Камерный производит на меня впечатление чего-то мрачного и глухого. Как только открылась сцена, я почувствовала, что здесь все очень затхло и надуто: и эти декорации с красными ширмами и черным задником, и голоса артистов. Может быть, это впечатление от самой драмы. Все эти пожилые лица, что-то зловещее и усталое во всем. Когда же появилась Алиса Коонен, впечатление придавленности усилилось еще больше. Играла она, конечно, поразительно. Мне редко приходится видеть трагических актрис, но мне кажется, что она одна из лучших или лучшая именно трагическая актриса. У нее прекрасный голос и пластический жест, особенно руки, они так ярки, одно ее движение руки уже говорит все. Мимика у нее мало подвижна. Вообще у нее скупость мимики лица за счет пластики. Говорит она ровно, медленно и вместе с тем очень проникновенно. Финал у нее очень хорош. Мориса Саксонского играл Чаплыгин. Я никогда не поверю, чтобы артист с некрасивым лицом и громоздкой фигурой не мог быть при умении и таланте хотя бы симпатичным, не говоря уже об очаровании. А у этого Чаплыгина одна натянутая улыбка и страшная скупость жеста. Ведь Саксонский молод, он любимец женщин, сам любит. А он ведет себя, как какой-то гербарийный тип. Надо иметь душу молодую, и в 45 лет можно казаться очаровательным юношей. Когда Л. в 42 года играл Ромео, то это был настоящий чудесный шекспировский Ромео, да и теперь его Ленский, Альфред – разве они не молоды, не очаровательны?! Они очаровательны не той оперной конфетностью, а живостью, жизненной правдивостью и молодостью. А Л. уже, слава Богу, за 5-й десяток перевалил, да и в опере труднее играть, чем в драме. Мне скажут, что я пристрастна. Может быть, но я не пристрастна к Бобкову, а он куда лучше по виду, чем Л. Надо иметь душу и талант, а остальное приложится. Ну, хватит об этом, села на свой любимый конек и поехала. Итак, к делу. Очень хороши Яниковский (роль неразборчиво) и Ценин (герцог Булонский). В общем, все хорошо, но этот Чаплыгин… Что-то он мне Чекина напоминает. Коряв, сучковат и боится двинуться.
|