• Валентина, Елена федорова [Москва - Петербург] 14 ноября 2005 г. Запись четвертой программы
Рождественская программа «Романтики романса», канал РТР, ноябрь 2005 г.
Олег обращается к залу: «Положение у меня безумно трудное, но и у вас тоже. Сейчас пишется программа, которая, если все будет в порядке, если Бог даст, выйдет в эфир 7 января, т.е. в день празднования Рождества.
Я понимаю, что настолько задолго до события трудно, может быть, погрузиться в атмосферу Рождественского праздника – в то счастье, в то… ну, по крайней мере, для меня - это очень честно… в то ощущение Чуда – явного, настоящего, живущего Чуда. Вот.
Будем пытаться. Не знаю, как сейчас в ноябрьский, темный, по счастью, сухой, без дождя, но все-таки темный вечер, изможденные, утомлённые двумя такими (смеется) записями… Тем не менее каким-то образом надо вспомнить, ощутить эту радость – радость рождественского вечера. Попробуем это сделать вместе – Бог даст, получится…
(Голоса из зала: «Сделаем! Поможем!» Аплодисменты)
Режиссёру: «Я готов. Прозвучит (…) «Я встретил вас», тогда Миша пусть будет там. И без перерыва сразу же – первый романс. Да, и ещё одна просьба: мы после романса прервёмся – я пробегу текст глазами и попробую сосредоточиться. Нет-нет, фонограмма отзвучала – и… В принципе, мы готовы».
Голос режиссера: «Внимание, приготовиться – съемка начинается!»
Звучит фонограмма романса «Я встретил Вас…» (Аплодисменты)
Олег под аккомпанемент Мишиной гитары исполняет лермонтовского «Ангела». (Аплодисменты, цветы Олегу.)
ОЛЕГ: «Спасибо. Цветы на рояле мне всегда дарят особенную радость – может быть, это не очень академично, может быть, это не очень в великих традициях, но, тем не менее, это так красиво!..
Мы говорим о Рождестве – говорим о Рождестве, празднуем его, отмечаем его… После «звуков небес» всякая земная песня окажется скучной и томительной. Те, кто испытывал хотя бы раз в своей жизни прикосновение по-настоящему к Высокому, те, кто хоть раз чувствовал прикосновение Божественной Благодати, – со мной согласятся. Те, кто ни разу еще этого не почувствовал – к сожалению, таких людей немало, и в наше суетное время их становится, как ни горько, все больше – тем я искренне, от всей души, от всего сердца желаю хотя бы раз с этим счастьем соприкоснуться. Не для того, чтобы забыть земные песни. Земные песни имеют не только право на существование в нашей обычной жизни, но в нашей обычной жизни они иногда помогают и даже спасают от скуки, от глупости, от нелепости, от неправды, которой наша жизнь изобилует, как, к сожалению, изобиловала всегда земная жизнь. И все-таки Рождество… Рождество, и в нашем случае – Рождество и Романс… Как можно это связать? Как можно провести какую-нибудь, хоть сколько-то изящную, художественную параллель между тем, что в принципе, наверное, соединить почти невозможно? Звуки небес – и песни земные… Всё-таки в чем-то можно. Рождество, приход Спасителя на землю для того, чтобы спасти человека – это акт торжествующей, всепобеждающей Любви – и в этом главное и самое точное определение всякого праздника христианского, в этом главное и точное определение праздника Рождества.
Романс – это, может быть, самая изящная, самая кроткая, самая смиренная, самая красивая форма, в которую заключена извечная и самая главная человеческая просьба – просьба о Любви. Любовь с Любовью встречается, как земля встречается с небом в праздник – великий праздник Рождества.
Романс не то, что наверняка, а абсолютно точно имел свое место, но, прежде всего, за праздничным Рождественским столом уступает первое и главное место молитвословиям… молитвословиям дивной… дивной службы Рождественской. Когда веселятся небесные и радуется земная… Когда звучит (надо было видеть в этот момент лицо Олега и его сияющие глаза…) великим, могучим хором Слава Вышним Богу, и в человецах благоволение крепнет, и становится ощутимой, явной реальностью уверенность в Счастье вечном. Когда утомленный физически долгой ночной службой христианин идет к себе в дом и бережно несет в своем сердце искорки Счастья, искорки Веры в Вечное Счастье – чтобы разделить их с самыми близкими – своими домашними». (Аплодисменты)
Долгая томительная пауза.
Голос режиссёра: «Так – идём по программе дальше. Так, идём дальше. Внимание, приготовились! Мотор пошёл – запись. Работаем!».
Звучит музыка. Выходит Снегурочка и поёт: «В лесу родилась ёлочка…», добавляя несколько больше эмоций этой привычной знакомой детской песенке.
ОЛЕГ: «Сегодня в нашей программе… Включите меня, пожалуйста! Сегодня в нашей программе принимает участие лауреат Международных конкурсов Мария Девятова.
(Аплодисменты)
Женский голос: «Олег, простите, ради Бога, я ничего не успела, Вас вывести… Простите!»
Олег: «Я могу сделать это после…»
Женский голос: «А! Извините!»
Мужской голос: «Стоп-стоп-стоп!»
Мария Девятова: «Можно?»
Мужской голос: «Да, пожалуйста!»
