Олег Погудин:
"Я не хочу быть москвичом"
После первых же зарубежных гастролей исполнителя русских романсов Олега Погудина окрестили "серебряным голосом России" (золотым в свое время величали Шаляпина). В последний год Олег Погудин запросто собирает полный зал в БКЗ "Октябрьский", но не прекращает выступать и в небольших залах "дворцового типа". Когда сидишь на его концертах, ка жется, что присутствуешь на светской вечеринке в каком-нибудь из старинных петербургских особняков, а обаятельный молодой человек в смокинге - не кто иной, как хозяин дома. Но превращать свою петербургскую квартиру в филиал особняка Олег вовсе не собирается. Скорее наоборот.
- Раньше, когда мы жили вместе с родителями и братом, в доме всегда было тесно. Потом, когда мне было уже за тридцать, я купил собственную квартиру в Питере, сделал в ней ремонт, но обжиться до сих пор не могу. Потому что, как я понял, у меня нет внутренней культуры жилища - не выучился я ей. Дальние мои предки были крестьянами, у них были свои, особые представления о доме, а родители - инженеры советского времени, того романтического периода, когда в первую очередь все делалось для страны, а остальное, как предполагалось, приложится. Хотя, сколько я себя помню, в плохих условиях мы никогда не жили, они скорее были скромные, но хорошие.
До меня в семье не было артистов. А особенность актерской жизни - гастроли. У меня сейчас очень активный гастрольный период: за последние три года я прожил дома всего несколько месяцев. Больше живу в Москве. Когда за небольшой промежуток времени даешь концерты в Рязани, Туле, Твери, Калуге и Нижнем Новгороде, от Москвы добраться до них можно гораздо быстрее.
- Может быть, имело смысл купить квартиру в Москве?
- Я не хочу быть москвичом. Хотя вот эта гастрольная жизнь создала внутреннее ощущение такого цыган-ского существования. Так что иногда домом кажется микроавтобус, который был приобретен как раз для концертных поездок. И тем не менее домом я считаю Петербург. Даже если судьба вынудит меня отсюда уехать, я не уеду отсюда душой и буду считать себя петербургским жителем до конца своего существования.
- Чем же Питер так вас привязал?
- Петербург - он родной. Рационализировать это чувство очень трудно, получится или сухо, или невнятно. Правильнее всего - назвать это любовью и ничего больше не объяснять. Не могу сказать, что я не люблю Москву, - у меня очень сильно изменилось отношение к ней с тех пор, как меня там приняли с любовью. Но разница между этими городами для меня в том, что Москва - агрессивный город, а Петербург - гармоничный. Я был во многих как российских, так и зарубежных городах. Многие из них мне полюбились, и я хотел бы туда вернуться, но такой гармонии, как в Питере, я не встречал никогда.
- Что вы понимаете под словом "гармония" применительно к городу?
- Петербург уникален сочетаниями роскоши, великолепия и достоинства, интеллигентности, изящества и мужества, даже геройства. Я не согласен ни с Андреем Белым, ни с Александром Блоком. Петербург - это совсем не город-призрак, не фантазия, не фанта-смагория - это поразительное явление: сочетание внутренней духовности и искусства пластической формы. Весь центр Петербурга - Васильевский остров, Петроградскую Сторону и собственно центр - я исходил вдоль и поперек. Знаю его очень хорошо, буквально каждую улицу.
- В юности вам пришлось жить в спальном районе. На него распространяется та петербургская гармоничная атмосфера, о которой вы говорите?
- Когда родители получили квартиру на юго-западе, я учился в Театральном институте. Так что жил я, в основном, на Моховой, в институте, а дома только ночевал. Но окна нашей квартиры выходили прямо на залив, так что атмосфера там тоже была замечательная. Ощущения, что ты где-то на отшибе существуешь, не возникало.
- Когда появилась возможность приобрести свое жилье, какую квартиру вы себе искали?
