22 ноября, Театр музыки и поэзии Е.Камбуровой (Москва)
| |
Нина_Данова | Дата: Воскресенье, 26.11.2023, 23:28 | Сообщение # 1 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1117
Статус: Offline
| Из vk Дины Махмудовны Магомедовой.
https://vk.com/id100663954?t2fs=8ee245c42de73fe9ca_119
"По разным причинам не смогла написать о своих впечатлениях от спектакля "Лермонтов" в постановке Олега Погудина. Вот сделала скорее эскиз, чем полноценный отзыв. Ещё буду думать.
Год назад я писала о программе «Лермонтов» в Театре романса Олега Погудина. О том, что самые важные темы в ней – темы одиночества, трагической неразделенной любви и столь же трагического существования человека среди жестокой, античеловеческой и бессмысленной войны. Писала и о роли сквозного для программы стихотворения «Валерик». Наконец, о приближении одинокого страдающего человека к Богу и его возможном спасении («Ангел», завершающий программу и в первой, и в последней редакции). Можно было предположить, что программа «Лермонтов. Я к Вам пишу…» окажется вариацией предыдущей. Тем более, что уже в ее названии прозвучала первая строка из стихотворения «Валерик». Но те, кто уже увидел новый спектакль (именно так!), могли убедиться, что перед нами совершенно новое целое. И облик Лермонтова куда сложнее и объемнее. И это уже не концерт, а настоящее театральное действо, с сюжетной логикой, с персонажами – и литературными, и пришедшими из лермонтовского жизнеописания. Начать, наверное, нужно с театрального пространства. Большой зал в театре Елены Камбуровой двухъярусный. Нижний ярус – вровень со зрительным залом. Верхний – галерея, на которой расположились музыканты, оставив место и актерам. Так сразу задается ощутимое двоемирие. Мы можем понимать его как противопоставление земного и небесного, материального и мистического. В романтическом мире Лермонтова и его современники, и в особенности – поэты и художники Серебряного века, более всех - Врубель и Блок - этот лермонтовский мир поняли прежде всего как противопоставление демонического и божественного, христианского. Какое же двоемирие воплощено в спектакле Олега Погудина? Прежде всего: Лермонтовых в спектакле двое. Один – тот самый земной Лермонтов, который слышит о своей прискорбной непохожести на пушкинское очарование, уязвляется, остро переживает одиночество и в столице, и на войне. И все же пишет стихи, и читает их для себя и неведомого читателя. Данил Можаев, играющий «земного» поэта, чувствует стихи очень чутко, что, скажу откровенно, в театральном чтении встречается не часто. Но – думаю не случайно, что этот юный земной Лермонтов (в программке этот персонаж назван «Лерма» - так поэт подписывал свои письма) появляется в верхнем ярусе только раз. И не в роли, самого себя, а в разыгранной сцене дуэли Ленского и Онегина. . Второй Лермонтов – это и есть подлинный Поэт, душа поэта, в которой земная жизнь преображается в стихи и музыку. Этого Лермонтова, вернее его подлинную душу творца и воплощает в спектакле Олег Погудин. Этот, подлинный Лермонтов уже почти не слышит земных пересудов, не оскорбляется: в нем ощутимо воздействие совсем иных, небесных сил, направляющих волю поэта к иному миру. Но было бы упрощением противопоставить Лерму и Лермонтова: так или иначе они оба поэты, оба пишут и читают стихи, оба надевают и снимают мундиры, оказавшись на войне. Наконец, романс «Выхожу один я на дорогу…» поют оба, соединив земное и небесное начало в едином творческом акте. Один из самых загадочных для меня диалогов между главными героями – момент, когда именно Лермонтов вызывает земного Лерму на дуэль. Как объяснить этот вызов? Лермонтов, принадлежащий прежде всего божествен-ной сфере, стремится уничтожить земное, суетное начало, убив себя чужими руками? Автор литературного сценария намекает на легенды вокруг последней дуэли Лермонтова, о которой говорилось, что Лермонтова влекла смерть и что по сути дела он использовал пустой предлог, чтобы уйти из жизни? У меня нет окончательного ответа на этот вопрос. Две героини тоже вряд ли могут быть безоговорочно отнесены к разным мирам. Когда-то я обратила внимание на антиномическую пару - «демоническая и идиллическая героини» в европейской и русской литературе. Здесь не место говорить об этом сюжете подробно, есть опубликованная статья. Скажу только, что в тонкой и глубокой женщине, которую играет Елена Коробейникова, конечно, опознаются