"Смена" 20 января 1995 г. , № 14 (21001), рубрика "Искусство". Олег Погудин: «Я буду тихо и доверительно говорить с людьми»
Олега Погудина представлять не надо. Несмотря на молодость, он уже гастролировал в России, США, Европе. В России вышел его диск «Звезда любви», в Швеции – компакт-диск «Жаворонок». Погудин неоднократно выступал с программами русских романсов на российском и шведском телевидении и радио. На только что закончившемся международном музыкальном фестивале «Просто друзья» в исполнении Олега Погудина прозвучали городские и классические романсы и песни из репертуара Александра Вертинского.
- Олег, романсы – это тоже своего рода фольклор. Где и как вы собираете материал?
- Репертуар, который я сейчас пою, я собирал в основном с пластинок. Лет восемь тому назад мне попали в руки пластинки Аллы Баяновой.
Когда я поступил в Театральный институт, вышла первая пластинка Валерия Агафонова «Песни сердца». Я был совершенно очарован как исполнением, так и самими романсами. До этого, честно говоря, я знал только три романса – «Гори, гори, моя звезда», «Ямщик, не гони лошадей» и «Только раз бывают в жизни встречи».
Года два я находился под абсолютным очарованием Агафонова, и не то чтобы я старался петь, как он, но все внутри откликалось, и фактически по манере мне это было очень близко.
- Исполняете ли вы городской романс, и что значит Петербург в вашей жизни и в вашем творчестве?
- Я не отделяю себя от города, я ощущаю себя его частью.
А если о романсе говорить, то городской романс – это тоже прежде всего Петербург. Романсы, которые я пою, - конца прошлого и начала этого века. И Петербург сквозит во всех словах. Даже в романсах более нейтрального содержания все равно присутствует этот город.
- Меняетесь ли вы как исполнитель?
- Пять лет я учился в Театральном институте, два с половиной года работал в БДТ. Поэтому интересы мои, в том числе музыкальные, довольно обширные. Более того, я пять недель обучался в США по программе, называемой «Американский мюзикл» - фактически мы занимались в традициях американской музыкальной школы. Я не знаю, как сложится моя жизнь дальше.
Еще будучи маленьким, я все время мечтал об опере. С оперой мои устремления связаны и до сих пор, но там тоже есть свои сложности.
- Не может ли так случиться, что в один прекрасный день вы сами напишете романс?
- Честно говоря, я написал уже один. Романс этот – о Петербурге. Я не связываю всю свою жизнь с исполнением только романсов. Дело в том, что романс – это та форма, которая сейчас в плане внутреннего содержания соответствует моей жизни.
- Кто ваши друзья, с кем вы творчески и человечески связаны?
- Если говорить о близких питерских друзьях – это актеры, в основном Молодежного театра, мои бывшие сокурсники. Иногда я выступаю и пою с ними. Мой самый близкий друг – актер, прекрасный рок-музыкант, он пишет замечательные песни. Еще один мой очень близкий друг – очень талантливый пианист.
- Вы сознательно не называете их фамилий?
- Да, я воздерживаюсь от упоминания этих фамилий и объясню почему. Когда зритель из каких-либо источников узнает, что у этого артиста такая-то семья, такая-то любовница, столько-то денег, что он ездит на такой-то машине, то при посещении театра или концерта все это будет мешать восприятию происходящего на сцене. Именно поэтому я крайне осторожно говорю о личной жизни. Если люди приходят в театр или на концерт, то обязательно возникают какие-то мистические чувства.
- Есть ли у вас финансовые трудности?
- Меня устраивает, что мои концерты проходят два-три раза в месяц. Более того, хотел бы выступать еще реже. У меня довольно много материала, который я хотел бы записать. Есть замечательный гитарист, с которым я работаю в жанре классического романса. Есть хороший пианист, с которым у меня программа Вертинского. То есть я очень заинтересован в записях, и именно это упирается в проблемы чисто материального свойства.
- На ваших концертах слушатели не просто наслаждаются прекрасно исполняемой музыкой, но и переживают чувство единения, от которого мы давно отвыкли. Что вы об этом думаете?
- То, что на моих концертах люди испытывают такое чувство единения, мне очень дорого, особенно потому, что я пытаюсь, насколько могу, петь и говорить с людьми о любви, даже в самой тяжелой ситуации.
Невзирая на свой возраст, осмелюсь все-таки сказать, что сейчас Россия переживает не самое трудное время. Были времена и тяжелее. Это запечатлено в летописях и в памяти народной. Я, правда, не из тех, кто будет выходить со знаменами на баррикады, буду тихо и доверительно говорить с людьми, но о самом важном – о любви к ближнему, которая может спасти нас.
Единение – это одно из тех ощущений, которое тоже ведет к спасению. И где-то далеко впереди: мы все будем едины.
Беседу вела Юлия Кондратьева
Фото Юрия Белинского