15 октября 2022 г., ММДМ (Москва)
| |
Елена_П | Дата: Воскресенье, 16.10.2022, 02:07 | Сообщение # 1 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 636
Статус: Offline
| 15 октября 2022, Москва, ММДМ, Камерный зал программа "Лермонтов"
Аккомпанемент:
• З.а. России Михаил Радюкевич – гитара • Алексей Баев – скрипка • Роман Тентлер – контрабас • Всеволод Долганов – виолончель • Елена Молотилова – домра малая • Ирина Козырева – домра альтовая
1 отделение:
1. Оправдание (Когда одни воспоминанья…) - муз. А.Гурилёв
Инструментальная пьеса
Я к вам пишу: случайно! право, Не знаю, как и для чего. Я потерял уж это право. И что скажу вам?— ничего! Что помню вас?— но, Боже правый, Вы это знаете давно. И вам, конечно, все равно.
2. Утёс (Ночевала тучка золотая…) - муз. М.Балакирев
…И вам, конечно, все равно. И знать вам также нету нужды, Что я? где я? в какой глуши? Душою мы друг другу чужды, Да вряд ли есть родство души.- Страницы прошлого читая, Их по порядку разбирая Теперь остынувшим умом, Разуверяюсь я во всем.
3. Жёлтый лист о стебель бьется… - муз. М.Балакирев
Страницы прошлого читая, Их по порядку разбирая Теперь остынувшим умом, Разуверяюсь я во всем. Смешно же сердцем лицемерить Перед собою столько лет; Добро б еще морочить свет! Да и при том что пользы верить Тому, чего уж больше нет?.. Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок; Но я вас помню — да и точно, Я вас никак забыть не мог!
4. Слышу ли голос твой звонкий и ласковый... - муз. М.Глинка
Я вас никак забыть не мог! Во-первых, потому, что много, И долго, долго вас любил, Потом страданьем и тревогой За дни блаженства заплатил; Потом в раскаяньи бесплодном Влачил я цепь тяжелых лет; И размышлением холодным Убил последний жизни цвет. С людьми сближаясь осторожно, Забыл я шум младых проказ, Любовь, поэзию — но вас Забыть мне было невозможно.
5. .... Прощай! – шесть букв приносят столько мук… – муз. А.Тьебо
Забыл я шум младых проказ, Любовь, поэзию — но вас Забыть мне было невозможно. И к мысли этой я привык, Свой крест - несу я без роптанья: То иль другое наказанье? Не все ль одно. Я жизнь постиг; Судьбе как турок иль татарин За все я ровно благодарен; У Бога счастья не прошу И молча зло переношу.
6. Портрет - муз. А.Спиро
Инструментальная пьеса. А.Вивальди. Концерт для двух мандолин и струнн. орк., 2 ч.
7. Нет, не тебя так пылко я люблю... - муз Н.Титов 8. Нищий (У врат обители святой…) - муз. С.Донауров
Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя; И вот наконец докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая; С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская; На ветвях зеленых качаются райские птицы; Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой, И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый, До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя. Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных, Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,- Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара. Ты много видал — да к чему мне твои небылицы? Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю! Я солнцем любима; цвету для него и блистаю; По небу я ветви раскинула здесь на просторе, И корни мои умывает холодное море».
9. Мне грустно, потому что я тебя люблю... - муз. А.Даргомыжский
2 отделение:
10. Парус - муз. А. Варламов
Опять явилось вдохновенье Душе безжизненной моей И превращает в песнопенье Тоску, развалину страстей. Так посреди чужих степей, Подруг заботливых не зная, Прекрасный путник, птичка рая Сидит на дереве сухом, Блестя лазоревым крылом; Пускай кругом бушует вьюга... Она поет лишь об одном Она поет о солнце юга!..
... И мой рассказ, то буйный, то печальный, Я вздумал перенесть на север дальный: Пусть будет странен в нашем он краю, Как слышал, так его передаю! Я не хочу, незнаемый толпою, Чтобы как тайна он погиб со мною; Пускай ему не внемлют, до конца Я допою! Кто с гордою душою Родился, тот не требует венца; Любовь и песни — вот вся жизнь певца; Без них она пуста, темна, уныла, Как небеса без туч и без светила!..
