Юрий Ермолаев 23 февраля 2004г. Елена Алексеевская прислала интервью, напечатанное недавно в Москве
Серебряный голос русского романса
"Не свои слова наполняю своею жизнью" - Олег Погудин.
В Швеции вам пожмут руку, если узнают, что вы знаете и любите Погудина. С восторгом о нем вспоминают и в Германии. Так случилось, что сначала о нем заговорили на Западе, где вышел его первый компакт-диск.
Олег Погудин спел свыше 1000 песен и романсов. Основные концертные программы - русские романсы, старинные городские и классические, народные, военные и лирические песни, камерные вокальные произведения зарубежных авторов, духовная музыка. Монографические программы посвященные памяти известных эстрадных исполнителей: А.Вертинскому, П.Лещенко, Б.Окуджаве.
"Настоящее" : Олег Евгеньевич, Вас называют "Серебряным голосом России". Как Вы к этому эпитету относитесь?
О.Погудин: Все эпитеты - золотой, серебряный, платиновый, бриллиантовый, стальной - вообще уместнее использовать в ювелирной лавке. Определение "серебряный" очень точно совпадает с тем, что я пытаюсь сделать на сцене и исповедую не только в искусстве, но и в жизни. Оно имеет отношение прежде всего к романсу и камерной песне: возникают ассоциации с Серебряным веком, который совпал с расцветом русского романса. Еще одна причина, почему это прозвище мне полюбилось. Его мне дали в Санкт-Петербурге, где я родился, учился в музыкальной школе, был солистом детского хора радио и телевидения, а затем и студентом Института театра, музыки и кинематографии им. Н.Черкасова. В концертных залах Петербурга я дал около 120 сольных концертов. Кроме того, есть чисто эстетическая привязанность к эпитету "серебряный". Мне приятны изящная манера общения и изящный способ выражения чувств, заключенный в романсе. Это серебро для меня дороже золота, так как в первую очередь меня
интересует лишь любовь тех, кто пришел меня послушать.
"Настоящее" : Какова Ваша семья?
О.Погудин : Мои родители инженеры. Семья Погудиных (а она немаленькая, разбросана по всей России) - поющая. Еще совсем маленьким я представлял себе певческую деятельность как дело жизни. Пел с детства. Профессионально пою уже 26 лет - из моих 35. Не очень частая ситуация. Недавно я вернулся из Германии, где впервые выступал 25 лет назад - в Дрездене. А первый сольный концерт состоялся в 1987 году в Санкт-Петербурге и, кстати, назывался "Серебряное кольцо".
"Настоящее" : По какому принципу Вы выбираете репертуар?
О.Погудин : В песне или романсе слово для меня имеет ценность почти священную. Оно настолько важно, что, несмотря на великолепную музыку, я не могу себе позволить петь, например, некоторые песни П.Лещенко или отдельные классические романсы, слова которых не выдерживают никакой критики. Я убежден: российская культура - высшее и лучшее, что достигнуто мировой цивилизацией. То, что дали миру русские, вряд ли кто-то еще привнес на таком уровне.
"Настоящее" : Расскажите, пожалуйста, о Ваших гастролях, стажировке в США.
О.Погудин : Мой любимый (и даже знаковый) писатель Достоевский говорил, что у России два крыла - Азия и Европа. В театральном вузе мы получили классическое воспитание, основанное на западной культуре тоже. Милостью Божьей я говорю на нескольких европейских языках, на двух из них свободно. Я не вижу судьбу, жизнь России, особенности ее культуры в отрыве от Европы. По-моему, ошибкой будет, если от нее дистанцироваться. Что касается США, я стажировался там в 1989 году. Это был первый официальный обмен студентами театральных школ. Мы испытали восторг и шок от столкновения с другим менталитетом, уровнем жизни: дорогами, машинами, магазинами. Очень болезненное ощущение. Это совсем не та Америка, что сейчас. Нас просто любили, нас носили на руках. Но если бы я попал в США сейчас (а друзей у меня там немало), я, наверно, увидел бы другую страну. 5-недельная программа стажировки посвящалась американскому мюзиклу, который в этой стране имеет давние традиции. Мы представляли наше наиболее глубокое, с точки зрения американской культуры, театральное достояние - творчество Чехова. Стажировались в лучших театральных залах, у очень
серьезных педагогов. Мы постигали принципы, тогда для нас нехарактерные. Каждый день по 12 часов работы. Я получил колоссальный заряд работоспособности и отношения к делу. Это стало и моим принципом, когда создается новая программа. Пребывание в Америке дало широту видения. В первый раз я посмотрел на себя и на свое Отечество как бы со стороны. Там проявилась горячая и трепетная любовь к Отчизне.
"Настоящее" : Вы не остались работать в театре?
О.Погудин : По окончании института я получил распределение в Большой драматический театр им. Горького. Низкий поклон этому театру за академическую школу, что три года постигал. Но даже в хорошем, даже в великолепном театре артист теряет свободу. Он отдает ее в руки режиссера, становится членом коллектива, но не хозяином положения. Иногда я об этом тоскую. Но полная ответственность за все то, что ты делаешь, - это тяжелая ноша.
"Настоящее" : Был ли случай, когда на Ваш концерт пришла не Ваша публика?
О.Погудин : Был. Но только не она приходила, а меня привозили на эти концерты. Еще студентом я был направлен в одну воинскую часть, которая только что вернулась с учений. Это было мучительно для них и для меня - по несовпадению желаний. Бедные ребята, срочники, они просто дремали. Но я запел военные песни - это им стало интересно. А один солдат прислал мне записку (оцените): "Пожалуйста, можете спеть песню про дембелей?" Это слово"пожалуйста" меня настолько восхитило, что я тогда едва не прослезился. Вообще, очень не люблю заставлять себя слушать, поэтому отказываюсь от корпоративных вечеров.
"Настоящее" : Где можно Вас услышать?
О.Погудин : 28 и 30 января в ГЦКЗ "Россия".
Елена Мартынюк
"Настоящее" (еженед. газета Западн. адм. округа Москва - Запад. 2(40) 12.01-18.01.04)