Народные праздники на Святой Руси. ТРОИЦЫН ДЕНЬ "Праздник пятидесятницы установлен был ещё Моисеем в память получения Синайского законодательства, но от ветхозаветной церкви в христианскую перешёл неизменно только обычай украшать храмы и жилища зелёными ветвями, цветами и травами. Употребление цветов и зелёных ветвей в язычестве имело символическое изображение:так, масличная ветвь знаменовала мир, лавровая - победу, дубовая - славу. Такое значение цветов перешло почти ко всем народам, так же как и обычай украшать свои жилища зелёными ветвями, но праздник пятидесятницы в новозаветной церкви стал служить воспоминанием о Спасителе мира, воссевшем одесную Бога Отца и ниспославшего на своих апостолов и учеников Духа Святого. До XYII века Троицын день служил у нас сроком внесения податей, решения тяжб, совершения всякого рода договоров. Так как праздники Троицы и Духова дня приходятся в летние месяцы, то к ним приурочены были многие языческие обряды, совершавшиеся в старину нашими предками, которые в это время справляли праздник Дивы, богини земли. До сих пор народ считает землю "именинницей" в Духов день, чем и объясняется запрещение рыть её. Троицкая неделя называется зелёною, клечальною, русальною. Считалось, что в Троицын день русалки падают с деревьев, представляются прелестнейшими девушками с бледными и тоскливыми лицами, а живут они в реках или в лесах. Вера в существование их охранялась как на Руси, так и вообще в Европе очень долгое время даже среди образованных лиц... Считалось, что в русалок или мавок, превращаются дети, умершие без крещения; злые духи похищают души таких младенцев и дают им свободу являться на свет Божий только в Троицын и Духов дни. Вера в существование водяных существ, очевидно, заимствована от греческих нереяд, гамадриад, римских наяд и кверпетулян, которые у различных народов приняли различные наименования. По мифическим представлениям греков, из воды, жены солнца, родилась Афродита, всеобщая любовь. Вода, сочетавшаяся браком с солнцем, соединившаяся с вселенною, превратилась в обворожительную девицу, богиню, которую старались умолить разными жертвоприношениями. Отсюда и у славян - свои священные воды, рощи и водяные очаровательные существа. С течением времени характер верования наших предков в этих водяных существ изменился, и русалки стали уже страшными, приносящими лишь несчастие человеку существами. Вот почему появился обряд изгнания и проводов их, совершавшийся в первый понедельник после Троицы, называаемый русальным провожанием или русальным заговением. В Троицын день девушки спрашивали у кукушки, когда она кукует, долго ли ещё быть им в доме отца. Сколько лет прокукует кукушка, столько лет и ждать им замужества. В Перми в Троицын день устраивались народные гулянья, с качелями; в Пензенской и Самарской губерниях одну из девушек клали на доску, бросали в воду, купались с весёлыми песнями и шутками, играли в хороводы до вечера. В Петербурге многие ходили и ходят в Троицын день на могилы своих родственников, чтобы украсить их берёзками и цветами. В Малороссии в Троицу приносили в церковь охапку зори, мяты и кадила; всё это связывалось верёвкою, а в середину ставилась свеча, называемая Троицкою, которая горела в продолжение всей обедни; травы эти затем хранились дома для лечения от разных болезней, а свеча Троицкая давалась в руки умирающего. До конца XYII столетия в Москве цари справляли Троицын день с особым торжеством. В полном царском наряде выходили они, в сопровождении бояр именитых, в кремлёвский Успенский собор. Пред царём несли пук цветов и древесный лист. Когда, после обедни, начиналась троицкая вечерня, соборные ключари подносили такой же лист без стеблей царю от имени патриарха и, смешав этот лист с государевым, кропили его розовою водою, "гуляфною водкою". Остальным листом устилали места для патриарха и разносили его по всей церкви. Государи совершали установленное при молитве Святому духу коленопреклонение на этом листе. Долгое время в Петербурге существовал обычай - выбирать себе женихов и невест в Духов день. В летнем саду в былые времена в этот день происходило оживлённое гуляние." (Рассказ составлен по книге Степанова Н.П. "Народные праздники на Святой Руси", Москва, "Русский Раритет", 2002)
|