11. Выхожу один я на дорогу... - муз. Е.Шашина 12. Еврейская мелодия - муз. В.Абаза 13. Горные вершины - муз. А.Варламов
Вдруг залп… Глядим: лежат рядами. Что нужды? Здешние полки Народ испытанный… В штыки, Дружнее! раздалось за нами. Кровь загорелася в груди! Все офицеры впереди… Верхом помчался на завалы Кто не успел спрыгнуть с коня… Ура! — и смолкло.— Вон кинжалы, В приклады!— и пошла резня. И два часа в струях потока Бой длился. Резались жестоко, Как звери, молча, с грудью грудь, Ручей телами запрудили. Хотел воды я зачерпнуть… (И зной и битва утомили Меня), но мутная волна Была тепла, была красна.
14. Молитва ("Я, Матерь Божия...") - муз. А.Варламов
Инструментальная пьеса
15. И скучно, и грустно... - муз. А. Гурилёва
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. Нет у вас родины, нет вам изгнания.
16. Сон (В полдневный жар в долине Дагестана…) - муз. М.Балакирев
Инструментальная пьеса
Уже затихло всё; тела Стащили в кучу; кровь текла Струею дымной по каменьям, Ее тяжелым испареньем Был полон воздух. Генерал Сидел в тени на барабане И донесенья принимал. Окрестный лес, как бы в тумане, Синел в дыму пороховом. А там вдали грядой нестройной, Но вечно гордой и спокойной, Синели горы — и Казбек Сверкал главой остроконечной. И с грустью тайной и сердечной Я думал: жалкий человек. Чего он хочет!.. небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем? Галуб прервал мое молчанье, Ударив по плечу; он был Кунак мой: я его спросил, Как месту этому названье? Он отвечал мне: Валерик, А перевесть на ваш язык, Так будет речка смерти: верно, Дано старинными людьми. — А сколько их дралось примерно Сегодня? — Тысяч до семи.- — А много ль горцы потеряли? — Как знать? — зачем вы не считали! «Да! будет, кто-то тут сказал, Им в память этот день кровавый!» Чеченец посмотрел лукаво И головою покачал.
17. Казачья колыбельная
... Но я боюся вам наскучить, В забавах света вам скушны Тревоги дикие войны; Свой ум вы не привыкли мучить Тяжелой думой о конце; На вашем молодом лице Следов заботы и печали Не отыскать, и вы едва ли Вблизи когда-нибудь видали, Как умирают. Дай вам бог И не видать: иных тревог Довольно есть. В самозабвеньи Не лучше ль кончить жизни путь? И беспробудным сном уснуть С мечтой о близком пробужденьи? Теперь прощайте: если вас Мой безыскусственный рассказ Развеселит, займет хоть малость, Я буду счастлив. А не так? — Простите мне его как шалость И тихо молвите: чудак!..
18. Ангел - муз. А.Варламов
Мелодия становится цветком, Он распускается и осыпается, Он делается ветром и песком, Летящим на огонь весенним мотыльком, Ветвями ивы в воду опускается...
Проходит тысяча мгновенных лет И перевоплощается мелодия В тяжелый взгляд, в сиянье эполет, В рейтузы, в ментик, в "Ваше благородие" В корнета гвардии - о, почему бы нет?..
Туман... Тамань... Пустыня внемлет Богу. - Как далеко до завтрашнего дня!..
И Лермонтов один выходит на дорогу, Серебряными шпорами звеня. ("Мелодия становится цветком", Георгий Иванов)
19. Молитва ("В минуту жизни трудную...") - муз. А. Даргомыжский
Представление музыкантов
На бис:
20. «Гори, гори, моя звезда» - муз. П.Булахов, сл. В.Чуевский
|
|
| |
Тамара_Капунина | Дата: Воскресенье, 16.10.2022, 10:41 | Сообщение # 2 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 80
Статус: Offline
| Долгожданный концерт народного артиста России Олега Погудина в Москве (почти месяц его не было в столице) состоялся и это был "Лермонтов" в ММДМ! Покорил, восхитил, "околдовал" и ещё с десяток подобных эпитетов можно было перечислить - потому что так и было - в финале - зал не отпускал артистов со сцены! Море цветов, овации, аплодисменты - благодарная публика "одарила" исполнителей, всем, чем она хотела отблагодарить за прекрасный вечер в ДЕНЬ рождения любимого поэта!
