9 марта 2023 г, Государственный Кремлёвский Дворец (Москва)
| |
Нина_Данова | Дата: Пятница, 24.03.2023, 21:33 | Сообщение # 1 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1117
Статус: Offline
| Из vk Дины Махмудовны Магомедовой (Доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой истории русской классической литературы РГГУ и ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН.)
https://vk.com/id100663954?ysclid=lemje1krhm795547868
"О долгожданной премьере концерта-спектакля «Ар-Деко», триумфально прошедшей в Петербурге и Москве 25 февраля и 9 марта в постановке и по сценарию народного артиста России Олега Погудина, уже сказаны совершенно заслуженные слова восхищения и благодарности. Тщательно продуманная программа, в которую входят и танго в русском и европейском изводе, и цыганские песни (среди них и те, что вошли в европейскую культуру – «Две гитары» в переложении Шарля Азнавура), - и песни едва ли не главного героя действа – Александра Вертинского, и Петра Лещенко, и немного неожиданно, но вполне органично – как будто далекие от этой стилистики хореографические номера на музыку Сен-Санса, С.В. Рахманинова, Э. Сати, Ж. Массне. И стихи поэтов, без которых сегодня невозможно представить себе ни эпоху Серебряного века, ни время разделения русской культуры на пространство метрополии и диаспоры – А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Северянина, М. Цветаевой, Г. Иванова, Дон-Аминадо. Сегодня все эти имена, все созданное этими поэтами стало неотъемлемой частью живой русской культуры. Хотя те, кто профессионально занимался историей поэзии Серебряного века и временем Ар-Деко, помнят, как приходилось бороться с литературным чиновничеством и стоящими за ним силами за право хотя бы упомянуть иные имена без бранных слов, не говоря уже о включении одного-двух стихотворений в антологии или издании хотя бы маленьких сборничков. И даже невинные городские романсы презрительно третировались как «мещанское» искусство. Не будет преувеличением сказать, что еще 40 лет назад такая программа и во сне не могла присниться ни исполнителям, ни публике. Не скрою, что до премьеры мне приходилось слышать недоуменные вопросы: и это все, такое разное, - Ар-Деко? И вот эти десятки имен и произведений будут объединены в один концерт? Да тут же хватит на три, а то и четыре представления! Теперь, после премьеры, прошедшей буквально на одном дыхании, можно ответить: да, все удалось убедительно соединить. Замечательная сложившаяся труппа под руководством Олега Погудина победила все сомнения. Начну с первого вопроса – все ли включенное в спектакль относится к Ар-Деко? Мне неоднократно приходилось участвовать в дискуссиях, что включается в понятие «Серебряный век»? Не секрет, что многие готовы включить в него только искусство модерна. Я же считаю, что суть Серебряного века – в многоголосии и даже пестроте. В том, что в эту эпоху свободно сосуществуют и реалисты, и модернисты, и даже «крестьянские» поэты. Убрать эту «пестроту» (выбросить, например, Горького) – и картина сразу утратит универсальность. То же и с Ар-Деко: оно объединяет самые разные эстетические программы, и его нет без осознания живого многоголосия. Хотя – судя по программе, в ее состав не включена советская «жизнеутверждающая» песня. Думаю, - сознательно. В этой навязываемой «бодрости» почти не ощутим голос человека – артиста или просто тех, кого застала эпоха катастроф и испытаний. И не случайно на сцене прихотливо чередуется высокая и бытовая музыка, то, что можно было услышать в академических концертах, и то, что для людей моего и более старшего поколения звучало на домашних патефонах, неслось из окон, лилось с киноэкранов, пелось на свадьбах или в ресторанах. То, что сохраняло право частного человека, как и право художника, «бродяги и артиста» быть собой, а не «колесиком и винтиком» жестокой машины. Если сопоставить «Ар-Деко» с «Золотым веком» и «Серебряным веком», можно сказать, что Олег Погудин сумел создать новый сценический жанр, в чем-то аналогичный поэтике «книги стихов», в чем-то – театру миниатюр рубежа XIX-XX вв. Можно добавить, - и об этом уже писали первые рецензенты, - это еще и воплощение идеи синтеза искусств и разрушения рамок между разными видами исполнительства. Неожиданно виртуозный танцовщик начинает декламировать, блистательные инструменталисты – петь, чудесные певцы – танцевать и читать стихи, а то и участвовать в драматических сценках (допрос Плевицкой!). Столь же органичным оказывается и многоязычие – более всего – русско-французское (поразительные имитации Эдит Пиаф, и не только!), но и с вкраплениями итальянского (Marechiare). И невольно публика тоже начинает втягиваться в это совместное творчество. Суть этой новой жанровой формы в том, что