Валерий Агафонов
| |
Нина | Дата: Пятница, 04.09.2009, 20:56 | Сообщение # 1 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 60
Статус: Offline
| Белый певец. Валерий Агафонов Елена Владимировна Семёнова Посвящается Олегу Погудину... Когда-то во времена гонений на романс этот жанр называли «белогвардейским». Позднее в советских фильмах именно белые офицеры пели самые задушевные романсы, которые добавляли их и без того совсем не отталкивающему образу дополнительный ореол. О «Русском поле» и «Липе вековой» пел Владимир Ивашов, дивный романс на стихи Пушкина исполнял герой А. Кайдановского в «Золотой речке», а «Белая акация» из «Дней Турбинных», её исполнение в фильме стало неувядающим образом Белой Гвардии… А в двух позабытых ныне фильмах «Путина» и «Личной безопасности не гарантирую» пел романсы полузапрещённый певец, бард Валерий Агафонов, своим творчеством закрепивший за романсом шлейф белогвардейскости. Валерий Борисович родился в Ленинграде в год начала войны, ребёнком пережил блокаду. Он, страдавший тяжёлым пороком сердца, выжил чудом. Позднее, зная о своём смертельном заболевании и понимая, что жизнь его будет краткой, он много работал, не жалея себя, отдавая людям данный ему Богом огромный талант. Не имея музыкального образования, он виртуозно играл на гитаре и пел так, что после него было трудно слушать кого-то ещё. Чтобы заработать на жизнь, Агафонов работал шлифовальщиком, рабочим сцены, электриком, радистом… Параллельно участвовал в художественной самодеятельности. По рекомендации В.В. Меркурьева посещал курсы Ленинградского института театра, музыки и кино, участвовал в сборных эстрадных концертах. Работал в Алтайской филармонии и Русском театре Вильнюса, пел в ресторане «Астория» в Ленинграде, под псевдонимом Ковач выступал в цыганском ансамбле с исполнением таборных песен. Стоило ему взять в руки гитару, как вокруг собиралась толпа. В подъезде дома Валерия Борисовича собирались почитатели его таланта и слушали импровизированные концерты. Кто слышал Агафонова хотя бы раз, уже никогда не мог забыть этот чарующий, уносящий в прошлое, дивный голос. Везде собирались десятки людей, чтобы услышать изумительного исполнителя русских романсов, коих насчитывалось в его репертуаре великое множество: от Глинки и Варламова до Зубова и Прозоровского. При этом попасть в официальную систему не было никакой возможности. Агафонов не вписывался в неё. Как не вписывался и поэт, с которым впервые их свела судьба ещё в ремесленном училище, а затем столкнула вновь, чтобы родился их творческий союз. Судьба поэта Юрия Борисова складывалась непросто. Детдомовец, он работал грузчиком, дворником, жил по подвалам и чердакам, имел за плечами несколько сроков за хулиганство и тунеядство, в среднеазиатской колонии «заработал» чахотку и писал прекрасные стихи, которые не могли пробиться в печать. Какое издание могло позволить себе роскошь напечатать, к примеру, такое: Заунывные песни летели В край березовой русской тоски, Где-то детством моим отзвенели Петербургских гимназий звонки. Под кипящий янтарь оркестрантов, Под могучее наше «Ура!» Не меня ль государь-император Из кадетов возвел в юнкера? В синем небе литавры гремели И чеканила поступь война. И не мне ли глаза голубели И махала рука из окна? Мчались годы в простреленных верстах По друзьям, не вернувшимся в ряд, Что застыли в серебрянных росах За Отечество и за царя. Не меня ли вчера обнимали Долгожданные руки - и вот, Не меня ли в ЧеКа разменяли Под шумок в восемнадцатый год? Кроме поэтического дара, Борисов обладал редким музыкальным талантом: он сочинял музыку на свои стихи, прекрасно играл на гитаре (в самом начале знакомства именно он научил Агафонова профессиональному владению инструментом, ставшему позднее неотъемлемой частью исполнительского мастерства последнего) и пел. Татьяна Агафонова, вдова Валерия Борисовича, вспоминает: «У Юры исполнение особое было, был такой глубокий бас. Он вообще был очень музыкальный. Но Юру почему-то все время затирали. Обидно! Потому что все