ФГОС для школы
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Понедельник, 31.01.2011, 00:29 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5722
Статус: Offline
| Первоклассники нового стандарта 28.01.2011 18:39 С 1 сентября 2011 года все первоклассники начнут учиться по-новому. Именно они станут пионерами по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) II поколения. Согласно планам чиновников, определять учебный план детей будут школы, внеурочная деятельность фактически станет обязательной, а школьники получат возможность для самостоятельного развития. Необходимость разработки новых ФГОСов появилась в 2007 году после принятия поправок в российское законодательство об образовании в части появления понятия «стандарты в обучении». Спустя 2 года на суд общества было представлено несколько проектов. Для того, чтобы определиться и попробовать на локальном примере, чиновникам понадобилась еще пара лет. Как сообщила корреспонденту «Фонтанки» методист центра начального образования Академии постдипломного педагогического образования Марина Бойкина, главное отличие новых федеральных образовательных стандартов в том, что на основе их освоения методисты планируют выйти на новый уровень результатов школьников. «Сегодня в прессе много обсуждается, что мы будем много воспитывать, но не учить, – говорит она. – На самом деле это не так. Мы выходим на те же самые предметные умения, но становятся более важны не теоретические знания, а то, как ученик может их применять». В качестве доказательства своих слов Марина Бойкина привела пример: «Определите значение слова «картечь». На выбор предлагается несколько пособий, которые могут дать нужную информацию: орфографический словарь, этимологический словарь, «Слово о словах» Эдуарда Успенского, художественное произведение Лермонтова «Бородино» и «Исторические рассказы» Александры Ишимовой. Данные анализа этих пособий ученик заносит в таблицу. Раньше учитель говорил: для того, чтобы выполнить задание, нужно посмотреть в толковый словарь. В данном случае воспитывается умение анализировать: в орфографическом этого нет, а в этимологическом я что-то найду, потому что это словарь происхождения слов. Получается, что в основе все равно будут лежать предметные знания, но по сути, это еще и умение их применять». Набор уроков в новых федеральных образовательных стандартах ничем не отличается от привычной программы начальных классов – математика, русский язык, ИКТ (информатика), литературное чтение, иностранный (английский, французский, немецкий, испанский), окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология (бывший труд) и физическая культура. При этом, документ включает в себя фактически обязательную внеурочную деятельность – занятия в кружках и секциях при школе. Предполагается, что это будет занимать 10 часов в неделю, то есть 2 часа в день. Определять учебный план и содержание занятий образовательные учреждения должны будут самостоятельно. По окончании начальной школы ребенок должен иметь хотя бы элементарные представления по предмету, внедрение которого, даже в качестве эксперимента, в свое время вызвало довольно широкое обсуждение в обществе. С необходимостью изучать Основы религиозных культур и светской этики были согласны далеко не все, однако сейчас они уже фактически закреплены документально. По словам методиста центра начального образования, во ФГОСы будет включены такие опции, как умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять здание. «Кроме того, должны быть учтены личностные результаты. К ним, прежде всего, относится формирование ценностей, которые всегда были приняты в обществе, – добро, мир, справедливость, терпение», – отметила она. «С 1 сентября 2010 года в Петербурге в экспериментальном режиме началось внедрение новых ФГОС в первых классах средней общеобразовательной школы № 569 Невского района и прогимназии № 675 Красносельского района «Талант». Педагоги данных образовательных учреждений полностью подготовлены к работе в новых условиях, в школах создана необходимая материально-техническая база», – сообщили «Фонтанке» в комитете по образованию. Участники опыта положительно оценивают новые федеральные государственные стандарты. «Мы готовим другого человека, – заявила «Фонтанке» директор школы № 569 Инна Королева. – Эффективность ФГОСов очень высокая. Дети учатся действовать, работать на качество. Их участие в образовательном процессе переходит из пассивного в активное. Мы даем инструмент, при помощи которого они будут работать в дальнейшем, знание о том, как добыть информацию. Школьники учатся быть активными членами