Валентина, Елена Федорова (Москва – Петербург) 13 ноября 2005 г. Романтика романса. (канал РТР). ноябрь 2005 г.
Запись второй программы (об Изабелле Юрьевой)
Звучит фонограмма романса «Я встретил Вас».
ОЛЕГ: «Наверное, многим из нас приходилось перелистывать страницы прошлого, страницы настоящих старых книг, альбомов; страницы воспоминаний; страницы фраз, звуков, мелодий, когда-то услышанных… В жизни каждого из нас существуют голоса, которые невозможно забыть…»
Голос режиссера: «Извините, пожалуйста, у нас техника не готова. Еще раз можно?»
Олег улыбнулся, но было видно, что радости особой ему это не доставило.
Голос режиссера: «Извините, пожалуйста, извините!»
Дубль второй. Снова звучит фонограмма.
ОЛЕГ: «В жизни каждого человека существуют воспоминания; воспоминания дорогие; воспоминания, от которых невозможно отказаться. И эти воспоминания свойственно перелистывать, пересматривать, переслушивать. В жизни каждого человека существуют голоса, которые невозможно забыть; голоса, которые говорят о самом дорогом, о чём-то, может быть, пленительно-печальном или, наоборот, счастливо-радостном. Голоса, которые узнаются сразу. Иногда такие голоса узнаются всеми, и я хочу, чтобы сейчас мы вместе узнали голос, который прозвучит очень издалека…»
Звучит голос Изабеллы Юрьевой: «Жалобно стонет ветер осенний…»
Олег присел на скамейку, задумался... И это не для публики и камер. Он погрузился сердцем в этот чарующий голос, и на лице отразилось столько чувств: тихое, нежное восхищение, преклонение, радость от встречи с прекрасным и печаль, очень светлая, и задумчивость... И казалось, что Олег в мыслях уже не здесь…
ОЛЕГ: «Без имени Изабеллы Юрьевой невозможно представить историю русского романса вообще; абсолютно невозможно представить себе историю русского романса и лирической песни XX столетия. В сегодняшней программе песни и романсы из репертуара Изабеллы Юрьевой». (Аплодисменты)
Олег исполняет романс «Ночь светла». (Аплодисменты)
ОЛЕГ: «Мы много сегодня говорили о творчестве Изабеллы Даниловны Юрьевой, и сейчас не будем снова повторять слова – сейчас будут звучать песни, и я приглашаю на сцену Светлану Мариеву. Концертмейстер Ирина Коробова».
Светлана Мариева – дважды – поёт романс о свидании в белую ночь. Затем она исполняет ещё один романс. (Аплодисменты, крики «Браво!»)
ОЛЕГ: «Игорь Перфильев из города Архангельска. Концертмейстер Ольга Колдобина. (
Игорь Перфильев поёт два романса. «Я тебе ничего не скажу» и «Сердиться не надо».
Пауза, во время которой Олег спрашивает: «Так записано или нет?»
Голос режиссера: «Записано». Обращается к Олегу: «Вы не говорили, что солист Поморской филармонии, лауреат».
Олег говорит, что договорились объявлять именно так.
Режиссер: «Все тогда».
Олег, вздыхая, смеется, но я примерно догадываюсь, что он сейчас думает. Обращается к режиссеру: «В программе, однако, изменения. Поставьте меня, пожалуйста, в известность».
Пауза затянулась.
Олег садится на скамейку и обращается к залу: «В такие минуты, когда случается быть не на сцене, а на записи, очень хочется так задумчиво сесть и порассуждать на тему творческой жизни вообще…
(смех Олега и смех в зале)
Когда на сцене один человек – это более-менее просто; когда на сцене хотя бы два человека – это уже сложнее. Но такая фантастическая машина, как телевидение, кино – это архисложно. Я не прошу прощения, не прошу извинить – это все естественные совершенно моменты, просто… Не знаю… Просто хочется сохранить задушевность и не просто находиться друг с другом, а, может быть, о чем-то помечтать или поразмышлять».
