Светлана Римшевич (Рига) 1 мая 2005 г. "Бальзам на душу"
Стенограмма телепередачи рижского канала «LTV7» 29 апреля 2005 г.
Съёмки проходят в БДТ в одном и том же помещении. С Олегом беседует ведущий передачи Игорь Пронин. Несколько раз появляются сделанные "постфактум" обращения к зрителям Пронина и соведущей передачи Светланы Иванниковой - для представления Олега, некоторого введения в темы и завершения программы.
В передаче использованы некоторые фрагменты из фильмов Галины Гамзелевой: видеокадры показаны всего несколько секунд, а исполняемые Олегом романсы звучат дольше, служа как бы приглушённым "музыкальным фоном" для беседы.
Показаны также фотографии, что в "Фотоальбоме" на официальном сайте.
Передача начинается кадрами из фильма Г.Гамзелевой – Олег исполняет романс "Две гитары". На этом "фоне" как эпиграф показаны кадры из "предстоящего" разговора с фразами Олега:
"...сейчас выйду на сцену, и знаю, как эту дорогу найду, и где по этой дороге идти – совсем нет. Скорее это полёт, чем тропинка";
"Но если совсем точно говорить, то это любовь и дружба";
"В историческом плане состояние когда-нибудь разрешится – лишь бы я был честным".
Под продолжающие звучать "Две гитары" из фильма Гамзелевой проходит представление ведущими главного героя.
Студия.
Иванникова и Пронин.
И.: Здравствуйте!
П.: Исключительно рад вас приветствовать!
И.: Олега Погудина называют "Серебряным голосом России". Кажется, это правда, хотя Олег стесняется этого эпитета. На его концерты не достать билетов. Зал полон. На его концерты ходит особая петербургская интеллигентная публика. Что же привлекает этих многочисленных поклонников, которые смотрят на Олега заворожёнными взорами? Что привлекает в этом хрупком юноше? Может быть, он открывает в их душах что-то такое, что не востребовано в обычной жизни?..
П.: И при всей внешней мягкости Олег очень твёрд в своих убеждениях и серьёзно относится к своему творчеству.
БДТ.
Олег Погудин и Пронин.
Пронин:
- Вам удалось найти дорожку в сердце людей. Это не так просто сделать – найти эту дорожку...
Олег Погудин:
- Знаете, это звучит несколько всё-таки концептуально, потому что (смеётся) артистический принцип у меня прямо противоположный, то есть я не ищу скрупулёзно какие-то пути ни, собственно говоря, в искусстве, ни в общении с людьми – действую скорее от серца или, если актёрским языком говорить, по вдохновению. Что-то чувствуется, что-то слышится, что-то понимается, причём совсем нерационально. Разум – вернее, рассудок – включается потом, как оценочная категория. Нет такого, знаете: я сейчас выйду на сцену и знаю, как эту дорогу найду, и где по этой дороге идти – совсем нет. Скорее это полёт, чем тропинка.
- Но романс – основное, да? Основная жизнь...
- Вы имеете в вижу как жанр, в котором я работаю? Основное – романс, да...
- ...это актёрский такой очень жанр – или наоборот, как?..
(О.П. вздыхает)
- Вы знаете, хотелось бы... Да, я мало того что по образованию драматический актёр – вот как раз в этом здании...
- А это у нас БДТ...
- ...да, где мы сейчас снимаемся, я проработал два с половиной, почти три года именно актёром – но сколько лет я и учился, и работал, и сколько лет уже сейчас работаю в таком качестве, как сейчас нахожусь на сцене – я всё время слышу разговоры об актёрском пении, о том, чего больше в артисте, актёра или певца. Мне это кажется уже даже скучным, если не занудным. Время... Собственно говоря...
- Время определения прошло уже...
- Понимаете, как... Оно не то что прошло – так начиналось всё: актёр – вернее, человек, работающий в театре, должен был не только играть. Oн должен обязательно был... "был быть" - ладно, для русского языка не очень характерная форма, но приходится употреблять – он должен был быть очень хорошо пластически подготовленным (в 18-м - 19-м веке это означало танцевать), он обязан был уметь петь и декламировать и быть, если уж дан был такой талант, быть хорошим актёром. Время, потихоньку сделав такой круг, виток, возвращается – вернулось опять к этой же идее. Не форме – форма, конечно, совсем иная, чем 18-й или 19-й век, но идея та же самая. Сейчас это называется "синтетический актёр". Я, теперь уже в официальном статусе преподавателя Театральной акaдемии петербургской с этого года, поэтому (смеётся) несколько более ответственно использую актёрскую терминологию. Так вот, чего больше в пении конкретного артиста, мне кажется, определять скучно.