общества». «Стандарт впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования. Главная задача руководителей и педагогов – правильно распорядиться теми десятью часами внеурочной деятельности, которые он выделяет школе, не допустить превышения учебной нагрузки. Важно и то, что мера ответственности за конечный результат будет в равной степени возложена на педагога и родителей», – сообщила «Фонтанке» начальник отдела образования администрации Центрального района Ирина Асланян. Помимо воспитания и обучения детей, согласно ФГОСам второго поколения, на школы действительно налагается и еще одна обязанность: повышение педагогической культуры родителей. Работа с ними, согласно планам разработчиков, должна предшествовать занятиям с детьми. Предлагаются даже формы, при помощи которых можно будет образовывать взрослых – семинары и тренинги, круглые столы и конференции, собрания-диспуты и лекторий. Новые федеральные образовательные стандарты также предполагают, что ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также... периодической литературы, публикаций, радио и телепередач. При этом дети с 7 лет должны понимать, что эти источники информации могут нанести вред его морально-психологическому состоянию. Отметим, что ФГОСы включают в себя и такие новинки, как характеристика обучающегося по окончании начальной школы и так называемый «портфель достижений». «Это можно проигнорировать, – считает генеральный директор открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов. – С моей точки зрения, никакого портфолио в начальной школе не должно быть. Если школа – дура, она будет его делать, если умная – заниматься другими делами». А вот эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев вообще сомневается в целесообразности внедрения стандартов с 1 сентября: «Программа образования останется практически той же самой. Тем временем, они являются частью системы образования. А она должна прописываться федеральным законом, который еще не принят». Скептически к новым ФГОСам для начальной школы отнеслись и представители Интернет-сообщества. На форумах не понимают, каким образом государство планирует спонсировать воплощение идиллии в жизнь: «Конечно, рекомендаций для стандартов второго поколения много, и они для Новой школы, но у нас пока мало в России типовых образовательных учреждений, которые могли бы соответствовать требованиям, которые рекомендованы в стандартах. Вывод: осваивать будем, примем и не откажемся. Результат: увидим через лет 5-7. Возрадуемся?». Мария Цыганкова, «Фонтанка.ру» http://www.fontanka.ru/2011/01/28/158/ Учителя попросили Медведева отменить новый образовательный стандарт 28.01.2011 16:31 Несколько учителей и специалистов в области образования обратились к руководству страны с открытым письмом, в котором настаивают на отмене нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы. Письмо адресовано президенту Дмитрию Медведеву, председателю правительства Владимиру Путину, спикеру Госдумы Борису Грызлову и министру образования и науки Андрею Фурсенко. В числе людей, подписавших обращение, – поэт Сергей Гандлевский. А также Татьяна Рыжкова, доцент кафедры детской литературы РГПУ им. А.И.Герцена и Ирина Ежова, учитель русского языка и литературы гимназии № 524 Петербурга. Авторы обращения не согласны с тем, что в качестве обязательных предметов для обучения выбраны «Россия в мире», ОБЖ, физкультура и некий «индивидуальный проект», в то время как остальные предметы остаются на выбор учащегося. В письме подчеркивается, что отнесение к числу «предметов по выбору» русского языка, математики, истории и литературы недопустимо. Как говорится в сообщении, размещенном на сайте Министерства образования и науки, для 10-го класса новый образовательный стандарт будет обязательным с 1 сентября 2020 года. Источник: Лента.ру http://www.fontanka.ru/2011/01/28/126/
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Пятница, 04.02.2011, 00:59 | Сообщение # 2 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5722
Статус: Offline