песни, танцевальные миниатюры превращаются в автономные и завершенные сценки, мини-спектакли. Любую из них можно включить в другую программу, и она это переключение выдержит. Но в то же время эти внутренне цельные «номера» оказываются частью большого смыслового контекста, сквозного сюжета. Он опирается не на последовательное чередование событий, а на сопоставление сквозных мотивов, которое осознается постепенно. И чтобы из этих автономных миниатюр возникло художественное целое, нужна и сценарная логика, и мощная режиссерская воля Олега Погудина, которому удалось соединить всех блистательных исполнителей в единый организм, когда актеры буквально кожей чувствуют своих партнеров на сцене. И теперь я подхожу к самому трудному: как создается это сложное сценическое единство, на чем оно держится? На мой взгляд – на создающихся на наших глазах жизнеописаниях, на повторяющихся и перекликающихся судьбах героев действа. Ключевой герой, конечно, А.Н. Вертинский, его драматическая судьба, о которой вряд ли знала широкая публика – ей он казался баловнем судьбы, странствующим от Парижа до «бананово-лимонного Сингапура». А его песня «То, что я должен сказать», очень быстро забылась, хотя, может быть, именно с нее началась его эмиграция, его выживание и долгая судьба апатрида («Чужие города»). Первое действие заканчивается именно этой песней и напоминанием о легендарной угрозе «запретить дышать», после которой оставаться было почти невозможно. С этого и начинаются на первый взгляд празднично-карнавальные номера второго и третьего действий. Вот эти два плана – карнавальное мироощущение многоязычного праздника жизни и глубоко скрытое, но совершенно реальное предчувствие-знание надвигающейся катастрофы, – и создают движение сюжета в «Ар-Деко». Судьбы Н.В. Плевицкой, О.Э. Мандельштама, заставляют осознать, что, говоря словами З.Н. Гиппиус, - «все в машине, в зубчатом колесе», по любую сторону границы. Есть и намеки на близкую разрушительную войну. Один из хореографических номеров, в котором герои начинают танец в куртках, напоминающих военную форму, а потом сбрасывают их, вновь становясь просто влюбленными, заставляет вспомнить «Прощай оружие» Хемингуэя, а то и «Время жить и время умирать» Ремарка. А знаменитый фокстрот (пасодобль?) «Рио-Рита» в памяти людей старших поколений накрепко связан с началом Великой Отечественной войны. Это был самый модный танец того года, он звучал на всех выпускных вечерах школьников, почти сразу ушедших на фронт после окончания школьного бала. И постепенно становится понятно, что перед нами – повествование о судьбах людей, заброшенных в жестокую машину нечеловеческих обстоятельств. Это могут быть «бродяги и артисты», но еще больше и совсем обычных людей, которые сопротивляются поглощению «зубчатыми колесами» машины, просто потому что никуда не уходит желание жить, петь, любить, дружить. Вот это отвоевание человеческого пространства и есть, как мне показалось, главный нерв спектакля Олега Погудина. И в заключение еще раз о том, что этого яркого, насыщенного праздника искусства не было бы без блестящих исполнителей-соавторов. Юлия Стожарова, Елена Коробейникова, Данил Можаев, Галина Гармаш, Дмитрий Антипов. Особо хочется сказать о великолепной Манане Гогитидзе, рядом с которой мягкий лирический голос Олега Погудина вдруг заискрился юмором и даже иронией, которые он обычно прячет от публики. И как жаль, что мы так редко видим ее в Москве! О музыкантах-инструменталистах всегда хочется писать самостоятельный опус! И совсем пост-скриптум. Да, на наших глазах возник новый театр. Театр Олега Погудина перестал быть метафорой. И это уже больше, чем театр романса. Есть талантливый постановщик, есть хореограф, актеры, певцы, танцовщики. И уже сложился первоначальный репертуар. И как бы хотелось, чтобы «бродяги и артисты» все-таки получили свой дом, свою постоянную площадку в Москве (или – не в Москве, но мне эгоистически хотелось бы у нас!). Хочется пожелать, чтобы все только начиналось!"
Старый актовый зал наш в электрическом свете...(из студенческой песни)
|
|
| |
Наталья_К | Дата: Воскресенье, 26.03.2023, 02:43 | Сообщение # 2 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2256
Статус: Offline
| Рассказ пресс-службы ГКД: https://dzen.ru/a/ZB3hUuzckhJCOsfm
Очень приятно!
"каждый выбирает для себя тот голос, который скажет вдруг «ему, и никому другому» что-то неотвратимо важное для его личного бытия". (Ким Смирнов)
|
|
| |
Тамара_Капунина | Дата: Понедельник, 27.03.2023, 05:11 | Сообщение # 3 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 79
Статус: Offline
| Премьера "Ар-деко" народного артиста России Олега Погудина в Москве прошла с оглушительным успехом - ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!
