ВНИМАНИЕ! Домен elegos.ru закрыт. Наш сайт перенаправлен на адрес
https://oleg-pogudin.elegos.su (изменение в адресе .RU на .SU). Потребуется заново авторизоваться. При проблемах пишите на e-mail администрации infolab@list.ru
Новые сообщения · Оглавление форума · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Юрий_Ермолаев, Елена_Фёдорова, Татьяна_Соловьёва  
Форум клуба » ВСЕ О ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЕГА ПОГУДИНА » Радио, ТВ, видео в сети » "Романтика романса" на канале РТР, ведущий - Олег Погудин (Стенограмма записи программы "Н.А.Обухова", ноябрь 2005 г.)
"Романтика романса" на канале РТР, ведущий - Олег Погудин
АдаДата: Среда, 29.04.2009, 10:04 | Сообщение # 1
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1150
Статус: Offline
Валентина, Елена Федорова ( Москва - Петербург) 7 декабря 2005г.


Романтика романса(канал РТР), 22 ноября 2005 г.

Запись программы № 8

Надежда Андреевна Обухова

Звучит фонограмма романса «Я встретил ... >> далее


Олег исполняет романс «Я вновь пред тобою…» под аккомпанемент Мишиной гитары.


ОЛЕГ: «Опять-таки случайно… Очень много в жизни происходит случайностей, которые, спустя много лет осознаешь, как неслучайные события, а… (обращается к режиссеру): Это надо переписывать или нет? Я появился в мониторах только сейчас. В любом случае – давайте перепишем».
Пауза.
Режиссер: «Так, извините, спасибо».
ОЛЕГ: «Стойка остается?»
Режиссер: «Да».
ОЛЕГ: «Остается? Хорошо».

ОЛЕГ: «Я снова вспоминаю случайные события – случайные, которые спустя много лет осознаешь, как очень серьезную неслучайность. Радиоприемник, какая-то вечерняя программа, как обычно – на кухне, ночью, после института, когда какой-то стакан чаю необходимо хлебнуть для того, чтобы хоть чуть-чуть придти в себя после долгой и трудной работы творческой. Когда нет времени, суета и – поскорее, поскорее, поскорее – сейчас лечь спать, для того, чтобы завтра с утра снова погрузиться в работу… И вдруг замираешь… замираешь снова от голоса… Голос из радиоприемника… Голос, который вдруг заставил… заставил вслушаться и понять, что случилось что-то сверхъестественной важности; что-то совершенно и навсегда необходимое. Звучал романс «Я вновь пред тобою стою, очарован». Я слышал его впервые – не потому, что я его не слышал никогда до этого, а я услышал его ВПЕРВЫЕ. Романс завершился, диктор объявил: «Пела Надежда Андреевна Обухова». И я ВПЕРВЫЕ услышал это имя – не потому, что никогда не слышал об Обуховой, но вдруг соединилось волшебным образом вот это ощущение… Ах, ощущение (Олег даже выдохнул от внутреннего восторга воспоминаний) великолепной, блистательной, фантастической, феноменальной, точной и великой формы.
Если с романсом довелось встретиться гораздо раньше, то с тем эталоном – как нужно исполнять романс – я в своей жизни встретился тогда, в этом романсе «Я вновь пред тобою стою, очарован», исполненном Надеждой Андреевной Обуховой. Я не одинок в своей любви и в восторге, в очарованности перед этой певицей. Есть замечательные стихи Окуджавы, посвященные Обуховой, которые сильно длинны для того, чтобы я сейчас их читал, но первая строчка – «Зачем Вы пропели тот старый романс?» Для себя знаю – зачем: для того, чтобы дальше было понятно, как нужно петь романс.
Сейчас направо и налево раздаются титулы: там, король чего-нибудь, королева чего-нибудь, вот, королей романса бессчетное количество – романсов иногда не хватит на то, чтобы кто-то бы, каждый из этих королей, мог бы быть королем. Такое же количество королев во всяких разных жанрах песенных. Но если слово «королева» употребить по-настоящему, без всякого оттенка… неправильности, если употребить его так, чтобы пошлость не подкралась даже, вот… на несколько сотен метров к этому понятию, то о Надежде Андреевне Обуховой можно сказать: Королева. В полном смысле этого слова, с полным правом: по аристократическому происхождению; по пониманию себя в искусстве – пониманию, что она – великий Мастер, и, в то же время, как и для всякого человека, знающего себе настоящую цену и великого… человека очень простого; очень простого, может быть, не столько в общении, сколько в творчестве, в искусстве. Сочетание гениальности и простоты – уникальное сочетание. Оно оставляет право артисту жить в веках. Думаю, это право есть у Надежды Андреевны Обуховой и сейчас. Я хотел бы вместе с вами услышать ее голос.