| ФГОСы: уничтожить или переписать 03.02.2011 17:44 Новые федеральные образовательные стандарты вызвали неприятие у городских чиновников и педагогов – они уверены: ни в коем случае нельзя терять уже накопленный опыт, а русский язык и математика должны быть включены в основную программу. Кстати, в рабочей группе создателей новых ФГОСов для старшей школы есть и представитель от Петербурга. Так что это дает надежду, что голос нашего города будет услышан. Впрочем, Петербург тут, конечно, не одинок. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для старшей школы не пнул только ленивый. Отметилось большинство россиян – от премьер-министра до сантехника. Что, в общем-то, неудивительно. Такое ощущение, что они стали логичным продолжением того, чего опасались жители страны после принятия знаменитого федерального закона № 83 (в народе именуемого документом «о бюджетных учреждениях»). Тогда предполагали, что на системе образования реформы скажутся катастрофически – обязательными для изучения останутся лишь несколько предметов, а за все остальное надо будет платить. Сейчас самые худшие ожидания могут обрести реальные очертания. Согласно проекту ФГОС, в учебный план обязательных для старшеклассников предметов должны войти: Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности и выполнение индивидуального проекта. Кроме того, можно будет выбрать курсы из следующих областей: русский язык и литература, родной язык и литература (русская словесность, русский язык, литература, родной язык, родная литература), иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык), общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право), математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала математического анализа, геометрия, информатика), естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология), курсы по выбору (искусство, или предмет по выбору образовательного учреждения, или один курс из предметных областей). Предполагается, что выбрать можно будет один-два предмета из каждой области, но в общей сложности их должно быть не более 7-ми. Кроме того, три (четыре) курса изучаются на профильном уровне, остальное – на базовом или общеобразовательном. Тут, помимо основного (кого вы собираетесь растить?) возникает дополнительный вопрос к чиновникам: как будут составляться тексты ЕГЭ? С учетом базовых знаний? Посложнее? В любом случае, получится, что выпускники, как минимум, окажутся в неравных условиях. «Возможность выбора – это всегда хорошо, но один предмет из каждой области – куцо для общего образования», – считает председатель комитета по образованию администрации Петербурга Ольга Иванова. По ее мнению, в новых ФГОСах для старшей школы нет однозначности. Пока ясно одно – хотя бы русский язык и математику нужно делать обязательными. По мнению представителей петербургской педагогической общественности, главное, чтобы при окончательном принятии ФГОСов чиновники бережно отнеслись к тому, что уже наработано. Впрочем, надежда, что министерство даст «задний ход», действительно есть. Так, 15 февраля глава ведомства Андрей Фурсенко должен был утвердить проект стандартов. Однако этого не произошло – как и законопроект «Об образовании», ФГОСы было решено отдать на суд общественности. С критикой в адрес документа выступил и премьер-министр России Владимир Путин. «Мы не будем подменять собой специалистов, экспертов. Но вопросы такого фундаментального значения для будущего страны, конечно, должны самым широким открытым образом обсуждаться с экспертным сообществом, с общественностью, а потом уже, может быть, эксперименты какие-то нужно провести. Главное здесь – так же, как у медиков – не навредить. Понятно, что изменения нужны, но они должны быть хорошо проработаны и апробированы сначала», – заявил он на заседании президиума правительства страны. И эксперты от образования, и общественность выступают в унисон: ФГОСы как минимум требуют серьезной доработки, как максимум – проект нужно уничтожить и написать заново. «Добровольность выбора учеников, извините, глупость. Человек, будучи даже в старших классах, не может выбрать. Он должен иметь по крайней мере стандарт содержания образования. То есть, если ты не любишь математику, это не значит, что ты не должен иметь представлений об алгебре, геометрии или, по крайней мере, о том, чтобы уметь считать. Если ты хочешь быть математиком или физиком, то ты не имеешь права не изучать литературу и русский язык», – заявил корреспонденту «Фонтанки» эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев. А вот лишь несколько мнений о документе от общественности (из блогов, «Фонтанка» публикует лишь те, что не содержат нецензурных высказываний): – По моему крайнему разумению, следовало бы завернуть этот горе-проект с единственным комментарием: «Какая-то бодяга...» и отправить этих «академиков» перерабатывать его до тех пор, пока текст не станет хотя бы коротким и ясным, – считает kouprianov. – Образно говоря – ФГОС это попкорн без витаминов со всевозможными хилыми добавками для производства тупых и ограниченных россиян, – мнение teenmulti. – У проводимого эксперимента есть и другая сторона, можно сказать, всемирно историческая. Никогда и никому