Под начало романса "Не уходи, побудь со мною" зачитывается досье.
- Жизнь сейчас кочевая такая, если говорить о географии...
- Если говорить о географии, она кочевая уже примерно лет 12.
- Там и Швеция, там очень часто Рига...
- Кстати, да. Был период, когда в Ригу приезжал ну не раз в месяц, но по крайней мере раз в три месяца, это уж точно.
- Что-то уже там осталось, какое-то тёплое чувство по отношению к этому городу?
- Безусловно...
- Есть любимые местечки?
- ...безусловно... Вы знаете, но я должен сказать, что помимо родного города Петербурга, все остальные города, которые мне близки, в которых я провёл много времени, я воспринимаю в целом. Я не могу сказать, что в Риге мне хотелось бы быть обязательно на Домской площади, или около Храма Рождества Христова, или где-нибудь на Бривибас, или где-нибудь ещё, в каком-нибудь другом месте...
- Вы хорошо знаете географию города!
- ...то есть я его воспринимаю в целом и в целом люблю. Но долго говорить об этом, мне кажется... тогда надо говорить очень серьёзно, очень вдумчиво, а если в рамках телепрограммы, причём не очень длинной, то рискуешь сказать что-нибудь необдуманное. Что касается меня как человека, причём путешествующего и искренне, глубоко любящего Европу как таковую, мне всё грустнее и грустнее оттого, что возникает какая-то снова странная ситуация разделения – разделения опять-таки неестественного, разделения от ума, от ума людей, которые, по-видимому, не очень предполагают, что за всё придётся отвечать когда-нибудь. Процесс это двусторонний, нельзя обвинять в этом Европу или Россию отдельно. К сожалению, опять возникает стена непонимания, которую придётся преодолевать нашим детям. А чтобы ответить на Ваш вопрос, Ригу я люблю – люблю и как архитектурный красивый ансамбль, находящийся на берегах Западной Двины, люблю и как людей, которые там живут и которые приходили ко мне на концерты, когда собирались полные залы и когда отклик был такой горячий и мощный, что у меня даже комок к горлу подступал от такого счастливого взаимпонимания с теми, кто пришёл меня слушать.
- Санкт-Петербург?.. Санкт-Петербург – такой город, который как бы колышeтся в диапазоне восприятия от самых каких-то высокодуховных до названия "криминальная столица России". То есть он в этом диапазоне дышит в течение последних десяти лет...
- Вы знаете, всё ведь это внешне. То, как дышит Петербург, знает только Петербург и те, кто в нём живут, а название "криминальная столица" - это, простите за введение такого термина, эпоха попсы, иначе это не назвать. Это всё равно что "Фабрика звёзд" на национальном Первом канале, за деньги налогоплательщиков во многом. Вот меня, например, никто не спросил, хочу ли я смотреть на Первом канале "Фабрику звёзд", а деньги как бы при этом приняли - простите за американизм, это они любят говорить: вот я честно плачу налоги... Но иногда мне хочется спросить всё-таки: а почему?.. Почему развращение целой нации происходит, в том числе и в первую очередь за счёт нации? Та же самая история со сказкой про "криминальную столицу": ведь сначала восприняли это честно, искренне. Наш градоначальник тогдашний говорил, что - да мы на сорок втором месте по статистике в стране, какая "криминальная столица"? О чём вы?.. В Москве, в Тюмени, в Екатеринбурге гораздо больше происходит преступлений, убийств каждый день, чем в Петербурге – не-е-ет, всё, Первый канал, и кричали "криминальная столица"... Нужно было просто отработать определённую финансово-экономическую доктрину.
- Ну хорошо – это в общем. А что такое "Ваш день в Петербурге"? Вот так вкратце, если с утра до вечера?