Звучит голос Надежды Андреевны Обуховой: «Калитка».
Голос волшебный, чудный, завораживающий…
С таким чувством слушает его и Олег… и хочется оставить его одного и не мешать.

ОЛЕГ: «Один из самых любимых романсов – романс, который исполняли очень многие и исполняют очень многие; романс, о котором сама Надежда Андреевна говорила, чуть кокетливо-изящно: «Один из моих родственников его написал». И, действительно, если открыть ноты, увидишь фамилию автора – и это, действительно, Обухов. Один их самых замечательных, дивных, чудесных, русских голосов, долго-долго царивший на сцене Большого театра. Сегодня в разговоре о Надежде Андреевне Обуховой мы пригласили
принять участие солистов Большого театра: это абсолютно правомерно, это замечательно.
Замечательно в том смысле, что для этих людей Надежда Андреевна Обухова – не отвлеченный персонаж, не историческая какая-то прошедшая реалия, а настоящая, крепкая и живая любовь. И сейчас для того, чтобы продолжить нашу программу, я приглашаю на сцену солистку Большого театра России Ирину Долженко.
(Гул восхищения, аплодисменты)

ОЛЕГ: «У рояля – Заслуженный артист России Игорь Виннер».
(Аплодисменты)

В исполнении Ирины Долженко звучит романс «Утро туманное…».
(«Браво!», аплодисменты)

ОЛЕГ: «…сразу продолжить, потому что не хочется сразу прерывать прекрасные звуки, музыкальные просто речи, к тому же нам довелось сегодня много поговорить о Надежде Андреевне за пределами нашей передачи, может быть, если получится, и сейчас, но, вот, прежде всего – прошу петь».

Голос режиссера: «Чуть-чуть, на полшага ближе к микрофону».
Ирина Долженко: «Ещё?»
Голос режиссера: «Нет-не-нет, дальше, дальше…»
Ирина Долженко: «А, дальше…»
ОЛЕГ: «Нет, ближе к микрофону…»

Ирина Долженко исполняет романсы «Полюбила я на печаль свою…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (Бурные аплодисменты, крики «браво!»)

Следует короткое обсуждение записи, решается, нужен ли дубль.
ОЛЕГ: «У меня кресло стояло на проводе, и ножка подкосилась, если там это…»
Голос режиссера: «Нет-нет, всё хорошо».