со времен падения Рима еще не удавалось повернуть этот процесс вспять, тем более – в мирное время, при отсутствии больших войн, варварских нашествий и массовых эпидемий. Никому еще не удавалось резко сократить в обществе процент образованных людей, сделать грамотное население вновь безграмотным, – пишет sted-ats-02. А вот выдержки из открытого письма петербургской учительницы русского языка и литературы Марии Чистяковой, опубликованного на сайте городского родительского комитета: – В общем, я не хочу быть обслуживающим персоналом в государстве, высшие эшелоны власти в котором стали собранием дельцов, превративших в торговлю или в платную услугу все и вся. – Я не хочу работать в ситуации, когда государство будет иметь право в будущем в зависимости от ситуации менять свой «заказ на услугу» школам, я не хочу работать по такому «заказу», за которым не стоит никакого принципа, кроме рыночного. – Я не хочу работать по стандартам, в которых нет содержания. – Я не хочу воспитывать, обучая, я хочу учить, воспитывая. - Я не хочу получать деньги от государства, которое уничтожает на глазах то, что создано поколениями его граждан. Уничтожает в лице творческих художественных школ, науки, обязательной литературы и многого другого ту самую русскую культуру, благодаря которой это государство еще существует до сих пор. – Я не хочу применять свои способности и таланты там, где происходит постепенное уничтожение самих основ национальной культуры. А родители должны понять, что культура их собственного ребенка – это с введением новых государственных образовательных стандартов старшей школы только их задача и ничья более». Мария Цыганкова, «Фонтанка.ру» http://www.fontanka.ru/2011/02/03/130/
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Пятница, 04.02.2011, 01:00 | Сообщение # 3 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5722
Статус: Offline
| Путин не одобрил введение новых образовательных стандартов 02.02.2011 19:40 Премьер-министр Владимир Путин считает несвоевременным введение новых образовательных стандартов, которые вызвали бурную негативную реакцию в обществе. Глава правительства поручил Минобрнауки на это отреагировать, сообщает «Эхо Москвы». Обращаясь к министру образования и науки Андрею Фурсенко, Путин заметил: «Если ваши эксперты решили сделать физическую культуру единственным обязательным предметом в школе, то мне кажется, они перестарались». Однако Фурсенко в ответ уверил премьера, что в предложении речь не идет о том, что обязательными предметами останутся только ОБЖ и физкультура. Он пояснил, что указанные предметы – единственные, к которым должны предъявляться одинаковые требования для всех учеников, вне зависимости от того, какое направление (гуманитарное или техническое) они выбрали. Остальные же предметы, не считая десяти обязательных, ученик мог бы выбрать самостоятельно, исходя как раз из того, гуманитарий он или техник. Но и это не удовлетворило премьера: в возможности выбора ученика Путин также усомнился, сказав – «это еще даже не студент, и в таком возрасте человеку трудно принять окончательное решение». Напомним, в Рунете проходит сбор подписей под открытым письмом против образовательных стандартов. http://www.fontanka.ru/2011/02/02/164/
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Пятница, 04.02.2011, 01:00 | Сообщение # 4 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5722
Статус: Offline
| К новым образовательным стандартам в Петербурге переобучили 1,5 тысячи учителей 03.02.2011 13:19 Для перехода на новые федеральные государственные стандарты для начальной школы были переподготовлены более 1 500 учителей. Об этом корреспонденту «Фонтанки» сообщил ректор академии постдипломного образования учителей Степан Жолован. По его словам, подготовка проходила не только на базе академии, но и в районных информационно-методических центрах. Председатель комитета по образованию администрации Петербурга Ольга Иванова также сообщила, что на закупку учебников в этом году в общей сложности выделено 50 миллионов рублей. В эту сумму входит и покупка совершенно новых пособий для занятий по новым программам. Ольга Иванова отметила, что за счет средств бюджета города школьники обеспечиваются учебниками в среднем на 70 процентов. http://www.fontanka.ru/2011/02/03/068/
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Пятница, 04.02.2011, 22:23 | Сообщение # 5 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5722
Статус: Offline