(О.П. вздыхает)
- Вы знаете, я не могу говорить про "день в Петербурге" – я могу говорить про "жизнь в Петербурге". Последние пять лет в Петербурге мой день – это успеть навестить институт, врачей, спортзал, знакомых, с которыми необходимо поговорить, заполнить какие-то документы, заплатить за квартиру и так далее.
- Во сколько же Вы просыпаетесь?
(О.П. смеётся)
- Как получится...
- Ну Вы поздняя пташка? Или...
- Вы знаете, артисту задавать такой вопрос...
- Вы знаете, бывают "жаворонки", бывают "совы"...
- ...всё равно некорректно. Я имею в виду не в плане "бессовестно", а "некорректно" с точки зрения, что артист не может распланировать свой день, как правило. Если по-серьёзному говорить, то отношения мои с Петербургом иного порядка: я ощущаю себя частью этого города – вполне серьёзно, однозначно, и буду ли я в Риге, или в Москве, или в Стокгольме, или в Париже, или в Ярославле – совершенно всё равно, Петербург существует со мной вместе, он существует внутри меня, и я уверен уже в последнее время, что и без меня Петербург существовать не может, как и без фактически каждого своего жителя. Есть связь какая-то очень крепкая, очень серьёзная. Поэтому "день в Петербурге" я не могу описать одним днём. Я могу описать день, допустим, в Москве, или день на гастролях – да, вот я встал во столько-то, умылся, оделся, поехал на площадку, отрепетировал, сыграл концерт, если у меня ещё есть какое-то время, зашёл в музей или посмотрел на город. Про Петербург я этого сказать НЕ могу, и надеюсь, НЕ смогу, потому что всё-таки это... Это моя жизнь. Это не один день.
Студия.
Иванникова и Пронин.
Звучит романс "Две гитары".
И.: Петь Олег начал раньше, чем говорить, и потом всю жизнь, естественно, его сопровождали аккорды. Он закончил музыкальное училище, музыкальную школу...
П.: Пел в детском хоре имени Славнитского, и несмотря на то, что жили на окраине, часто ездили в Эрмитаж, в концерты. Мальчик в детстве часто болел и поэтому оставался, как говорится, один на один с душой. Петь любил и обожал всегда. Много поездил, ездил на гастроли в Германию с хором, ездил в США с театром. Закончил с отличием один из лучших театральных вузов и поступил в один из лучших театров России – в Большой Драматический театр, но оставил его – оставил его, чтобы петь. И всю жизнь его сопровождали теплота, интеллигентность и крепость корней. Вот эта крепость корней – говорят, он чем-то похож на свою любимую бабушку Ульяну...
И.: Он вспоминает этот дом – простой дом, сад, вспоминает, как когда-то его прабабушка брала в постель цыплят, чтобы они не замерзали зимой – то есть быт, обычный быт, крестьянский быт тоже дорог и близок этому певцу.
БДТ.
Олег Погудин и Пронин.
- Родители рады Вашей судьбе? Они хотели, может, иной судьбы?
- Нет. О судьбе разговоров в семье не было – вот так патетически или как-то очень серьёзно.
- Они гордятся сыном?
- Наверное. Наверное. Во всяком случае, никаких жалоб от них на мою нынешнюю жизнь я никогда не слышал.
- Но они хотели, чтобы Вы шли в театральный институт – или, может, хотели, чтобы Вы были в машиностроительном?
- Что касается... Да собственно говоря, знаете, ведь родители ещё до сих пор достаточно молодые люди, а когда я выбирал жизненную дорогу, они были совсем молодые люди. Мне была дана абсолютная свобода действий, за что я им очень на самом деле признателен. А вот родители родителей были в очень серьёзном напряжении, и оба дедушки были расстроены моим выбором театрального института в качестве высшего учебного заведения.
- Что бы им хотелось?
- Ну, чего-нибудь практического и того, что может кормить мужчину в жизни дальнейшей. На самом деле...
- А кто они по профессии были?
- Дедушки оба военные, офицеры, а бабушки были учительницами. Знаете, такой класси-и-ический-классический вариант советской семьи.
- Вы знаете глубоко историю своей семьи, далеко?
- Благодаря доброхотам из рязанского музея (очень серьёзные люди) знаю историю до середины 18-го столетия своей семьи.
