Елена_Фёдорова | Дата: Пятница, 02.09.2011, 00:17 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5720
Статус: Offline
| Красное Село в жизни Олега Погудина
Игонен Д., Заикина Я. (Школа № 380, 8 кл.)
Родословная родителей
Род Погудиных и по матери, и по отцу происходит из свободных православных крестьян, поэтому по церковным книгам можно проследить их родословную до 16-17 веков. Предки матери, Самариной Людмилы Васильевны, жили в Рязанской области на реке Майдана. В эти места после присоединения Польши к России переселили поляков. Отсюда в роду у Самариных польская кровь. По церковным книгам родословная Самариных прослеживается до 1650 года. Предки отца, Погудина Евгения Владимировича, проживали в Вятской губернии. Записи в церковных книгах найдены до 1580 года. Жили Погудины в одном месте. Здесь было 2 поселка. Один назывался Погудинский. В десяти километрах от этого поселка находилось поселение Брызгалов. Эти два населенных пункта постоянно обменивались женихами и невестами. Фамилия Погудины происходит от слова «гудок» народная скрипка. «Гудочниками» называли людей, которые на этих скрипках играли. По Толковому словарю Даля слово «погудка» означает песенка. Погудины пели во многих поколениях. Они всегда были поющими людьми, с хорошими голосами. Двоюродный брат отца, Борис Погудин, во время службы в армии был солистом ансамбля песни и пляски Советской Армии Ленинградского военного округа. После армии он окончил консерваторию и уехал в Ереван. Там стал солистом Ереванского оперного театра. После распада СССР вернулся в Россию. Сегодня он солист Новгородской филармонии. Ему 65 лет.
Родной брат Бориса Погудина, Владимир окончил в Ленинграде музыкальное училище по вокалу при консерватории. Одно время он пел в хоре Малого оперного театра. В 28 лет его дорога с пением разошлась. Незаурядными музыкальными способностями обладает отец Олега Погудина, Евгений Владимирович. Он хорошо поет, у него красивый голос. В детстве он играл на баяне. Играть на баяне его учил дядя. В музыкальной школе Евгений Владимирович не учился, так как такой школы не было там, где прошло его детство. Сегодня Евгений Владимирович немного играет на гитаре.
Говорить Олег Погудин начал в 1,5 года. Слова произносил очень чисто, хорошо запоминал стихи. По словам родителей, Олег начал петь в 2,5-3 года. Что слышал, то и пел. Очень четко и ясно передавал мелодию, правда, не понимая содержания песен, придумывал к ним свои слова.
Отец и мать. Методы и принципы воспитания детей
Отец, Погудин Евгений Владимирович, родился на Камчатке, а мать, Самарина Людмила Васильевна, в городе Владимир-Волынский на Западной Украине. Встретились они в Москве. В то время они учились в МВТУ имени Баумана. Отца по окончанию этого учебного заведения распределили в город Ленинград. Туда же перевелась и Людмила Васильевна. Так родители Олега Погудина оказались в городе на Неве. Здесь они поженились. С 1967 по 1970 год они снимали комнату в Сосновой Поляне на улице Гарькавого, д. 33. В 1970 году им дали две комнатушки в поселке Горелово. Почему в Горелово? Поближе к месту работы родителей. Они работали во ВНИИТрансмаш. Людмила Васильевна работала инженером-конструктором. На ее счету 6 изобретений. Евгений Владимирович в 2007 году отметил 40 лет своей работы во ВНИИТрансмаш. Из этих 40 лет более 20 лет он был заместителем генерального директора по испытанию бронетанковой техники. На его счету 196 научных трудов, 10 изобретений, 7 патентов. Сегодня он кандидат технических наук, академик.