выходят петь, кому не лень, а Борисова никуда даже не включают. Мне хочется, чтобы Юру Борисова знали. Последние годы безумно хотелось, чтобы у него был концерт, и все увидели, насколько это прекрасный музыкант. Больше всего мне было обидно за его гитару. Но ничего не получилось. Человек просто не привык к эстраде. Да и больной он уже был очень. Чахотка... Он ведь был человеком, который не мог работать. Есть такие люди. Ну, не в силах он был подниматься в шесть часов утра и ехать на кирпичный, допустим, завод. Он мог только сочинять стихи и музыку, писать свои песни. Другая душа совсем. Кроме того, эта болезнь... Я не представляю Юру в бархатном халате за чашечкой кофе. Этот человек ни за что бы не изменил стиль жизни. Он сам себе сотворил такую жизнь. Это уже судьба. Но ни о нем, ни о Валере я не могу сказать, что жили они несчастливо и ужасно. Жизнь их была счастливой, трудной, но счастливой. Даже у Юры Борисова, даже у Юры!.. Трагичной? Да. Но опять-таки когда человек ничего не переживает, откуда он чего возьмет? что сможет создать? А у них у обоих такая чуткость, такая восприимчивость ко всему была! Они могли понять все. Главное, что они - Юра, Валера – состоялись». Встретились два не вписывавшихся в систему творца, и плодом их союза стал цикл белогвардейских романсов такой исключительной силы, что при первых аккордах их, при первых словах – ком подкатывает к горлу: Всё теперь против нас, словно мы и креста не носили, Словно аспиды мы басурманской крови, Даже места нам нет в ошалевшей от крови России, И Господь нас не слышит: зови – не зови… Вот уж год мы не спим, под мундирами прячем обиды Ждем холопскую пулю пониже петлиц Вот уж год как Тобольск отзвонил по Царю панихиды И предали анафеме души убийц Им не Бог и не Царь, им не Суд и не совесть Все им «Тюрьмы долой» да «Пожар до небес» И судьба нам читать эту страшную повесть В воспаленных глазах матерей и невест И глядят они долго нам вслед в молчаливом укоре Как покинутый дом на дорогу из тьмы Отступать дальше некуда - дальше Японское море Здесь кончается наша Россия и мы В красном Питере кружится, бесится белая вьюга Белый иней на стенах московских церквей В черном небе ни радости нет, ни испуга Только скорбь Божьей Матери по России моей. А ещё были «Закатилася зорька…», «Голубые лошади», «По зелёным лугам и лесам», «Справа маузер, слева эфес…»… Примечательно, что фрагмент из песни «Закатилася зорька» («Перед боем») Агафонов исполнил в фильме «Личной безопасности не гарантирую»: И присяга ясней, и молитва навязчивей, Когда бой безнадежен и чуда не жди. Ты холодным штыком мое сердце горячее, Не жалея мундир, осади, остуди. Эти песни узнали за рубежом, эти песни перепевались втайне, а их авторы, угасавшие день ото дня, точно знавшие неизбежность скорого конца, продолжали жить в нужде, продираться сквозь тернии, творить на последнем излёте. Про таких говорят, «живут как птицы». Валерий Агафонов так и не увидел своих пластинок. Незадолго до смерти он стал артистом Ленконцерта, выступал в ВУЗах, перемежая исполнение песен лекциями о поэзии и истории романса. Его сердце перестало биться в 1984 году. Ему было сорок три года. Незадолго до кончины певец говорил: «Если бы не пел, прожил бы меньше». Юрий Борисов посвятил памяти друга песню: Может, виной расстоянья, или я сам не спешил?.. Что ж ты мои ожиданья встречей не разрешил? Черной тесьмой перехвачены близкие сердцу черты. Все, что судьбою назначено, бережно выстрадал ты. Спишь на цветах увядающих, а у тебя в головах - осени лик всепрощающий с тихою грустью в глазах. Слышишь, подруга сермяжная песню заводит без слов? Струны-певуньи наряжены в бархат бардовых басов. Внемлет минорным созвучиям все повидавший Парнас, слушают ивы плакучие твой недопетый романс. Шесть лет спустя, тяжёлая болезнь, с которой он мужественно боролся целых десять лет, одолела и его. Поэт, бард, человек огромного таланта и трагической судьбы, Юрий Борисов скончался на сорок шестом году жизни в больнице на Поклонной горе 17 июля 1990 года в 8 часов