"Сорока", 10 марта 1997г., с.12, рубрика "Своя дорога"
Языком романса – о самом важном, тихо и без пафоса
Странные люди, какие они? Кого мы называем «белыми воронами»? Тех, кто сейчас не помешан на деньгах, «крутых» развлечениях, боевиках и шоу-бизнесе? А если человек поет старинные романсы, песни Александра Вертинского и Петра Лещенко, на его концертах всегда аншлаг, а возраст зрителей необычайно широк – от подростков до пожилых людей – современен или нет? Судите сами.
Знакомьтесь – Олег Погудин, артист, певец, но главное – Личность. 31 января в концертном зале у Финляндского вокзала прошел его 100-й сольный концерт. Уже 10 лет выступает он в Петербурге, других городах Росси и за границей. Закончил музыкальную школу, пел в хоре радио и телевидения, учился в Театральном институте, три года работал в Большом драматическом театре, потом началась его сольная концертная деятельность. Но это – канва, что за ней?
Кор. – Почему Вы выбрали романс?
О. – Это романс выбрал меня. Удивительный жанр, ему присущи одновременно и камерность, и всеохватность. Он дает возможность говорить о самых важных вещах, но без пафоса, тихо и доверительно. Я себя абсолютно комфортно чувствую, когда пою романсы. Моя единственная задача на сцене – преодолеть барьер между мной и зрителями, чтобы мы вместе пережили прекрасное чувство любви, которое дарят романсы. Я пою то, что, может быть, неуклюже звучит, если это говорить словами.
- А каково Ваше отношение к шоу-бизнесу? К деньгам?
- Я не имею никаких отношений с шоу-бизнесом. Искусство ведь, по сути, не коммерческая вещь. Пластинка, два компакт-диска, магнитный альбом записаны мною без всяких спонсоров. Я в своих рамках абсолютно свободен. Деньги? В моем мировоззрении они не играют никакой роли, а в быту они, естественно, необходимы в разумном количестве, чтобы нормально жить. Но уже замечено, и не мной одним: если уделять основное внимание заработку, то творчество страдает. А моя главная цель – творчество. Я не могу не петь просто физически.
- Каковы Ваши вкусы, пристрастия?
- Среди певцов это, конечно, Шаляпин, Русланова, Обухова. Мне близко творчество Александра Вертинского и Петра Лещенко, которым я посвятил две программы. Люблю слушать оперу. У меня весьма неплохая фонотека. Люблю бардовскую песню, особенно песни Булата Окуджавы. Люблю поэзию. Главное, чтобы в произведении, в творчестве был хороший вкус.
- Вы помните себя 14-15-летним?
- Конечно. Мы жили в Красном Селе. Хоть это и район города, но жизнь там была весьма замкнутая, полудеревенская. Мы часто встречались компанией, гуляли, пели, играли на гитаре – в общем, была обычная, но какая-то очень добрая по ощущениям жизнь. Единственно, чем я отличался от всех – это тем, что учился в музыкальной школе.
- А кого Вы можете назвать своими учителями?
- В Театральном институте у меня были замечательные педагоги Александр Куницын и Галина Барышева, вокалом я занимался у ныне уже покойной Галины Скопа-Родионовой. Когда был артистом БДТ, там учило все – обстановка, окружение. А многим я благодарен просто за то, что не мешали.
- А как поддерживаете себя в хорошей физической форме, ведь Вы довольно много выступаете?
- Все-таки стараюсь заниматься спортом, хотя времени постоянно не хватает. Зимой катаюсь на лыжах, летом – плаваю, бегаю трусцой. Если уж совсем устаю, стараюсь уехать куда-нибудь в глухое место, на природу. Мне очень помогают друзья. Они очень разные, но с ними всегда хорошо.
- Вы много ездите. Где комфортнее всего выступать?
- Наверное, в Петербурге, где многие зрители уже стали моими добрыми друзьями; у нас постоянный диалог. В провинции меня воспринимают как в первые годы выступлений здесь, восторженно-доверчиво. Довольно часто выступаю за границей, например, в Швеции выступал 10 раз, в общей сложности провел там около полутора лет. Там тоже слушают на удивление хорошо.
- А где в городе больше всего любите выступать?
- В концертном зале Финляндского вокзала очень добрая, творческая атмосфера, замечательная администрация, очень люблю здесь выступать. Обычно здесь я пою романсы. А вот с программами, посвященными Вертинскому и Лещенко, чаще выступаю в Театре Эстрады. Ну, а с классическими романсами Глинки, Даргомыжского, камерными произведениями – в Капелле.
Мне кажется, что у Олега подлинно петербургская манера исполнения. Мужественность, сдержанность, интеллигентность, тонкий вкус так присущи ему. И я очень надеюсь, что эти качества всегда будут современными.
Елена Лобова