ОЛЕГ: «Всё хорошо. Тогда я всё-таки ещё на секунду (аплодисменты)… не отпущу ещё Вас на секунду, потому что мне хочется здесь, при Ирине Долженко, это сказать публично. Бывают счастливые… счастливые мгновения, когда понимаешь, что слово «культура» не просто слово, вот. Когда культура и традиция оживают в молодом, в красивом, в прекрасном облике и в прекрасном голосе – за это низкий поклон. (Аплодисменты)
Если попытаться продолжать эту же мысль – все-таки хочется как-то продолжать ее не
банально. Мы часто говорим – культура, мы часто говорим – традиция. Так ли часто мы это чувствуем и так ли часто культура и традиция, которые мы, может быть, пытаемся почувствовать, насыщены настоящей жизнью? Никуда не уходит традиция: мы можем ее забыть или от нее отказаться, но она, в общем-то, существует. Культура без традиции не существует. Для того, чтобы продолжалась традиция, нужно вспоминать о великих Мастерах. Но вспоминать не только словами – можно перечитать массу литературы, воспоминаний и самой Надежды Андреевны, и воспоминаний о ней, воспоминаний о других великих людях, но, когда оживает… оживает по-своему перечувствованная, по-
своему прочитанная и присвоенная манера великого исполнителя, сердце наполняется настоящей радостью – не в том смысле, что ничто не потеряно, а в том смысле, что абсолютно (улыбается) есть уверенность, что все хорошее будет продолжаться. И всем тем, кто этому посвящает свою жизнь, огромное, огромное спасибо. (Аплодисменты)
Обращается к режиссеру: «Мы меняем сейчас микрофоны на следующий номер».

Пауза, во время которой снизу поднимаются музыканты Олега – Миша, Лёша и Андрей. Приносят стулья, устанавливают микрофоны. Ребята занимают свои места и настраивают инструменты.




Олег за руку выводит в центр площадки девушку в легкой белой кофточке и длинной бордовой бархатной юбке. Она садится в стоящее перед микрофоном кресло и застывает в нём – спокойная и отрешённая настолько, что кажется даже величественной.

Следуют ещё несколько «технических» реплик, замечаний, предложений, затем Олег просит: «Скажите, когда можно будет работать», и получает разрешение: «Да, пожалуйста».

Олег встаёт позади кресла с сидящей в нём девушкой.
Они на два голоса поют романс «Не искушай меня без нужды». Как рассказать – не знаю. Это впервые. Олег в роли пылко влюбленного: только глаза – выражение их – выдают его чувства. Волшебно… «Немой тоски моей не множь...» Олег преклоняет колено перед девушкой… Ну, разве можно передать в словах сию картину? Зал очарован… (Не просто бурные, а очень бурные аплодисменты, крики «браво!»)

Очень хочется ещё раз послушать этот дуэт, и, похоже, что это желание исполнится.

ОЛЕГ: «Тогда я сейчас представлю, вот… (негромко разговаривает с музыкантами): Что-то я вас не слышу, просто вообще…».
Обращается к режиссеру: «Скажите, мы можем немножко к музыкантам приблизиться, потому что мы с Машей не слышим совсем. Ребята говорят, что очень нечисто так получается. Технически мы можем немножко ближе быть к ребятам или ребята к нам? Скажите».
Режиссёр: «Да, пожалуйста».
Весело выбирается более удобное положение на сцене.
ОЛЕГ: «Да, скажите, когда можно будет работать».

Это как раз тот случай, когда весь зал готов с наслаждением слушать бессчетное количество дублей…

ОЛЕГ: «Я приглашаю на сцену студентку…
Олега прерывают: «Простите, еще разок».
ОЛЕГ: «Хорошо. Я приглашаю на сцену студентку второго курса Санкт-Петербургской Театральной академии Марию Мартиросян». (Аплодисменты)

И снова звучит тот же романс, и снова Олег поёт с трепетом в голосе… Очень красиво смотрится этот дуэт, прекрасно передаётся настроение романса…
(И опять – крики «браво!» и просто неистовые аплодисменты)

ОЛЕГ: «У нас всё в порядке было?»
Голос режиссера: «Да».
ОЛЕГ: «Мы можем продолжать? Спасибо».
Комментарии посетителей: Валентина Елена Федорова [email] [Москва - Петербург]
Музыканты встают, Олег подходит к ним, благодарит, прощается. Ребята уходят: в этот же вечер коллект ... >> далееМузыканты встают, Олег подходит к ним, благодарит, прощается. Ребята уходят: в этот же вечер коллектив возвращается домой – в Петербург.

ОЛЕГ: «Поскольку техническая пауза растягивается, я могу воспользоваться своим нахальным правом попросить чашечку кофе?»

