Елена_Фёдорова | Дата: Четверг, 22.05.2014, 23:42 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
| КОМИИНФОРМ
-Куда идти! kudaidti.com
Лайфстайл - 22 мая 2014
Олег Погудин: «Нельзя убивать людей!»
В рамках регионального проекта «Палитра голосов России» в Сыктывкаре с единственным концертом выступил «серебряный голос России», Заслуженный артист РФ, исполнитель романсов Олег Погудин. В столицу Коми он привез свой оркестр – домру-приму и альт, гитару, скрипку, баян, виолончель и контрабас. Вместе с музыкантами – настоящими виртуозами своего дела – он выступает с 2000-го года, а с гитаристом – с 1991-го.
Для сыктывкарцев, которые забили зал республиканской филармонии до отказа – несмотря на стоимость билетов от полутора тысяч – не хватило даже приставных стульев на галерке. В основном, это были зрители среднего и старшего возраста. На концерте был замечен политический бомонд: несколько руководителей республиканских ведомств, председатель следственного комитета.
Зрители на галерке признавались, что купили билеты еще в марте, опасаясь, что их не хватит. Так оно и оказалось: попасть на Погудина старались всеми правдами и неправдами. Зрительница по имени Наталья рассказала, что билет ей подарила подруга, невольно исполнив ее мечту. Руководитель Агентства РК по туризму Юлия Рыбакова поведала, что вся ее семья, благодаря отцу, «выросла» на творчестве Олега Погудина. Она старается не пропускать его выступления в Санкт-Петербурге и не упустила возможность послушать любимого исполнителя в Сыктывкаре. Врач-отоларинголог Валериан Габов приехал на концерт из Корткероса. По его словам, это «эстрада высшей пробы», но особенно он ждет второго отделения, где певец вместе с залом обещал совершить виртуальное путешествие по западным странам и исполнить песни, «на которых мы выросли», на разных языках.
Для сыктывкарцев Олег Погудин выбрал одну из традиционных программ. Их у него несколько десятков из более чем пятисот композиций: песни военных лет, Вертинский, Пушкин и Лермонтов, французский шансон, итальянские песни, Окуджава, народная песня, советская лирика, духовные песнопения иеромонаха Романа. Как правило, на гастролях он выстраивает программу незадолго до выступления, стараясь угадать настроение и ожидания публики. Последняя устроила ему овации авансом, как только ведущая объявила имя любимого певца.
Начал он с традиционных «Ночь светла», «Утро туманное», «Отвори потихоньку калитку», «В лунном сиянии» и других образцов классики романса. Под серебряный голос певца публика оказывалась то в дворянской усадьбе 19 века, то в одесском ресторане накануне отплытия философского парохода. Публика любовалась на точеную фигуру артиста, его пластичные жесты и периодически подносила кумиру цветы.
В перерывах между исполнением худрука и солиста зал «рвал» оркестр. Ироничная виртуозная игра музыкантов с соло то баяна, то скрипки с еврейско-балкано-венгерскими вариациями взрывала зал. Надо сказать, что Погудин – единственный из исполнителей проекта, который привез собственный коллектив. Его предшественники, среди которых Евгения Смольянинова, Ольга Чиркова, Леонид Сметанников выступали под аккомпанемент оркестра «Асъя кыа».
В антракте публика спорила о степени холодности и душевности исполнения. Мнения поклонников романса разделились: одни считали его исполнение слишком холодным и академичным, кого-то он трогал до глубины души.
Во втором отделении вместе с Погудиным зрители побывали в Италии, Сицилии, Испании, Германии, Франции и вновь вернулись в Россию. Во время исполнения на французском эмигрантской вариации «Ехали цыгане, не догонишь» он разыграл целый мини-спектакль о трагическом одиночестве кабацкого философа. Окуджава («Эта женщина в окне») в исполнении Погудина неожиданно трансформировался в танго.
Завершился концерт окуджавским «Две верных подруги – любовь и разлука». Однако публика и не думала отпускать артиста и бешеными аплодисментами вперемешку с «браво» вынудила его исполнить на бис романс духовного содержания о неизбежной дороге к храму и святому источнику.
______________________________________________________________
Совершенно другим человеком, стряхнув сценический образ пластичного эстета, предстал Олег Погудин на короткой пресс-конференции, скорее, похожей на теплую беседу журналистов с маэстро. Певец вышел к ним в коричневой футболке и накинутой поверх джинсовой куртке после двадцатиминутного осмотра фониатром. Накануне концерта он почувствовал себя плохо, с первыми потоками ливня, обрушившегося на Сыктывкар в начале седьмого вечера, самочувствие улучшилось, но осмотр врача после двухчасового выступления все же потребовался.
Певец просил особенно поблагодарить сыктывкарскую публику. Такого теплого приема, по его словам, он не встречал давно. Не обидела его и внезапно разразившаяся во втором отделении «эпидемия» мобильных звонков. Во время исполнения а капелла одной из итальянских песен ему даже пришлось сделать характерный жест рукой в зал, прося прекратить вакханалию гаджетов.
- Пожалуй, так меня встречают только на Западе наши бывшие соотечественники, - признался он. – Это вообще свойственно Северу, и тем особенно ценно.
Отвечая на порой дежурные вопросы журналистов, исполнитель тщательно подбирал слова, стараясь дать исчерпывающий ответ. Речь шла об уровне культуры, политической ситуации, характере публики и о многом другом.
Вопрос о «золотом» голосе России по аналогии с его «серебряным» Погудину не задавали ни разу.