У родителей Олега Погудина семьи одинаковые: отцы военные, матери учителя. Поэтому взгляды и принципы воспитания детей у них были схожие. Все и хорошее, и плохое ребенок получает в семье. Для Олега Погудина родители были главным источником воспитания и важнейшей средой формирования его личности. Неизгладимый след в личности ребенка оставила вся атмосфера семейной жизни, уровень нравственности родителей и их жизненные идеалы, манера общения с людьми. Дружная, культурная, отзывчивая семья Погудиных, в первую очередь, формировала в своих малолетних сыновьях самостоятельность, ответственность и трудолюбие. Другими методами воспитания в семье были доверие, убеждение и требовательность. Принцип доверия выражался в том, что родители не стояли над душой, когда дети что-то делали. В семье было не принято проверять их домашние задания. Сыновья всегда были равноправными членами семьи. Все решения, которые их касались, родители принимали вместе с ними. Строгими они были тогда, когда это было необходимо. Мать с отцом старались как можно раньше научить своих детей читать. Олег начал читать в 3,5 года. Родители серьезно занимались подбором книг для детей. Олегу книги подбирали такие, которые помогали бы его развитию. Книг в семье было всегда много, хотя их в то время было трудно достать. Сегодня у них большая хорошая библиотека. Приобретались серьезные произведения, которые останутся на века: покупали Достоевского, Паустовского, Булгакова и других авторов. Вспоминая дошкольные и школьные годы, Людмила Васильевна рассказала нам: «До 6 лет Олег был большим фантазером, любил сочинять сказки. В игрушки превращал все, что угодно. Строил какие-то замки... Самостоятельным он стал рано. В 7 лет Олег сам ходил в детскую стоматологическую поликлинику лечить зубы. Врачи-стоматологи удивлялись и умилялись, глядя на такого самостоятельного смелого пациента». С помощью родителей Олег вырабатывал в себе огромное трудолюбие и фантастическую ответственность. Он не был силен физически, мог падать от усталости, но если ему что-то нужно было выполнить, тем более, если он это обещал, он это обязательно делал.
Годы учебы в школе
В Красном Селе семья Погудиных жила с 1975 года по 1987 год, на улице Освобождения, д. 26, кв. 44. Этот дом для своих работников построил ВНИИТрансмаш. В школу Олег пошел в шесть лет. Для того, чтобы его взяли в школу досрочно, родителям пришлось получать на это разрешение в РОНО Красносельского района. Девять лет Олег учился в Красносельской школе № 270. Третий класс он провел в городе Орле. Здесь жили бабушка и дедушка со стороны отца, Евгения Владимировича Погудина. Дело в том, что Евгений Владимирович в это время писал кандидатскую диссертацию. В семье было уже двое детей: Олег и Игорь. Игорю не было тогда и двух лет. С двумя детьми писать диссертацию очень трудно. Поэтому на семейном совете решили Олега отправить к бабушке и дедушке в город Орел. Здесь он посещает третий класс и учится играть на баяне. Это музыкальный инструмент отца. Хранился он у его родителей. В 1978 году Олег возвращается в Красное Село.
Как все пионеры и комсомольцы школы № 270, Олег Погудин со своим классом собирал макулатуру, металлолом, дежурил по классу, выступал на концертах в классе и школе. Вместе со своим классом он ходил в музеи и театры. В 14 лет появилась в жизни Олега гитара. В то время это было повальное увлечение. На этом музыкальном инструменте он научился играть самостоятельно. Ему показали на гитаре аккорды, и все. Нельзя сказать, что Олег владеет этим инструментом в совершенстве. Погудин играет на гитаре, но не как профессиональный музыкант.
Авторы реферата встречались с одноклассниками, учителями и классными руководителями Олега Погудина. Вот что они нам рассказали.
Одноклассница Олега Яценко Лидия Петровна: «Олег был сильным учеником и учился без троек. Сидел он на первой парте у окна с Вадимом Герасимовым. Увлекался музыкой. Жил своими романсами как-то внутри себя. Все время играл на гитаре. Часто болел, поэтому был освобожден от физкультуры».