Пауза, действительно, «растянулась»…
Наконец, голос режиссёра: «Мы можем продолжать».

ОЛЕГ: «На сцене – солист Большого театра Сергей Мурзаев».
(Аплодисменты).
Аккомпанирует на рояле снова Игорь Виннер. Звучит романс «Уймитесь, сомнения страсти». (Аплодисменты, крики «браво!»)

К певцу подходит Алла Сергеевна. Она просит его снять очки и исполнить романс ещё раз. Певец удивляется, но очки снимает и поёт уже без них.
(Аплодисменты, крики «браво!»)

Пауза. Сергей просит промокнуть ему лицо: без очков на глазах выступили слёзы. Подходит девушка, промокает, пудрит ему лицо. Заодно пудрят лицо и Олегу.

Олег разговаривает с Сергеем. Разобрать удалось только завершение этого разговора.
ОЛЕГ: «…следующий. Ура! Нет, «ура» потому, что этот дубль был прекрасен по исполнению. Вот. «Слушайте, если хотите». Да».

Певец снова надевает очки и исполняет романс «Слушайте, если хотите, песню я вам спою…» (Аплодисменты, крики «браво!»)

Голос режиссера: «Хорошо!»

ОЛЕГ: «Сейчас два слова, буквально, людям, которые нас слушают, два слова. (Обращается к Сергею Мурзаеву): Нет, останьтесь, пожалуйста, потому что… (смеётся). Мы продолжим музыкальную часть программы, хочется коснуться одной уникальной вещи в творчестве Надежды Андреевны Обуховой. Пожалуй, еще только, может быть, в творчестве Сергея Яковлевича Лемешева так непринужденно, так естественно, так природно сочеталась высокая классика с романсом – романсом не только великих классических композиторов, как Рахманинов, Чайковский, Мусоргский или Бородин, но и городской романс. Сейчас, вот как раз, мы были тому свидетелями, звучал Глинка, и сразу после этого романс городской. Я автора даже, наверное, сейчас не вспомню. Шишкин – автор «Ночь светла» он же… Это сочетание поразительное, для меня это сочетание невероятно счастливое, потому, что я все время пытаюсь не то, чтобы доказать, я пытаюсь как-то отгородиться от того понимания, что романс – это искусство легкое. Может быть, жанр, конечно, и полегче, чем академическая музыка, но романс требует того же понимания, того же проникновения, того же достоинства, что и всякая очень серьезная музыка. Сегодня наша программа, в том числе, и об этом. А сейчас – сейчас снова дуэт. Вообще счастье, когда слышишь, как замечательные, глубокие артисты дарят что-то совместное; что-то, что происходит между ними и вдруг становится общим достоянием – определенного уровня и качества красоты, которое недоступно одному солисту. Это касается дуэтов – тогда, когда их исполняют достойные или, тем более, великие гениальные артисты. Это касается… вот, например, вспоминаемого нами сегодня дуэта Надежды Андреевны Обуховой и Ивана Семёновича Козловского, вот».
Обращается к Сергею Мурзаеву: «Сейчас я попрошу Вас представить Вашу спутницу – Вашу партнершу в следующем романсе».

Голос режиссера: «Нет, для этого надо взять микрофон».
ОЛЕГ: «Тогда я представлю сам. Меня просто просили, чтобы это сделал Сергей, или дать микрофон тогда ему или… Или я представлю сам – как удобнее?»

Голос режиссера: «Ну, подойдите, пожалуйста, поближе к вокальному и скажите немного».
ОЛЕГ (Сергею): «Все, объявляй».
СЕРГЕЙ МУРЗАЕВ: «Я приглашаю на сцену… (Олег: «Одну секунду».) Я приглашаю на сцену солистку Большого театра, Заслуженную артистку России, сопрано – Марию Лапкину. (Аплодисменты) Романс Сергея Рахманинова на стихи Кольцова. Называется он «Два прощания». Ну, такой – не романс в чистом смысле этого слова, ну, он, что называется – диалог. Сейчас вы его услышите».
Сергей начинает: «Как ты, моя красавица, лишилась вдруг двух молодцев?», но его останавливают. Что-то уточняется, и Сергей начинает сначала. Однако допеть романс до конца дуэту не удаётся – что-то не так. На третий раз всё получилось хорошо.
(Аплодисменты, крики «браво!»)