На концерте Олег Евгеньевич сообщил РАДОСТНУЮ НОВОСТЬ о присвоении звания Заслуженный артист России Михаилу Николаевичу Радюкевичу, уникальному гитаристу, виртуозу, мастеру, в руках которого гитара может "запеть, как скрипка", зазвучать, как арфа, можно даже услышать многоголосье целого оркестра!
Поздравляем, Михаил Николаевич, Вас с заслуженной наградой! Здоровья, вдохновения и ещё много наград, которые Вы, безусловно, заслуживаете, одной из которых остаётся неизменная любовь зрителей к вашему творчеству! Выражаем надежду, что Вы ещё долгие годы будете радовать нас своими прекрасными выступлениями!
НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ... Сегодняшний - ТРЕТИЙ "Лермонтов" О.Погудина, который я увидела...Они все отличаются друг от друга, но все, несомненно, хороши... В каждом варианте в основу сюжета заложены разные темы творчества поэта. Каждый концерт уникален и, как обычно у Олега Евгеньевича, на каждом всё продумано до мелочей, отшлифовано и "работает", как хорошо отлаженный часовой механизм, это я о безупречной постановке и режиссуре (мнение автора..., уверена, меня поддержат все, кто был сегодня на спектакле)
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ В первой части концерта сюжет основывался на теме любви в поэзии М.Ю.Лермонтова.
Лирический герой в исполнении Олега Евгеньевича, любил, страдал, размышлял на столько эмоционально , что иногда слезы "наворачивались" на глаза... Голос звучал....словами не передать...то нежно, то с трагическими нотками, то чуть слышно - "бархатно" .... БРАВО, Маэстро!
Вы слышали выражение "играть на струнах души...", "тронуть душевные струны" говорят ещё "тронуть душу", "коснуться души", в первом отделении музыкальные пьесы, тексты, романсы были так исполнены, что в зале, казалось, сформировалась единая душа, мелодия которой, идущая от сердца каждого зрителя, была прекрасна! Духовные струны зала издавали необыкновенной красоты мелодии, как отклик на ЧУДО, происходящее на сцене. Мелодия ДУШИ , МАГИЯ ТАЛАНТА, восхитительная музыка, стихи, романсы, великолепное исполнение - НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО совершило ЧУДО - прекрасная ДУША , которая возникла в зале была уникальна в своем звучании, она светилась, переливалась, звенела как хрусталинки! Ближе к финалу первого отделения исполнен"Нищий", стихотворение с элементами притчи и элегии о людской чёрствости, равнодушии, злости и непонимании... Часто в критической литературе положение нищего, просящего подаяние у церкви, сравнивается с безнадежной любовью самого поэта. "Нищий" на концерте исполнен пронзительно, "до боли в сердце"!
ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Как всегда, у МАСТЕРА - все продумано, тщательно отобрано: тема одиночества, непонимания, тема смерти, пророческие стихи ...
Прозвучали знакомые тексты ПОЭТА, исполненные "до мурашек" эмоционально! Дар драматического артиста, способность эмоционально "заразить" зрителя и настроить "на единую волну" зал, проявился "в полной мере"(хотя...? неисчерпаемые возможности таланта О.Погудина не перестают удивлять и восхищать..) Яркие образы, создаваемые Вами, Олег Евгеньевич, представали перед глазами, побуждали сопереживать! Браво, МАЭСТРО!
Было много нового! Некоторые знакомые стихотворения, положенные на музыку прозвучали впервые в исполнении певца! И это было прекрасно! Браво! Браво! Браво!
БИС... "Гори, гори моя звезда.." О.Погудина - СОВЕРШЕНСТВО, которое никому не превзойти...
Спасибо, за БИС, за понимание, доброе и бережное отношение к публике!
Большая благодарность, аплодисменты и бесконечные возгласы "БРАВО!" музыкантам виртуозам, чей талант, мастерство восхищают и вызывают благоговейный трепет! СПАСИБО! (на спектакле невозможно было надолго прерывать ход действия - овации и аплодисменты были бы бесконечными).
