Елена Федорова (С.Петербург) 26 февраля 2006 г. Олег Погудин: «Ненавижу эту страшную профанацию, эту масскультуру попсы»
Автор: Инна ПЕТРОВА
Дата публикации на сайте: 10/02/2006
Знаменитый исполнитель романсов, «серебряный голос России» - о современной музыке, религии и экранизации классиков.
ПОГУДИНА в Смоленске ждали. Несмотря на «нераскрученное» имя и скромную рекламу, зал драмтеатра перед концертом был забит до отказа, в основном - публикой «за тридцать». Диски по 350 рублей расхватывались в фойе моментально - оказывается, они большой дефицит даже в столице, и погудинские записи зачастую переписывают в домашних условиях - как в свое время переписывали Высоцкого и Окуджаву. Олега на сцене встречали овацией. Ангелоподобное лицо, белоснежная рубашка, черный костюм. В поведении - ни тени позерства. В манере исполнения - искренность, серьезность и задушевность. Романс в каждом звуке, движении и жесте. В завершение - «A Paris» Азнавура на чистом французском и «Тбилиси» на… грузинском.
- Олег, в последний раз вы были здесь почти 9 лет назад. Смоленская публика за это время как-то изменилась?
- Существенной разницы я не почувствовал. Кажется, ранняя весна была - еще снег лежал. Концерт в зале филармонии. Тогда пришло 300 человек. Сегодня 850.
- Вы очень верующий человек…
- Вы знаете, ОЧЕНЬ верующих людей не бывает. Бывают либо верующие, либо нет. Здесь лучше говорить даже не о качестве веры, а о попытке жить по вере.
- Недавно вам присвоили звание заслуженного артиста России. Вас называют серебряным голосом России…
- По счастью, особенно больше никак и не называют (смеется).
- Все эти звания имеют для вас какое-то принципиальное значение?
- Ровно настолько, насколько это искренне и честно. Пока в этом есть свидетельство правды - да, имеют. Если начинают опошляться, становиться попсовым эквивалентом - тогда я горюю. Конечно, когда тебя десять лет называют серебряным голосом России - это дорогого стоит. Мне прежде всего ценно то, что романс - это прямая ассоциация с серебряным веком, с неброским благородством и вместе с тем большой ценностью. Серебро здесь - очень точный эпитет, к тому же эпитет камерного искусства.
- А звания?
- Хорошо, когда государство обращает внимание на людей. Хорошо, что этих званий не отменили и существуют хотя бы грошовые, но надбавки. Есть чепуховые, но льготы. Моим талантливым и честным товарищам по цеху часто бывает элементарно сложно заработать на то, чтобы поддерживать свою форму для той же работы.
- А вам не обидно, что, допустим, Николай Басков является щедро раскрученной фигурой и медийным лицом, а вы - нет, хотя явно заслужили?
- Давайте про личности не будем. В театральной среде есть хорошее правило - о соратниках по цеху плохо не говорят. Даже если ты их терпеть не можешь и фактически ведешь войну против того, что они позволяют себе на сцене - даже в этом случае всегда необходимо помнить о том, что и этот человек тратит себя, свое здоровье, силы и находится в таком же положении и зависимости от божьей воли. Все, кто хоть сколько-то честно работает на сцене, очень серьезно себя тратят.
- На телеканале «Культура» вы ведете программу «Романтика романса».
- Это дополнительная, но счастливая нагрузка, потому что мне радостно там работать. Мне хочется, чтобы романс звучал, чтобы звучала лирическая песня в хорошем исполнении - не попсово. Потому что я ненавижу эту страшную профанацию, эту масскультуру попсы. Подчеркиваю - не тех, кто в ней работает, а само явление. Люди на самом деле сами очень хорошо все понимают, но если по ТВ в течение многих лет изо дня в день показывают одно и то же, в конце концов нация оболванивается.
- Ваше отношение к нынешней моде на экранизации классиков…
- Резко отрицательное. Попса, поверхностность, неглубокость. Горе, когда берутся за Достоевского, Булгакова, и потом из этого получается «пшик». Хотя вроде бы и актеры достойные, режиссеры не бездарные. Но - суета. А служенье муз не терпит суеты, как бы это банально ни прозвучало. Хотя не мне судить. Мне просто все это не нравится. Я считаю, это антикультура. Вдвойне ужасно, что с подачи талантливых людей.
- Но когда-то в сериале «Улицы разбитых фонарей» звучал ваш «Колокольчик»…
- Да, запись взяли без моего ведома. Только после того, как фильм вышел на экраны, мне позвонили, спросили, можно ли это делать. Но уже постфактум. Это была середина 90-х годов, когда еще не было привычки все выяснять заранее. Если бы попросили сейчас - я бы отказал.
(Ссылка взята из Гостевой Официального сайта)