черты идиллической героини, но назвать героинь Юлии Стожаровой (каждая актриса воплощает несколько женских образов) демоническими было бы явной натяжкой. Может быть, ее героини более поверхностны, больше вовлечены в светский обиход, но инфернальное зло им несвойственно. Возможно, у Лермонтова и вообще отсутствует демоническая героиня, и не случайно символисты так охотно видели в лирике Лермонтова предтечу образов Вечной Женственности в русской литературе. Наконец, не могу не сказать, что в отборе текстов в спектакле явно ощутимо некое отстранение от гражданских стихотворений. «Смерть поэта» и «Валерик» - и это почти все. И они не поются, а читаются. Ни «Жалобы турка», ни «Дума», ни «Как часто, пестрою толпою окружен…», ни даже «Родина» в спектакле не звучат. На первый план выходят философские, любовные, элегические мотивы, - именно так и читали Лермонтова поэты Серебряного века, уходя от злободневности, политизированности. Но если в первом варианте лермонтовской программы у Олега Погудина «Валерик» был самым важным ключевым текстом, то в новом спектакле его не случайно читает земной поэт – «Лерма». Ничего удивительно в таком отборе нет: жанр русского романса почти не связан с гражданской лирикой и, можно сказать, сам отбирает для себя тексты. Теперь, в новом спектакле, все творчество Лермонтова объединяется иным началом, которое я осмелюсь связать с моделью мистериальной биографии поэта, о которой и говорили в эпоху Серебряного века символисты. Суть мистериальной сюжетной схемы - разрушение изначальной целостности мира (его демонизация! – случайно ли композиция начинается арией Демона из оперы Рубинштейна?) — прохождение через страдания, хаос, смерть (одиночество, любовные драмы, война) - обретение высшего знания о тайной сущности мира, воссоединение с божеством и восстановление гармонии («Ангел» как законное завершение мистериального сюжета). Повторю, что написала в отклике на первую редакцию «Лермонтова»: суть драматургического целого, мистериального сюжета - приближение одинокого страдающего человека к Богу, сопротивление злу в человеческой душе и возможное (только возможное!) просветление сознания и обретение силы там и тогда, где, кажется, это и невозможно. И это относится и к любовной теме ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), и к земному существованию человеческой души, неизбежно сталкивающейся со злом, но помнящей о небе ("Ангел"). Понимаю, что написала вроде бы и много, но сумела ли выстроить свои впечатления в целостную картину, не ясно самой. И не исключаю, что создатели спектакля с моим прочтением могут и не согласиться. А я напоследок еще скажу о самом важном: всего этого не было бы, не будь спектакль в руках удивительных исполнителей – и оркестрантов (воистину 7 человек сумели напомнить о блоковском «мировом оркестре», который то явно, то неявно сопровождает земную жизнь, напоминая о космическом божественном целом, и блестящего Олега Погудина, взявшего на себя не только исполнение романсов, каждый из которых превращался в драматическое автономное целое, но и роль режиссера-постановщика. Здесь лучше поставить многоточие. Об этом сложном и блестящем спектакле думать придется еще долго."
Старый актовый зал наш в электрическом свете...(из студенческой песни)
Сообщение отредактировал Нина_Данова - Воскресенье, 26.11.2023, 23:42 |
|
| |
Тамара_Капунина | Дата: Понедельник, 27.11.2023, 13:51 | Сообщение # 2 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 79
Статус: Offline
| "Лермонтов. Я к вам пишу"
"Большая благодарность, Михаил Юрьевич Вам за то, что Вы НАМ ПИСАЛИ, что у нас, у поколений до и после нас есть, была и будет счастливая возможность читать, перечитывать, учить и учиться размышлять, любить и, конечно же, восхищаться Вашими творениями, актуальность и ценность которых не ослабевает с годами..."
Не случайно, высокий интерес к ПРЕМЬЕРЕ спектакля ТРОП (Театр романса Олега Погудина) "Лермонтов. Я к вам пишу", побудил создателей объявить ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕМЬЕРНЫЕ ПОКАЗЫ в Москве (Первая дата премьеры - 30.10.2023г, даты второго, третьего показа в камерном зале ТЕАКАМ (Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой) - 22.11.2023г. и 19.12.2023г.) - яркое томУ подтверждение! В Санкт-Петербурге ПРЕМЬЕРА "Лермонтов. Я к вам пишу", объявлена на 22.01.24г в Концертном зале «Колизей-арена» .
