очень любили спорт. А в демократических странах любят физкультуру. Спорт нужен тогда, когда нужно нападать. Профессиональных спортсменов поматросили и бросили. Пока они дают результат – они нужны. А потом они работают охранниками или просто спиваются, или умирают от наркотиков. Нельзя ставить на спорт. Надо ставить на все виды культуры. Что мы делаем? Нам что, опять надо с кем-то воевать? Не мускулы нужны, а души. Особенно после ГУЛАГовских временем. Нам нужно восстанавливаться духовно". А Швеция для меня – красивая морская ракушка. В ней я выступаю перед банкирами и министрами. Перед студентами и самой разной элитой страны. У них никогда не было цензуры. Такого в России нет… - В Швейцарии, в провинции Смолянд, за время ваших выступлений снизилось количество преступлений. Посредством чего это произошло? Поскольку для осознания музыки необходимо произвести духовную работу, а для этого необходим первоначальный базис. Обращались ли Вы в Федеральную службу исполнения наказания России с предложениями о музыкальном исправлении малолетних преступников? - Когда мне было 15-16 лет, я пришел в колонии для трудных детей в Витебске и стал для них играть. На протяжении года. Это был первый мой опыт, и я видел, что с ними происходило. Два года обо мне белорусский кинорежиссер снимал фильм. В кадр вошли и тюремные съемки. Пример – все ориентируются на местного вождя. Вождь сидит с каменным лицом, слушая музыку. Все остальные смотрят на него. И в какой-то момент его затронула музыка. Его окружение, поняв это, раскрепощаясь, отдавались музыкальному настрою. В Швеции проект был трехлетним. А статистика показала семнадцатикратное падение преступности в подростковом возрасте. Я не только играл им, но и беседовал с ними, привозил им спектакли. Я проехал по всем школам провинции. И хочу твердо вас заверить, что особенность моей методики в том, что музыка – это результат очень высокого уровня психических реакций. Что такое творение искусства? Это вибрирующий источник. Что такое человек, воспринимающий его? Это приемник, который должен быть настроен на ту же вибрацию, что и творение искусства. И я научился настраивать человека вне зависимости от его уровня образования, знания на волну вибрирующего источника. Сами вдумайтесь. Во времена Баха простые крестьяне приезжали в субботу в церковь и слушали музыку без вопроса о том, понимали они ее или нет. Понимали, потому что они настраивались на эту субботу, переодевались, потому что они ехали в субботу. Потому что, когда они подошли к Церкви, думали о жизни и смерти. И в этот момент их поймал господин Бах, поскольку их душа была настроена на эту вибрацию. - Сравните аудиторию в России и Беларуси – какая из них более благодарна? Каково Ваше отношение к Президенту Григорию Лукашенко? -- В Росси аудитория лучше. Россия все-таки более свободна. Чуть-чуть. А по поводу Лукашенко, позвольте, я промолчу. И не потому, что я боюсь. А потому, что я хочу все-таки приезжать в Белоруссию и встречаться с людьми. Белорусы – один из моих любимых славянских народов. Они необычайно добрые. Даже я, порой, в этих непростых условиях начинаю задумываться о том, а может, хорошо, что есть Лукашенко? А может, и нет. Говорить о политике очень неблагодарное дело. Всегда найдутся те, кто обидится. На Западе можно обижать политика сколько угодно – я от него не завишу. Так же, я вынужден констатировать то, что СМИ в России идут неверным направлением. Пишут только о Баскове и Лолите. А если у первого встречного спросишь, кто такой Березовский, то все ткнут пальцем не на великого композитора, а на Бориса Абрамовича. Для нас все уникально. Чем хуже наш быт, тем выше духовность, и на оборот. Однажды мы с моими шведскими друзьями прогуливались по Невскому проспекту. И они меня спрашивают: «А что означают эти три слова?»- и произносят их. Я ответил, что первое означает мужской половой орган. Второе – женский. А третье – ложитесь с матерью собеседника. Мои друзья, открыв рот, начали спрашивать о том, а как же великая русская культура, если все только и говорят эти слова? На что я их завалил встречными вопросами: "А вас так били? А ГУЛАГ у вас был? А у вас крепостное право было? А вас стегали плетьми? А вас быдлом считали? А вас, а вас,.. А вы на Колыме были? А вы кости похороненные видели?" Мы еще слишком мало понимаем. И моя задача – просветительская. - А что зажгло в Вас философское пламя? - Я никогда публично об этом не говорил… Это серьезная тема, и не хотелось бы ее комкать. Была одна женщина в России, которая мне сказала: "Мальчик, вы правы. Вы умеете говорить очень глубокие вещи простым и доступным языком. Это качество пророка. Идите к людям и говорите, говорите, говорите…" И она мне написала записочку, чтобы я прочитал это перед университетской молодежью. Мне было пятнадцать лет… Примечание редакции Грэмми.РУ: Женщину, благословившую Михаила Казиника, звали Анной Андреевной Ахматовой. Мы выражаем надежду, что со временем Михаил Семёнович раскроет более широко информацию о своих отношениях с Ахматовой. Никольская Регина, Грэмми.РУ http://www.grammy.ru/news....15c1834
|