- «Серебряным голосом России» меня назвали в радиопрограмме в 94-95-м году в Санкт-Петербурге. Это эпитет, это имело отношение к тембру голоса, причем в материале Серебряного века и точном соответствии жанру. А меня порадовало очень это определение своей точностью: голос лирический, тембр светлый, педагоги-вокалисты иногда даже говорят «серебристый». Это не пьедестал с медалями, это не ювелирная лавка. «Золотых» голосов России я на своей творческой дороге встречал человека три-четыре. В моем случае, почему я не отталкиваюсь от этого прозвища, почему не уничтожаю его в сопоставлении со своей работой, не убираю афиш – потому что это художественное совпадение. И это бесценно, когда тебе дают такое прозвище – значит, тебя полюбили. Значит, тебя хотят видеть таким, какой ты есть и даже лучше, чем ты есть. Это твой идеал, которого ты никогда не достигаешь. И поскольку это художественная правда, я этим прозвищем уже дорожу.
Куда Идти: Исходя из какого принципа вы выстраиваете накануне выступления программу? Многие ждали от вас сегодня Вертинского, Козина, менее известные романсы.
- Принцип формирования программы накануне выступления совершенно не сработает в классическом пении, я уж не говорю о спектакле или концерте камерной музыки. А вот в концерте городской музыки это не только возможно, но и спасительно, потому что у зала есть настроение. Оно зависит от многих причин, в том числе от сегодня разразившейся грозы. Мы чуть-чуть задержали концерт, потому что я почувствовал себя нехорошо. А потом, когда рухнул дождь, сразу стало все нормально. Бывает, какие-то события, произошедшие в мире или в отечестве, на которые мы не можем не реагировать, влияют на настроение зала. Принимают всегда хорошо, и не потому, что мы такие хорошие, а потому, что мы работаем на потрясающем материале: эти песни невозможно не любить, если есть хоть какой-то культурный уровень. Бывает прием сразу мощный, яркий, бывает уровень погруженный, бывает, когда нужно познакомиться и договориться. И тут важно иногда иметь возможность менять песни. Иногда ты меняешь одну в программе – и все сходится. А это чувствуется.
Если у нас монографические программы – Вертинский, Пушкин, Лермонтов, итальянская песня, то там более лимитированный репертуар, к тому же это уже сложившиеся спектакли, когда существует определенная история, которую я играю, и изменить ее в рамках этого материала я не могу. Мне важно, чтобы материал подходил мне. Хороших романсов все меньше, великих – еще меньше, и еще меньше тех, что нравятся лично мне, так что круг постоянно сужается.
- На сцене вы человек вне времени, вне эпохи. А как вы соотносите себя в жизни с современностью?
- Ну, в жизни я в смокинге не хожу. Во фраке, правда, бывает, если есть необходимость. Простое правило искусства – во всем должна быть мера. Так и в жизни: главное – соответствие. Нельзя прийти в шортах храм, простите за резкие вещи. Вчера я вернулся с Кипра. В Москве в очередной раз заезжаю в монастырь – и не устаю поражаться соотечественникам. Я церковный человек, это для меня вещи дорогие. И вроде уже почти можно назвать религиозной пропагандой то, что происходит в СМИ, – и все равно – мужчины и женщины в шортах идут в монастырь. Это к вопросу о соответствии.
- Что из проблем современности вас волнует сейчас? Ну, из последнего: победа существа с бородой на Евровидении, события на Украине?
- Я не стараюсь избегать того, что происходит, и стараюсь не очень погружаться. Существо с бородой меня не интересует, поскольку меня совершенно не интересует Евровидение. Это мероприятие, достойным уважения я не считаю. Другое дело, когда было Евровидение ABBA, Силен Дион, Тото Кутуньо – этот другое, те времена прошли. Сейчас это непонятно что, прежде всего по качеству музыки и того, что там представляется. Одеться можно как угодно, бываtт, что откровенные фрики бывают большими артистами. Но тут – просто не о чем говорить.
Что касается Украины, то это просто открытая рана. И я реально часто ощущаю, как она кровоточит. Не только в том смысле, что моя мама с Украины, и это земля мне знакома и близка, я ее люблю. Знаете как? Точка невозврата уже пройдена. После Одессы она точно пройдена. Я не понимаю, как будет дальше. Не первая эта ситуация в истории в отношении наших народов, они никогда не были простыми: не было безоглядной любви, но не было и безоглядной ненависти. Но меня очень серьезно угнетает сложившаяся и в нашем обществе, и на Украине, и в Европе теперь крайняя регрестичность и абсолютно какая-то зашоренность, негибкость и очень быстрая и легкая способность ненавидеть. Это ужасно! Когда мы это допустили? В конце концов, многое можно пережить и перенести. Нельзя исправить одну вещь: смерть. Когда кто бы то ни было, левые, правые, радикалы каких угодно национальностей и вероисповеданий доходят до черты, когда можно убить человека ради торжества идеи, для меня прекращается какое бы то ни было сочувствие и понимание этих движений. Человека убивать нельзя! Нет ничего дороже человеческой жизни. Поэтому я от этого не отгораживаюсь, просто понимаю, что сделать ничего не могу.
Сколько мог, в разговорах с разными людьми во время поездок и гастролей на Украину я пытался говорить о том, что есть человек. Нет украинца, русского, левого, правого, есть человек, которого ты можешь полюбить. Если ты его полюбишь, тебе будет безразлична его национальность. Если же он тебе неблизок, то постарайся, чтобы твое сердце не наполнилось ненавистью. Потому что за это будешь отвечать ты. Такое же сложное отношение у меня к гикающему ура-патриотизму. Я не верю в абсолютно белое и в абсолютно черное, с какой бы стороны оно ни было. Знаю только одно: нельзя убивать людей!
Полина Романова, фото Ивана Федосеева
http://www.kudaidti.com/journal/432/
|
|
| |