Ада | Дата: Вторник, 06.06.2017, 16:35 | Сообщение # 1 |
Группа: Постоянные участники
Сообщений: 1150
Статус: Offline
| Олег Погудин - Романсы — Елена Быкова
"ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ" С ОЛЕГОМ ПОГУДИНЫМ Взгляд из зрительного зала
Что нового я, обычный зритель, смогу сказать про артиста Олега Погудина? Уже столько написано и про его уникальный голос, и про то, как он чувствует музыку... и так далее, и так далее. Но, тем не менее, слова просятся на "бумагу" (возможно, профессия моя все-таки накладывает свой отпечаток), и в принципе, не так уж важно, прочитает их кто-то или нет и как отнесется к изложенному. Это как в вагоне поезда, когда случайным попутчикам рассказываешь порой о самом сокровенном, зная, что через какое-то время каждый из вас сойдет на своей станции, и вряд ли когда-нибудь ещё ваши пути пересекутся.
Первые пять месяцев этого года совершенно неожиданно оказались для меня временем удивительных открытий, они вместили столько эмоций, размышлений, произошло даже переосмысление ряда жизненных приоритетов. А "виной" тому стали "Пять вечеров" с Олегом Погудиным.
Вечер первый. "Пушкин. Лермонтов" Билет на этот концерт мне подарили на день рождения - в воздухе уже какое-то время витала идея "сходить на Олега Погудина ", о котором я, конечно, слышала, но знала совсем немного. Поэтому подарку была рада. Правда, увидев название программы, подумала о том, что в одном концерте хотелось всё-таки услышать и другие произведения из репертуара певца. Разве я могла предположить, что вечером 20 января в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя романсы на стихи Пушкина и Лермонтова, слышанные уже не раз в чьём-то исполнении, обретут совершенно новое звучание и даже новое прочтение? И каждый романс покажется таким коротким... а вечер пролетит так мгновенно... и будет замечательный монолог артиста, и "соло" великолепного ансамбля музыкантов... И неожиданным и таким приятным подарком словно специально для меня станет "На фоне Пушкина..." Булата Окуджавы... А как звучал голос со сцены! - легко, свободно, и казалось, что певец не прилагает к этому никаких усилий. А невероятная энергетика артиста "долетала" и до нашего балкона (очевидно, именно этого мне теперь не хватает, когда слушаю просто записи). Двух часов оказалось очень мало, и ещё не успели стихнуть финальные аплодисменты, а я уже знала, что обязательно куплю билет на один из ближайших концертов Погудина в Москве. Так я сама себе подарила
Вечер второй. "Песни любви" В этот вечер весна ещё довольно робко шагала по московским улицам. А здесь, в Светлановском зале Дома музыки уже была полноправной хозяйкой. Пробралась на сцену маленькими нежными первоцветами, заявила о себе ещё одним букетом невероятно красивых, знакомых и в то же время словно опять первый раз услышанных песен и романсов. Моих любимых "В лунном сиянье...", "Среди миров...". Органично вплелись в этот букет и "Камнем грусть... " Высоцкого, и песни на французском, итальянском, польском языках... одним словом, было так, как я изначально и хотела. И всё это создавало атмосферу праздника. И пришло понимание, что и двух концертов мне тоже будет мало.
К слову сказать, уже после первой программы практически ежедневно находила время для того, чтобы отыскать в интернете и прочитать или послушать интервью артиста (судя по ним, он и собеседником оказался интересным), а также концертные записи разных лет. Как журналист, завидовала авторам этих интервью, а как библиотекарь (так уж получилось, что это две мои основные профессии) готова была начать тут же систематизировать, раскладывать по каталогам и картотекам довольно обширный, как выяснилось, материал. Каким-то образом в тот момент из всего репертуара Олега Погудина на первый план для меня вышли песнопения иеромонаха Романа (Матюшина). Сначала- "Соловей", "Родник", которые, как я вспомнила, пела когда-то и Бичевская. А потом "На реках Вавилонских", "Гора Голгофа", "Пост с молитвой..." и другие поразили глубиной и точностью каждого слова - когда-то написанного поэтом и гениально донесённого артистом до нас, зрителей. Просто удивительно, как они совпали - автор и исполнитель! Поскольку я очень быстро поняла, что хоть иногда хочу слушать Олега Погудина не в записи, а сидя в зрительном зале, то, недолго думая, купила билет на "Молитву", а заодно и ещё на два концерта всё в том же Доме музыки в Москве.