- Я, скажем, всегда считал родным самый центр города, между садами Таврическим и Летним. Но средства у меня были не так велики, поэтому квартиру я приобрел на Васильевском острове. Знаете почему я все-таки именно эту квартиру выбрал? Когда я вошел в большую комнату - сама эта двухкомнатная квартира невелика, но большая комната тридцать метров, - так вот: я вошел и увидел в окне колокольню Благовещенского храма. И после, сколько я ни смотрел квартир, я все время возвращался к этому виду из окна. Кстати, если говорить о выборе дома, мне кажется решающим именно это - реакция души человека на атмосферу жилища. Хотя, я повторяю, в связи с постоянными гастролями у меня нет ощущения, что я живу в этом доме, - скорее, я в него время от времени заезжаю - на три дня, на неделю, иногда даже на день. И если бы не какие-то дорогие сердцу вещи, это мое жилье можно было бы сравнить с гостиницей. Пока что я даже элементарно не организовал пространство вокруг себя.
- А что мешает? Нет времени, так можно дизайнеров пригласить, рабочих.
- Не хочу я в петербургскую квартиру дизайнеров приглашать. Вот недавно я купил маленькую квартирку в Севастополе на 54 квадратных метра, так ее я сразу отдал на откуп дизайнеру, с которым мы оговорили только самые общие вещи. В петербургскую же квартиру до сих пор не могу никого пустить. И сам ничего сделать не могу. Нет у меня выраженного пластического дарования. Идею вроде бы могу предложить, а вот выразить ее сам в конкретной форме - нет.
- В интерьерах вы предпочитаете простор?
- Простор мне нужен. Хотя есть у меня склонность к тому, чтобы захламлять пространство. Например, я не знаю, куда девать многочисленные подарки, которые мне дарят на концертах. Кажется, игрушки - их подносят очень часто - можно дарить детям. Но я тут принес одну маленькому племяннику, а он мне говорит: "Опять мишка"... И не потому, что он избалован. А потому что, когда выбираешь вещь для подарка, надо искать такую, которая именно этому человеку нужна. Передаривать подарки нет смысла. И все же моя мечта - полупустой дом. Как можно больше свободного пространства. Поэтому я купил себе квартиру на последнем, четвертом этаже старого дома. Для меня это счастье: никто не ходит над головой. Я сам, бывает, шумлю немного, когда занимаюсь, и тоже не хотел бы никому мешать.
- Чего вам не хватает в вашем доме?
- В идеале я представляю себе квартиру из трех комнат - кабинета, спальни и гостиной. Сейчас у меня спальня и кабинет - в одном.
- Гостиная? При вашей кочевой жизни вы часто принимаете гостей?
- Гостей у меня бывает много. Но нельзя сказать, что я их принимаю. Это не ритуал с какими-то особыми приготовлениями, как в некоторых домах бывает. Это просто неформальное общение.
- Был ли такой дом, такая квартира в вашей жизни, которая вас потрясла?
- Меня всегда потрясают петербургские дворцы. Я их очень хорошо представляю в качестве жилых домов. Более того, мне очень импонирует восприятие дома как чего-то целого, завершенного, как особого явления.
- Дома как микрокосма?
- Да. Очень точное определение. Было еще одно потрясение, связанное с образом дома. За год до смерти Дмитрия Сергеевича Лихачева я был приглашен к нему домой. В той квартире было много всего, но не было ничего лишнего. Первое, что бросилось в глаза, - огромный стол почти на половину большой комнаты. И было совершенно очевидно, насколько он здесь нужен именно такой. И насколько вообще хозяева - дивные люди, очень интеллигентные, строгие, глубокие и в то же время очень нежные, - соответствуют своему жилищу. Пожалуй, это соответствие человека жилищу и превращает четыре стены в твой настоящий дом.
Автор: Анжелика Валерьева
Дата публикации: 03 февраля 2003 22:11
http://www.eip.ru/articles/view730