Наталья_К | Дата: Четверг, 01.05.2014, 22:17 | Сообщение # 1 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2256
Статус: Offline
| http://www.liveinternet.ru/users/ecolimp/post231651822/
Padam, padam
Мне захотелось узнать историю этой песни. И вот что я узнал. Впрочем, что-то было известно мне и раньше. У меня в библиотеке есть книга «Эдит Пиаф». Тем не менее, мне показалось, что это будет интересно не только мне.
Она называла его «мой Ноно», а свои письма к нему подписывала «Твоя Фифи». Она утверждала, что он владеет ключом к тайне музыки, а он написал для нее песню, ставшую одним из музыкальных символов Франции. Ее имя знает весь мир — это Эдит Пиаф. Его же звали Норберт Гланцберг. Натан Гланцберг родился в 1910 году в Рогатине, в Галиции, в семье мелкого торговца Шмуэля Гланцберга. В надеждах на лучшую жизнь семья перебралась на Запад, в баварский город Вюрцбург. Сразу же после переезда Натана стали называть Норберт. Неподалеку от Гланцбергов жила еще одна семья переселенцев из Восточной Европы по фамилии Ойстрах. Согласно семейной легенде, первым собственным музыкальным инструментом Норберта стала губная гармошка, подаренная Ойстрахами. Через много лет, на концерте великого скрипача Давида Ойстраха в Париже пожилая дама, сидевшая рядом с Норбертом, неожиданно спросила, уж не сын ли он Гланцберга, и, пояснив, что она — г-жа Ойстрах из Вюрцбурга, с гордостью добавила: «Давид — мой племянник». Эдит Пиаф тоже должна была доказывать самой себе и окружающим, на что способна она, подобранная на улице Труайон папашей Лепле, владельцем кабаре на Елисейских Полях. Именно он нашел для Эдит псевдоним — Пиаф, «воробышек». «Любовь к песне мне привил, конечно, отец, но певицу из меня сделал Лепле», - скажет позже в своей биографии великая французская певица. Однажды небольшому ансамблю Гланцберга (аккордеон, контрабас, он сам — за роялем, гитаристом же был легендарный цыган Джанго Рейнхард) довелось аккомпанировать маленькой певице. На ней болталась бесформенная одежда, на ногах были массивные ботинки, говорила она так, что Гланцберг не разобрал ни слова, а петь не умела вовсе. Голос звучал одновременно и скрипуче, и пронзительно, и к тому же почти не был поставлен. Тогда никто не предвидел, что через несколько лет Эдит Пиаф станет всемирно известной звездой шансона. И Гланцберг никак не мог предположить, что однажды от этой малышки будет зависеть его жизнь. Сам тогдашний гауляйтер Берлина Йозеф Геббельс упомянул в своем выступлении Гланцберга: «Этот маленький галицийский еврей Гланцберг слизывает у молодых светловолосых композиторов масло с хлеба». Польский еврей, он бежал от преследований нацистов в Париж, затем в Марсель. Эдит Пиаф прятала Гланцберга у бабушки своего секретаря под Марселем, затем в шикарном замке графини Лили Пастре, оплачивая его пребывание в этом замке. Гланцберга укрывал и композитор Жорж Орик, ставший после войны директором Гранд-Опера. Но 2 мая 1943 года в Ницце в отеле, где он жил по фальшивому паспорту, Гланцберг был схвачен. Ему было разрешено отправить письмо графине Пастре, которая вместе с Эдит и Тино Росси стала добиваться его освобождения. В конце концов известная актриса «Комеди Франсез» и звезда киноэкрана Мари Белл сумела убедить префекта полиции Дурафу принять участие в судьбе талантливого музыканта. Последовало счастливое спасение в машине префекта, который через десятилетия, в 90-х годах, увидев передачу о Гланцберге по французскому телевидению, позвонил ему и напомнил давние события.
Весной 1947 года Гланцберг, сопровождая Тино Росси в гастрольной поездке по Америке, впервые за долгие годы разлуки встретился со своими родителями и сестрой, успевшими эмигрировать буквально в последние мгновенья. В 1949 году появилась песня, которая стала визитной карточкой Ива Монтана и Гланцбергу принесла большой успех: Les grands boulevards, «Большие бульвары». А вскоре Пиаф вспомнила о мелодии с пульсирующим мотивом, которую Гланцберг наиграл ей еще в 1942 году. Она позвонила поэту Анри Конте: «Анри, вот мелодия, сочиненная Норбертом, которая преследует меня повсюду. Моя голова просто гудит от нее. Мне быстро нужен чудесный текст». И стала по телефону напевать: «Tada-tada-tada!». Конте озарило: «Вот оно! Нет более прекрасной истории для шансона! Слова Эдит просто нужно обратить в поэзию! Padam, рadam — как биение сердца. Padam, этот мотив преследует меня день и ночь, он приходит издалека и сводит меня с ума!» 15 октября 1951 года песня «Padam, рadam» была записана на пластинку. Этот шансон обрел бессмертие, воплотившись в бесчисленных версиях и став легендой двадцатого столетия, а с ним и они —Эдит Пиаф (Эдит Джованна Гассион, 19.12.1915, Париж - 11.10.1963, Пласкасье) и Норберт Гланцберг (12 октября, 1910 - 25 февраля, 2001) (по материалам Регины Кон)
"каждый выбирает для себя тот голос, который скажет вдруг «ему, и никому другому» что-то неотвратимо важное для его личного бытия". (Ким Смирнов)
|
|
| |