Классный руководитель в 9-10 классах Мешкова Тамара Ильинична: «Олег прекрасно учился. Отличником не был. Школу закончил с тремя четверками, остальные пятерки. Учителей и взрослых Олег располагал к себе своей культурой, выдержкой. Он никогда не поднимал голос, не заносился. На родительские собрания всегда приходили отец и мать. Ни у одного учителя не было к Погудину замечаний по дисциплине. Особенно обратил на себя внимание Олег на фестивале интернациональной дружбы в городе Северодвинске на берегу Белого моря. Здесь Олег покорил всех: симпатичный, элегантный, культурный, очень воспитанный, талантливый. На фестиваль мы ездили на зимних каникулах. Зима была очень суровая. В Северодвинске нас встречали в валенках. На фестивале мы встречались с делегациями союзных и автономных республик, участвовали в различных конкурсах, возвращались с большим количеством наград. Люди преклонялись перед памятью блокады Ленинграда. На обратном пути мы попали в вагон, который не отапливался. На верхней полке Олег замерз. Я боялась за его здоровье и за его руки, поэтому отдала ему свой шарф и шерстяные перчатки. Став знаменитым, Олег Погудин дважды приезжал в Красное Село. Первый раз в 1997 году ко мне на 70-летие. Спел пять романсов. «Первый романс я хочу посвятить классному руководителю», – сказал Олег Евгеньевич. Второй раз он приезжал к нам в 1998 году на 65-летие А.Е.Березанского. В театре А.Е.Березанского «Данко» он не занимался, но когда нужен был музыкальный номер, Олег обязательно участвовал».
Учитель истории в 6-7 классах Наумкина Мария Ивановна: «Мне он запомнился как прилежный, скромный, культурный, развитый, дисциплинированный мальчик. Он всегда учил уроки. Конфликтов с классом не было. Если его приглашали выступать в другом классе, Олег никогда не отказывал. Участвовал во всех школьных концертах. Помнит всех учителей. Мне нравятся его мягкий голос, его душевные романсы». А вот, что говорит Олег Погудин о школе № 270: «Учили нас замечательно. Школа была очень хорошая, с учителями самого высокого уровня. Гуманитарные предметы преподавали там особенно хорошо. Я имею в виду литературу, язык, историю. Подготовка была настолько серьезной, что потом, в институте, я позволял себе манкировать лекции по советской истории и философии... Сдавал экзамены по ним на «отлично». И это, разумеется, благодаря школе... Педагоги там были очень серьезные – и люди замечательные, и преподаватели отличные».
Детская Музыкальная школа в Красном Селе
В 1978 году Олег в Красном Селе поступает в Детскую Музыкальную школу № 34. Она находилась тогда на проспекте Ленина, 65. Это двухэтажное каменное здание. На первом этаже была Красносельская Музыкальная школа, а на втором этаже детская библиотека. В музыкальной школе Олега приняли на экспериментальное дирижерско-хоровое отделение и в класс баяна. Преподавателем дирижерско-хорового отделения была Терминасова Татьяна Георгиевна. В группе было 12-15 учеников. Она же была у Олега и классным наставником. Преподавателем по классу баяна у Олега Погудина был Бондарев Виктор Гаврилович. Сегодня он директор Красносельской Детской Музыкальной школы № 34.
Вот что рассказал нам о своем ученике Бондарев Виктор Гаврилович: «Олег Погудин был мальчиком очень исполнительным, очень серьезно настроенным на музыку. Одно время он выступал вместе с Андреем Кузнецовым. Сейчас Кузнецов известный исполнитель-баянист. Олег пел, а Андрей аккомпанировал ему на баяне. На одном из отчетных концертов они исполнили песню «С чего начинается Родина?» из кинофильма «Щит и меч». Песня вызвала большой восторг у зрителей».
Своими воспоминаниями поделилась и Татьяна Михайловна, завуч этой школы: «Олег очень способный, хороший, исполнительный, старательный мальчик. В 2006 году мы с коллегами ходили в Филармонию на его выступление. Порадовало нас то, что Олег тепло вспоминал всех преподавателей, которые его учили. Удивило, что он до сих пор помнит, как меня зовут, хотя я его и не учила. Мы с ним сфотографировались в фойе».
Красносельскую Детскую Музыкальную школу Олег Погудин закончил в 1983 году. «Благодаря Музыкальной школе и Детскому хору, я получил вовремя инъекцию против наглой агрессивности современной поп-культуры. Не удержусь, чтобы низко поклониться моим учителям музыки в детстве, которые на всю мою жизнь застраховали меня от подобной безответственности».
