Елена Фёдорова 31 мая 2007 г. «МК» В УКРАИНЕ
28 марта – 4 апреля 2007 г.
КУРЬЕР КУЛЬТУРЫ
Песенное творчество заслуженного артиста РФ, исполнителя старинных русских и цыганских романсов, народных песен и европейского шансона Олега ПОГУДИНА ценят не только на родине, но и за рубежом. Отдельное место в его творчестве занимают монографические концертные программы, посвящённые памяти великих исполнителей – А.Вертинского, П.Лещенко, Б.Окуджавы. Шесть музыкальных фильмов посвящены его творчеству. За Погудиным закрепилось звание «Серебряного голоса России».
Артист любезно согласился дать интервью для наших читателей после сольного концерта, который недавно состоялся в Киеве.
С РОМАНСОМ ПО ЖИЗНИ
– Расскажите, пожалуйста, о вокальных традициях в Вашей семье.
– Мои родители – инженеры. Но отец очень любит петь и вообще Погудины – семья, где издавна почиталось занятие пением. Отсюда, скорее всего, и происхождение нашей фамилии («погудка» на древнерусском означало «песня»). Я пел с самого детства, в отрочестве был солистом хора Ленинградского радио и телевидения.
– А чем привлекала Вас игра в драмтеатре?
– Меня не привлекал драматический театр, просто так получилось. В 16 лет я собирался поступать в консерваторию, а мне сказали, что следует ещё два года подождать, прежде чем серьёзно начать заниматься вокалом. И поэтому я сразу поступил в Ленинградский театральный институт.
– Чем запомнилась студенческая стажировка в 1989 году в Америке?
– На самом деле мы не занимались там драматическим мастерством. Программа, по которой я стажировался, называлась «Американский мюзикл» и включала узкоспециализированные занятия по танцам и вокалу. Но вообще американская академическая театральная школа, так же, как и российская, основывается на традиции, разработанной Станиславским. Актёрство – это искусство перевоплощения. А то, чем я занимаюсь, – это искусство исповедального рода.
– Среди тех, кто Вас вдохновлял, называют имена Сергея Лемешева, Надежды Обуховой и Валерия Агафонова.
– Безусловно, самым дорогим среди исполнителей романса для меня является голос Сергея Яковлевича Лемешева.
– Что Вы открыли для себя в песнях иеромонаха Романа (Матюшина), из которых составили отдельную концертную программу?
– Я исполняю эту программу во время Великого поста в двух-трёх городах. Для артиста исполнение песен иеромонаха Романа – это счастливая возможность поговорить с публикой на церковном языке.
– А как родилась идея создать цикл программ «Русскому гению»?
– Эта идея, по сути, является моей юношеской мечтой, хотя и тогда, когда я только приступал к работе над созданием песенных циклов на стихи русских поэтов 19 века, я отдавал себе отчёт, что это потребует огромного труда и много времени.
Был записан альбом «Лермонтов. Молитва» и создан цикл на стихи Булата Окуджавы. В моих архивах также есть студийные записи на стихи пушкина, я думаю, что материала там хватит для записи двух альбомов. Ещё я мечтаю создать песенный цикл на стихи Алексея Константиновича Толстого. Однако с 2000 года мой гастрольный график стал настолько плотным, что для постоянной работы над записями в студии просто не остаётся времени.
– Не возникала ли у вас мысль о том, что если ребёнок с самого детства слушает романсы, в которых с надрывом и патетикой передаются душевные страдания личности, то и психика ребёнка воспринимает тему романса как своеобразную жизненную программу?
– Многое здесь зависит от исполнителя. Если он ищет в романсе начало исключительно страстное, душещипательное, будоражащее человеческое сознание на уровне восприимчивости, то в этом случае многое также зависит и от особенностей психики слушателя. Бывают ведь люди более приземлённые, которые относятся к романсу абсолютно индифферентно. Конечно, в большинстве случаев романсс повествует о печальных историях. От человека зависит, каким образом он свою печаль воспринимает. Помните, как у Пушкина: «Печаль моя светла…», а вот у Лермонтова: «Печаль моя мрачна…» романс преимущественно звучит в минорных тонах, это, как правило, история о несчастной либо неразделённой любви, либо о боязни утратить любовь. Даже игривые романсы наполнены ощущением мимолётности происходящего. В цыганских ресторанных романсах воспевается упоение мимолётностью земных радостей.
Ребёнку же прежде всего нужна родительская любовь.
– В одном из ваших интервью я прочитала, что на Западе особенно заметно, что в сытом и стабильном обществе люди начинают забывать о духовности.
– Крайние проявления чёрствости и жестокости возможны в любом обществе. Почему же притупляется душевная чуткость? Общество потребления приучает человека к комфортной и безмятежной жизни – не хочется трудиться, расстраиваться, тем более не хочется страдать. Человек перестаёт жить для самого главного: душа ведь обязана трудиться. А при постоянной сытости засыпает совесть. Свой уют человек защищает всеми средствами. Есть люди, которые, сталкиваясь с чужими несчастьями, находят в себе способность к самопожертвованию. Человек ведь рождается с определёнными законами в душе, со стремлением к красоте, правде и любви. Но и в обществе сытых встречаются люди, сочувствующие чужим бедам.
Да, в своём творчестве я отстаиваю эстетические идеалы 19 века и буду стоять за них насмерть, но я никогда и никому не стал бы их навязывать. А вообще-то идеалы этические у нас общие с европейскими, только условия существования, включая климат, различные. И если бы не отчаянное европейское высокомерие и не наша какая-то болезненная расточительность, может быть, история взаимоотношений наших государств и западноевропейских была бы не столь драматичной. Я люблю европейскую культуру в историческом контексте и не вижу непреодолимого конфликта между государствами Восточной и Западной Европы. Общество должно отстаивать свои интересы, а в идеале – уважать и ценности соседних народов. По большому счёту, всё, что я сейчас сказал, – это мысли о взаимоуважении.
– Почему Вы довольно-таки редкий гость в нашем городе, ведь Вы любите Киев?
– Если бы не было границ, то приезжал бы гораздо чаще. К сожалению, сегодня организация гастролей в Украине занимает столько же времени, что и организация турне в страны дальнего зарубежья. Но, исходя из того, что два моих концерта в Киеве (сейчас и два года назад) прошли весьма успешно, я думаю, что мы будем чаще встречаться с украинскими зрителями.
– Как давно в Вашем репертуаре появились украинские песни?
– Можно сказать, с детства. Моя мама родом из Украины. Вот, в августе буду выступать в Крыму – в Севастополе, Евпатории, Ялте. В сентябре мы едем во Владивосток, в октябре – в Париж, в ноябре нас ждут в Берлине.
– Верите ли Вы в любовь?
– В том смысле, что Бог есть любовь.
Беседовала Анна ЛОБАНОВСКАЯ