утра. Наследие Валерия Агафонова огромно. Через несколько лет после его кончины его записи стали выходить на пластинках, кассетах, а позже – дисках. Первые пластинки семья певца вынуждена была покупать на свои деньги. Татьяна Агафонова, вспоминает: «Руководители фирмы «Мелодия», издав всего Агафонова, сделали огромное дело, но по отношению ко мне и к близким Валеры ставили себя так, будто мы должны быть счастливы самой возможностью издания наследия певца. Нам ничего не заплатили, пластинки мы вынуждены были покупать в магазине. А тогда хорошие диски были дефицитом - их не продавали, а «выбрасывали», либо распространяли из-под полы среди нужных людей. Зайдя в магазин и увидев толпу («Агафонова выкинули!»), я посылала маленькую Дашу разжалобить очередь и продавца: «Это мой папа»». Вклад Валерия Агафонова в возрождение романса, в русскую культуру в целом трудно переоценить. «В какой-то мере его можно поставить в один ряд с Окуджавой и Высоцким в плане возрождения свободы и самосознания россиян в 60-е годы, - пишет Т.И. Чернышева. - Только Агафонов делал это иначе, он попытался возродить тонкие душевные человеческие чувства на основе русского романса (собственно, не русского романса, насколько я знаю, нет; в других странах есть песня, баллада, шансон и многое другое, но не романс). И это ему удалось. Но самой большой заслугой Валерия я считаю то, что он возродил романс практически из небытия. Ведь в Советском Союзе официально считалось, что слова и музыка романса никак не соответствуют идеологии и воспитанию нового, советского человека – строителя коммунизма. Многие исполнители романсов подвергались политическим гонениям. В концертах романсы почти не исполнялись, если их пели, то в большинстве случаев утрированно, искаженно, с оттенком пошлости или насмешки. Многие романсы были совсем забыты. А Агафонову удалось разыскать забытые романсы, а главное, восстановить ценность и значение романса для русской культуры, показать классическое исполнение этого музыкального жанра». Сегодня диски с записями Валерия Агафонова продолжают выходить. Его творчеству посвящены сайты в Интернете. Его песни перепеваются молодыми исполнителями, которые называют Валерия Борисовича своим учителем. И среди прочих живут и перепеваются белогвардейские романсы, и щемит сердце, и катится слеза, когда слышится пронзительное: По зеленым лугам и лесам, По заснеженной царственной сини, Может, кто-то другой или сам Разбросал я себя по России. Я живу за верстою версту, Мое детство прошло скоморохом, Чтоб потом золотому Христу Поклониться с молитвенным вздохом. © Copyright: Елена Владимировна Семёнова, 2009 Свидетельство о публикации №1907110332 http://www.proza.ru/2009/07/11/332
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Суббота, 05.09.2009, 00:21 | Сообщение # 2 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5722
Статус: Offline
| Вот что мне написала Анастасия, "хозяйка" сайта "Валерий Агафонов", по поводу этой публикации: "Этот текст я знаю. Он был еще в июле опубликован в ЖЖ автора. Меня, честно говоря, возмутило использование эксклюзивных материалов (воспоминания Т.Н.Чернышевой, написанные специально для сайта В.Агафонова, и уникальная запись Ю.Борисова), взятых с сайта www.agafonov.info без какого либо указания на источник. Я написала автору, но ответа не получила. При этом о своих правах Елена Семенова не забывает. Очень неприятно и обидно. Не впервые сталкиваюсь с подобным, но обычно, после моей просьбы соблюдать авторские права, люди извиняются и дают ссылку на сайт Агафонова. К моему большому разочарованию, Елена Семенова меня не захотела понять". Воспоминания Т.Н.Чернышёвой (полный текст) можно прочитать здесь: http://www.agafonov.info/cher.html
|
|
| |
Елена_Фёдорова | Дата: Суббота, 05.09.2009, 00:33 | Сообщение # 3 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 5722
Статус: Offline