Вечер третий. "Молитва" Разве мог кто предположить, что эта программа станет своеобразным реквиемом - по погибшим в петербургском метро тем страшным днём 3 апреля... Она была очень непростой. И не только для артиста, но и для зрителей. Не сопереживать, не откликаться сердцем и душой на ту боль, которая звучала в голосе Олега Погудина, читалась в его глазах, в каждом движении, усиливалась в звуках гитарных струн, было просто невозможно. И аплодисменты в этот вечер были особенно тёплыми, и было много цветов... Но, если честно, мне хотелось тишины в зрительном зале, хотя бы до конца первого отделения...
Вечер четвёртый. "Je chante" Стыдно признаться, но "язык, способный выразить все нюансы сердца и души", в школе я в конечном итоге выучила скверно. Моих знаний никогда не хватало для того, чтобы перевести слова французских песен, в том числе и тех, которые пел в этот вечер со сцены Камерного зала Московского Дома музыки - то с грустью, то с отчаяньем, то с надеждой- невероятно стильный и обаятельный мужчина. Впрочем, голосом, темпераментом, взглядом, движением рук он говорил гораздо больше. И так проникался жизнью каждого песенного персонажа, что заставлял и нас всех переживать, сочувствовать, радоваться вместе с ним. И забывать, что ща стенами Дома музыки идёт обычная московская жизнь: люди спешат с работы, прячась под зонтиками от апрельского дождя, сидят в кафе и ресторанах.. У каждого свои дела и заботы. А мне немного жалко, что они пропустили такой концерт.
Вечер пятый. "Надежды маленький оркестрик" "Ну что, опять к своему Погудину едешь? Не наслушалась ещё?" - уже с изрядной долей иронии спрашивают меня друзья и близкие. Да, еду, да, не наслушалась. И очень не хотела пропустить программу, посвящённую творчеству любимого ещё с юности Булата Окуджавы. Поэтому 1 июня вновь была в Камерном зале Московского Дома музыки. Булата Окуджаву могла бы слушать, наверное, бесконечно. Какая-то магия есть в его песнях, они словно маленькие притчи, порой с незамысловатым сюжетом, в которых кроется такая философская глубина! Для меня песни Окуджавы-это маленькие шедевры, а в исполнении Олега Погудина они стали шедеврами вдвойне. И когда он исполняет их под собственный аккомпанемент на гитаре, и в инструментальном дуэте с Михаилом Радюкевичем, и в сопровождении своего ансамбля. И зал благодарил артиста и криками браво, и бурными овациями, и невероятно красивыми букетами цветов... Уже после концерта я вдруг поняла, что не было традиционного монолога Погудина. Не знаю, может быть на этой программе он его не произносит, обращаясь к зрителям на протяжении всего концерта словами Булата Окуджавы, которые созвучные с его мироощущением. А ещё мне показалось, что не только зрители не хотели расходиться, но и артист совсем не спешил покидать сцену...
Но всё когда-нибудь заканчивается. Закончились и мои пять вечеров, на каждом из которых Артист Олег Погудин для меня словно поднимался ещё на одну ступень. Хотя казалось, куда уж выше! Но он удивлял и восхищал, он был такой разный. Как будто заглянувший к нам на огонёк из далёкого времени - на программе Пушкин. Лермонтов. Открытый навстречу зрителям, наступающей весне и всё-таки прячущий за улыбкой немного грусти, - в Песнях любви. Словно согнувшийся под тяжестью горя - на Молитве. Расправивший плечи - на французском шансоне. Лирический, даже какой-то умиротворённый - на программе, посвящённой Окуджаве.
И эти пять вечеров, и те концерты, которые я посмотрела в записи, уже давно позволили понять, что большинство многочисленных шоу современных "звёзд" с многочисленными подтанцовками и сиянием огней меркнут перед проникающим в сердце и душу голосом артиста, перед одним, невероятно точным, движением его рук, поворотом головы, взглядом. Перед его талантом с лёгкостью превращать обычную стойку микрофона то в столик в парижском ресторанчике, то в бричку, подпрыгивающую на ухабах, то в закрытую дверь... После знакомства с творчеством Олега Погудина начинаешь очень придирчиво относиться к другим исполнителям. И уже невольно видишь, что тот или иной артист поёт хорошо, может быть, даже талантливо, но ПОЁТ. Тогда как, слушая Погудина, ощущаешь, что он ЖИВЁТ - в каждой песне, в каждом романсе. "За столом семи морей", "Вертинский", "Народные песни" - эти и другие программы тоже хочу увидеть и услышать из зрительного зала. Правда, на следующий концерт смогу попасть не так скоро, как хотелось бы. Но всё-таки надеюсь, что у пяти вечеров будет продолжение.
P.S Перечитала написанное и поймала себя на мысли, что уж очень идеальным получился у меня артист Погудин. Так и хочется какой-нибудь "перчинки" добавить. Но не могу, ведь именно таким я увидела его из зрительного зала.
https://ok.ru/olegpogudi
|
|
| |