Нам посчастливилось побывать и на втором ПРЕМЬЕРНОМ представлении спектакля в Москве, опять - ВОСТОРГ ОТ ВСТРЕЧИ С КРАСОТОЙ, с НАСТОЯЩИМ ИСКУССТВОМ.
Сегодняшний спектакль, как, традиционно, бывает у Олега Погудина отличался от предыдущего, был хорош, нов и оставил самые незабываемые впечатления.
Каждый раз восхищаемся неиссякаемой энергией и желанием Олега Погудина - творца приблизить плод вдохновения к идеалу...а, как известно, "предела совершенству нет", поэтому на каждом спектакле перед глазами зрителей предстаёт с особыми нюансами иная история, и эмоции возникают тоже другие...
Не буду сравнивать предыдущий и сегодняшний спектакли, они отличаются по настроению, по исполнению, по сценографии и ещё, и ещё..., но каждый прекрасен по своему!
Браво, театру "ТРОП" и его руководителю! Молодцы!!
Сегодняшний спектакль пролетел, как одно мгновение!
Можно только догадываться и предполагать сколько душевных сил, раздумий, творческого труда, таланта и вдохновения вложено автором сценария, чтобы из обширного, богатого наследия поэта отобрать важное, особенное, и создать целостный по идее, уникальный по воплощению спектакль.
Поэзия М.Ю.Лермонтова непознанная безграничная ВСЕЛЕННАЯ..., конечно же, в одноактном спектакле представить, охватить все грани творчества великого поэта нереально, но, чем чаще мы обращаемся к нему, тем понятнее становится глубина, трагизм и величие ГЕНИЯ.
Очевидно, с особым тщанием (присущим О.Погудину - ремарка автора) прописывает Олег Погудин сценарии каждого спектакля: диалоги, тексты, основанные на мемуарных, биографических материалах - обдуманы и несут особую смысловую нагрузку.
В Театре на уникальном спектакле "Лермонтов. Я к вам пишу" 22.11.23 в ММДМ отрывки писем, стихи, романсы поэта, восхитительная музыка, великолепное исполнение (об этом ниже...) - рождали ЧУДО - зал РАСТВОРЯЛСЯ, эмоционально откликался, настраивался "на общую волну" и постепенно возникло удивительное ощущение ЕДИНОЙ ДУШИ зала и сцены.
Лицедейство вдохновения, таланта сценариста, режиссёра - постановщика завораживает и очаровывает публику, поэтому на каждом премьерном показе "Лермонтов. Я к вам пишу" - АНШЛАГи! Браво!!! Браво!!! Браво!!!
У Олега Евгеньевича, всё обосновано, предметно выверено, до мелочей отшлифовано и СОВЕРШАЕТСЯ НА СЦЕНЕ, как хорошо отлаженный механизм - это о безупречности постановки, сценографии и режиссуре (мнение автора..., уверена, меня поддержат все, кто был на двух спектаклях)
Прекрасные костюмы, не громоздкий антураж на сцене, минимум декорацией, реквизита - винтажная мебель, миниатюрный портрет "прекрасной дамы" в изящной овальной рамке на столике, свечи, листы бумаги и перья для письма - продумано и создано особое компактное сценическое пространство, органично дополняющее образы - всё - тонко, со вкусом, в стиле эпохи, в манере лёгких прозрачных мазков лермонтовских акварельных рисунков с подчеркнуто лаконичными штрихами карандашных набросков поэта.
Восхищает оптимально вЫигрышное использование особенностей конфигурации камерного зала: лесенка, балкон, сцена без рампы, без границ. Замечательно!!
Перед глазами зрителей предстали фрагменты балов, салонные "пересуды", любовные переживания, картины ужасов войны, раздумья и искания поэта, сложности взаимоотношений с людьми, властями, непонимание, протест!
Для Олега Погудина - творца, характЕрно глубокое, продуманное, ёмкое представление на сцене широкого спектра эмоций, образов, понятных, близких зрителям (если судить даже только о концертных выступлениях артиста), что в полной мере было воплощено режиссером-постановщиком в сегодняшнем "Лермонтов. Я к вам пишу".
Замечательно подобраны исполнительницы главных женских ролей: нежная, ангелоподобная Елена Карабейникова, эффектная, деятельная Юлия Стожарова. Слова восхищения их игрой!! Браво!!