| Олег Погудин о Валерии Агафонове (с сайта "Валерий Агафонов" http://www.agafonov.info/memory.html ) *** Надо сказать, что не случайно возрождение исполнительского искусства романса так связано с Петербургом в конце двадцатого века. Я не хочу вдаваться в подробности, какие-то делать здесь поспешные, может быть, заключения, но Валерий Агафонов - это, наверное, великое имя среди исполнителей, особенно среди исполнителей романса. И, к счастью или к несчастью, я имею в виду, конечно, его творческую судьбу, а не личную, он почти не был известен, во всяком случае, хорошо известен, при жизни. Ушел он из жизни достаточно рано, ему было едва-едва за сорок лет. Но… сразу, сразу после его ухода он стал вдруг как-то знаменит, во всяком случае, в Петербурге. Вышли его пластинки. Сначала - одна-единственная, которую ему удалось записать на фирме "Мелодия", а потом пластинки, которые были реставрированы из записей, сделанных порой очень случайно, на каких-то дружеских вечеринках. Надо сказать, что пел он очень много, и, если можно так выразиться, неофициально. Пел он почти, не прекращая, особенно последний год его жизни, и я знаю много людей, которые с ним были связаны, я знаю много людей, которые называют или считают себя его друзьями, я знаю, наконец, и его родных. Или знал, потому что некоторые ушли из жизни в последние годы. Личность очень обаятельная, интересная, глубокая и очень несчастная. Вот когда мы вспоминаем конец периода советского в нашей истории, мы, в силу наших трудностей сейчас, склонны его, может быть, излишне оптимизировать. Хотя жить, наверное, было легче в каком-то смысле, но все-таки были страшные преграды, через которые было не переступить. Так и о Валерии Агафонове. Репертуар, с которым он выступал, а это был русский городской романс (аккомпанировал он себе сам, под гитару), … в общем, не приветствовался в концертных организациях. Почти никогда он не мог добиться выхода на большую сцену. Ему приходилось работать в драматическом театре, хотя делал он это с удовольствием. Ему приходилось заниматься вообще непонятно, каким делом, с точки зрения трудовой книжки. А концерты его происходили, по большей части, в красных уголках, где-нибудь в ЖЭКах, на каких-нибудь предприятиях. Тем не менее, любовь зрительскую, слушательскую он заслужил, и этот вопрос - тому свидетельство. Теперь более конкретно. Я отношусь к творчеству Валерия Агафонова с глубокой нежностью. Я его очень-очень люблю, хотя никогда с ним не встречался, я не был с ним знаком. О нем самом узнал только после его смерти, а уж, тем более, о его творчестве всерьез несколько лет спустя. Хотя, знаете, 16 лет… когда мне было 16 лет и когда мне впервые попала его пластинка в руки ("Песни сердца" называлась она), я был ею очарован. Я, наверное, очень много оттуда почерпнул. Но… спустя уже несколько лет, а тем более, в последние 5-6 лет активной творческой работы... (улыбается) сценической активной работы я все больше и больше ухожу от манеры исполнения … не манеры исполнения, а, вернее, от видения репертуара Валерием Агафоновым. И вот… Я, может быть, забегаю вперед, а может быть, предвосхищаю какой-то вопрос, который, вероятно, будет. Во всяком случае, в Интернете и в переписке в частной он уже звучал. О соотношении начала творческого, исключительно творческого, и начала актерского, которое требует выражения, которое требует популярности в творчестве артиста. Тем более, артиста камерного жанра, тем более, артиста такого жанра, как лирическая песня или романс, который требует особой доверительности и искренности. Валерию Агафонову не удалось стать знаменитым при жизни и выступать на огромных площадках, при больших аудиториях. Но, может быть, это в какой-то степени спасло очень настоящее, очень искреннее исполнение бытового романса. Оно оставило его исполнителем бытового романса - блистательным, великолепным, своего рода гениальным. Услышав этот звук, услышав эту интонацию, я был поражен, покорен, влюблен в это все. Но я это пережил в своей жизни. И не отрицая, а, наоборот, настаивая, что самое главное в искусстве исполнения романса, на мой взгляд, это искренность, все-таки должен сказать, что во время наших выступлений на сцене еще происходит явление … как сказать правильно?