| Ректор МГУ против ранней специализации школьников 04.02.2011 15:51 Школьники должны получать базовые знания, а не стремиться к ранней специализации, сказал сегодня на пресс-конференции ректор Московского государственного университета имени Ломоносова Виктор Садовничий, комментируя общественное обсуждение образовательных стандартов для старших классов. «Я не сторонник ранней ориентации школьника на естественные или гуманитарные науки. Мой опыт говорит, что это не продуктивно. Скорее всего, надо быть хорошим школьником, а потом уже выбирать свой путь», – отметил Садовничий. По мнению ректора, обязательными в школьной программе должны быть: математика, физика, химия, биология, русский язык, литература, история. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сегодня сообщил, что образовательные стандарты для старших классов, обсуждение которых активно ведется в обществе, должны получить широкую общественную поддержку, и только потом они могут быть одобрены. Ранее премьер-министр Владимир Путин заявил, что решение о новых образовательных стандартах будет принято только после общественного обсуждения. В среду на заседании президиума правительства премьер-министр призвал Минобрнауки проанализировать с экспертами и ни в коем случае не спешить с внедрением новых образовательных стандартов в школах. По словам Фурсенко, апробация нового стандарта для старшей школы начнется не раньше сентября 2013 года, а установленный срок повсеместного внедрения стандартов – 2020 год – не является обязательным, передает РИА Новости. http://www.fontanka.ru/2011/02/04/111/
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Пятница, 18.02.2011, 04:07 | Сообщение # 6 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5722
Статус: Offline
| ЕГЭ изменят под новые образовательные стандарты 16.02.2011 19:00 Форма и содержание Единого государственного экзамена (ЕГЭ) должны быть изменены так, чтобы соответствовать новому Федеральному государственному стандарту образования для старшей школы, который разрабатывается в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Об этом сообщил один из разработчиков стандарта, управляющий директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. Как рассказал Кондаков, в настоящее время ЕГЭ «подогнан» под неутвержденный образовательный стандарт 2004 года. «Поскольку в данном случае мы говорим о новых требованиях к результатам в стандарте, то формат проведения, содержания ЕГЭ должны быть изменены», – цитирует издателя Lenta.ru со ссылкой на «Интерфакс». Изменения в госэкзамен будут вводиться после утверждения стандарта. Проект нового ФГОС для старшей школы был вывешен на сайт Министерства образования и науки (МОН). Стандарт предписывает, что начиная с 9-го класса школьники смогут во многом самостоятельно составлять себе программу обучения. В общей сложности ученикам будут преподаваться девять или десять предметов, из которых четыре (физкультура, основы безопасности жизнедеятельности, новый предмет «Россия в мире» и индивидуальный проект) будут у всех школьников. Остальные предметы делятся на группы – филология, иностранный язык, общественные науки, математика и информатика, естественные науки. Школьники должны будут выбрать себе шесть или семь предметов из этих групп, причем три или четыре должны изучаться на профильном уровне, а остальные – на базовом. http://www.fontanka.ru/2011/02/16/151/
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Воскресенье, 20.02.2011, 03:48 | Сообщение # 7 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5722
Статус: Offline
| Фурсенко: нанонаукам будут обучать в школе 19 Февраля 2011, 21:33 Все последние дни только помучившись можно было зайти на сайт Министерства образования и науки РФ. Но такая перегруженность сайта – даже хорошо. Она свидетельствует, как активно наши граждане пользуются запущенным президентом России форматом всенародного обсуждения системных законов. А вслед за «Законом о полиции» теперь это – «Закон об образовании», особенно нашумевший проект новых учебных стандартов для старшеклассников. «Нашумевший», потому что в первоначальном (и, кстати, очень мутно, по-чиновничьи, составленном) тексте, в частности, предлагалось оставить старшеклассникам только четыре обязательных предмета – при этом без русского языка. Но вот теперь на сайте уже подправленный документ. – Гость студии программы «Вести в субботу» министр образования и науки Андрей Фурсенко. Здравствуйте, Андрей Александрович. – Здравствуйте. – Андрей Александрович, а зачем нужно было вообще задумываться о новых стандартах образования, старые-то чем плохи? – Ну, надо начать немножко с другого. С того, что мы недовольны тем образованием, которое сегодня есть. Если бы оно нравилось, то, наверное, все это не