Несколько ролей в одноактном спектакле, разнохарактерные героини, яркие запоминающиеся образы, вокал, завораживающее сценическое движение, дар перевоплощения, воссоздали образ общества, окружения поэта, где он "... часто пестрою толпою окружён".
В спектакле Елена и Юлия прекрасно выступили, как драматические артистки, они "жили", чувствовали, обсуждали, осуждали в эпоху Лермонтова, пели, восхитительно вальсировали и великолепно двигались. Браво!!
По замыслу режиссера-постановщика в спектакле небольшие драматические роли сыграли Ирина Козырева и Елена Молотилова - "Дамы на балконе " - изящны, грациозны, милы - в полном соответствии эпохе, создавали удивительно тонкий ФЛЁР времени!! Замечательно, молодцы!!
По-особому звучали и воспринимались в канве спектакля романсы в великолепном исполнении МАСТЕРА - мятежный "Парус", душу рвущий "Нищий", вторая ария Демона "На воздушном океане" из оперы А.Рубинштейна, знакомые и любимые "Горные вершины", "Выхожу один я на дорогу", Казачья колыбельная песня", "Сон", "Нет не тебя так пылко я люблю" др.
Голос, которым не перестаем восхищаться, аристократичная манера исполнения и дар драматического артиста совершали с залом ФЕНОМЕНАЛЬНОЕ ВОЛШЕБСТВО - зритель жил, сопереживал, реагировал, страдал вместе с АВТОРОМ и АРТИСТОМ.
В финале АПОФЕОЗОМ прозвучал библейски торжественный, мелодичный "Ангел" в исполнении основных действующих лиц спектакля, заполнив зал и сердца ощущением чистоты и возвышенности ... Браво!!
Восхитительно сыграли роли лирических героев (н.а.РФ О.Погудин и Д.Можаев) - (сцена дуэли Ленского и Онегина из "Евгения Онегина" А.С.Пушкина, трагичного и обвинительного "Смерть поэта". Поверьте, удержаться от аплодисментов было очень трудно...
О "Валерик" можно говорить бесконечно...и сколько бы не вникал, не рассуждал - не выскажешь ВСЁ...
Не даром именно первые строка стихотворения легли в основу названия спектакля "Я к вам пишу"
В прекрасном исполнении Олега Погудина и Данилы Можаева прозвучали отрывки из "Валерик".
Знакомые тексты ПОЭТА, исполнялись "до мурАшек" эмоционально, порой кровавые сцены битвы реально представали перед глазами, заставляя задуматься о хрупкости красоты и ценности жизни перед лицом смертельной опасности. ...
Превосходно сыграл свои роли Андрей Иванов, был убедителен, величественен, сановит! Браво!!!
Пересказывать спектакль - НЕБЛАГОДАРНОЕ ДЕЛО ...
Не будем нарушать целостный образ эмоционального восприятия спектакля, можно только сказать - НАЛИЧИЕ ГАРМОНИИ слова М.Ю. Лермонтова и сценического воплощения было АБСОЛЮТНЫМ..
О чем спектакль? - о гении, о смелом принципиальном человеке, патриоте, гражданине, о любви, о поиске ответов, о роли личности - о таланте, о поэте, творившем в условиях непонимания, неприятия и отторжения обществом, властями...
Народному артисту России Олегу Погудину, который с достойным уважения упорством и любовью к поэту, к его творчеству раскрывает для нас нового М.Ю.Лермонтова (создав несколько концертных программ и спектаклей), большая благодарность...
ВТОРОЙ ПРЕМЬЕРНЫЙ концерт "Лермонтов. Я к вам пишу" в Москве покорил, восхитил, "околдовал" и ещё с десяток подобных эпитетов можно было предложить, потому что ТАК И БЫЛО, в финале зал не отпускал артистов!
Море цветов, овации, аплодисменты - восхищённая публика ОДАРИЛА исполнителей, всем, чем она хотела отблагодарить за прекрасный вечер с М.Ю.Лермонтовым в ТЕАКАМ!
Большая благодарность, аплодисменты и бесконечные возгласы "БРАВО!" музыкантам- виртуозам, чей талант, мастерство восхищают и вызывают благоговейный трепет! СПАСИБО! (на спектакле невозможно было прерывать ход действия - овации и аплодисменты были бы бесконечными).
Спасибо, всем артистам, всем, кто участвовал в концерте - спектакле, в его создании - вдохновения вам и осуществления самых смелых планов!
С уважением Капунина Т. С.
|
|
| |
|