Мария Девятова: «Здравствуйте, дорогие друзья! От всей души я хотела бы поздравить вас с прошедшим Новым годом и уже наступившим Рождеством! И сейчас для вас с огромным удовольствием вместе с фолк-группой «Ярмарка» мы хотели бы показать фрагмент святочного обряда. Итак – внимание!»
Выступает «Ярмарка» – весьма самобытный и интересный русский народный коллектив.
(Аплодисменты)
ОЛЕГ: «Мария Девятова и вокальный ансамбль «Ярмарка» (Аплодисменты)
Олег готовится петь, но тут «Голос» вспоминает о лежащих на рояле цветах и просит «Сергея» их убрать. Однако никто не спешит выполнить это распоряжение, и Олег сам собирает букеты и передаёт их в руки стоящих сбоку от сцены людей.
ОЛЕГ: «Необходимо микрофон как-то… Он просто уже на уровне пояса, по-моему. Установите, пожалуйста – переписывать всё-таки не хочется».
«Голос» снова обращается к «Сергею», выходит молодой человек и устанавливает микрофон, как надо.
ОЛЕГ: «Спасибо. Мы готовы, когда можно будет начать – скажите».
Голос: «Да, пожалуйста – мы готовы».
Олег, под аккомпанемент Миши, исполняет романс «Поручение и молитва». (Аплодисменты, крики «Браво!», цветы Олегу.)
ОЛЕГ: «Спасибо! Спасибо. Есть довольно распространенное и, в общем-то, абсолютно ошибочное мнение, что церковная жизнь, церковные праздники – это что-то отдельное от жизни вообще – обычной, человеческой, что нужно быть строгим, замкнутым, собранным, застегнутым на все пуговицы, когда ты отмечаешь праздник в Храме; и потом вот можно пуститься во всякие разгулы, когда наступают Святки, когда можно вроде бы отдохнуть от серьезности… Это одна из самых трагических бессмыслиц, оо из самых горьких проявлений еправды в нашей жизни. Нет разделения в человеческой жизни на более высокие сферы и более низкие, я имею в виду – разделения абсолютного. Человек – существо такое, что живет в очень разных измерениях и иногда умудряется сочетать в себе и низкое, и высокое – хотя горько, потому что человек призван все-таки к Высокому. И самое замечательное, самое значительное, самое счастливое – что в Высоком человек может радоваться… Если человек умеет радоваться Высокому – только тогда он радуется по-настоящему».
ОЛЕГ (не для записи): «Я должен взять сейчас сценарий, чтобы объявить правильно следующего участника программы». Обращается к режиссеру: «Ах, да – цветы нужно убирать с рояля? Скажите, пожалуйста, сразу».
Пауза, цветы убирают. Рабочие реплики.
ОЛЕГ: «Я приглашаю на сцену солиста Камерного театра под управлением Бориса Покровского – Германа (.?.)». (Аплодисменты)
Выходит молодой человек с гитарой (он уже «выступал неофициально» перед началом записи, которая всё никак не начиналась) и поёт песню.
Звучит фортепиано, исполняется романс «Я Вам не говорил…»
ОЛЕГ: «Для простого человека – хотя трудно сказать, что такое простой человек, потому, что в самых разных социальных слоях могут быть люди простые, люди замысловатые – «заковыристые», как говорят в среде деревенской… Так все-таки: для простого человека приход Рождества – это еще и счастливое время Святок. Счастливое по разным причинам, в том числе, и потому, что закончился долгий – сорокадневный – Рождественский пост. А предки наши, в общем, были набожными, и, по крайней мере, традиции старались соблюдать. После службы, после того, как была отдана дань тому, чему человеческое сердце, и разум, и душа необходимо отдаёт дань; после всего высокого, трепетного и самого главного наступало время, когда можно было спокойно… даже не так – не спокойно, а как-то, может быть, безгранично – веселиться.
Шуточные песни – это неотъемлемая черта нашей культуры. У каждого края, у каждой области – иногда даже у каждой деревни есть свои… свои припевки, свои размышления, свои присказки, свои поговорки, свои говоры, свои названия…
Сейчас мы встретимся с "Северной Скоморошиной" – так называется песня, которую исполнит Анна Семнина». (Аплодисменты)
Анна Семнина почти скороговоркой исполняет весёлую песню – полную прибауток и присказок.
ОЛЕГ: «Партия фортепиано – Ольга Железнякова».
В сопровождении фортепиано Анна Семнина поёт романс «Отойди, не гляди…»
(аплодисменты, «браво!»), затем объявляет: «Мне помогают вспомнить следующий романс: это гитара Владислав (.?.) и балалайка – Дмитрий Ибрагимов» – и исполняет «Две гитары». (Аплодисменты)
ОЛЕГ: «Солистка Большого театра России Карина Сербина». (Аплодисменты)
Карина Сербина представляет своего концертмейстера, но её не слышно – микрофон не включён… Микрофон с извинением включают, просят её встать к нему поближе и повторить ещё раз.
Карина повторяет: «Разрешите вам представить – партия фортеп… Извините… (смеётся она, смеются зрители). Разрешите вам представить: партия фортепиано – Марина Агафонова». Затем исполняет романс, в котором есть такие слова: «Нет, никогда Вы не любили, и Вам любить не суждено».
(Аплодисменты, «браво!»)
Следующий романс в исполнении Карины Сербиной – «Вернись, я всё прощу».
(Аплодисменты, «браво!»)