стоило делать, но поскольку большинство людей предъявляют большие претензии к образованию на всех уровнях, начиная с дошкольного и кончая послевузовским, то, наверное, все-таки менять что-то надо. – Вас удивило, чем обернулось это общественное обсуждение, вообще стоит оно того? – Ну, общественное обсуждение, оно по определению стоит того. Потому что, собственно, работаем-то мы для общества. Но как оно шло, и какие аргументы выдвигались, кое-где вызывало вопрос. – Ну, это общая панорама. Давайте по существу. Все-таки, какие предметы будут обязательными для старшеклассников по новым образовательным стандартам? – Я знаю, что нехорошая манера отвечать не на вопрос, а на что-то свое, но я хотел бы начать с другого. Есть общий принцип. Должны ли мы жестко поставить человека, даже довольно взрослого человека – старшеклассника, в колею, которую мы придумали там 20, 30, 40 лет тому назад и гнать по этой колее? Или все-таки сегодня наши ребята уже достаточно взрослые для того, чтобы определить, что они хотят учить и кем они хотят быть после того, как закончат школу. Если второе, то тогда надо говорить о том, какие предметы в каком виде должны преподаваться в школе. Тем более, что я могу сказать, так, честно, отвечая и на свой и на ваш вопрос, происходит же голосование ногами. У нас сегодня де-факто примерно треть старшеклассников учится в экстернате. Это значит, что они законно или так, полузаконно, не посещают школу, а получают знания от репетиторов, дома. И это означает, что они не удовлетворены тем, как построен учебный план. И они считают, что они лучше знают, чего им учить и как учить. – Один пример из личной жизни. Я когда заканчивал школу, у меня вот здесь были все эти алгебры и физики, потому что я чистой воды гуманитарий. Справедливости ради, правда, я должен сказать, что моя первая работа называлась корреспондент отдела науки «Комсомольской правды». Я к ужасу своему, к ужасу понял вдруг через два года после окончания школы, что я сижу с учебником физики, потому что все-таки эти знания потребовались. – Ну, конечно. – Тем не менее, всем понятно, что, действительно, старшеклассникам хотелось бы выбрать некую специализацию, о чем вы сейчас говорили, но я вернусь все-таки на вопрос раньше. Какие все-таки четыре обязательных для всех предмета предусмотрены вот этим новым стандартом и четыре ли? – Нет четырех обязательных предметов. – Так. – Не было, нет и не будет. – А как же этот список – ОБЖ, «Россия в мире», физкультура, индивидуальный проект? – Ну, это не очень удачная подача тех предметов, которые должны быть одинаковыми для всех, независимо от того, выбираете вы себе путь гуманитарный, естественнонаучный или вообще хотите в будущем стать человеком искусства или, может быть, высококвалифицированным рабочим. Вот, независимо от этого, человек должен быть здоров, а для этого нужен спорт, физкультура. Человек должен быть готовым к превратностям нашей жизни. Это, к сожалению, сегодня гораздо больше актуально, чем было, скажем, 20-30 лет тому назад. – Это курс ОБЖ? – Это курс ОБЖ. – Индивидуальный проект – тоже более менее понятно, а вот «Россия в мире» – это курс, я так понимаю, коктейль географии, истории, экономики? – Здесь разные точки зрения наших известных ученых, специалистов. Я эти точки зрения знаю. Думаю, что будет гораздо лучше, если вы пригласите к себе в студию этих людей, я могу назвать их фамилии, ну, например, последний разговор у меня был с Александром Ивановичем Чубарьяном, который к этому курсу идет от истории. Александр Георгиевич Асмолов рассматривает этот курс как курс больше самоидентификации российских школьников в стране и в мире. Я думаю, что гораздо интереснее, если вы спросите их. Потому что с самого начала эти стандарты, эти курсы ориентированы на то, что мы принимаем общие решения, а потом начинаем вместе со специалистами, и не только со специалистами, с представителями общества, гражданских институтов работать над ним. – Четыре обязательных предмета, стандарты – это одинаково для всех? – Да. – А что неодинаково для всех? Давайте такой провокационный вопрос задам. Может статься так, что, например, парень или девушка – технарь по свойству ума, выбирая среди остальных дисциплин, может вообще отказаться от русского языка, от истории, от географии, сконцентрироваться только на своей физике, химии и так далее? – Не может. В принципе не может, и именно для этого есть некая структура вот этого нового стандарта, где на каком-то уровне каждый из школьников должен изучать литературу, должен изучать историю, гуманитарные науки, должен изучать естественные науки. И при этом иметь