Прекрасный вечер, Михаил Юрьевич, С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ! ПОМНИМ, ЧИТАЕМ, ЛЮБИМ и любить БУДУТ ещё многие поколения после нас!
Спасибо, Олег Евгеньевич, за прекрасный подарок ПОЭТУ и нам!
Спасибо, всем артистам, всем кто участвовал в концерте, в его создании! Вдохновения вам и осуществления самых смелых планов!
(PS Знаю, к сожалению, ПОВТОРЕНИЙ не бывает, ждём следующего "Лермонтова"...)
С уважением Капунина Т. С.
|
|
| |
Нина_Данова | Дата: Среда, 19.10.2022, 10:33 | Сообщение # 3 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1117
Статус: Offline
| https://vk.com/id100663954
"Вчерашний концерт-спектакль Олега Погудина "Лермонтов" не отпускает. Просто опишу, потому что в Москве он бывает раз в год, не всем доступен. Да и мощная энергетика, которая идет со сцены, в записи плохо воспроизводится. Ключевым текстом, к которому стягиваются и стихи, и романсы, и... вокальные миниатюры, которые уже не вполне романсы, избрано стихотворение "Валерик". Одно из самых мудрых и многослойных у Лермонтова. Его фрагменты читаются на протяжении всего спектакля и соединяют обыденное и высокое, две важнейшие темы: трагической неразделенной любви и столь же трагического существования человека среди жестокой, античеловеческой и бессмысленной войны (уже в первом отделении читается "Я думал: «Жалкий человек. Чего он хочет!.. Небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем?" - И все же, чем ближе к концу, тем явственнее проступает и третья тема: приближение одинокого страдающего человека к Богу, сопротивление злу в человеческой душе и возможное (только возможное!) просветление сознания и обретение силы там и тогда, где, кажется, это и невозможно. И это относится и к любовной теме ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), и к земному существованию человеческой души, неизбежно сталкивающейся со злом, но помнящей о небе ("Ангел").. Когда поется "Казачья колыбельная", зал уже плачет, но вслед за этим почему-то становится легче, как будто наступает катарсис. И, не знаю, так ли это, но мне показалось, что и голос во втором отделении как-то окреп, зазвучал мощнее. И снова вспоминается мысль Достоевского. О том, что дойдя до края, русский человек и спасает себя сам, и именно тогда, когда кажется, что спасение невозможно".
Дина Махмудовна Магомедова, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой истории русской классической литературы историко-филологического факультета Института филологии и истории РГГУ, руководитель Блоковской группы Института мировой литературы РАН, автор текста, приведённого выше, принимала участие в международной научной конференции «ЕМУ ЧУЖАЯ РЕЧЬ ЯСНА…» к 200-летию Аполлона Григорьева 14 – 16 июня 2022 г., где Олег Погудин представил доклад "Аполлон Григорьев и формирование поэтики русского городского романса". Её беседу с Олегом Евгеньевичем на этой конференции см. по ссылке (1час 37 мин с начала записи) https://www.youtube.com/watch?v....index=3
Старый актовый зал наш в электрическом свете...(из студенческой песни)
Сообщение отредактировал Нина_Данова - Среда, 19.10.2022, 10:42 |
|
| |
Татьяна_Власова | Дата: Пятница, 11.11.2022, 04:41 | Сообщение # 4 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 245
Статус: Offline
| «Шедевр!», «Концерт гениальный!», «Бесподобно» — делились впечатлениями зрители, расходясь после концерта, вернее, спектакля Погудина — «Лермонтов» . (Это о московском спектакле, о петербургском не могу сказать точно, так как пришлось срочно бежать на поезд, но не сомневаюсь, что отклики были такими же). И было отчего прийти в восторг! Вспоминались строки самого Лермонтова: Что за звуки! Неподвижен, внемлю Сладким звукам я, Забываю вечность, небо, землю, Самого себя... На слова или сюжеты творений Лермонтова написано более 2000 музыкальных произведений! Однако не так часто можно услышать эти произведения со сцены. Чаще всего, пожалуй, можно услышать оперу «Демон» или арии из неё. Наверное, далеко не каждый исполнитель решается передать весь пафос лирики Поэта (пафос в том смысле, который имело это слово исходно у греков — подлинность, страсть, страдание ). И хорошо, что не берутся, вряд ли кто способен передать это так же, как Олег Евгеньевич. Спектакль оригинально и удачно скомпонован, как обычно, демонстрируя режиссёрские способности Маэстро. Романсами перемежаются строки стихотворения, скорее, по размеру и глубине содержания — небольшой поэмы «Валерик», одного из моих самых любимых произведений Лермонтова. И это очень удачно, ведь в этом стихотворении — основные мотивы поэзии Лермонтова: и давняя любовь, и батальные сцены, и философски-грустное размышление о несовершенстве человеческой натуры.