ОЛЕГ: «Музыка Рахманинова, слова Кольцова; слова Пушкина, музыка Чайковского; слова Лермонтова, музыка Варламова; слова Тютчева, музыка... Музыка может быть,
может быть кого-нибудь из менее известных композиторов. Я всё чаще и чаще задумываюсь над тем, как много людей осталось, и много ли их останется в самом ближайшем будущем – у которых будет право спокойно, природно говорить словами Пушкина, потом словами Блока, потом словами Твардовского, словами Окуджавы… Чтоб это было одинаково природно, естественно и близко. Для того, чтобы это все сохранилось, и для того, чтобы это осталось и дальше, нам всем нужно очень и очень много работать. Вообще жизнь интересная, но она (смеется) никогда не бывает легкой и счастливой. Казалось бы, Надежда Андреевна царила. Конечно, царила… На сцене. В душах тех, кто ее любил. Кто знает, от чего ей пришлось отказаться… Об этом не знает никто, потому что начало XX века в нашей истории (вздыхает) – территория, до сих пор запретная. Ведь предки ее были не просто русские дворяне, а аристократы, принадлежавшие элите российского общества, дореволюционного. Сама она об этом, по понятным причинам, не говорила, в воспоминаниях ее, которые сами по себе очень небольшие, краткой строчкой проходит дежурная, о том, что мы, барские дети, не задумывались о том, какой ценой доставалось нам образование, когда бедные крестьянские дети в это время страдали. Я вполне готов допустить, что, действительно, крестьянским детям жилось тяжелее, чем барским, но то, что Надежде Андреевне удалось пронести во всем великолепии культуру дореволюционной России до 60-х годов XX столетия – несомненная заслуга и ее, и
тех, кто ее воспитывал. Мне очень хочется, чтобы эта традиция была живой, живой всегда – иначе… иначе становится неинтересно жить. В конце концов, не ради пошлых и дурацких припевов мы все существуем, но очень хочется существовать ради того, чтобы всегда, всегда можно было спокойно и честно разговаривать языком Пушкина, Ахматовой и Окуджавы. Спасибо вам! (Аплодисменты)



***
Вот и закончилась последняя (очень надеемся, что последняя – в этом году) – восьмая – запись программы «Романтика романса» с участием Олега Погудина в роли ведущего. И сколько нового было увидено, услышано. Понято… А сколько пережито!..
Олег… Здесь он впервые выступал в новой, не очень свойственной ему роли – в роли творца и ведущего этой программы. Великолепный рассказчик, которого можно слушать часами, наслаждаясь его необыкновенным русским языком. Какой огромный внутренний багаж у этого человека, и ему столько есть, что рассказать людям. Всё, о чем он говорил, не было записано и выучено – был лишь набросок темы. Ни одного раза при перезаписи Олег не повторялся: все шло тут же – от сердца. И когда его в начале передачи просили начать с конца, потому что это ИМ так удобно – не надо переставлять микрофон, или еще что-то подобное, Олег резко отказывался: «Я же не робот или машина. Мне нужно войти в это состояние. Я хочу, чтобы все было искренне и правдиво».
Ну, такие «тонкости», судя по отношению, операторскую группу не очень волновали. Складывалось впечатление, что это артист должен работать для них, а не они – для артиста. Все это было крайне неприятно видеть.
Талантливый человек – талантлив во всем. Если первые две передачи Олег набирался опыта, учился, разбирался даже в технических тонкостях, то последние две Олег блестяще провел практически самостоятельно, заранее предопределяя какие-то моменты, чтобы избежать перезаписи. Ведь это технические службы должны думать о вовремя переставленном микрофоне, о цветах, которые нужно убрать с рояля, потому что начинается запись другого исполнителя. Думать о том, чтобы рояль стоял на месте, а не «уезжал», когда на нем начинают играть, чтобы артисты сами не искали себе стулья… Выставить нормально мониторы, чтобы артисты могли слышать себя.
И таких накладок было не счесть. Для профессионалов это недопустимо. Так выматывать артиста, отвлекать от главного – того, что он должен донести до огромного количества людей, которые потом будут смотреть эту передачу, – непростительно. А мы еще удивлялись и пытались понять: ну, как можно было вырезать из прежних программ «Романтики романса» вручение Олегу Лермонтовской премии? Как можно было вырезать исполненный им необыкновенно романс «Дубовый листок»? Теперь мы очень хорошо
понимаем, КАК. Да, «многие знания рождают многие печали». Иногда лучше бы этого и не знать, потому, что становится очень грустно. Ведь это все-таки – телеканал «Культура»…

