Вечерний Петербург 15 ноября 1994 года Рубрика "Господа артисты"
«Выхожу один я…»
Свои камерные сольные концерты Олег Погудин впервые начал давать прошлой весной, и они сразу принесли ему признание и любовь многочисленных поклонников. Выступления певца (к сожалению, не столь частые) в Капелле, Театре эстрады обычно проходят при аншлагах. Запел Олег раньше, чем начал говорить. Учился в музыкальной школе, затем солировал в детском хоре Ю. Славницкого; музыкальное образование продолжил в Театральном институте, а по окончании два сезона играл на сцене БДТ. Однако любовь к музыке и незаурядный голос определили его выбор: он ушел из театра, чтобы полностью отдать себя пению.
На афише Олега обычно объявлены русские романсы, но репертуар его гораздо шире. Он поет и русские народные песни (предпочитая малоизвестные), и английские народные песни, и европейскую классику (все на языках подлинника). Поет Олег под свою гитару, но часто ему аккомпанирует талантливый гитарист М. Радюкевич. Редкостный по красоте тембра и выразительности голос Олега включает диапазон лирического баритона и лирико-драматического тенора; это позволяет ему петь и светлого тенорового «Жаворонка» М. Глинки или «Колокольчики мои…», и «Свидание» П. Булахова в переложении для баритона.
В манере пения Олега нет никакой аффектации – вес просто той высокой простотой, в которой выражается искренняя, доверчивая и отзывчивая ко всем человеческим радостям и горестям душа. В сочетании с тонким артистическим обликом певца это создает впечатление удивительной гармонии. Так хочется повторить написанную о нем фразу: «Этого певца слушаешь, как пришельца».
Как любит говорить Олег, он поет о любви: разной – счастливой и безответной, любви к человеку и к родине. Русские народные песни у него просто неповторимы; известные романсы обретают у Олега особую выразительность и новизну: даже если герой романса далеко не соответствует возрасту молодого певца, его «монолог» звучит исповедью. Каждая музыкальная миниатюра – особый мир: от шутливого «Нет, не хочу» до философского «Выхожу один я на дорогу» и просветленно- печального «Гори, гори, моя звезда».
Для разных залов Олег составляет различные программы. Для Капеллы – это классические романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Тютчева, А. Толстого. А одно отделение он обычно посвящает зарубежной музыке и поет английские народные песни, произведения Генделя, Мартини, Перголези и других европейских композиторов. В качестве эпиграфа к такой программе Олег исполняет дивную «Песню менестреля» Нино Роты из кинофильма «Ромео и Джульетта» Ф. Дзеффирелли, которую он часто по просьбе публики бисирует. В одном их последних концертов в Театре эстрады, к огромной радости слушателей, Олег посвятил целое отделение песням А. Вертинского (эти песни в более театрализованном виде под названием «Я - артист» он с большим успехом исполнял еще в студенческие годы). Песни Вертинского, тесно связанные с неповторимой манерой их автора, всегда сложны для исполнения. Олег отобрал те музыкальные новеллы мастера, которые находят отклик и в его душе; и при всем бережном отношении к автору дает свою интерпретацию.
Теперь Олег готовит программу романсов Глинки и Чайковского. Каждый новый концерт Олега Погудина убеждает, что как истинная поэзия – не для однократного чтения, так и пение этого артиста – не для разового прослушивания. О впечатлении от пения Олега трудно сказать лучше композитора В. Гаврилина: «Слушал Олега и плакал – от счастья, что снова в России родился неповторимый талант».
Сейчас Олег Погудин в очередной раз был приглашен в Швецию, где очень ценят его исполнение церковной музыки. А 16 и 26 ноября в Театре эстрады он снова выступает с сольными концертами.
Р. Михайлова (Раиса Михайловна Горохова)