Брюсов писал о Лермонтове: ...И мы тебя, поэт, не разгадали, Не поняли младенческой печали В твоих как будто кованых стихах. Всё ли мы разгадали теперь? В результате научных изысканий всё больше становится известно и о творчестве, да и о биографии Лермонтова, однако и число загадок и тайн не уменьшается. . Но всю печаль и вместе с тем энергию «кованого» стиха сильного и смелого человека (а мог ли быть иным человек, столько раз глядевший в лицо смерти) доносит нам Певец, находя своё выражение и интонацию для каждого произведения. Как он даёт почувствовать в Валерике боль от невозможности забыть утраченную любовь и от постоянного нарушения человеком гармонии природы! Как современно воспринимается окончание стихотворения...Однако впечатление от этого и других драматических сюжетов не оставляло чувства уныния и безнадёжности, потому что за ними следовали и нежная «Колыбельная», и затем исполненная Веры и Надежды «Молитва». А «Ангел» в очередной раз заставлял вздохнуть, задумавшись о том, почему не в каждой душе остаются напевы небесных песен. Но в то же время после всего услышанного можно было усомниться в том что так уж скучны земные песни! И нужно отметить, что интонации некоторых стихов и романсов в двух концертах несколько различались, в очередной раз подтверждая, что Олег Евгеньевич, как всегда, не произносит заученный текст, а проживает то, о чём поёт или читает. ,И вновь, как уже бывало, в обоих концертах возникали мгновения, когда возникало ощущение незримого, но явственного присутствия самого Поэта. Будто душа его из того мира, теперь находится, может быть привлечена такой концентрацией любви, которой ему столь недоставало при жизни. Или, быть может, это проявление преемственности чего-то трудно выразимого, о чём, как о превращении некой сущности как мелодии, говорится в стихотворении Иванова, прочитанного Певцом.
Возьму на себя смелость в подражание Иванову немного добавить к его словам: Вот пронеслись ещё две сотни лет, Мелодия вновь перевоплощается, И музыкой она к нам возвращается В чудесном пении — о, почему бы нет? И воплощеньем в образе Певца, Ряд длинный превращений завершается? Круг, символ совершенства, замыкается. . Конец ли это? — Ведь у круга нет конца!
Ну и, конечно, нельзя не отдать должного виртуозам-музыкантам, которые, помимо аккомпанемента, так украшали концерт замечательно подобранными пьесами. А с какой радостью было всеми воспринято сообщение, что Михаил Николаевич наконец-то заслуженно получил звание Заслуженного артиста России ! Так как многие уже знали об этом, «именинник» получил целую клумбу цветов, не говоря об овации. А в завершение Олег Евгеньевич спел на бис романс «Гори, гори, моя звезда». И это было вполне уместно, потому что и Лермонтов любил писать о небе и звёздах. Вот и у него обращение к звезде: Светись, светись, далёкая звезда, Чтоб я в ночи встречал тебя всегда…
Спасибо, Олег Евгеньевич! Спасибо, музыканты! Пусть всегда на всех ваших путях вам светит неизменная благодатная звезда!... --
Post_tenebras_spero_lucem_(лат.) После_тьмы_надеюсь_на_свет
Сообщение отредактировал Татьяна_Власова - Пятница, 11.11.2022, 04:51 |
|
| |
Наталья_К | Дата: Пятница, 11.11.2022, 16:38 | Сообщение # 5 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 2256
Статус: Offline
| Спасибо, Таня! Как всегда, эмоционально и емко!
"каждый выбирает для себя тот голос, который скажет вдруг «ему, и никому другому» что-то неотвратимо важное для его личного бытия". (Ким Смирнов)
|
|
| |
|