Детский хор радио и телевидения
«Однажды по радио передали, что Ленинградский детский хор радио и телевидения набирает в свой состав поющих детей. Когда я это услышала, то взяла Олега и поехала его показать. В этом году мы опоздали. Приехали на следующий год. Его прослушали и тут же взяли», – вспоминает мать Олега Погудина, Людмила Васильевна. В Детский хор Ленинградского радио и телевидения «я пришел осенью 1979 года и буквально через месяц стал солистом хора. Там, кстати, я и получил свой первый гонорар за пение, в 10 лет. Это уже был профессиональный коллектив, который давал другое мироощущение. Свою профессиональную певческую жизнь я могу отсчитывать именно от этого периода. Начальные профессиональные навыки, полученные в музыкальной школе, развивались в хоре на самом высоком уровне, благодаря требованиям его руководителя Юрия Михайловича Славнитского». Детский хор размещался в радиокомитете, на улице Ракова, в центре Ленинграда, недалеко от Гостиного двора. Сегодня это Итальянская улица. Сюда надо было ездить 3 раза в неделю. Мать несколько раз его отвезла туда и поняла, что возить его на занятия она не сможет. Для этого ей надо увольняться с работы. На семейном совете решили, что Олег будет ездить в хор самостоятельно, так как его некому туда возить. Закончилось это тем, что Олег твердо заявил: «Я буду на хор ездить один». До радиокомитета Олег добирался самостоятельно автобусом и на метро часа примерно за полтора. Занятия в хоре начинались в шесть вечера и длились до восьми. Домой Олег возвращался часам к десяти вечера. Родители ходили его встречать к автобусу. В детском хоре Олег пел пионерские песни и песни, написанные для этого коллектива. Самыми известными были «Крылатые качели», «Море» и «Пусть всегда будет солнце». Записи детского хора того времени до сих пор можно услышать по Петербургскому радио. Они радуют слушателей чистотой голоса и качеством звучания. Перестал Олег Погудин посещать Детский хор в 1982 году, когда у него началась мутация голоса. В пятнадцатилетнем возрасте Олег побывал в консерватории. Здесь его прослушали и сказали, что вокальные данные у него есть, но голос еще окончательно не сформировался. А когда узнали, что Олег через год оканчивает школу, то посоветовали придти через три года, так как в 16 лет рано начинать заниматься академическим пением. Правда предложили, пока идет мутация голоса, поступить к ним в музыкальное училище при консерватории.
Театральный институт
«...Мне было шестнадцать лет, я оканчивал среднюю школу. Я готовился, даже делал какие-то попытки поступить в университет на исторический факультет, на факультет журналистики...», – вспоминает сам Олег. Очень запомнилась нам встреча с педагогом Театральной академии Барышевой Галиной Андреевной. Состоялась она 9 ноября 2007 года, в один из последних дней наших школьных каникул.
Галина Андреевна дала нам интервью, несмотря на свою большую занятость: «При поступлении Олега в Театральный институт произошел такой случай. На первое прослушивание Олег пришел с гитарой. Ему тогда было 16 лет. Наконец, до него дошла очередь. В тот момент, когда Олег стоял перед приемной комиссией, вдруг погас свет. Александр Николаевич Куницын сказал: «Пойте, Олег». И, пока чинили свет (прошло минут 30 или больше), он пел. Нас тогда удивило большое количество и качество романсов, которые мы услышали. Когда, наконец, свет включили, у нас уже не было никаких сомнений: это наш студент. И это талант. Олег Погудин был студентом образцово-показательным. В студенческие годы Погудин замечательно играл в спектаклях, которые ставил Куницын А.Н. Несомненной удачей Олега была роль Себастьяна в «Двенадцатой ночи» по Шекспиру. Дипломной работой по сценической речи у Погудина был Вертинский. Сделал он ее под руководством Александра Николаевича Куницына. Это была очень хорошая работа. Это не только творчество Вертинского, его пение, но и разговор об ушедшей эпохе. Закончил Олег Театральный институт с красным дипломом, без единой четверки за все годы обучения.