07.12.05 11:09
Валентина Елена Федорова [email] [Москва - Петербург]
Чтобы не заканчивать рассказ в таком минорном тоне, очень хочется сказать еще несколько слов об Олег ... >> далееЧтобы не заканчивать рассказ в таком минорном тоне, очень хочется сказать еще несколько слов об Олеге...
Всю эту работу он вынес на своих плечах. Это он писал все сценарии этих передач, это он так великолепно подготовился, это его задумки – Изабелла Юрьева, Валерий Агафонов, Анна Герман, Валерий Гаврилин, Надежда Обухова. В эти передачи он вложил столько души своей, столько сердца, и это настолько было понятно… И он не играл роль ведущего – эти имена живут в нем всегда и помогают ему своим светом, своим сиянием, когда нелегко, когда что-то не ладится. Он просто разговаривал с нами, рассказывал о бесконечно дорогих ему людях. Перед нами предстал человек с волевым характером, не прогибающийся и великолепно умеющий отстаивать свою внутреннюю позицию, свой взгляд на определенные вещи. Не терпящий халатного отношения к делу, не боящийся показаться неудобным. Человек, заставляющий считаться с его мнением. Но, в то же время, настолько мягкий, доброжелательный, учтивый – помогающий артистам преодолеть скованность, создавая для них наиболее благоприятную обстановку. Часто уходя в тень, чтобы дать дорогу начинающим исполнителям, возможность проявить себя.
Вот и еще одна планка взята с блестящим успехом. Не останавливаться на достигнутом, искать какие-то новые формы самовыражения… Это и «Музыкальный театр Олега Погудина», это и «Романтика романса», это и преподавательская работа в Академии Театрального Искусства. Вот только не знаю, КАК он это все успевает при таком насыщенном графике выступлений… За все то, что делает это человек на сцене или вне ее, наше уважение к нему безгранично.
От всех присутствовавших на записях этой передачи очень хочется выразить огромную благодарность Олегу Евгеньевичу за его поистине титанический труд, за вложенную в него душу. СПАСИБО!!!




 
Форум клуба » ВСЕ О ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЕГА ПОГУДИНА » Радио, ТВ, видео в сети » "Романтика романса" на канале РТР, ведущий - Олег Погудин (Стенограмма записи программы "Н.А.Обухова", ноябрь 2005 г.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сегодня здесь были:  | Елена_Фёдорова | Вера_Александровна
Самые активные:  | Елена_Фёдорова | Наталья_К | Маргарита | Вера_Александровна | Ада | Инна_И | НинаПодгорнова | Нина_Данова | Наталья_С | Татьяна_Соловьёва
Новые участники:  | Evgeniakana | Наталья_Гончарова | Мариша | Маятская_Светлана | Romma | Василий_Рузаков | Елена_З | Мария_Егоровa | Владимир_ | Анастасия_П
 
Мини-чат
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные участники
 
Copyright © Юрий Ермолаев. Арт-студия журнала «Русская элегия». 2008, 2024Используются технологии uCoz