Около пяти тысяч зрителей пришли в Государственный Кремлевский Дворец в предвкушении необычного, оригинального, чем, по мнению многих, не только автора комментария, отличаются работы, постановки Олега Евгеньевича, и НЕ РАЗОЧАРОВАЛИСЬ... Нескончаемые аплодисменты, овации - ЯРКОЕ тому ПОДТВЕРЖДЕНИЕ!!!
БРАВО!!! БРАВО!!! БРАВО!!!
Спасибо, за прекрасный вечер в Кремле!!
Но, по порядку ... для ДРУЗЕЙ тех, кто не смог по каким-либо причинам попасть на ПРЕМЬЕРУ "Ар-деко" в одну из столиц!
Пишу, не как специалист - культуролог или театральный критик (коими не являюсь), а как среднестатистический зритель...
Сценография спектакля восхитила!
Для создания яркого изобразительно-пластического образа времени и персонАлий "Ар-деко ", зрительного образа спектакля - декорации, костюмы, бутафория и реквизит, освещение - всё скрупулёзно продумано, подобрано, как всегда у О.Погудина.
О внешнем оформление, чтобы представить в какой обстановке проходил спектакль.
Поразила "лаконичность", "продуманность" и красота оформления! Ничего лишнего, ВСЁ эстетично, несёт "особую" смысловую "нагрузку", усиливая степень эмоционального воздействия, степень "погружения" зрителей в эпоху "Ар-деко"... "Задник" сцены - на экране сменяющиеся изображения (скульптуры, барельефы, орнаменты...) в стиле "ар-деко". На сцене - изящные столики, за которыми (забегаю вперёд) в основном, разворачивается действие спектакля! Всё в мЕру - "как надо" (мнение автора комментария) - Comme il faut! Браво!!! Браво!!!
Олег Евгеньевич Погудин - автор идеи, сценарист, режиссер- постановщик, один из главных действующих лиц (почти не уходил со сцены). Прозвучали знакомые "ариэтки" А Вертинского, в основном, в ином не О.Погудина исполнении, но об ЭТОМ попозже..., а также прозвучали произведения авторов, чьи имена, судьбы связаны со временем "Ар-деко".
Не буду все номера программы концерта-спектакля "перебирать" - в НАДЕЖДЕ - именно в ВАШ город Олег Евгеньевич Погудин и его замечательный Театр романса Олега Погудина (ТРОП) привезет "Ар-деко"!!
Каждый выход на сцену - прекрасные звенья "цепочки" ярких миниатюр, нескончаемым, непрерывапным "потоком" сменяющие друг друга...Спектакль идёт почти 3 часа, а "пролетает", как "ОДНО МГНОВЕНИЕ"...
В Кремле 09.03.2023 были и грусть, и "озорство", и юмор, и гротеск, были романсы, цыганские песни, песни на французском языке, "песни- билингвы", были стихи, отрывки воспоминаний, танцы, балет, была "залихватская Удаль" и, "берущая за душу", "до щемящего сердца" ГРУСТЬ...
Если коротко - на сцене были МАСТЕРА - ТАЛАНТЫ, которые перенесли нас во ВРЕМЯ "Ар-деко", восхитили и покорили столичную публику - нескончаемые овации и "Браво!!" всем участникам концерта-спектакля!!!
В "Ар-деко" выступили непревзойдённая, одаренная прекрасным голосом и многими талантам, обаятельная, актриса- обладатель двух «Золотых масок» Манана Гогитидзе, уже известные и полюбившиеся зрителям (судя по реакции зрителей) талантливые балетмейстер-постановщик Дмитрий Антипов, солистка Государственного академического театра классического балета Галина Гармаш, артист театра музыки и поэзии Елены Камбуровой Данил Можаев.
Спасибо , Олег Евгеньевич, Вам, за то ,что к участию были приглашены талантливые молодые актрисы, которые "с блеском" выступили на сцене ГКД - актриса МХАТ имени Горького Елена Коробейникова и актриса театра на Таганке Юлия Стожарова. Ждём новых встреч!! Браво!!!
Как всегда слова восхищения неизменному, уникальному оркестру музыкантов-виртуозов - ПОСТОЯННОМ УКРАШЕНИЮ выступлений Олега Погудина!!!
Браво!! МОЛОДЦЫ!!
ПРИЯТНЫМ СЮРПРИЗОМ "Ар-деко" были великолепные вокальные выступления Алексея Баева (скрипка) и Андрея Иванова (виолончель), оригинальные сценические миниатюры Ирины Козыревой (домра) и Андрея Иванова (виолончель). Браво!!
"ТАЛАНТЛИВЫЙ человек -ТАЛАНТЛИВ во всем!"
Спасибо всем, кто участвовал в подготовке и проведении ПРЕМЬЕРЫ "Ар-деко" в Кремле!
Долгой театрально-сценической жизни спектаклю и пожелания расширению географии показов великолепного концерта-спектакля!
Вдохновения и творческих побед!!!
С уважением Капунина Т. С.
|
|
| |
|