достаточно большую свободу к тому, чтобы присоединить к этим предметам еще что-то, что ему очень интересно и на его взгляд важно. – Каков в таком случае список вот этих обязательных областей, которые, все-таки, любой человек должен изучать, продвинуто или поверхностно, но все-таки изучать? – На сегодняшний день я могу сказать, какой список областей возник после первого, я бы сказал, круга обсуждений. Это, ну, то, что условно называется филология, это не самое удачное название, но, тем не менее, включает и русский язык, и литературу на том или ином уровне изучения. Это иностранные языки, это математика, которая включает сегодня и информатику. Но информатику, понимаемую не как умение нажимать кнопки на компьютере, а как понимание того, что мы живем в век цифры. Это естественные науки, это общественные науки, которые тоже могу компоноваться по-разному. – Я просто еще раз уточню. Если с колокольни гуманитария смотреть, то есть, например, если бы я учился сейчас в средней школе, то я бы, будучи гуманитарием, продолжал бы изучать математику, но, например, не был бы обязан изучать алгебру и начало анализа, который мне, как гуманитарию, действительно лишнее? – Ну, высшая математика, я об этом однажды уже говорил, и могу повторить, я не уверен, что это самый необходимый предмет в школе. – Что делать школьнику, если он ошибся с выбором. Вот он набрал себе корзину предметов, четыре обязательные, которые мы обсудили. И он берет себе, грубо говоря, там продвинутую филологию, продвинутую географию, проучился полгода. Понял, нет, я хочу скорее алгебру и начало анализа. Есть возможность сменить? – Знаете, сначала отвечу на ваш вопрос – есть. Но я вообще считаю, что в нашей дискуссии, дискуссии не только с Вами, а более широкой, сделана одна системная ошибка – мы вдруг уперлись вот в эти два года. Мы почему-то считаем, что то, что было до этого, это не важно. И мы не понимаем, что после этого еще огромная жизнь, причем в наших условиях, это жизнь, в которой человеку надо постоянно учиться. Поэтому вы знаете, и мы с вами, по-моему, даже как-то говорили об этом, что очень много поворотов в жизни, когда потребуются новые знания, причем, достаточно существенно отличающиеся от того, что вы уже получили. Потребуются новые подходы. Школа – это замечательное время, когда человек может бесплатно, я подчеркиваю, за счет государства, бесплатно для себя, получать базовые знания во многих областях. Мы хотим, чтобы эти знания были достаточно хорошими, чтобы они были доброкачественными. При этом человек в школе должен научиться учиться. Он должен научиться менять направления своей деятельности и быстро получать необходимую дополнительную информацию и дополнительные новые знания. И начинать этому учиться надо точно не в старшей школе. Вот для меня несколько удивительно, что мы такое большое внимание сейчас уделяем последним двум классам и гораздо меньше внимания уделяем тому, что называется основной школой – с 5-го по 9-й. – Конечно. – А ведь русский язык, условно говоря, он вообще должен изучаться не в последних классах. Когда я учился, я не знаю, когда учились вы, я кончал 10 классов, русский язык в 8-м классе кончался. – У меня тоже он в 8-м классе закончился. В 9-10 была литература, и, по-моему, один урок в неделю был русский. – У нас не было уроков русского языка, но за каждое сочинение ставилось две оценки – за русский язык и литературу. И если были пробелы с грамотностью, то учитель всегда говорил – вот поработай с этими правилами. В принципе, можно было получить консультацию, поддержку со стороны учителя. – Как этот новый стандарт соотносится с ЕГЭ. Придется ли менять вопросники Единого госэкзамена в силу введения новых стандартов? – Ну, они все время меняются. И будут меняться дальше. Это связано даже не с новым стандартом, это связано с тем, что у нас меняются предметы, меняется жизнь. И те знания, которые мы получали, например, на уроках физики 10 лет назад, они отличаются от того, что мы получаем сегодня. – Ну да, с тех пор вручено несколько нобелевских премий, которые поменяли наши представления. – Слово «нанотехнология» стало модным последние 3-4 года. Но через 10 лет, я думаю, будут вопросы по нанонаукам, по нанотехнологиям, без этого не уйти. – Мельком помянули очень важную тему. Все-таки – платно или бесплатно все это? – Бесплатно. У нас есть абсолютно точное понимание, я думаю, у всех есть, что есть нагрузка, есть время, которое по медицинским показаниям ребенок может проводить на уроках, – 36 часов. И эти 36 часов оплачиваются бюджетом. И наша задача сделать так, чтобы они были максимально эффективно использованы