- Откуда фамилия "Погудин"?
- Вот это не знаю, потому что, знаете, вятский архив, откуда, собственно говоря, вся семья родом (а Погудиных, как мне сказали недавно, пол-Вятки просто фактически), там заканчивается всё серединой 18-го века. Дальше нужно обращаться в центральные архивы в Москве.
- Ну и что там было самое интересное в середине 18-го века?
- А ничего там особо интересного не было – там всё крестьяне. Единственное, что интересно – то, что поскольку крестьяне не крепостные, а так называемые черносошные, фамилия сохранилась, она существует и как бы можно проследить историю рода до, как я уже сказал, середины 18-го века, 1750-х годов. Это на самом деле в условиях нынешнего безвременья очень важно, потому что подавляющее большинство населения, к сожалению, не знает и не в состоянии уже узнать историю своей семьи – а это необходимо для того, чтобы страна хоть как-то вообще продолжала существовать дальше. О предках нужно помнить и их любить.
- Фамилия музыкальная – "погуда"... Всё-таки это музыкальный инструмент.
- "Гудок", если точнее сказать, а "погудка" - это "песня" просто, например, в волжских диалектах, да и не только в волжских.
- А были песенники ещё где-то в истории?
- Вот если удастся этим дальше заняться (я хочу этим заниматься), может быть, кто-нибудь найдётся – конкретный персонаж исторический, который эту фамилию подарил роду. Но то, что Погудины поющие (фактически все в семье, кого я могу вспомнить) – это правда. В том числе профессиональные певцы, то есть на протяжении достаточно большого исторического промежутка люди поющие. Профессиональных артистов мало – собственно говоря, обученных немало, а работающих на сцене только двое: я да мой двоюродный дядя.
- Вы теперь заслуженный артист. Это довольно серьёзное звание...
- Ничего оригинального не скажу. Ну что – звание и звание. Радостно, конечно, что...
- Ну это приятно, правда, без всяких...
- ...что страна в лице, так сказать, управляющей её части как-то среагировала положительно на то, что я делаю. Кокетничать или как-то кривляться по этому поводу мне не хочется. Это приятно действительно, но...
- Если говорить об учителях, то это кто? Кто помнится? Хотел, знаете, не про учителя спросить, а как раз про Вертинского.
- Вертинского учителем я назвать не могу. Вертинский очень конкретен и достаточно узок в своём направлении. Другое дело, что он как артист – фигура очень значительная и в каком-то смысле даже великая. Но с точки зрения жанра это как раз о-о-очень-очень узкая тропинка, если вернуться к началу нашего разговора. Меня не интересует Вертинский-артист – меня интересует Вертинский-личность в истории, а вернее, совсем точно сказать – артист, попавший в определённые исторические обстоятельства. И что фантастически здорово, притягивающе, очаровательно в Вертинском – это нежный, даже какой-то такой изломанный, утончённый образ, который вынужден существовать в страшных, грубых и жёстких исторических реалиях. И он не только не ломается при всех своих надломах и нежностях – он преодолевает эту историю именно за счёт своей нежности. Вот это поразительно, это парадоксально - а парадокс всегда сопутствует настоящему искусству, обязательно сопутствует искусству гениальному. Вертинский – не гениальный артист. Он достаточно слабый музыкант – композитор, если говорить так; он далеко не великий поэт, хотя есть удачные стихи – он замечательный артист сам по себе, но "явление Вертинский" в конкретных исторических событиях больше, чем сам Вертинский, и меня это интересует, и это я выношу на сцену, и это интересует людей сейчас, потому что, в принципе, обстоятельства изменились несильно – они изменились внешне, по счастью, то есть не убивают людей на улицах ради идеи...
- Ради чего-то другого – просят: "Отдай деньги, а то убью"...
- Это было всегда. А ради светлого будущего положить несколько миллионов человек – это вообще...
- В характере, да...
- ...в характере двадцатого столетия...
- Всей страны нашей...
- ...да и не только нашей страны – и Гитлера вспомнить, и так далее. Это общая ситуация – и, кстати, не нами придуманная, опять-таки, не русскими.