Уже четвертый год Олег Погудин преподает в Театральной академии актерского мастерства. На предыдущем курсе вместе с Олегом мы выпустили спектакль, который назывался «Голос ушедшего века». Он был создан на базе романсов и песен, написанных до 70-80-х годов XX века. Главная мысль: меняется эпоха, одежда, мода, года, но остается любовь. Она во все времена и года не оставляет человека. Любовь существует в наших сердцах в годы «Серебряного века», революции. Любовь, как таковая, как бы она ни преломлялась, но она всегда есть. Любовь прошла через все времена, через все изменения в нашем обществе. Какое место находила любовь, как она существовала – об этом наш спектакль «Голос ушедшего века». Следующий курс мы набирали с Олегом Погудиным вместе. Такого же плана, как «Голоса ушедшего века», мы сделали спектакль «Дорога без конца». Об Олеге Погудине как исполнителе романсов хочется сказать следующее: он не только исполнитель. Олег мыслит режиссерски. Его концерты – это не совсем концерты. Это спектакли. У каждого романса, каждой песни свое лицо. И в этом большой дар».
Итак, с 1985 по 1990 год Олег Погудин учится в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии имени Н.К.Черкасова. «Обучение, в первую очередь, проходило через овладение словом. У меня остались об этом счастливые воспоминания... Надо отдать должное нашим педагогам, их великолепному чувству стиля и слова, а также безупречному вкусу: если мне впоследствии что-то и удалось достичь в овладении словом, то во многом благодаря им». «Отсюда... особая фонетическая внятность, присущая Олегу, особенность дикции в повседневной речи и на сцене». Обучался Олег на курсе Александра Николаевича Куницина, заведующего кафедрой сценической речи. В 1999 году Олег Погудин вспоминает: «Я благодарен судьбе за то, что у меня был именно такой мастер. Годы учебы у него – это яркий и мощный творческий процесс. Он учил нас профессии, главный «инструмент» которой слово. Любовь к родной речи, к слову в самом высоком его значении – то, без чего артист не имеет права выходить на сцену». «Первые два года я подумывал перейти в консерваторию. А потом я влюбился в обучение и перестал об этом мечтать. Причины? Во-первых, занятия по вокалу в институте были очень серьезные, их уровень не уступал консерваторскому... Мы индивидуально занимались вокалом, ансамблевым пением, теорией музыки и музыкальной литературой, а также игрой на фортепиано. Кроме того, моим первым педагогом по вокалу в институте была Галина Владимировна Скопа-Родионовна... Она была солисткой Малого Оперного театра в Петербурге, пела она и в войну. Встреча и общение с ней также оказались подарком судьбы. А обучение у нее стало составной частью общего формирования личности, представляя собой школу в высшем понимании этого слова». «Фактически в театральном институте у меня происходило становление личности, естественное взросление, физическое, индивидуальное».
С 1990 по 1993 Олег Погудин работал актером в Большом Драматическом театре имени Горького. Сегодня он называется БДТ им. ГА.Товстоногова.
В работе над биографией Олега Погудина нам очень помогли зам. директора по воспитательной работе школы № 270 Березанский Александр Ефимович и учитель истории и культуры школы № 380 Санкт-Петербурга Левцов Антон Николаевич. Работа над данным краеведческим исследованием дала нам возможность узнать биографию Олега Погудина, познакомиться с его песенным творчеством. Раньше мы о нем ничего не знали, только слышали, что есть такой «красносел» Олег Погудин. Кроме того, эта исследовательская работа познакомила нас с некоторыми методами воспитания детей. В будущем мы собираемся ими воспользоваться. Для себя мы сделали следующие выводы: трудолюбие, собранность, уважительность, обязательность, целеустремленность – это те черты характера, которые нам необходимо дальше в себе воспитывать и в будущем воспитывать в наших детях. Материал этой краеведческой работы будет использован в пешеходных экскурсиях по Красному Селу, на экскурсиях по Краеведческому музею школы № 380 и на уроках краеведения. Таким образом, мы хотим пробудить интерес к жизни и творчеству Олега Евгеньевича у широких кругов общественности Красного Села и у администрации Муниципального Образования г.Красное Село.
http://nickolaynew.ya.ru/replies.xml?item_no=61
|
|
| |