ребятами. Чтобы за эти часы они получили максимум возможного. Если после этого они захотят в каких-то кружках что-то новое узнавать, то, в принципе, это может оплачиваться бюджетом. И новые подходы к обучению, стандартам позволяют это. Но где-то, наверно, могут быть и другие подходы. – То есть другие подходы только в плане факультативов, что касается школьной программы, это все останется бесплатно? – Однозначно. – В завершение нашего разговора пару вопросов не про среднюю школу и старшие классы, а про высшую школу. Построю вопрос так. Мне очень повезло, я по прописке закончил очень хорошую московскую школу, школу Ямбурга. Конечно, Вы с Евгением Александровичем знакомы. Вот я недавно зашел к Евгению Александровичу в гости, и у него на входе в кабинет висит замечательная картина, хорошая картина, сделанная хорошим художником. Выясняется – выпускник нашей школы. Это открытая история, поэтому я имею право ее пересказать. У него одно из тех заболеваний, когда люди не разделяют слова при написании, он их все пишет слитно. Он по этой причине сдать ЕГЭ не сможет никогда в жизни, но он талантливейший художник. Таких людей с разными исключениями довольно много, и как же им поступать в высшую школу, в вузы при том, что они не смогут сдать ЕГЭ? – А можно встречный вопрос вам задам? Вот если честно подходить к экзамену – сочинению, которое было до всех ЕГЭ, вот он честно, по требованиям, которые предъявлялись в школе, мог его сдать или нет? – Не знаю. – Ну, а как он мог сдать – есть требования к сочинению, к его написанию, там должны быть различимы слова. Есть несколько ответов. Первый, вообще в законе написано, что люди, которые имеют некие проблемы со здоровьем, могут сдавать экзамены не в традиционной форме. Это оговорено в законе, и это является императивом. Но есть и вторая вещь. Есть общие требования. Ну, например, что человек должен быть элементарно грамотен. Если он неграмотен, то он может быть великим художником, великим музыкантом, но он не имеет право поступить в высшее учебное заведение. Я скажу, может быть, крамольную вещь, но нигде не написано, что великий музыкант обязательно должен иметь университетский диплом. – Андрей Александрович, сейчас завершу нашу беседу ссылкой на несколько сюжетов, которые были в эфире «Вестей». Они касались того, что ребята, поступающие в творческие вузы, как их принято называть, актерские, художественные, попадают сейчас в довольно странную ситуацию, связанную с тем, что Россия присоединилась к болонскому процессу. Как может быть художник-бакалавр и художник-магистр или актер-бакалавр и офицер-магистр, как это можно объяснить? Вопрос совсем не про среднюю школу, но вот он проявился сейчас на поверхности? – А как может быть художник-специалист? Почему слово «художник-специалист» вам не режет слух, а слово художник-бакалавр режет слух? – Ну, «специалист» – это запись в дипломе. Но вот эта двухуровневая система? – В дипломе запись, там написано – «художник» или «музыкант». Это формальная вещь. Это человек, который получил высшее образование, в консерватории или в каком-то другом месте. Собственно говоря, он является художником, музыкантом, дирижёром, а кого волнует, бакалавр он или не бакалавр, если он, действительно, великий музыкант. Вот я это понять не могу. – Чтобы завершить. Сколько еще продлится общественное обсуждение стандартов образования? – Столько, сколько потребуется. – То есть, это не означает, что они вступят в силу в следующем году? – У нас как бы прошел первый круг обсуждений, появились некие соображения. Единственный мой призыв – обсуждать сущностную составляющую, отталкиваясь от единых, главных принципов, от того, что мы хотим получить для наших ребят, понимая, что именно ребята – это главное, ради чего создается образование, не ради тех, кто учит, а ради тех, кто учится. И после этого, вот исходя из этого, смотреть, что будет лучше для них. И вот когда мы поймем, какой подход лучше, мы должны принять решение. – Ну, у нас, у людей, работающих со словом, тоже, в свою очередь, встречный призыв: вы уж попросите своих экспертов и чиновников на простом русском языке писать эти документы, очень трудно разобраться. – Ну, знаете, есть два вида документов. Вот есть документ, который не пишется для всех, он пишется для Минюста, пишется для того, чтобы был принят какой-то бюрократический закон. – Но этот-то оказался для всех? – Он оказался для них, а вывели его на суд всех. – Все, что ни делается, все к лучшему. Спасибо. Гостем нашей студии был Андрей Фурсенко, глава Министерства образования и науки. http://news.mail.ru/politics/5368418/?page=1
|
|
| |
|