(Начинает звучать "What is a Youth")
Просто, к несчастью, как обычно, гениально выполненная чужая задача... Но это ладно, неважно. А то, что век жестокий; то, что век человека НЕ любит; то, что человеческой душе век нынешний НЕ отдаёт никакого места; то, что торжествуют пошлость и брюхо – в этой ситуации, опять же, нежность и утончённость вроде бы беззащитны, но именно они преодолевают эти внешние обстоятельства, поскольку всё-таки душа человека всегда стремится к правде, к любви, к счастью. А в сытом брюхе и в пошлости счастья нет.
- Из простых удовольствий – что такое? Может, Вы собираете что-то?..
- Кстати, даже чашка кофе, только (смеётся) вовремя, когда это нужно и в хорошем месте. Я получаю колоссальное, категорическое удовольствие от своей работы. Это счастье. Для артиста, на самом деле, счастье, когда то, что он делает на сцене, востребовано людьми, когда он получает от этого настоящее удовлетворение, когда в этом присутствует полная его самореализация и когда это ещё позволяет жить безбедно. С точки зрения артистической жизни – это счастье действительно. Я не могу сказать, что мне абсолютно всё равно, во что я одет или где я живу, но всё-таки я отношусь к этому достаточно просто, чтобы не забывать о том, что это не главное. Всё равно дороже и важнее человека ничего не бывает. То, что мне необходимо и то, что купить не смогу не только я, а никто никогда не купит – это любовь, взаимопонимание и... Ну если совсем точно говорить - любовь и дружба. А это не зависит почти никогда, или уж во всяком случае напрямую от финансов не зависит. Важно то, как ты распоряжаешься тем, что тебе досталось.
- Что главное в человеке? Вы видите и понимаете, какая-то должна быть черта: это "мой" или "не мой"?
- Есть внезапные сердечные расположения или антипатии – кстати, они могут быть неоправданными...
- Да, могут быть абсолютно нелогическими.
- ...поэтому вот именно логикой, как Вы мне предлагаете, я определять это отказываюсь (смеётся). Все жизненные встречи, как счастливые, так и несчастные, были случайными – вернее, они казались случайными. Если размышлять потом, в исторической перспективе – в ретроспективе, вернее - можно понять, почему произошло это, почему произошло это, но опять-таки не хочу рационализировать эту ситуацию.
- Сильно расстраиваетесь, если человек подводит?
- Очень. До... просто до ярости, до слёз, до... уныния. Но... понимаю, что...
- Но время от времени это случается.
- Случается. Так и сам небезгрешен. Поэтому...
(патетически)
- Как Вы можете?.. Ну что же Вы?..
- У Вас театральная реакция, кстати, на то, что я сказал, а я говорю серьёзные вещи (смеётся). Единственное, что я стараюсь... ну вот слово "любить" в данном случае применить трудно, опять-таки... (начинает звучать "Динь-динь-динь") по очень большой трудности этого процесса, сущности – а слово "понимать" употребить можно, то есть я могу понять фактически каждого человека, причины его поступков. Значит, следовательно, я могу предположить, что этот человек поймёт меня. Вот если я с человеком объясняюсь откровенно, искренне, а он меня не понимает или не хочет понять, мне приходится просто оставлять ситуацию в "подвешенном" в историческом плане состоянии. Когда-нибудь разрешится – лишь бы я был честным.
(Кадры из фильма Гамзелевой – Олег исполняет "Динь-динь-динь")
Студия.
Иванникова и Пронин.
Под окончание "Динь-динь-динь".
И.: Напоследок бы спеть – да не буду соревноваться с "Серебряным голосом", а искренне желаю вам всяческих успехов, хороших концертов. Проводите время так, как вам хочется: хотите – на концерт Погудина, хотите – дома сидите с книжкой. В общем, что хотите, то и делайте в этой жизни. Главное – будьте счастливы!
П.: Счастливо! Всего вам самого-самого хорошего!
И.: Пока!
БДТ.
Олег Погудин.
- Не знаю даже... Я хочу пожелать... хочу пожелать счастья. Счастья в том смысле, в котором каждый человек его для себя определяет. Счастья чистого, счастья спокойного. Радости, мира, любви. Любви как со стороны любящего, другого человека, так и внутри, чтобы в сердце желание и способность любить никогда не проходили.
(Кадры из фильма Гамзелевой – Олег исполняет "Очи чёрные")