… сознательного искусства. Мы все-таки, все-таки, в какой-то степени, являемся артистами, а не просто исполнителями. Олег Погудин Творческий вечер Олега Погудина. Москва, Политехнический музей, 28 декабря 2001г. Цитируется по http://www.csa.ru/Pogudin/tvor_vecher.htm *** Если говорить о наиболее серьезно оказавших влияние… не на выбор опять-таки, а, скорее, на ощущение романса… из исполнителей именно романсового жанра, наиболее близких к нам, это - Валерий Агафонов, я его имя вспоминаю часто и люблю вспоминать… хотя при моей большой любви к тому, как он пел, и к его ощущению романса и эмоциональной составляющей его пения, я, наверное, уже совсем далеко отошел с точки зрения идеи и какого-то, может быть, философского содержания романса от того, что оставил Валерий Агафонов. У меня все-таки иной взгляд на романс, хотя его называю одним из первых любимых своих исполнителей, если говорить о жанре романса исключительно. Олег Погудин Синхронная запись интервью с Олегом Погудиным (из телеверсии концерта в БКЗ "Октябрьский", ТРК "Петербург", 30.04.02) Цитируется по: http://pogudin.infolab.spb.ru/rus/c21-02-2001.htm *** Возрождение исполнительского искусства романса в конце ХХ века во многом связано с Петербургом. Одним из самых ярких его исполнителей был Валерий Агафонов - личность очень обаятельная, глубокая, но очень несчастная. Он почти не был известен - ушел из жизни в сорок с небольшим лет. Репертуар, с которым Агафонов выступал (а это был русский городской романс), тогда не приветствовался концертными организациями. И пробиться на большую сцену Валерию так и не удалось. Концерты его проходили, как правило, в красных уголках ЖЭКов и предприятий. Но его знали и боготворили все. Я отношусь к творчеству Валерия Агафонова с глубокой нежностью. К сожалению, сам я с ним знаком не был. Узнал о нем только после его смерти. В 16 лет мне впервые попала в руки его пластинка "Песни сердца", которую ему удалось записать на фирме "Мелодия". Поскольку она оказалась востребована, стали выпускать еще и еще. Для пластинок даже реставрировали записи, случайно сделанные на каких-то дружеских вечеринках. Так Агафонов и стал вдруг знаменит, во всяком случае, в городе на Неве. Услышав, как поет романсы Агафонов, я был потрясен. И, наверное, очень много от него почерпнул. Олег Погудин Беседу вёл Николай ГОЛОВКИН "Парус одинокий" Версты №106 *** Его первая пластинка "Песни сердца" была настоящим толчком к тому, чтобы я начал петь романсы. В шестнадцать лет я был опьянен исполнением Валерия Агафонова. И, хотя к тому времени его уже не было в живых, я многому у него научился. Он ушел из жизни молодым человеком, за сорок. Но то, что Агафонов сделал в своей первой пластинке, будучи непризнанным при жизни, лишенным даже возможности профессионально записываться, произвело эффект разорвавшейся бомбы. По искренности исполнения я никого не могу поставить в один ряд с ним. В его пении звучит такая правда! Интервью с Олегом Погудиным Олег Погудин для журнала "Весь мир" №41(2.2003). "Петербургский романс" Автор: Наталия Колесова. Цитируется по http://olegpogudin.narod.ru/Zapisi/Interviu/Intervu_ves_mir.htm
|
|
| |
Юрий_Ермолаев | Дата: Понедельник, 07.09.2009, 00:12 | Сообщение # 4 |
Учредитель клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 723
Статус: Offline
| Очень благодарен Нине, Анастасии (автору сайта http://www.agafonov.info ), Елене_Фёдоровой за материалы о Валерии Агафонове и Юрии Борисове. Удивительные люди. Жалею, что живя с ними в общем-то в одно время, не был знаком, не общался непосредственно, не слышал, как они пели... Некоторые ссылки устарели: www.csa.ru - старый адрес официального сайта Олега Погудина, он давно закрыт, ныне - www.pogudin.ru Но не знаю, перенесен ли туда этот материал. pogudin.infolab.spb.ru - первоначальный адрес нашего неофициального сайта, он действителен, но лучше использовать такой: oleg-pogudin.spb.ru - а дальше (путь к файлу) все точно так же.
|
|
| |
|