Обращается к режиссеру: «Мне обещали, что сейчас будет снова звучать голос Изабеллы Даниловны. Мы можем его услышать?»
Звучит голос Изабеллы.Юрьевой:
Я пишу тебе снова, видишь капли на строчках,
Все вокруг так сурово, без тебя, без любви...
Твои письма читаю, не могу оторваться,
И листки их целую, умоляю - прости.
Мой нежный друг, часто слезы роняю
И с тоской я вспоминаю дни прошедшей любви.
Я жду тебя, как прежде, но не будь таким жестоким.
Мой нежный друг, если можешь, прости.
ОЛЕГ: «Человека совсем недавно нет с нами на земле; очень давно уже нет на сцене – с 64-го года. Голос не просто живой – ощущение такое, что сидишь рядом и можно спросить: Изабелла Даниловна, а что Вы думаете вот по этому поводу или по этому поводу? Наверняка ответ был бы трогательный, чудный, дивный, настоящий. Тем, кому посчастливилось с ней общаться, – это очень хорошо известно. Среди нас есть те, кто беседовали с Изабеллой Даниловной; те, кто спрашивали у нее в чем-то совета и мнения – по поводу музыки, по поводу того, что происходит. Запись этого разговора за кадром, вернее, не за кадром – он будет в программе, но сейчас мы не выносим его на площадку… А я… послушав сейчас снова… непреодолимо прекрасное пение… Очень захотелось спеть». (Олег смеётся, аплодисменты.)
Олег обращается к режиссеру: «Я прошу мне помочь: мне нужен стул, гитара и соответственно выставить микрофон, пожалуйста».
Снова долгая пауза.
ОЛЕГ: «Многие, и, в том числе, знаменитые, артисты, исполняли этот романс, и почти у каждого он звучал по-своему проникновенно. Но одно из самых правдивых звучаний, наверное, все-таки, в исполнении Изабеллы Юрьевой».
Олег берет гитару, и звучит романс «Нищая»…
И КАК исполняет!.. В этом зале голос звучит настолько свободно, чисто… Изабелла Даниловна бы заслушалась!..
(Бурные аплодисменты)
ОЛЕГ: «Следующая исполнительница нашей программы – Наталья Остнич, г.Мегеон Ханты-Мансийского автономного округа. Концертмейстер Ирина Коробова».
Наталья Остнич исполняет романс, в котором есть слова «И если вновь больное сердце стонет, заставь его забыть и замолчать» и романс «Ты напомнила вчера мне…», причём первый романс ей пришлось повторить ещё раз.
(Бурные аплодисменты)
ОЛЕГ: «Дуэт Ирина и Сергей Зайцевы »
Ирина и Сергей Зайцевы исполняют романсы «Караван» и «Очи чёрные». (Аплодисменты)
После продолжительной паузы и выяснения готовности к работе снова звучит голос Изабеллы Юрьевой: «Сашка, ты помнишь наши встречи…»
На фоне этой записи Олег говорит: «В завершение нашей программы я приглашаю на сцену всех сегодняшних участников – лауреатов конкурса старинного романса имени Изабеллы Юрьевой».
Выходят все участники программы и, под аплодисменты зрителей, подхватывают эту песню…
После выяснения и уточнения некоторых технических моментов снова включается фонограмма с голосом Изабеллы Юрьевой, и Олег ещё раз приглашает на сцену всех участников программы. Делают еще один дубль.
Олег смотрит вверх, откуда доносится голос Изабеллы Юрьевой и, улыбаясь, произносит: «Голос с неба..."
( Аплодисменты)
Закончилась запись второй программы, и впечатления от нее неоднозначные, и это не только мое мнение…
К сожалению, приглашением гостей занимается не Олег, а жаль… В памяти ярким воспоминанием остались только голос Изабеллы Юрьевой и голос Олега… Не знаю, выйдет ли эта программа в эфир – есть подозрения, что мы ее не увидим. Грустно, если это случится, поскольку только ради того, чтобы увидеть и услышать то, КАК рассказывал Олег об этой уникальной певице – только ради этого стоит ее посмотреть…