Олег Погудин. Голос, который несет свет Анна Иванова
Это бы настоящий рождественский подарок Москве – концерт О. Погудина в концертном зале им. Чайковского. Любители настоящего классического пения уже хорошо знакомы с этим молодым исполнителем. Его выступлений ждут, на них всегда трудно попасть, разве что просто повезет. Говоря о тембре голоса, я лично не очень люблю слушать тенор, отдаю предпочтение баритону или даже басу, они мне кажутся более выразительными. Но в данном случае – удачное исключение. Это такой теплый и чистый голос, что с первых же нот заставляет заслушаться.
Виной тому еще и удивительно чистое и трепетное исполнение старинных русских романсов, давно любимых русских народных песен, романсов на стихи Пушкина. То, что мы, к сожалению, слышим теперь все реже.
Старинный русский романс. А ведь это всегда встреча с настоящей поэзией. Глядя на переполненный зал, слушая трепетные строки о любви в сопровождении задушевной музыки, я думала:
- Нет, все-таки, русские романсы – это не прошлый век.
Как умели красиво выражать свои чувства раньше! Нет, не сто лет назад. Поколение моей бабушки еще заслушивалось романсами. Их пели на вечеринках, переписывали строки в альбомы, дарили любимым. Век, когда были естественными высокие чувства, чистые помыслы, светлые души.
- Как хорошо-то, - думала я, - полный зал ценителей классической поэзии и музыки. Романс и поныне ценим, любим. Он продолжает жить.
Благодарная за исключительно выразительное исполнение, публика после каждого нового романса засыпала певца цветами.
Но а антракте я случайно обратила внимание на состав публики. Кто же эти светлые души, ценители странных русских романсов сейчас? С грустью констатирую – это даже не поколение средних лет, а уж молодежи я здесь и не ожидала увидеть. Практически весь зал, за отдельным редким исключением – люди за 50 и старше.
Это навеяло грустные размышления. Еще 10 -20, пусть 30 лет, уйдет старое поколение, увы, закон жизни. Что останется в наследие от русской культуры? Кто останется слушать русские романсы? Кто придет в этот зал на такой же концерт, будет ли он также заполнен, как сейчас? А ведь это наши традиции, наши корни. Неужели будет суждено растерять культурное наследие России?
Что мы видит сейчас по телевидению? Чему учим молодежь? Кроме того, что 50 % времени – реклама, так она еще часто самого низкого пошиба. Бесконечная реклама дешевого пива, именно для молодежи. Что это – новая идеология?
Потом мы удивляемся, видя такое огромное количество молодых людей и юных девушек, кружащих по Москве с бутылкой пива в руке. Что это – новая мода, которая так активно пропагандируется?
Я не призываю всех завтра построиться и пойти на концерт старинного русского романса, или в храм. Это должен быть осознанный выбор, веление души. Но новое поколение должно знать, что у них есть и такой выбор – мир классической музыки.
Сколько раньше, не так давно, еще 10- 20 лет назад, было концертов классической музыки и джаза, старинных романсов, постановок спектаклей и по радио, и по телевидению! Русская музыка звучала постоянно, с ней жили, ее пели.
А сейчас? Остался один единственный канал «Культура», который дает по большей части только сводки новостей о культурных событиях, нежели сами концерты. Да еще пару каналов на радио. Недавно, в разговоре со школьниками, да не со всеми, а с теми, кто окончил музыкальную школу, я столкнулась – они совершенно незнакомы с русскими народными песнями. «Коробейники», «Вдоль по Питерской» - это же классика! И, тем не менее, пожимают плечами.
В таких грустных раздумиях я вернулась на второе отделение концерта, думая о том, что этот зал – скорее островок света, чудом уцелевший в море обрушивающихcя на русских слушателей, грохочущих волн современных афро-американских ритмов.
Вопрос не зачем нам насаждают чуждую культуру. Вопрос в том, почему мы часто так слепо следуем ей, отрицая и забывая то, чем жили наши родные люди всего одно или несколько поколений назад.
Второе отделение приятно удивило. Сильный и бархатный голос. О. Погудин исполнял неаполитанские песни, песни на английском, немецком языках. И особенно проникновенно на французском – песни из репертуара Эдит Пиаф. Было неожиданно слышать их в исполнении мужского голоса. Но благодаря этому, они были не просто копией, а приобрели новое звучание и выразительность.
Сцена была вся в цветах. Дарили после каждой песни, ибо каждая песня была сама как красивый цветок.
Сменяются поколения, меняются и ритмы жизни, и ее музыка. Навстречу идут все новые и новые мелодии и ритмы. Вы скажете:
- Зачем же нам хранить прошлые мелодии? Стоит ли возвращаться к ностальгии прошлых лет?
А я отвечу тогда встречным вопросом:
- В чем же тогда смысл жизни – в вечной погоне за новым? Только ли в обновлении, которое отрицает опыт прошлых жизней? Зачем же тогда творчество и любовь, если они будут отринуты и оставлены только в прошлом, без памяти?
Смысл жизни? Может даже в том, чтобы, оглянувшись на прошлое, можно было сказать словами из песни Эдиф Пиаф:
- «Нет, я не о чем не жалею». Все было – счастье, радость, любовь. И свет, который шел из сердца в дар другим.
Смысл жизни? Может, чтобы дарить чувства и такие песни, что как жемчужины в ожерелье. Может, чтобы научиться любить, творить и отдавать – и свое творчество, и свою любовь, и свое сердце. И передать этот дар тем, кто придет после нас.
Любить так высоко и чисто, как пели в русских романсах. И учиться понимать друг друга, как у Окуджавы:
«Святая наука – расслышать друг друга
Сквозь ветер и все времена…»
Смысл жизни? Может, чтобы нести свет людям, как это получается у О. Погудина.
Русский романс – ведь в нем таинство. Он может не получиться у самого выдающегося певца, с самым блестящим голосом. Это как испытание. Романс надо прочувствовать. Только вложи в него душу – и он зазвучит. Романсы пели не только голосом, их пели самой душой.
Да сопутствует радость и свет тому, кому подарено свыше и голос, и душа, и умение подарить это другим.
Да прибудет удача с такими редкими людьми, как Олег Погудин, их душа наполнена светом. Ведь когда слушаешь его пение, невольно возникает чувство:
- Небо над его головой.
Прощаясь с залом благодарной публики, он обратился ко всем с пожеланиями радости и терпения. И любви, той, которая проходит через все испытания, через все времена, той, которая верит и знает, что всего добьется, потому что существует.
7.01.2005
Москва,
Концертный зал им. Чайковского
http://www.proza.ru/2005/02/09-86
http://old.newlit.ru/~ivanova_anna/001522.htm